Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ENVIRONMENTAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF ART PROJECT AT “WHITE BEAR” EDUCATIONAL CENTER

Smirnova L.E. 1 Abaev Y.K. 1 Michikova N.V. 1 Shadrina O.Y. 2
1 Siberian Federal University
2 Educational center at «white bear»
1193 KB
Environmental education should be carried out lifelong. Today it is an integral part of the general education program, the main tasks of which are to focus young people on practical issues. The article considers the following aspects: developing the schoolchildren’s ecological worldview aimed at discussing Arctic environmental problems and conservation of the polar bear population; content of the extracurricular activities program Environmental Education, aimed at developing students’ motivation and willingness to improve their environmental literacy, appreciate the Arctic nature as a source of spiritual development, and reflect these values by means of art and project activities; and understanding the importance of preserving the polar bear population in the Taimyr Peninsula for the Arctic ecosystem. The authors describe the forms and methods of environmental education for schoolchildren employing available traditional art and computer tools. The program of extracurricular activities in Environmental Education was implemented in the educational process at the Educational Center "White Bear" in Norilsk. The article presents the results of the practical work including the outcomes of the events held within this project (contests and topical exhibitions). Implementing the extracurricular program in Ecological Education implies geographical expansion (participants from Talnakh, Dudinka, Murmansk and other Arctic territories), enriching knowledge about the polar bear, the Arctic nature, its environmental problems, available means (traditional art and IT) to publicize the topic the problems of the Arctic.
environmental education
“white bear” educational center
extracurricular program in environmental education
art project
art
computer graphics competition
exhibition

Экологическое просвещение должно осуществляться на протяжении всей человеческой жизни. При этом на сегодняшний день оно является неотъемлемой частью программы общего образования, основные задачи которого заключены в сосредоточении молодежи на практических проблемах. Еще в 70-80-е годы ХХ века произошло формирование структуры просвещения природоохранной направленности. Появилось формальное экологическое образование, которое ограничивалось рамками программ учебных заведений, и неформальное, охватывающее все общество в целом.

Сегодня же цель неформального образования в экологической сфере - охватить все слои общества для изменения отношения населения к среде обитания. Это позволит повысить ответственность людей в их взаимодействии с природой, а также даст каждому те знания, которые позволят минимизировать ущерб, наносимый человечеством планете.

Вопросы экологического образования и просвещения нашли отражение в Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р. В данном документе отмечается, что основной задачей экологического просвещения является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии. Цели и задачи экологического образования можно достичь так называемым формальным путем – воспитание и обучение детей на всех этапах, начиная с дошкольного возраста, затем молодежь, студенты высших учебных заведений, а также учителя и специалисты, связанные с деятельностью в области экологии, охраны окружающей среды [1].

Таким образом, экологическое образование и просвещение – целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками, которые обеспечивают ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью [2].

Распространение знаний в области экологии для детей школьного возраста и воспитание в них трепетного отношения к животным и растениям осуществляется через издание литературы природоохранной тематики, создание просветительских центров. Во многих зарубежных странах: США, Канаде, Англии, Нидерландах, Дании, Швеции, Германии - приоритетными в экологическом образовании являются занятия на природе, выделение специальных проектных дней и недель, разработки экологических игр, в основе которых лежит стремление пробудить целостное эмоциональное восприятие природы [3]. Взаимодействие с природой может стимулировать человека к анализу своих личностных особенностей, эмоциональных реакций, поведения по отношению к природным объектам. Подобный рефлексивный анализ, как следствие взаимодействия с природой, обуславливает самоконтроль личности, «экологическая совесть» заставляет человека самостоятельно формулировать для себя нравственные обязательства по отношению к природе, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков [4].

Важнейшим фактором сохранения популяции белого медведя, согласно «Стратегии

сохранения белого медведя в Российской Федерации», является заинтересованность населения в решении данной проблемы, сознательное соблюдение соответствующих рекомендаций и ограничений, стремление принимать личное участие в природоохранной деятельности. Для эффективного сохранения белого медведя необходимо обеспечить решение следующих задач:

  • формирование у населения представления об уникальности белого медведя, его биологической, экологической и эстетической ценности;
  • формирование бережного отношения к белому медведю, который имеет особо важное значение в сохранении духовной культуры и обычаев коренных малочисленных народов;
  • сохранение духовной культуры и обычаев коренных народов, пропаганда традиционных знаний, обрядов и обычаев, направленных на сохранение и уважительное отношение к белому медведю.

Материалы и методы исследования

Опытно-экспериментальной базой исследования был Просветительский центр «Белый мишка» г. Норильска. В эксперименте участвовали обучающиеся 1-2 классов.

В исследовании были использованы теоретические методы, такие как анализ российского и зарубежного опыта разработки программ внеурочной деятельности обучающихся по экологической культуре, описание содержания программы «Экологическое просвещение»; эмпирические методы, такие как наблюдение и описание результатов внедрения программы «Экологическое просвещение» в образовательный процесс.

Результаты исследования и их обсуждение

Главной идеей открытия просветительского центра является создание групп детей с развитой экологической культурой, которые средствами художественного творчества, используя цифровые технологии, могли организовывать образовательную работу в регионе и за его пределами, могли бы действенно влиять на решение проблем Арктики.

Программы внеурочной деятельности просветительского центра «Белый мишка» г. Норильска конструируются вокруг такого ценностного ориентира, как защита популяции белого медведя и решения экологических проблем Русской Арктики.

Художественная деятельность школьников в программе основывается на понимании

взаимосвязи естественных и социальных процессов, на общечеловеческих ценностях, при согласовании с общими законами развития природы и человека.

Художественное воспитание и образование, реализуясь в детско-взрослых общностях, коллективах различного типа, дает юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими и может создавать условия для позитивно направленных самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.

Патриотическая направленность программы реализуется через использование

эмоционально окрашенных образов этнокультурных, эстетических явлений, собственных действий по отношению к Отечеству, приносящих ему благо.

Предполагается последовательная ориентация всей деятельности педагога на подготовку и «выход» школьников на самостоятельные проектные действия, разворачивающиеся в логике замысел – реализация – рефлексия. Перед школьником всегда должна стоять задача представления себе еще не существующего, но того, что он хотел бы, чтобы появилось в результате его активности. Предусматриваются художественные, социальные и экологические проекты школьников.

Разрабатывая программу для просветительского центра «Белый мишка», мы изучили опыт коллег, занимающихся экологическим обучением и воспитанием детей и подростков в Америке, Канаде.

Министерство образования Канады совместно с ведущими педагогами и психологами разработало специальную образовательную программу для детей и подростков в области экологии. Эта программа предусматривает обучение как совсем маленьких детей (5-7 лет), так и старшеклассников. Для каждого возраста разработаны свои планы занятий, схемы обучения, свои задания и опыты. Для младших школьников уроки проводятся в виде интересных игр, для детей 10-14 лет – несложных опытов, для старшеклассников – ситуационных задач и более серьезных экспериментов. Количество и вид экологических игр и опытов каждый учитель подбирает непосредственно для своего класса. Цель экологических занятий состоит в том, чтобы научить детей, даже самого младшего возраста, бережно относиться к окружающей среде, объяснить им отличия в производстве, использовании и утилизации пластика и бумаги, дерева и металла, картона и пленки, научить быть осторожными с опасными веществами, используемыми в домашних условиях: средствами для чистки, растворителями, различными порошками и т.д. [5].

Интересным нам показался мягкий подход, применяемый в системе образования Финляндии, который, в первую очередь, позволяет и детям, и учителям получать радость от самого процесса обучения (короткие учебные дни, небольшой объем домашних заданий, минимум стандартизированных тестов).

Мы приняли к использованию популярный сегодня метод, разработанный Донной Огл еще в 1980-е годы – составление таблицы KWL. KWL – это аббревиатура, которая расшифровывается следующим образом: «what we Know» («что мы знаем»), «what we Want to know» («что мы хотим узнать»), «what we Learned» («что мы изучили»). Учитель использует таблицу KWL, чтобы записать в трех столбиках на листе бумаги то, что обучающиеся в данный момент уже знают по теме, что желают про это узнать, а также что им удалось узнать к тому времени, когда изучение материала закончилось. Это помогает заранее обсудить с обучающимися направление учебного процесса,  активизировать их знания по теме, настроить на тему и заинтересовать.

Целью данного метода является  развитие рефлексивности в процессе познания. Используя ее при работе с информацией, обучающиеся учатся соотносить известное и новое, учатся определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной информацией. Также с помощью таблицы можно научиться определять направления в индивидуальном исследовательском поиске в рамках изучаемой темы (табл.).

KWL

K   “what we Know”

(что мы знаем)

W “what we Want to know”

(что мы хотим узнать)

L “what we Leamed”

(что мы изучили)

Белый медведь живет в Арктике.

Он очень большой

Что ест медведь?

Где он спит?

Кто больше: белый или бурый медведь?

 

?

 

Заполнять графы следует правильно. Не сразу, как только начинается занятие, а лишь после обозначения проблемы на этапе перехода к работе с информацией.

Итак, разрабатывая программу внеурочной деятельности школьников по художественному творчеству, мы в первую очередь основывались на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, гуманизации, проектности, диалога культур [6]. Программа сообразна личному опыту школьников и составлена с учетом ранее приобретенных знаний, умений и навыков. Обучающие принципы реализуются через познавательные интересы и запросы детей.

Основная идея программы нацелена на формирование личностных, предметных и метапредметных компетенций, таких как самостоятельность, креативность, коммуникативные навыки, критическое мышление, определенных государственным образовательным стандартом Российской Федерации. Это обучение нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала.

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Примерной основной образовательной

программы начального общего образования, в соответствии с возрастными особенностями школьников, рассчитана на проведение двух часов в неделю.

Как социальный проект, программа конструируется вокруг такого ценностного ориентира, как защита популяции белого медведя и решения экологических проблем Русской Арктики.

Цели программы:

  формирование экологического мировоззрения школьников;

– осуществление проектно-художественной деятельности, направленной на решение экологических проблем Арктики и сохранения популяции белого медведя.

Задачи программы:

– информирование школьников о современном экологическом состоянии Арктики;

– создание условий для реализации творческого потенциала школьников в художественно-проектной деятельности, направленных на сохранение популяции белого медведя;      

– получение опыта самостоятельного общественного активного действия школьников в процессе создания художественных произведений, способствующих решению экологических проблем Арктики и сохранения популяции белого медведя.

Программа базируется на образовательных областях: «Искусство» (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), «Технология» (народные промыслы и ремёсла), и выстраивается на интеграции предметов: «Родной язык», «Окружающий мир», «Родной край», «Основы здоровья», «Информатика» и др.

Содержание программы является комплексным, вариативным, на занятиях школьники раскрывают свой духовный и творческий потенциал и получают реальную возможность адаптироваться в социальной сфере.

Комплексные задания предполагают достаточную свободу действий ученика в рамках предложенной тематики: школьник самостоятельно выбирает материал, придумывает идею art-проекта, выстраивает композицию, выбирает средства художественной выразительности, технологию в соответствии со своим творческим замыслом.

Программа моделируется на основе разных видов деятельности: изобразительная деятельность, прикладное творчество, литературное творчество, игровая деятельность, театральная деятельность, проектная деятельность, компьютерная графика и анимация.

Изобразительная деятельность – одна из самых наиболее интересных. Это специфическое образное познание действительности, которая направлена на развитие творческих способностей, развития речи, памяти, наблюдательности, навыков, умений.

Прикладное творчество обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать в предметах новизну и элементы сказочности.

Литературное творчество – это одна из широких и многогранных областей творческой деятельности человека. Литература имеет много жанровых разновидностей, в том числе устное народное творчество  как благодатный   источник  воспитания младших школьников. Через устное народное творчество школьник не только овладевает родным языком, но и приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней.

Игровая деятельность – подходит для обучающихся разных возрастных групп. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения обучающегося, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность обучающегося, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. Согласно исследованиям С.В. Афанасьевой [2], игровыми методами учат не только младших школьников, но также и студентов – будущих экологов, и учителей, и даже взрослых, например туристов – посетителей национальных парков и заповедников. Однако злоупотреблять таким методом не рекомендуется, так как за игрой и тестированием пропадает развитие интеллекта, снижаются способности в приобретении знаний, способности к самостоятельному мышлению.

Театральная деятельность является ярким примером реализации системно-деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании. Развивает эмоциональную сферу ребенка. Путь через игру, фантазирование, сочинительство является достаточно эффективным и результативным для достижения целей, снятия зажатости, обучения художественному воображению.

Проектная деятельность даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.

Компьютерная графика и анимация – это увлекательный мир современных технологий, посредством которых ребенок может создавать фантастические миры, визуализировать ситуации и персонажей. Компьютерная графика помогает развивать визуальное, образное мышление ребенка и формировать культуру восприятия и освоения мультимедиаинформации. Применение в художественной деятельности цифровых технологий является одним из эффективных способов повышения мотивации школьников к обучению, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Для школьников разных возрастов специально подобраны мобильные приложения для работы с графикой. Они позволяют не только имитировать традиционные техники рисования, но и создавать коллажи из готовых изображений-стикеров. Свои работы на экране дети могут создавать с помощью стилуса, или просто проводя по экрану пальцем, превращая творчество и обучение в веселую игру.

На работу непосредственно перед экраном планшета предусмотрено не более 15 мин., 5 мин. – гимнастика для глаз и физкультурная пауза. После 15-минутной работы перед экраном школьники выполняют гимнастику для глаз, организуется физкультурная пауза.

Осваивая программу, школьники знакомятся с природой, животным миром Арктики, с деятельностью человека в Арктике. Осваивая современные цифровые технологии, приобретая навыки цифрового рисования, школьники создают арктические пейзажи, животных, птиц Арктики, повседневную жизнь хозяина Арктики - белого медведя - на экране планшета. Учатся фотографировать и оцифровывать собственные работы, выполненные в традиционных техниках, и даже создавать несложную анимацию – короткие визуальные истории о белом медведе.

Все работы обучающихся размещаются в выставочных локациях и на сайте просветительского центра. Некоторые работы под руководством педагогов готовятся к международным и российским конкурсам и выставкам. На основе оригинальных образов и композиций, придуманных школьниками, создаются полиграфические продукты: закладки для книг, открытки, буклеты, плакаты, книжки.

Выполненные в ходе арт-проектов работы представляются на выставках, посвященных Международному дню белого медведя.

За учебный год просветительский центр «Белый мишка» в городе Норильск показал следующие количественные и качественные результаты: программу, рассчитанную на 2 часа в неделю, прошли 6 групп учащихся первых классов, в количестве 72 учащихся из образовательных организаций: школа № 3, школа № 8, интернат № 2 для детей-сирот.

В течение учебного года просветительский центр работал по реализации программы для разновозрастных групп детей (7-12 лет). Всего участников 24 человека. Занятия в данных группах проводились в выходные дни (суббота и воскресенье).

На занятиях использовались разные технологии, которые позволяют создавать информационную, эстетическую и эмоциональную среду вокруг ребенка. Он видит, слышит, может по-своему желанию посмотреть на предмет с разных сторон. Ребенок видит в комплексе окружающей действительности наблюдаемый объект: белый медведь в естественной среде обитания, небо, торосы, айсберги, другие животные и т.д. Информация, полученная ребенком в данном виде, позволяет ему самостоятельно реализовывать свой творческий потенциал. Навыки использования графических программ «от простого к сложному» детям очень нравится. Данная деятельность позволяет быстро ориентироваться в разных программах. Как результат – участие детей в городских и российских конкурсах.

У детей, особенно у первоклассников, повышается уровень владения простыми инструментами: линейкой, трафаретом, ножницами. Развивается мелкая моторика рук посредством конструирования, лепки, рисования, что способствует общему развитию ребенка и скорейшему развитию каллиграфического навыка.

Целенаправленно проводились занятия, на которые приглашались родители (очень интересный опыт, положительные отзывы участия родителей в данных занятиях). Родители имеют возможность обсуждать полученную на занятиях информацию дома, родители видят, как работает его ребенок на занятии, появляется возможность совместного творчества.

Дети, прошедшие подготовку по программе, отвечают на вопросы, умеют задавать вопросы по тематике программы «Арктика», «Белый медведь». Расширился словарный запас детей за счет новых терминов и понятий, слов, раскрытых в теоретической части программы. Усовершенствовались коммуникативные навыки детей за счет проведенных совместных игр, групповых заданий как между сверстниками, так и между педагогами и родителями.

В конце учебного года была организована экологическая экспедиция к памятнику природы «Красные камни», куда выезжали дети просветительского центра с родителями. Научную часть экспедиции составили лекции под открытым небом специалистов заповедников Таймыра, экологическая часть состояла в уборке территории от мусора. Кроме этого, было принято решение о проведении на период летних каникул «Летней школы белого мишки», в связи с высоким социальным запросом родителей, заинтересованных в занятости детей летом. Были проведены презентационные занятия для групп учащихся пришкольных лагерей, около 450 человек посетило эти занятия. Организация летней школы в просветительском центре дала возможность апробировать часть программы, которую не удалось реализовать в учебном году из-за большого количества актированных дней.

Был издан первый учебник просветительского центра «Серьезная книжка о белом мишке» с увлекательными фактами про Арктику и белого медведя с трехмерными изображениями его и других животных в дополненной реальности. Книга прошла этап тестирования в «Летней школе белого мишки» и на площадке международного культурно-образовательного проекта «Таланты Арктики. Дети» в городе Анапа.

В июне 2019 г. Институтом педагогики, психологии и социологии, Институтом архитектуры и дизайна, Экофондом СФУ была организована выставка работ участников Всероссийского конкурса (с международным участием) по компьютерной графике «Моя Арктика» и «Хозяин Арктики - белый медведь» в номинации «Компьютерный рисунок» (рис. 1-4). Школьники и студенты из разных регионов отразили величие и красоту суровой природы Арктики, показали разные образы белого медведя – живого символа и хозяина Арктики, привлекли внимание к проблемам Арктики.

Рис. 1. Гондусова А. Белый медведь Adobe Photoshop 11 класс Красноярск

Рис. 2. Чепсаракова К. Пир на весь мир Adobe Photoshop 11 класс Республика Хакасия, Абаза

Рис. 3. Тарасова Л. Привет от мишки CorelDRAW 3 класс Республика Башкортостан, Баймак

Рис. 4. Кузьмина А. Белый медведь – не мишень Adobe Photoshop СПО Красноярск

Тематические конкурсы и выставки, кроме выполнения своей основной роли, несут ещё и повышенную воспитательную функцию, формируют у молодого человека интерес к своей малой родине и к России. Арктика – удивительный край, с невероятной природой и безграничными перспективами. Сотни лет она манит ученых, путешественников и энтузиастов. Манит своими бескрайними просторами, суровой красотой, природными богатствами и самобытной культурой. При этом Арктика – одна из самых хрупких экосистем планеты. Основные экологические проблемы: загрязнение вод северных морей стоками нефти и химических соединений, а также морским транспортом, сокращение популяции арктических животных и изменение их среды обитания, изменение климата и таяние арктических льдов. А белый медведь – живой символ Арктики. Один из самых крупных хищников, обитающих на суше. Но что нужно делать, чтобы сохранить популяцию белого медведя, которому грозит исчезновение?

Заключение

С помощью нашей программы «Экологическое просвещение» мы планируем привлечь внимание школьников к вопросам экологии Арктики, расширяя географию участников (Талнах, Дудинка, Мурманск), заинтересовать их, обогатить их кругозор знаниями о белом медведе, об арктической природе, о ее экологических проблемах, придать эмоциональную окраску формирующимся представлениям школьников о том, как и какими доступными средствами (традиционными художественными или компьютерными) можно популяризировать и решать проблемы Арктики.

Мы рассчитываем, что разработанная нами программа даст положительный результат в воспитании нового поколения, которое будет ответственно относиться к сохранению родной природы, чистой воды и воздуха, амурских тигров, китов и белых медведей!