Содержание обучения русскому языку как иностранному определяется требованиями к уровню владения языком и ставит целью формирование у иностранных учащихся языковой, речевой, социокультурной компетенций. Использование языка как средства общения и обучения предполагает овладение не только языком, речевой деятельностью, но и новой языковой действительностью – образом жизни, обычаями, культурными ценностями и достижениями науки [1].
Основы изучения связи языка и культуры заложил немецкий философ и лингвист В. Гумбольдт, который полагал, что каждый язык обладает исключительной индивидуальностью, раскрыть которую возможно только через характер народа «во всех его независимых от языка проявлениях» [2, с. 373]. Американский лингвист и антрополог Э. Сепир также обращал внимание на взаимосвязь языка и культуры: «Язык не существует вне культуры, то есть вне социально унаследованной совокупности практических навыков и идей, характеризующих наш образ жизни» [3, с. 185].
Изучению взаимосвязи языка и культуры посвящены многочисленные исследования отечественных лингвистов (Е.И. Пассова, Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова, С.Г. Тер-Минасовой, В.В. Воробьева и др.) [4–7]. Результатом данных исследований стало возникновение в современной лингвистике таких направлений, как лингвострановедение и лингвокультурология, в рамках которых происходит знакомство иностранных учащихся с культурой страны изучаемого языка, что способствует формированию языковой личности в рамках разных национальных культур. Е.И. Пассов определяет культуру как «систему духовных ценностей, воплощенных или не воплощенных материально, которые созданы и накоплены обществом во всех сферах бытия – от быта до философии» [4, с. 8]. Обучение иностранному языку тесно связано с изучением культуры, традиций, представлений о мире народов, говорящих на этом языке [6]. М.Н. Ветчинова отмечает, что одной из стратегических задач в современном образовании является обязательное изучение языка в контексте культуры [8].
Большое внимание в исследованиях, связанных с культурологическим аспектом обучения иностранным языкам, уделяется вопросам соизучения языка и культуры. Так, В.В. Сафонова отмечает постепенный переход «от коммуникативно-прагматических моделей к культуроведчески маркированным коммуникативно-деятельностным моделям языкового образования» [9, с. 126]. Главная задача культурологического подхода в сфере языкового образования, по мнению Е.П. Турбиной, «это обучение личности через приближение ее к достижениям иноязычной культуры» [10, с. 113].
Е.Н. Дмитриева и О.Г. Оберемко также выделяют среди современных образовательных идей культурологическую как наиболее отвечающую современным социальным требованиям. Исследователи подчеркивают, что «всякая культура существует и передается посредством системы ценностей» [11, с. 187], и все компоненты образовательного процесса характеризуются ими как ценностные.
Питерс Берт определяет культурные ценности как «ценности, широко распространенные в конкретной лингвокультуре и служащие основой для убеждений, взглядов, отношений, коммуникативных привычек характерных для данной лингвокультуры» [12, с. 41].
Таким образом, культурологический аспект в преподавании иностранных языков вообще и русского языка как иностранного в частности стал необходимой частью образовательного процесса. Главной задачей обучения при культурологическом подходе становится формирование языковой личности учащегося через усвоение культурных ценностей изучаемого языка.
Цель данного исследования: представить культурологический аспект обучения иностранных учащихся на материале учебного пособия «Выдающиеся ученые-политехники»
при формировании коммуникативной компетенции в социокультурной сфере общения (уровень В1).
Материал и методы исследования
Материал исследования: процесс языковой подготовки иностранных учащихся к поступлению в технические вузы Российской Федерации, регламентирующие документы по содержанию обучения иностранных граждан в российских вузах, учебно-методическое обеспечение учебного процесса (учебные пособия) с целью определения их культурологического потенциала в обучении русскому языку как иностранному (РКИ).
Методы исследования: эмпирические, теоретические, педагогические, а именно: наблюдение за учебным процессом, анкетирование, изучение опыта создания учебных пособий, направленных на формирование у иностранных учащихся познавательного интереса к получению научного знания.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты исследования обсуждались на международных научно-практических конференциях в вузах Российской Федерации и за рубежом.
Культурологический аспект обучения русскому языку иностранных учащихся представлен в регламентирующих документах: в Требованиях к Первому сертификационному уровню владения русским языком как иностранным [13], в Лингводидактической программе по русскому языку как иностранному: Элементарный уровень (А1), Базовый уровень (А2), Первый сертификационный уровень (В1) [14] в перечне сфер общения, характеризующих социальные потребности участников общения, ситуаций общения, интенций, тем общения. Одной из лексических тем, содержащихся в Требованиях к первому уровню владения РКИ, является тема «Известные деятели науки и культуры России».
При изучении данной темы иностранные учащиеся знакомятся с историей науки, с ее основными направлениями и достижениями, а также с учеными России, которые внесли большой вклад в развитие науки. Опыт работы показывает, что научные достижения российских ученых вызывают интерес у иностранных учащихся. Коллективом специалистов в области русского языка как иностранного СПбПУ создано учебное пособие «Выдающиеся ученые-политехники» [15]. Целями данного учебного пособия являются:
- знакомство с деятельностью замечательных ученых, талантливых инженеров, конструкторов, изобретателей, жизнь и деятельность которых были связаны с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого;
- повышение у иностранных учащихся интереса к современным достижениям науки;
- формирование у иностранных учащихся мотивации к получению научных знаний в соответствии с профилем специальности;
- приобщение к научным открытиям российских ученых как к части мировой культуры;
- привлечение иностранных граждан к получению высшего профессионального образования в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого.
Учебное пособие «Выдающиеся ученые-политехники» включает тексты о жизни и деятельности Андрея Григорьевича Гагарина – первого директора Санкт-Петербургского политехнического института, Абрама Федоровича Иоффе – основателя отечественной школы физики, создателя Физико-технического института, Петра Леонидовича Капицы, Жореса Ивановича Алферова – лауреатов Нобелевской премии по физике, Николая Николаевича Семенова – лауреата Нобелевской премии по химии, Игоря Васильевича Курчатова, Юлия Борисовича Харитона – основателей и руководителей советского атомного проекта; Николая Дмитриевича Зелинского – русского ученого-химика, создателя первого в мире универсального противогаза; Олега Константиновича Антонова – авиаконструктора, создателя современных транспортных и пассажирских самолетов; Павла Павловича Кобеко – создателя нового научного направления в механике и электродинамике аморфных тел; Бориса Павловича Константинова – ученого-физика, академика, директора Ленинградского физико-технического института, Михаила Ильича Кошкина – выдающегося инженера-конструктора, создателя легендарного танка «Т-34», Ивана Всеволодовича Мещерского – ученого-физика, основоположника современной ракетодинамики, Якова Ильича Френкеля – выдающегося российского физика-теоретика, Михаила Андреевича Шателена – первого в России профессора электротехники, активного участника электрификации страны.
В учебном пособии представлены тексты различной степени трудности и объема. Выбор материалов для занятий по русскому языку с иностранными студентами осуществляется преподавателем в соответствии с уровнем владения русским языком в учебной группе. Задания учебного пособия могут быть предложены иностранным учащимся для самостоятельной работы. Каждый текст содержит иллюстративный материал, направленный на визуализацию информации. В учебном пособии «Выдающиеся ученые-политехники» представлена система заданий для обучения иностранных учащихся чтению, монологической и диалогической речи.
Работа с учебным пособием предполагает следующие этапы.
I этап – знакомство с лексическим материалом, представленным в «Словарных страницах». Лексическому аспекту в данном пособии уделяется особое внимание. Работа со «Словарными страницами» способствует расширению словарного запаса учащихся, необходимого для характеристики ученого, его личностных качеств, научной деятельности, достижений в науке и технике, названия областей и отраслей промышленности, производственных процессов, результатов технической деятельности.
В состав «Словарных страниц» включена следующая лексика: определения, характеризующие человека, ученого; лексика по словообразовательным моделям «действие – деятель – процесс – результат»; лексика по темам: «Области науки», «Научная, техническая, производственная деятельность», «Отрасли промышленности».
Лексический материал включает также:
- названия научной деятельности: исследование, достижение, открытие, теория, учение, концепция, закон, проект и др.;
- названия технической деятельности, результата: изобретение, испытание, конструирование, моделирование, переработка, проектирование и др.;
- названия научных учреждений: научно-исследовательский институт, лаборатория, конструкторское бюро и др.;
- названия отраслей промышленности: авиационная, атомная, военная, добывающая, легкая, металлообрабатывающая и др.; машиностроение, приборостроение, самолетостроение и др.;
- названия производственного процесса: выпуск, выработка, добыча, изготовление, обработка, получение и др.
«Словарные страницы» включают также глаголы и краткие причастия, которые отобраны из всего корпуса текстов учебного пособия. Изучать глаголы рекомендуется постепенно, по мере их представленности в конкретном тексте, выбранном для работы на учебном занятии.
Работа со словарными страницами является обязательным этапом, так как знание предлагаемой лексики будет способствовать снятию трудностей понимания содержания текстов.
II этап – выполнение предтекстовых заданий. Работа в них с лексикой расширяет представления иностранных учащихся об областях науки, с которыми связана исследовательская деятельность ученых. В предтекстовых заданиях учащимся предлагается узнать, в каких областях науки работал ученый и что именно он сделал.
Область науки:
Физика: физика низких температур, физика магнитных полей, физика высокотемпературной плазмы.
Что сделал (имя ученого):
- изучал физику низких температур;
- исследовал сильные магнитные поля;
- разработал новый метод получения кислорода в промышленности;
- разработал принципиально новые холодильные машины и установки и т.д.
III этап – работа с текстом о жизни и научной деятельности ученого: чтение и выполнение послетекстовых заданий, направленных на понимание прочитанных текстов.
IV этап – работа с информацией, представленной в рубрике «Это интересно», в которую включены интересные факты из жизни великих ученых, воспоминания современников, мысли выдающихся ученых о науке, об отношении к науке, к своим открытиям и изобретениям, к образованию. Например:
Жорес Иванович Алфёров: «Способности ребенка от кармана родителей не зависят, и нужно каждому давать возможность развиваться. <…> Вся наша молодежь, пройдя конкурс, экзамены, должна иметь возможность получить образование».
Жорес Иванович Алфёров: «Все, что создано человечеством, создано благодаря науке».
Олег Константинович Антонов: «Культурный человек обязан относиться к своему телу с такой же любовью, с какой хороший механик должен относиться к своему механизму».
Николай Дмитриевич Зелинский: «Счастье моей жизни состоит в том, что наука и знание помогли мне создать противогаз, спасший многие тысячи наших воинов».
Игорь Васильевич Курчатов: «Жизнь человека не вечна, но наука и знания переступают пороги столетий».
Высказывания выдающихся ученых, имеющие современное звучание и в настоящее время, обладают высоким обучающим потенциалом в формировании у иностранных учащихся навыков и умений монологической и диалогической речи.
Информация рубрики «Это интересно» раскрывает перед иностранными учащимися богатый внутренний мир ученых, обладавших не только глубокими научными знаниями, но и знаниями в области литературы, искусства, иностранных языков. Их отличают разнообразные интересы, лежащие за пределами интересов научных: это рисование, игра на музыкальных инструментах, фотография, охота, работа в саду, игра в шахматы, занятия спортом.
Важным, на наш взгляд, представляется тот факт, что в разделе «Это интересно» содержится информация, в которой отражается пересечение сфер жизненных интересов выдающихся ученых и иностранных учащихся. Данные материалы пособия дают возможность студентам соотнести свой культурный опыт с культурным опытом известных людей и расширить свой диапазон знаний в области культурных реалий страны изучаемого языка.
Интерес иностранных учащихся к жизни и деятельности выдающихся ученых вызывают факты биографии ученых, связанные со страницами истории России. Так, для иностранных граждан, обучающихся в Санкт-Петербурге, информация о Великой Отечественной войне неразрывно связана с блокадой Ленинграда, Дорогой жизни. В тексте об ученом-политехнике Павле Павловиче Кобеко рассказывается о его участии в создании автомобильной трассы через Ладожское озеро, об исследованиях механических свойств льда и идее прибора, который регистрировал колебания льда. Исследования П.П. Кобеко помогли установить, с какой скоростью должны были двигаться машины по льду Ладожского озера и какое расстояние должно быть между машинами. Таким образом, информация о научных исследованиях, представленная сквозь призму исторических событий, способствует формированию языковой личности учащегося через усвоение культурных ценностей изучаемого языка.
Информация рубрики «Это интересно» может стать основой для обсуждения, дискуссии. В процессе обсуждения и обмена мнениями у иностранных учащихся формируется умение выражать собственное отношение к полученной информации. Рубрика «Это интересно» не только помогает глубже понять личность выдающегося ученого, посвятившего свою жизнь той или иной профессии, но и способствует, на наш взгляд, повышению мотивации у иностранных учащихся при освоении темы «Наука и ученые».
V этап – знакомство учащихся с информацией, которая содержится в рубрике «Память». В этом разделе учебного пособия рассказывается о том, как сохраняется память о великих ученых: в их честь называют улицы и площади городов, планеты и кратеры на Луне, их имена носят школы и институты, им ставятся памятники и посвящаются стихи, снимаются документальные и художественные фильмы.
VI этап – работа с высказываниями российских и иностранных студентов о Политехническом университете. Данный материал может помочь иностранным учащимся в выборе будущей специальности, в определении дальнейшего вектора их академической деятельности.
Выводы
Культурологический аспект языковой подготовки иностранных учащихся является значимой составляющей содержания обучения русскому языку как иностранному в вузах Российской Федерации. В перечень лексических тем, содержащихся в Требованиях к первому уровню владения РКИ, входит тема «Известные деятели науки и культуры России». В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого создано учебное пособие «Выдающиеся ученые-политехники», в котором представлены тексты об известных ученых, изобретателях, конструкторах, имеется система заданий.
Учебный материал дает возможность иностранным студентам представить жизненный путь ученых, черты характера, которые позволили им достичь выдающихся результатов в научно-технической деятельности, а также знакомит с открытиями в различных областях науки.
Использование в учебном процессе данного пособия способствует формированию социокультурной компетенции, повышению мотивации и познавательного интереса иностранных учащихся к овладению научными знаниями, к истории науки и научных открытий, к изучению в курсе русского языка темы «Наука и ученые» как одного из источников познания культуры России и мировой культуры.
Изучение истории и научных достижений учебного заведения Российской Федерации, в котором иностранные граждане получают высшее профессиональное образование, способствует повышению мотивации иностранных студентов к изучению русского языка, созданию положительного имиджа вуза, решению задачи формирования языковой личности учащегося через усвоение культурных ценностей изучаемого языка.