Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

RELEVANCE OF APPLICATION OF CASE TRAININGS IN THE EDUCATIONAL PROCESS AND EXTRACURRICULAR PROCESS AT THE MEDICAL UNIVERSITY

Makusheva Z.N. 1
1 Pacific State Medical Univercity
The study objective is to study and analyze the relevance of the use of case training in the educational process and case training in the extracurricular process. The article analyzes the implementation of case training in the Foreign Language discipline in comparison with the case trainings for viewing documentaries of antiterrorist orientation at the Pacific State Medical University (TSMU) based on the application of the «Competency-based approach to the formation of an assessment fund» developed according to the current FS ESs HE for Pediatrics, Project of FS ESs HE for Pediatrics and the professional standard «Local Pediatrician», as well as on the basis of study and analysis from the regulatory legal acts of the Russian Federation and the local regulatory act FSBEI HE TSMU of the Ministry of Health of Russia is analyzed. The average age of respondents participating in the experiment was 18.07 years. The results of the study of completed assignments of case trainings presented to the student in the form of a written report are tested on the specific material of the texts read and films watched. The assessment of the correctness of completing the tasks of case training in the educational / extracurricular processes was carried out by the instructor on a point-rating system / assessment of completed tasks on the system +/-. It has been established that the criterion for the quality of the work performed is the clear, adjusted work of the instructor and students on the tasks of case trainings as a way of learning that meets the requirements that modern reforms impose on higher professional education and which are fixed, in particular, in the new federal state educational standards. The conclusions of the experiment are presented using the «denotation graph» technique.
case training in the educational process
case training in the extracurricular process
relevance of application
quality criterion for work performed
medical university student

Исследования, проведенные в Самарском государственном медицинском университете Минздрава России в 2016 г. с целью представить разработанный авторами алгоритм формирования кейса по дисциплине «Клиническая медицина» [1], изучить проблему проведения занятий в медицинском вузе с применением активных форм обучения, в частности посредством метода кейс-анализа [2], показали, что кейсы – комплексный метод обучения, развивающий способности самостоятельного поиска информации, ее анализа, навыки работы в команде и самопрезентации [1]; метод кейсов в значительной степени может помочь становлению обучающихся в процессе образования и самообразования [2]. Два года спустя (в 2018 г.) Волгоградский государственный медицинский университет Минздрава России провел еще одно исследование, направленное на изучение специфики самостоятельной работы обучающихся медицинского вуза по дисциплине «Иностранный язык» [3]. Это исследование показало, что 65% обучающихся положительно оценили уровень сложности самостоятельной работы на практическом занятии; 75% отметили профессиональную значимость содержания предложенных заданий самостоятельной работы; 40% предпочли бы подготовить не письменные задания, а учебно-исследовательский проект; 84,2% отметили, что работа с иноязычным материалом формирует готовность к деятельности с информационными, библиографическими ресурсами и медицинской терминологией [3].

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» рассматриваются и описываются такие понятия, как «образование», «обучение» и «воспитание», где под образованием понимаются единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [4]; обучение – это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни [4]; воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [4].

Отмеченные понятия мы рассматриваем как единый процесс образования, воспитания и обучения, поскольку, с одной стороны, во время обучения личность получает образование и воспитание, т. е., по словам И.А. Зимней, воспитание, входящее в учебный процесс, рассматривается как воспитывающее обучение; с другой стороны, воспитание может осуществляться в образовательном процессе вне обучения [5]. В последние годы в университетах наблюдается тенденция использовать для совершенствования знаний, умений и навыков обучающихся не только аудиторные занятия, но и всевозможные организационные формы внеаудиторной работы, способствующие повышению успеваемости обучающихся и качества учебного процесса [6]. Именно здесь основной структурной единицей формы воспитания выступает внеучебное воспитательное мероприятие [7] (структурность данного мероприятия представлена в [8]), которое развивает у обучающихся способы самоорганизации и самообразования [4].

В нашей статье мы предлагаем изучить и проанализировать последовательность самостоятельной работы обучающихся как особо значимой для профессиональной подготовки обучающихся в вузе и включающей в себя такой прием, как работа с кейс-технологиями [9]. Мы будем использовать подходы к сбору информации с целью определения факторов актуальности применения кейс-технологии в образовательном процессе и кейс-технологии в воспитательном процессе.

Объектами исследования являются кейс-технология в образовательном процессе и кейс-технология в воспитательном процессе.

Предмет исследования составляет актуальность применения кейс-технологии в образовательном процессе и кейс-технологии в воспитательном процессе.

Цель исследования: изучить и проанализировать актуальность применения кейс-технологии в образовательном процессе и кейс-технологии в воспитательном процессе.

Предполагается, что собранная информация, направленная на определение факторов актуальности применения кейс-технологии в образовательном и воспитательном процессе, составит основу для увеличения количества способов решения задач в профессиональной деятельности, в частности послужит стимулом к более упорному труду в освоении профессии врача.

Материал и методы исследования

Изучение и анализ представленной информации обучающимся специальности Педиатрия ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России, нормативно-правовых актов Российской Федерации, таких как Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; действующий стандарт (ФГОС от 2015 г.) специальности Педиатрия в сопряжении с Проектом (ФГОС от 2017 г.) специальности Педиатрия; профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый» и локальный нормативный акт ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России; Правил внутреннего распорядка обучающихся в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Количество респондентов, принявших участие в эксперименте, – 30 лиц юношеского возраста (23 девушки и 7 юношей), средний возраст которых 18,07 года (обучающиеся 1-го курса специальности Педиатрия ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России). Время проведения эксперимента – 1-я и 2-я половины дня.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ изучаемых кейс-технологий восходит к следующему алгоритму составления ситуационных задач в учебном процессе как «Компетентностный подход к формированию фонда оценочных средств», представленному на сайте ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России в разделе «Учебно-методическое управление (учебно-методические документы)» [10]: 1) образовательные задачи (специальность, выбор дисциплины, выбор компетенций, выбор трудовых действий и трудовых функций соответствующего профессионального стандарта); 2) описание реальной ситуации (реальной клинической ситуации, смоделированной под конкретные образовательные цели с учетом выбранных параметров для оценивания); 3) оценочные рубрики (подробное описание дескрипторов для оценивания каждого вопроса градацией определенных уровней заключения) [10].

Описание изучаемых кейс-технологий

Кейс-технология «Основы анатомии на английском языке» состоит из 3 заданий. 1. Укажите (из прочитанного текста «Limb Deformities» [11]), какие существуют типы деформации нижних конечностей у детей; как родители узнают о деформации конечностей ребенка; какую помощь могут оказать детские ортопеды-травматологи малышам с деформациями нижних конечностей разной этиологии. 2. Определите (из прочитанного текста «Marfan Syndrome» [12]), какие существуют типичные признаки синдрома Марфана у детей; почему пациенту с подозрением на синдром Марфана важно обратиться к врачу. 3. Выделите (из прочитанного текста «Knee Injures» [13]) следующую информацию (расскажите): какие существуют симптомы серьезной травмы коленного сустава у детей; какой диагноз могут поставить ребенку, который повредил колено; как это лечится; как избежать травмы колена в детском возрасте.

Внеучебное воспитательное мероприятие «Просмотр и обсуждение документальных фильмов антитеррористической направленности» (на примере фильмов: «Лицо кавказской национальности» (о жизни в Москве композитора М. Гагнидзе), 2000 г.; «Последний из могикан» (О мастере из аула Кубачи), 2003 г. [14]) также предполагает выполнение 3 заданий.

Кейс-задача «Последний из могикан». 1. Укажите название народного промысла, о котором идет речь в фильме. 2. Определите сложность ювелирной техники кубачинских мастеров. 3. Дайте объяснение следующему: в переносном смысле последние могикане – представители всякого вымирающего направления [15], но при этом известный дагестанский поэт Расул Гамзатов в своем стихотворении «У кубачинцев» восхищался трудом «аульских мастеров» [16].

Кейс-задача «Лицо кавказской национальности». 1. Укажите, какая часть фильма помогает нам узнать род деятельности главного героя. 2. Определите, в чем заключается отличие дня главного героя фильма от дня обычного человека. 3. Дайте объяснение следующему: почему режиссер фильма указывает имя главного героя и названия некоторых его произведений в конце фильма, а не в начале.

Образовательные задачи изучаемых кейс-технологий

Кейс-технология «Основы анатомии на английском языке» – специальность 31.05.02 Педиатрия, дисциплина «Иностранный язык», компетенция – общепрофессиональная («готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для решения задач профессиональной деятельности» [17]), что соответствует следующей универсальной компетенции: «Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия» [18], трудовые функции соответствующего профессионального стандарта («проведение профилактических мероприятий, в том числе санитарно-просветительской работы, среди детей и их родителей»; «организация деятельности медицинского персонала и ведение медицинской документации» [19]), трудовые действия соответствующего профессионального стандарта («организация и проведение профилактических медицинских осмотров детей»; «составление плана и отчета о работе врача-педиатра участкового», «ведение медицинской документации, в том числе в электронном виде» [19]), требуемые умения и необходимые знания соответствующего профессионального стандарта («организовывать и обеспечивать проведение профилактических медицинских осмотров детей с учетом их возраста и состояния здоровья в соответствии с действующими нормативными правовыми актами»; «работать в информационных системах и информационно-коммуникативной сети Интернет; «правила работы в информационных системах и информационно-коммуникативной сети Интернет [19]).

Применительно к внеучебному мероприятию в медицинском университете воспитательные задачи необходимы для решения задач профессиональной деятельности согласно требованиям профессионального стандарта в здравоохранении, для воспитания активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, а для этого требуются постоянное стремление обучающихся к повышению общей культуры, нравственности [20], создание условий для повышения культуры информационной безопасности в молодежной среде как эффективного инструмента профилактики экстремизма, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным и другим признакам [21], развитие культуры межнационального общения, формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов [22]. Согласно вышесказанному воспитательное мероприятие в вузе есть условие развития общекультурных компетенций обучающихся [23], поскольку главное в воспитательной работе – расширить круг интересов обучающихся, разбудить стремление повышать культурный уровень, приобрести навыки самостоятельной организации свободного времени [23]. Результаты решения кейс-технологий представлены в таблице.

 

Результаты обсуждаемых кейс-технологий

Кейс-технологии

Кейс-технология 1

«Основы анатомии на английском языке»

(в решении данной задачи приняли участие 15 человек; время участия – 1-я половина дня)

Кейс-технология 2 по просмотру документального фильма «Последний из могикан»

Кейс-технология 3 по просмотру документального фильма «Лицо кавказской национальности»

(в решении данной задачи приняли участие 15 человек; время участия – 2-я половина дня)

Задание 1 с ключевым словом «Укажите»

показатель полных ответов – 100%

показатель полных ответов – 97%

показатель полных ответов – 97%

показатель неполных ответов – 0%

показатель неполных ответов – 3%

показатель неполных ответов – 3%

показатель отсутствия ответов – 0%

показатель отсутствия ответов – 0%

показатель отсутствия ответов – 0%

Задание 2 с ключевым словом «Определите»

показатель полных ответов – 100%

показатель полных ответов – 100%

показатель полных ответов – 100%

показатель неполных ответов – 0%

показатель неполных ответов – 0%

показатель неполных ответов – 0%

показатель отсутствия ответов – 0%

показатель отсутствия ответов – 0%

показатель отсутствия ответов – 0%

Задание 3 с ключевым словом «Дайте»

показатель полных ответов – 100%

показатель полных ответов – 100%

показатель полных ответов – 100%

показатель неполных ответов – 0%

показатель неполных ответов – 0%

показатель неполных ответов – 0%

показатель отсутствия ответов – 0%

показатель отсутствия ответов – 0%

показатель отсутствия ответов – 0%

 

Как мы видим из таблицы, задания 2 и 3 (с ключевыми словами «Определите» и «Дайте») кейс-технологии 1, касающейся учебного процесса, и кейс-технологий 2 и 3, рассматриваемых как внеучебное воспитательное мероприятие, данные преподавателем обучающимся, характеризуются следующими показателями: показатель полных ответов – 100%, показатель неполных ответов – 0%, показатель отсутствия ответов – 0%, и лишь задание 1 (с ключевым словом «Укажите») имеет показатель неполных ответов (3%) в ответах по просмотру документального фильма «Последний из могикан» и по просмотру документального фильма «Лицо кавказской национальности».

Оценка изучаемых кейс-технологий. Ответы на задания кейс-задач были представлены обучающимися в виде письменного отчета. Работа всех обучающихся при выполнении заданий кейс-технологии 1 «Основы анатомии на английском языке» была оценена на 5 баллов, поскольку данная технология связана с учебным процессом, а именно с дисциплиной «Иностранный язык».

Так, например, при работе над текстом «Limb Deformities» [11] обучающимися было дано детальное описание заданий: как родители узнают о деформации конечностей ребенка; какую помощь могут оказать детские ортопеды-травматологи малышам с деформациями нижних конечностей разной этиологии. Ниже приводятся варианты ответов обучающихся.

You should know that many types of limb deformities are. For example, fibular hemimelia is. It is occurred when a baby is born with short bones in the leg and foot. And this type of disease as limb length discrepancy is when one arm or leg is longer than the other. Sometimes the knees bow out or bend inward. Your orthopedist will be allowed to help you and your child to find the best treatment. Ответы составлены на основе текста «Limb Deformities» [11].

Правильное описание заданий кейс-технологии – работа обучающихся с медицинской терминологией: неоднократное прослушивание текста; работа с библиографическими источниками: работа с медицинской терминологией – перевод слов и предложений. К перечню библиографических источников можно отнести: Англо-русский медицинский словарь под ред. Марковиной И.Ю., Улумбекова Э.Г., ГЭОТАР-Медиа, 2013; словарь Ривкина В.Л. «Англо-русский толковый медицинский словарь / English-russian explanatory medical dictionary: около 8000 терминов», Медпрактика-М, 2012; пособие Петроченко Л.А., Лукьяненок П.И. «Английский язык: пособие по переводу медицинских текстов», Ветер, 2011.

Работа всех обучающихся при выполнении заданий кейс-технологий 2 и 3 по просмотру вышеуказанных документальных фильмов оценивалась по системе +/–, так как данные технологии связаны с внеучебной деятельностью. Так, показатель неполных ответов (3%) в результате обсуждения самих обучающихся и преподавателя был отмечен как недобросовестное отношение к просмотру фильмов, т.е. просмотр фильмов «по верхам». Данное замечание было принято обучающимися во внимание.

Например, при работе над кейс-задачей «Последний из могикан» обучающимися были даны полные и достаточно интересные ответы на задание 3 (см. выше), хотя в дальнейшем при обсуждении было выяснено, что при этом вышеуказанное задание вызвало затруднение в работе. Вот некоторые варианты ответов обучающихся: «Ремесло кубачинцев есть вершина искусства, которая поражает и показывает, что невозможное возможно»; «Несмотря на то что людей так мало, их мастерство передается из поколения в поколение»; «Такое направление – вымирающее, так как современному человеку не особо интересна эта техника; чтобы стать мастером своего дела, необходимо долго и упорно учиться, любить свою работу, и нужно уметь дать свои знания другим». Это еще раз доказывает, что подобного рода воспитательные мероприятия обязательны при получении профессионального образования.

Точное и правильное описание заданий кейс-технологии 1 – четкая и скорректированная работа преподавателя, заключающаяся в подаче обучающимся методических рекомендаций и информационного обеспечения, требуемых для работы над кейс-технологией. Необходимо отметить, что речь идет не столько о передаче знаний и технических приемов, сколько о формировании культуры личности студента, его ценностного мира, нравственных установок, внутренних психологических опор [24]. При работе над заданиями кейс-технологии 1 обучающиеся, верно используя методические рекомендации и методическое обеспечение, дали полную информацию о типах деформации нижних конечностей у детей; об особенностях симптомов серьезной травмы коленного сустава в детском возрасте. Точному и правильному описанию и/или приближенному к полному описанию (97%) заданий кейс-технологий 2 и 3 способствовали внимательный просмотр вышеотмеченных фильмов, поиск и извлечение дополнительной информации из сети Интернет о главном герое фильма; восхищение творчеством главного(ых) героя(ев) фильма. Так, например, после просмотра документального фильма «Лицо кавказской национальности» обучающимися было сообщено, что в фильме прозвучали: фрагменты 9-й симфонии Мераба Гагнидзе (главного героя фильма) в исполнении Государственной академической симфонической капеллы России под руководством народного артиста России Валерия Полянского; «Грезы любви» Мераба Гагнидзе в исполнении автора; «Песня Баши-Ачука» Сулхана Цинцадзе в исполнении Георгия Гагнидзе. После просмотра документального фильма «Последний из могикан» о ремесле главных героев (кубачинцев) обучающимися было сообщено, что сложность ювелирной техники кубачинских мастеров заключается в том, что мастер должен создавать каждую деталь сам, без современного оборудования, вручную; последний из могикан – это последние люди в своем роду, которые поддерживают все традиции и свое ремесло; нынешняя молодежь не хочет заниматься подобным ремеслом, но изделия кубачинцев остаются ценным искусством.

Данный вид деятельности развивает у обучающихся навыки совместной работы, умение работать самостоятельно, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; содействует профессиональному самоопределению, приобщению к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии [22].

Выводы. Выводы по проведению эксперимента, включающего в себя работу с кейсами-технологиями как элементом воспитывающего обучения и элементом внеучебного воспитательного мероприятия, мы представили с помощью техники «денотатный граф» (рис. 1, 2).

Рис. 2. Кейс-технология как элемент воспитывающего обучения