В настоящее время одним из основных нормативно-правовых документов в вузе является Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ВО) – специалитет по специальности 33.05.01 Фармация, утвержденный 27 марта 2018 г., который также известен как ФГОС ВО (3++) [1].
В 2011 г. был утвержден и введен в действие ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки (специальности) 060301 Фармация (квалификация (степень) «специалист»), который разрабатывался в русле проекта «TUNING» [2] с ориентацией на реализацию компетентностной модели для включения российского образования в единое европейское образовательное пространство. ФГОС ВПО затем был трансформирован во ФГОС ВО (3+) с сохранением классификации компетенций на общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК). Стандарты третьего поколения включают измерение трудоемкости подготовки в зачетных единицах (з.ед.).
Параллельно с актуализацией и усовершенствованием структуры, содержания ФГОС ВО в России стали разрабатываться профессиональные стандарты (ПС).
В соответствии с новой редакцией части 7 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 2738ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральные государственные образовательные стандарты для системы профессионального образования должны формироваться на основе профессиональных стандартов в части требований к профессиональной компетенции выпускников [3]. По мнению [4], при актуализации программ профессионального обучения, среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования и программ высшего образования необходимо применять разные подходы. Мы согласны с такой позицией и считаем, что основные профессиональные образовательные программы высшего образования (специалитет), тем более медицинского, фармацевтического, должны быть направлены на овладение будущими врачами, провизорами фундаментальными основами профессиональной деятельности для возможности участия в решении широкого спектра задач в области сохранения здоровья населения, а также для образования в течение всей жизни.
Актуализированный в соответствии с требованиями профессиональных стандартов ФГОС ВО, условно названный ФГОС ВО (3++), предполагает значительно большую академическую свободу образовательных организаций.
Главное отличие ФГОС ВО (3++) от прежней редакции стандарта заключается в постоянной актуализации профессиональных компетенций выпускника с учетом изменений требований рынка труда к квалификации работников, в том числе через институт профессиональных стандартов [4, 5].
В соответствии со ФГОС ВО (3++) по специальности 33.05.01 Фармация областью и сферами профессиональной деятельности будущего провизора являются образование и наука (в сфере научных исследований), здравоохранение (в сфере обращения лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента), административно-управленческая и офисная деятельность (в сфере обращения лекарственных средств). Также от него требуется готовность к решению задач профессиональной деятельности следующих типов: фармацевтических; экспертно-аналитических; организационно-управленческих, а также контрольно-разрешительных; производственных; научно-исследовательских [1].
Особенностью указанного ФГОС ВО (3++) является его сопряжение с профессиональным стандартом (ПС) 02-006 Провизор [1], в котором для работников фармацевтической области отражены основные требования к профессиональным способностям и компетентности провизоров, трудовые функция и действия.
Цель нашей работы – анализ химического компонента в системе фармацевтического образования, трансформационных изменений курса общей и неорганической химии и, как следствие, модернизации этой дисциплины в содержательном и деятельностном аспектах.
Важность химического образования для будущих провизоров обусловлена не только необходимостью изучения и установления взаимных связей между структурой, свойствами и функцией веществ, их взаимодействий в сложных биологических системах. Изучение химии включает постоянное нахождение причинно-следственных связей, что увеличивает развивающий потенциал этой дисциплины, а решение химических задач с медико-биологической направленностью позволяет совершенствовать логическое мышление, способствует повышению интеллекта студентов [6, 7].
В таблице 1 мы привели изменения, происходящие при актуализации ФГОС третьего поколения, касающиеся требований к результатам обучения (компетенции) и блоку химических дисциплин.
Таблица 1
Актуализация ФГОС третьего поколения
Параметр |
ФГОС ВПО (часы) |
ФГОС ВО (3+) (з.ед.) |
ФГОС ВО (3++) (з.ед.) |
Специальность |
По направлению подготовки 060301 Фармация, квалификация: специалист |
По направлению подготовки (специальности) 33.05.02 Фармация (уровень специали-тета) |
Специалитет по специальности 33.05.01 Фармация |
Области и сферы профессиональной деятельности |
Практическая фармация и фармацевтическая наука; виды профессиональной деятельности: производственная; реализация лекарственных средств и других фармацевтических товаров; организационно-управленческая; контрольно-разрешительная; научно-исследовательская и информационно-просветительская; оказание первой доврачебной помощи |
Обращение лекарственных средств; виды профессиональной деятельности: фармацевтическая; организационно-управленческая; научно-исследовательская |
01 Образование и наука (в сфере научных исследований) 02 Здравоохранение (в сфере обращения лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента 07 Административно-управленческая и офисная деятельность (в сфере обращения лекарственных средств) |
Типы профессиональных задач |
В области производственной деятельности; в области реализации лекарственных средств и других фармацевтических товаров; в области организационно-управленческой деятельности; в области контрольно-разрешительной деятельности; в области научно-исследовательской и информационно-просветительской деятельности; в области оказания первой медицинской помощи |
Фармацевтическая деятельность; организационно-управленческая деятельность; научно-исследовательская деятельность |
Фармацевтический, экспертно-аналитический, организационно-управленческий |
Компетенции |
ОК и ПК |
ОК, ОПК, ПК |
УК, ОПК, ПК↔ПС |
Блок химических дисциплин |
|
|
|
Химия общая и неорганическая |
171 экзамен |
6 экзамен |
– |
Физическая и коллоидная химия |
285 |
6 |
6 |
Аналитическая химия |
378 |
11 |
9 |
Органическая химия |
378 |
11 |
9 |
Биологическая химия |
237 |
6 |
6 |
Токсикологическая химия |
219 |
6 |
6 |
Фармацевтическая химия |
714 |
19 |
|
Химия биогенных элементов |
|
|
3 зачтено |
Общая фармацевтическая химия |
|
|
9 |
Специальная фармацевтическая химия |
|
|
9 |
Введение профессиональных стандартов в области фармации 02.010–02.016 и конкретная ориентация ФГОС ВО (3++) на ПС 02-006 Провизор послужили основой его актуализации, уточнения области и сферы профессиональной деятельности, уменьшения объема профессиональных задач, формирования ПК на основе ПС, перестройки химического блока дисциплин и других изменений.
Из таблицы видно, что наиболее существенные изменения коснулись дисциплины «Общая и неорганическая химия». Так, во ФГОС ВО (3+) общий объем учебных часов вырос со 171 часа (ФГОС ВПО) до 216 часов (исходя из того, что 1 зачетная единица равна 36 часам), а во ФГОС ВО (3++) произошло резкое (в 2 раза) сокращение зачетных единиц, заменено название дисциплины на «Химия биогенных элементов», отменен экзамен.
Физическая и коллоидная химия сокращена почти на 2 з.ед., фармацевтическая химия разделена на общую и специальную.
Резкое сокращение учебного времени на изучение химии биогенных элементов мы объясняем сопряжением ФГОС ВО (3++) с ПС 02.006 Провизор, на основе чего была разработана Примерная основная образовательная программа по специальности 33.05.01 Фармация (ПООП), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования данного образовательного уровня, планируемые результаты освоения образовательной программы [8].
В течение ряда лет мы разрабатывали методологические подходы и методические аспекты профессионально ориентированного обучения студентов фармацевтического факультета общей и неорганической химии (ОНХ), формировали в этом процессе предметные профессионально ориентированные химические компетенции как основы будущего профессионализма. Нами установлены роль и функции общей и неорганической химии, разработаны содержание, структура, классификация профессионально ориентированных химических компетенций, проведено их картирование, выделены индикаторы достижения компетенций [9].
Резкое сокращение объема учебного времени на изучение ОНХ в формате химии биогенных элементов нарушает преемственность в системе химической подготовки системы «школа – вуз», так как школьная программа и итоговая аттестация в виде ЕГЭ универсальны, не учитывают профиль вуза, факультета и, как следствие, требуют упрощения вузовской программы в ущерб фундаментализации. Отсутствие промежуточной аттестации в виде экзамена снижает значимость дисциплины в глазах студента. Химия биогенных элементов является первой ступенью химического образования будущих провизоров, она закладывает основы химической подготовки студентов фармацевтического факультета, формирует химические компетенции. Нами установлены роль, функции ОНХ в системе подготовки провизора, предложена классификация химических компетенций на общепредметные, базовые и метапредметные (ключевые), которые необходимы для формирования не только ОК, ОПК, но и ПК [10].
Поскольку ПООП служит основой для разработки вузами основных профессиональных образовательных программ по указанной специальности, мы модернизировали структуру, содержание курса «Химия биогенных элементов» на основе интегративно-модульного подхода (табл. 2).
Таблица 2
Модули курса «Химия биогенных элементов»
п/п№ |
Модуль |
Модульные единицы |
1. |
Модуль 1. Основы общей химии |
1. Энергетика, направление и глубина протекания химических реакций. Термодинамика окислительно-восстановительных процессов. 2. Химическая кинетика и химическое равновесие. Особенности ферментативого катализа. 3. Растворы, применяемые в медицинской и фармацевтической практике. Количественная характеристика растворов. Способы выражения концентрации вещества в растворе. 4. Коллигативные свойства растворов неэлектролитов и электролитов. Осмотическое давление. Осмос. Законы Рауля. 5. Особенности растворов слабых и сильных электролитов. Суть протолитической теории кислот и оснований Бренстеда–Лоури. Протолитические равновесия (процессы ионизации, гидролиза, нейтрализации), их биологическое значение. 6. pH растворов, биологических жидкостей. Индикаторы. |
2. |
Модуль 2. Химия биогенных s-элементов и их соединений, значение для фармации |
1. Общая характеристика биогенных s-элементов. Строение атомов, химическая связь, комплексообразующие свойства как химическая основа их биологического функционирования. 2. Кислотно-основные свойства соединений биогенных s-элементов как основа разработки новых лекарственных препаратов неорганической природы. Катионы металлов s-элементов (Li+, Na+, K+) во внутри- и внеклеточной жидкости. 3. Окислительно-восстановительные свойства соединений биогенных s-элементов как основа контроля лекарственных препаратов. Гетерогенные процессы и равновесия с участием соединений s-элементов. Соли кальция, магния, бария, их биологическая роль. 4. Биологическая роль, лекарственные препараты на основе s-элементов. |
3. |
Модуль 3. Химия биогенных р-элементов и их соединений, значение для фармации
|
1. Общая характеристика биогенных р-элементов. Строение атомов, химическая связь, комплексообразующие свойства как химическая основа их биологического функционирования. Углерод и кремний. Химические основы токсического действия угарного газа. Применение силоксанов в изделиях медицинского назначения. Понятие хелатотерапии. 2. Кислотно-основные свойства соединений биогенных р-элементов как основа разработки новых лекарственных препаратов неорганической природы. p-элементы III–VII групп в медицине и фармации. Особенности химии бора, алюминия и их роль в ферментативных процессах. 3. Окислительно-восстановительные свойства соединений биогенных р-элементов как основа контроля лекарственных препаратов. Гетерогенные процессы и равновесия с участием соединений р-элементов. Понятие хелатотерапии. 4. Биологическая роль, лекарственные препараты на основе р-элементов. |
4. |
Модуль 4. Химия биогенных d -элементов и их соединений, значение для фармации
|
1. Общая характеристика биогенных d-элементов. Строение атомов, химическая связь, комплексообразующие свойства как химическая основа их биологического функционирования. 2. Кислотно-основные свойства соединений биогенных d-элементов как основа разработки новых лекарственных препаратов неорганической природы. d-элементы IБ–VIIIБ групп в медицине и фармации (использование в клиническом анализе, химизм биологической активности, механизмы токсического действия. 3. Окислительно-восстановительные свойства соединений биогенных d-элементов как основа контроля лекарственных препаратов. Гетерогенные процессы и равновесия с участием соединений d-элементов. 4. Биологическая роль, химические основы применения d- элементов в медицине и фармации (химизм биологической активности, механизмы токсического действия). Лекарственные препараты на основе d-элементов. |
В ПООП [8] в примерном аннотированном перечне дисциплин (модулей) и практик указывается только одна компетенция (ОПК-1), формирование которой происходит при изучении химии биогенных элементов (ХБЭ). С этой дисциплины начинается химическое образование будущих провизоров, она служит базой для дальнейшего освоения всех химических учебных курсов фармацевтической токсикологической химии.
Анализ содержания компетенций, указанных во ФГОС ВО (3++) и ПООП, выявленные межпредметные связи позволяют нам увеличить перечень компетенций, для формирования которых необходимо изучение химии биогенных элементов.
В настоящее время используются два подхода к измерению компетенций: через конкретные проверяемые действия либо через знания, умения, навыки (ЗУН) [11]. Мы избрали формат индикаторов через ЗУНы, так как компонентами компетенций мы выделили содержательный, деятельностный и ценностный.
В таблице 3 приведены те планируемые результаты, в достижение которых вносит свой вклад курс химии биогенных элементов.
Таблица 3
Планируемые результаты освоения дисциплины «Химия биогенных элементов» в области УК
Системное и критическое мышление |
УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
ИД-1.1. Знать для формирования содержательного компонента предметных компетенций основные классы органических и неорганических веществ, их основные свойства, воздействие на организм человека; основы токсического действия на организм человека токсикантов окружающей среды, наркотических средств; причины нарушения металлолигандного гомеостаза в организме человека; химические факторы, вызывающие профессиональные заболевания. ИД-1.2. Уметь для формирования деятельностного компонента предметных компетенций выявлять и идентифицировать проблемные ситуации при химическом анализе; устанавливать причинно-следственные связи между заболеваниями и химическими веществами, влияющими на здоровье человека; устанавливать межпредметные связи химии и дисциплин профессионального цикла; критически анализировать проблемные ситуации, вести поиск их решения; грамотно, логично, аргументированно формулировать собственные суждения и оценки, делать выводы из результатов эксперимента. ИД-1.3. Владеть навыками критического оценивания химических текстов, информационного поиска, методами оценивания практических последствий реализации химических воздействий на организм человека. |
Коммуникация |
УК-4 Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия |
ИД-4.1. Знать химический язык как средство познания химии, биохимии, лабораторной диагностики; правила оформления химических текстов, протоколов учебно-исследовательских работ. ИД-4.2. Уметь использовать химический язык в комплексе с информационно-коммуникационными технологиями при поиске необходимой химической информации в процессе решения различных задач фармацевтического профиля; анализировать химические тексты, результаты эксперимента, расчета; используя химическую терминологию и символику, представлять результаты экспериментальной работы в виде таблиц, графиков, формулировать ответы на вопросы учебных заданий. ИД-4.3. Владеть навыками коммуникативности и работы в команде, грамотного использования химического языка при публичных выступлениях на практических занятиях, студенческих конференциях. |
Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение) |
УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни. УК-7 Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности |
ИД-6.1. Знать для формирования ценностного компонента предметных компетенций систему химических понятий, законов, закономерностей, необходимых для объяснения сущности химических процессов при действии на живой организм соединений биогенных элементов; о единстве изучения химических объектов на микро- и макроуровнях. ИД-6.2. Уметь определять цели и приоритеты собственной деятельности в области освоения химических основ жизнедеятельности организма, воздействия на него химических факторов; использовать возможности приобретения новых химических знаний и навыков для совершенствования своей деятельности, саморазвития, в том числе здоровьесбережения. ИД-6.3. Владеть навыками критического оценивания своих достижений в области химической подготовки, ее значимости для будущей профессиональной деятельности; эффективности использования времени и других ресурсов для совершенствования химической подготовки и формирования химической компетентности. |
Безопасность жизнедеятельности |
УК-8 Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций |
ИД-8.1. Знать правила безопасной работы с химическими веществами, химическим оборудованием, способы защиты людей от возможных последствий химических аварий в лабораторных условиях. ИД-8.2. Уметь использовать современное естественнонаучное знание в профессиональной и социальной сферах жизнедеятельности, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций; поддерживать безопасные условия жизнедеятельности при воздействии на живой организм соединений биогенных элементов неорганической и органической природы. ИД-8.3. Владеть понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности, приемами рационализации профессиональной деятельности для обеспечения безопасности. |
Анализ ОПК показывает, что не только ОПК-1 формируется при изучении химии биогенных элементов, но и ОПК-5 (оказание первой помощи) требует знания свойств тех соединений биогенных элементов, которые применяются для оказания первой помощи (например, пероксид водорода используют при отравлении перманганатом калия, унитиол – при отравлении солями тяжелых металлов и др.).
Обязательные профессиональные компетенции (ПКО) устанавливаются ПООП на основе ПС. Содержание ПКО, приведенных в ПООП, позволяет утверждать, что химия биогенных элементов в содержательном и деятельностном аспектах на пропедевтическом уровне принимает участие в формировании ПКО-1, ПКО-4 и ПКО-5.
Нами разработана методика профессионально ориентированного обучения ОНХ, трансформированной в ХБЭ, особенностями которой являются:
– актуализация профессионально значимых химических знаний, умений и навыков как основы мотивации студентов к повышению компетентности в качестве компонента будущего профессионализма;
– включение студентов в самостоятельную познавательную деятельность в процессе выполнения профессионально ориентированных заданий; формирование ценностного отношения к освоению ХБЭ за счет реализации межпредметных связей с профессиональными дисциплинами;
– включение студентов в разноуровневую и разнохарактерную профессионально направленную деятельность, что позволяет формировать выделенные УК, ОПК и ПКО [10].
В фонд оценочных средств мы включили для проверки усвоения крупных разделов дисциплины контрольную работу «Защита модуля», систему стандартизированных заданий, расчетные задачи, сообщения с презентациями, оформление учебно-исследовательских работ, собеседование, что позволяет проводить диагностику и мониторинг учебных достижений студентов.
Заключение
Сокращение учебного времени на изучение химии биогенных элементов, а, следовательно, уменьшение объема содержания дисциплины, ее деятельностного компонента, уменьшает степень преемственности в системе «школа – вуз» и повышает нагрузку на последующие химические дисциплины, опирающиеся и преемственно продолжающие формирование химической компетентности будущих провизоров.
Актуализация ФГОС ВО (3++), его сопряжение с профессиональным стандартом, изменения в блоке химических дисциплин вызывают необходимость модернизации рабочей программы дисциплины химии биогенных элементов, анализа компетенций с выделением тех, в формировании которых принимает участие данная дисциплина, разработки индикаторов достижений компетенций, формирования фонда оценочных средств, совершенствования методики профессионально ориентированного обучения.