Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MAIN REQUIREMENTS, TECHNOLOGICAL FEATURES AND CONDITIONS FOR THE FORMATION OF CASES

Kozlova N.A. 1 Barnash A.V. 1 Krasnyuk L.V. 1
1 Branch of the state budgetary educational institution of higher education "Stavropol state pedagogical Institute"
Purpose: to analyze the main requirements, technological features and conditions for the formation of cases. Аnalysis of scientific literature on the study of technological features and conditions for the formation of cases in the learning process. In the framework of this study, the relevance of the use of the case-technology method in the educational process as a means of increasing the efficiency and improvement of educational activities is revealed. Currently, modern teachers realize that knowledge, skills, abilities alone are not enough for this, it is necessary to study the technological processes of education and change the content component of lessons. The basic requirements to the method of case-technologies, the fundamental principles of the method of case-technologies are investigated and presented, the technological features inherent in case-learning are revealed. The systematization of cases can be created according to different indicators, so one of the widely used approaches to the systematization of cases is their complexity. The case-technology method concentrates significant achievements of the technology of «creating success». It provides for activities to activate students, stimulate their success, emphasizing the achievements of students. For the effective implementation of the case-technologies in the educational pedagogical process, you need to meet these conditions: you are absolutely right developed by case, a set of necessary and sufficient theoretical knowledge with which to solve the case problem, effective methods of using case-technologies in the educational process.
case-method
case-technologies
requirements and principles of case-technologies
peculiarities of case-training
classification of case-technologies

Актуальность темы исследования обусловлена изменениями, происходящими в системе российского образования, которые ориентированы на развитие основных компетенций. Их освоение направлено на достижение обучающимися высокой степени образованности, а это является необходимым условием для независимого установления мировоззренческих и экспериментальных аспектов как теоретического, так и практического характера. В настоящее время преподаватели осознают, что одних познаний, умений, способностей для этого недостаточно, необходимо изучать технологические процессы образования и менять содержательный компонент уроков. В связи с этим возникла необходимость в формировании преподавательских технологий, которые позволят гарантировать и актуализировать самое основное в образовательном процессе – это прежде всего формирование личности каждого ученика и его деятельности. Нужно сформировать такие условия преподавания, чтобы ученик старался получить новые результаты собственной деятельности и смог в последующем благополучно применять их в практической деятельности.

В будущем нашему подрастающему поколению потребуется огромный резерв знаний, причем не только в выбранной профессии, но и в сфере современных технологий. Уже сейчас в большей части услуг о труде существует объективная необходимость знания компьютерных технологий. Поэтому при обучении детей следует понимать, что информационно-коммуникационные технологические процессы начинают превалировать. Следует разрабатывать новые технологические подходы, которые бы способствовали повышению уровня мотивации у школьников, что в результате приведет к повышению уровня знаний.

Материал и методы исследования

В настоящее время существует множество разнообразных методов и технологий обучения, но особое место в образовании занимает непосредственно обучение при помощи кейс-технологий. Данный метод состоит из различных элементов, способствующих улучшению образовательного процесса. В современных быстро меняющихся условиях преподаватель, кроме профессионального знания своего предмета и умения правильно преподнести информацию учащимся, должен владеть навыками применения в обучении современных инновационных технологий. Он обязан заинтересовать учеников, применяя имеющиеся возможности обучения.

Рекомендуемый метод кейс-технологий возник в Соединенных Штатах Америки в 1924 г. в Гарвардской бизнес-школе. На тот момент декан школы предложила преподавателям использовать, помимо обычных методов, новые, которые состоят в решении поставленных задач в конкретных сложившихся ситуациях [1, 2]. В европейских странах в системе образования такой способ применялся в Манчестерской школе бизнеса. Идея была заимствована из Гарвардской школы. На территорию нашей страны кейс-метод был привнесен иностранными студентами.

Цель работы: изучить основные требования, технологические особенности и условия формирования кейсов, способствующие реализации действительной жизненной ситуации, представление которой отражает ту или иную практическую проблему.

Для выявления сущности задачи требуется исследовать понятийную базу и изучить методологический аппарат кейс-технологий. Можно сказать, что кейс-технологии – это метод обучения с помощью конкретных действий. Предоставляется практическая ситуация, задан ее временной промежуток, и ученикам необходимо найти пути решения проблемы в данной ситуации.

Результаты исследования и их обсуждение

В педагогике метод кейс-технологий используется для обучения по принципу «от примеров различных ситуаций – к правилу». Отличительной особенностью кейс-метода от проблемной ситуации является принцип рассмотрения реальных ситуаций с применением практического набора различных материалов (аудио, печатных, видео, электронных). Данная технология для проблемно-ситуационного обучения достаточно продуктивна, так как способствует обобщению, анализу информации, развитию умения диагностировать проблему и находить пути ее решения. Следователь, кейс-метод отличается от проблемной ситуации тем, что он не выдвигает проблему в открытой форме, обучающимся предстоит выделить ее из общей информации, содержащейся в отображении кейса.

Сущность метода кейс-технологий заключается в возможности применения при формировании процесса обучения определенных учебных ситуаций, которые ориентируют на выявление проблемы и поиск возможных путей ее решения с дальнейшим обсуждением на учебных занятиях. Сама технология метода кейс-технологий заключается во «внедрении» учащегося в конкретные условия, то есть требуются его участие, собственно осознание ситуации, дальнейшее обсуждение обстановки, определение проблемы и ее содержания. После этого участник выявляет свою роль в разрешении проблемы и составляет соответствующую линию действий. В процессе подведения итогов он должен представить и отстоять свою собственную точку зрения, сопоставить ее с взглядами группы, а затем продумать и разработать цели на перспективу. Метод кейс-технологий объединяет в себе действия исследовательского процесса. По существу, данный способ представляется как технология группового обучения, которая в свою очередь объединяет технологии обучения развития, охватывает процедуры коллективного, индивидуального, группового развития, образование конкретных качеств личности обучаемых [3]. Метод кейс-технологий должен соответствовать требованиям, представленным на рисунке 1.

Рис. 1. Требования метода кейс-технологий

Метод кейс-технологий описывает специфический вариант исследовательской технологии или, другими словами, интегрирует в себе аналитические процедуры и действия исследовательского процесса. Кейс-технология является методом коллективного обучения, который объединяет в себе технологии, применяемые при развивающем обучении, формирует у обучающихся конкретные личностные качества. Кейс-технологии в методологическом плане можно представить как составную систему, включающую более простые методы. В нем интегрированы такие подходы, как описание, игровой метод, мыслительный, проблемный, системный анализ, моделирование, которые способствуют реализации определенных ролей в методе кейс-технологий.

Необходимо понимать, что метод кейс-технологий, как и любой другой метод, содержит некоторые риски и преимущества. Во-первых, метод кейс-технологий предлагает возможность рационально сочетать практическую и теоретическую части, развивать умения работы с предложенной информацией. Обучающимся не даются уже готовые знания, они учатся их извлекать самостоятельно, а решения, которые принимаются в каких-либо жизненных ситуациях, запоминаются лучше и быстрее, чем обычное заучивание правил. Во-вторых, ход разрешения проблемы, изложенной в кейсе, – это креативный познавательный процесс, подразумевающий коллективный характер, способствующий познанию деятельности. Так, участники учатся следовать правилам общения: слушать своего собеседника, работать в группах, высказывать свой взгляд, выстраивать решение проблемы с помощью логической схемы, содержащей неоднозначные подходы.

Кейс-технология основывается на принципах, представленных на рисунке 2.

Рис. 2. Принципы метода кейс-технологий

Во время урока учащиеся не будут скучать, а станут рассуждать, анализировать, формировать умение ведения дискуссии. Даже отстающие в учебе смогут принимать участие в разбирательстве вопросов, и, так как однозначных ответов нет, у них появится возможность предложить свои ответы. Кейс-обучение может иметь следующие признаки: решения вырабатываются коллективом; присутствует модель социально-экономической системы, ее состояние рассматривается в определенный момент времени; отсутствует единственное решение, а существуют его альтернативные варианты; имеется единая цель при решениях; применяется система оценивания при групповой деятельности [3].

Кейс-обучению присущи следующие технологические особенности, представленные на рисунке 3 [3, 4].

Рис. 3. Особенности метода кейс-обучения

Метод кейс-технологий концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха». В нем предусматриваются деятельность по активизации обучающихся, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений обучаемых. Систематизировать кейсы можно согласно разным показателям [5, 6]. Одним из часто применяемых подходов к классификации кейсов считается их сложность. При этом выделяются следующие условия, представленные в таблице.

Условия формирования кейс-технологий

Названия условий

Характеристика формирования условий кейс-технологий

Иллюстративные учебные условия – кейсы

Основная задача – на конкретном примере научить участников методу принятия верного решения в конкретных условиях

Учебные условия – кейсы с формированием задачи

Сформировать задачи, в которых описывается обстановка в определенный промежуток периода, обнаруживаются и отчетливо формулируются задачи

Учебные условия – кейсы без выработки проблемы

В данном случае проблема отчетливо никак не выявлена, а показана в статистических сведениях, оценках социальных взглядов и ином, а задача подобного кейса – без помощи других раскрыть проблему, определить другие пути ее решения с рассмотрением доступных ресурсов

Прикладные     упражнения

Описывается определенная сформировавшаяся ситуация, предполагающая отыскать пути выхода из нее; задача подобного кейса – поиск решения постановленной проблемы

 

 

Кейсы можно классифицировать исходя из задач и целей процесса обучения. В данном случае могут быть выдвинуты соответствующие виды кейсов: обучающие оценке и анализу; обучающие выработке решения проблем; иллюстрирующие проблему, ее разрешение либо теорию в целом.

Некоторые ученые полагают, что кейсы делятся на «живые» и «мертвые». К «умершим» кейсам возможно причислить те, в которых содержится вся требуемая для анализа информация. Для того чтобы кейс «вернуть к жизни», следует создать его таким образом, чтобы вызвать у учащихся интерес к поиску дополнительной информации для последующего анализа. Такого рода аспект дает возможность совершенствовать кейс и сохранять его актуальность продолжительный промежуток времени.

Очень важно сконцентрировать внимание на критериях оценивания поэтапной работы на занятиях: активности при работе каждого в микрогруппе, этике ведения дискуссии, правильном решении поставленной проблемы, неординарности ее решения, кратком и четком изложении теоретической части. Кейс-метод, очевидно, может быть с успехом использован на уроках, так как это комплексный подход и в него включены все виды вербальной деятельности (к ним можно отнести письмо, чтение, само говорение). У учащихся появляется реальная возможность общения на иностранном языке, которая осуществляется в ходе взаимодействия с преподавателем и с участниками группы. Успех кейс-метода зависит от его трех основных составляющих: качества кейса, уровня готовности учащихся и от умения преподавателя работать с кейсом и вести дискуссии.

Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что использование основных требований, технологических особенностей и условий формирования кейсов позволит сформировать навыки аналитического, творческого, практического, коммуникативного, социального характера, а также навыки применения рефлексии, так как жизнь общества, образование, наука являются основными источниками учебных кейсов. Практически каждый современный преподаватель при желании сможет применить метод кейс-технологий на высоком уровне после изучения необходимой литературы и прохождения тренингов. Технология кейс-метода реализуется с учетом учебных планов, целей, задач конкретной дисциплины и технической оснащенности учебных аудиторий. При этом необходимо учитывать интересы и потребности обучающихся, их уровень знаний, а также другие факторы, способствующие подготовке, проведению и эффективному внедрению кейс-технологий в учебный процесс.

Для эффективного применения метода кейс-технологий в образовательном педагогическом процессе требуется выполнение таких условий, как: абсолютно верно разработанный кейс, совокупность необходимых и достаточных теоретических знаний, с помощью которых можно решить поставленную в кейсе задачу, результативная методика применения кейс-технологий в образовательном процессе. Однако использование данного метода в обучении никак не разрешит абсолютно всех трудностей и не обязано быть самоцелью, необходимо принимать во внимание цели и задачи любого обучения, вид использованного материала, способности обучающихся. Достичь максимально эффективного результата возможно при правильном использовании классических и интерактивных технологий преподавания, если они взаимосвязаны и дополняют один другой.