Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE MAIN STAGES OF DEVELOPMENT SUVOROV MILITARY SCHOOLS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Kulikova E.V. 1
1 The Chita Suvorov Military School of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
This article is an attempt to summarize recent research on the history of the formation of Suvorov military school of the MIA of Russia, beginning with its origins (the reign of Peter the great) and ending with the modern period of transformation and development of these institutions. Four stages of development of Suvorov military schools, since 1943 are allocated; the concrete facts of formation of military education of young people are resulted; approaches to periodization of history of development of these educational organizations, and also normative-legal base of development of Suvorov military schools are analyzed. The article reveals the importance of Suvorov schools in the Patriotic education of young people. The study aimed to carry out a critical analysis of existing periodizations. The periodization, which begins the countdown of the formation of Suvorov schools, starting from Peter's time, is criticized. The position which begins periodization in development of Suvorov military schools since 1943 when there were the first Suvorov schools at the initiative of A. A. Ignatiev was proved. The result of the critical understanding of the existing periodizations was the periodization, consisting of 4 stages, since 1943. and divides the process of formation of Suvorov military schools into 1 stage (1943-1970-ies of XX century), 2 stage (70-ies and up to the beginning of 90-ies of XX century), 3 stage (1991-2012), 4 stage (2012-present).
suvorov military schools
national project «education»
national-cultural traditions
pre-university military education
cadet corps
nakhimov military schools
specialized military noble schools
the system of three-stage military education

Одной из основных целей национального проекта «Образование» является создание условий в образовательной организации для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций [1]. Одними из таких образовательных организаций, в полной мере осуществляющих воспитание интеллектуально образованных и патриотически настроенных воспитанников, являются суворовские военные училища МВД России.

Исследование исторического пути суворовских военных училищ осуществлялось многими авторами, среди них можно назвать таких ученых, как Т.И. Буковская, А.В. Гаврилин, В.А. Гурковский, Ю.В. Кожухов, Л.Н. Лопуховский, В.П. Ковалев, И.В. Ульянова и др. Разработка отдельных аспектов становления суворовских военных училищ проводилась В.Н. Гастелло, А.И. Владимировым, Н.З. Кунцем, Ю.С. Савицкой, М.П. Стародубцевым. Большое место в исследовании истории развития суворовских военных училищ занимают нормативно-правовые акты образования и реорганизации училищ, их закрытия и слияния. Большую роль в изучении становления военной педагогики молодого поколения занимают воспоминания участников этого процесса.

В литературе представлено множество точек зрения по поводу периодизации становления суворовских военных училищ (Т.И. Буковская, А.И. Владимиров, В.А. Гурковский, Н.З. Кунц, Ю.С. Савицкая, М.П. Стародубцев и др.). Между тем в разных источниках точкой отсчета для возникновения самого института суворовских военных училищ считается либо Петровское время, либо 1943 год, что требует тщательного анализа исторического материала.

Важнейшей стороной в исследовании становления и развития суворовских военных училищ является анализ содержательной и организационно-методической стороны процесса, так как на разных этапах развития училищ отмечалось либо усиление, либо ослабление позиций военной педагогики.

Цель исследования – исследовать основные этапы становления и развития суворовских военных училищ МВД России.

Материал и методы исследования

В качестве материала исследования были использованы:

1) нормативно-правовые источники: Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 № 583 «О создании Санкт-Петербургского суворовского военного училища Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 33. Ст. 3227; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.02.2014 № 260-р «О создании федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Самарский кадетский корпус Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 9. Ст. 950; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 1071-р «О создании федеральных государственных общеобразовательных учреждений» // СЗ РФ. 2009. № 31. Ст. 3995; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 1164-р «O создании федерального государственного образовательного учреждения «Грозненское суворовское военное училище Министерства внутренних дел Российской Федерации // СЗ РФ. 2008. № 33. Ст. 3897 и др.;

2) научные исследования, посвященные истории развития суворовских военных училищ – Т.И. Буковской, А.В. Гаврилина, В.А. Гурковского, Ю.В. Кожухова, Л.Н. Лопуховского, В.П. Ковалева, И.В. Ульяновой и др.;

3) публикации периодической печати – В.Н. Гастелло, А.И. Владимирова, Н.З. Кунца, Ю.С. Савицкой, М.П. Стародубцева и др.

Методы исследования: общенаучные методы исследования – системный, исторический, историографический методы, анализ теоретических и нормативно-правовых источников, систематизация материала, периодизация, классификация, обобщение.

Результаты исследования и их обсуждение

Истории развития суворовских военных училищ посвящено немало исследований, в которых были выделены этапы их становления и характеристики. Можно выделить несколько подходов к решению проблемы периодизации основных этапов становления военно-педагогических традиций в России.

В исследовании М.П. Стародубцева отражена периодизация, согласно которой военно-педагогические традиции в России проходили три этапа становления: первый этап начинался с Петровской эпохи в XVIII в. и заканчивался в первой половине XIX века; второй этап формирования военного образования начинался со второй половины XIX и закончился с началом XX века; третий этап (1917-1991 годы) был связан с перестройкой всей системы образования в советское время; четвертый этап продолжается с 1991 года и по настоящее время [2]. Как мы видим, автор отошел от традиции, когда досоветский этап в развитии военной педагогики объединяется в один этап – дореволюционный, и разделил его на два этапа, объяснив свою позицию тем, что первый этап полностью связан с петровскими традициями воспитания у молодых людей приверженности российской государственности, в то время как второй этап был обусловлен переходом к новой концепции военного образования, когда главенствующую роль в воспитании молодых людей играл педагог.

Большинство авторов осуществляет периодизацию основных этапов в развитии суворовских военных училищ, отталкиваясь еще от советской историографической традиции делить исторические этапы на дореволюционный, советский и современный. Данный устоявшийся методолого-исторический принцип применяли в своих исследования такие исследователи суворовских военных училищ как социокультурного явления, как Т.И. Буковская [3], А.В. Гаврилин [4], Ю.В. Кожухова [5], И.В. Ульянова [6] и др.

Трудно согласиться с подходом Ю.С. Савицкой [7], которая выделяет в постсоветский период развития суворовских военных училищ два периода – с 1991 г. по 1997 г. и современный этап – с 1997 по настоящее время. Как нам кажется, такой подход не является в основе своей историчным, так как трудно понять, чем обосновано, что столь важный период в историческом развитии российской военной педагогики, длившийся двести с лишним лет, начиная с Петровского времени и до времени революции 1917 г., выделяется специалистами как один этап, в то время как постсоветский период, не имеющий по длительности и 30 лет, делится на два периода. Поэтому позиция М.П. Стародубцева нам представляется более убедительной, хотя обоснование критериев периодизации, по которым выделяются именно эти этапы, вызывает некоторые сомнения [2].

Более того, можно оспорить сам принцип возведения истории становления суворовских училищ со времени реформ Петра I. К примеру, в исследовании Н.З. Кунца и А.И. Владимирова началом возникновения и дальнейшего развития суворовских и нахимовских училищ авторы указывают 1943 г., когда и возникло само название «суворовское военное училище» [8]. Как отмечают В.Н. Гастелло и Т.И. Буковская, в стране стали создаваться суворовские военные училища по типу прежних российских кадетских корпусов [1, с. 65; 9], которые получили название «суворовские» в честь полководцa - генералиссимусa Александра Васильевича Суворова.

В связи с вышесказанным мы считаем, что, анализируя исторические этапы в развитии российской военной педагогики, следует разграничивать понятия «развитие военно-педагогических традиций в России», начиная с Петровской эпохи, и «история суворовских военных училищ», началом возникновения которых можно считать 1943 год.

Итак, первым этапом (c 1943 г. и по начало 70-х гг. ХХ в.) в становлении суворовских военных училищ можно признать период с 1943 года, когда по инициaтиве генерал-лейтенанта Крaсной Армии, бывшего выпускника Пажеского корпуса А.А. Игнатьева была разработана модель суворовских военных училищ по подoбию дореволюционных кaдетских корпусов. Его продолжительность - до начала 1970-х гг. Постaновлением Совeта Нaродных Комиссаров и ЦК ВКП(Б) от 21 aвгуста 1943 года «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецкой оккупации» были учрeждены суворовские военные училища. В данном постановлении говорилось о том, что вышеуказанные училища должны были стать специальными воeнно-учебными заведениями, дающими наряду с основным общим средним образованием ещё и военно-технические знания, необходимые для успешного обучения в вузах и службы в Вооруженных силах CCCР.

Развитие первого этапа в развитии суворовских военных училищ, в первую очередь, связано с разработкой и апробацией модели новых образовательных учреждений «по типу старых кадетских корпусов». Основным достижением этого периода стало создание материально-технической и учебно-материальной базы. Педагоги первых суворовских военных училищ формировали педагогические и методические основы воспитания суворовцев и нахимовцев. Перспективной целью в создании суворовских военных училищ стала идея «воспитания новой генерации офицерских кадров, влившихся в Вооруженные Силы Советского Союза» [8, с. 50].

Обоснование модели первых суворовских и нахимовских училищ осуществил инициатор их создания А.А. Игнатьев, когда в начале апреля 1943 г. он написал письмо И.В. Сталину: «Специфика военного ремесла требует привития к нему вкуса с детских лет, а недостаток дисциплинированности детей в домашней, школьной обстановке вызывает необходимость создать специальные военные средние школы для подготовки нравственно воспитанных и физически развитых будущих командиров Красной Армии» [10, с. 27].

Модель суворовского военного училища предполагала формирование штата педагогических работников и офицеров: «генерала – 1, офицеров – 49, сержантов – 31, рядовых – 13, вольнонаемных – 186 человек, в число которых входил и педагогический состав» [11, с. 9]. Тогда было создано первых 9 суворовских военных училищ: Воронежское, Калининское, Курское, Новочеркасское, Ставропольское, Краснодарское, Сталинградское, Харьковское, Орловское. В данных училищах с 1 сентября 1943 года приступили к обучению и воспитанию 4500 обучающихся.

На наш взгляд, важнейшим достижением первого этапа стала та национально-патриотическая идея, в основе которой лежала концепция воспитания советских офицеров, которые, как правило, были детьми героев Великой Отечественной войны и честь которых стала путеводной звездой для следующего поколения будущих офицеров. Методически и организационно была заложена определённая дисциплинарная база, когда училища стали функционировать по строго установленным правилам: обучение осуществлялось по 24 предметным областям в течение 6 учебных дней, по сигналу горна осуществлялся подъем, физзарядка, затем утренний смотр, завтрак и занятия. Одну из главных ролей в педагогике училищ играла строевая и конноспортивная подготовка, применение и изучение стрелкового оружия, а также средств связи.

Второй этап истории развития суворовских военных училищ (с 70-х и до начaла 90-х гг. ХХ в.) характеризовался спадом развития в училищах в связи с тем, что в тот период происходило значительное сокрaщение Вооруженных сил. В результате данных сокращений были закрыты в 1960 г. - Тамбовское, Саратовское, Тульское, в 1961 г. - Сталинградское и Новочеркасское, в 1962 г. - Ставропольское, в 1963 г. - Воронежское, в 1964 г. - Куйбышевское, в 1968 г. - Орджоникидзевское суворовские военные училища.

Об этом времени развития суворовских военных училищ можно говорить, как о времени деградации довузовской военной педагогики, так как были сокращены сроки обучения (с 7 до 2 лет в 1969 г.), утрачен ряд учебных предметов, снижено отношение педагогических кадров к самой концепции воспитания суворовцев как носителей патриотических и профессионально ориентированных ценностей. По нашему мнению, в это время можно говорить о серьезном идеологическом ударе, нанесенном по самой концепции военной педагогики в России. Утрачен пиетет к военному образованию, получаемому молодыми людьми, подорваны сами ценности офицерского звания и преданного отношения к Родине.

Третий этап (1991-2012 гг.) не только стал отражением продолжающегося кризиса в сохранении военно-национальных традиций воспитания будущих офицеров, но и пришелся на период крушения Советского государства, что отразилось в целом на финансировании суворовских военных училищ. Многие это связывают с именем министра обороны Российской Федерации А.Э. Сердюкова. В этот период разрушались такие традиции военного воспитания молодого поколения, как офицерские должности, участвовавшие в обучении суворовцев и нахимовцев, институт военного парада, в которых участвовали молодые люди. В это время были отменены военные оркестры, значительно утрачена значимость военного образования и воспитания. Основная концепция военно-патриотического воспитания будущих офицеров и становление их профессионального образования была полностью утрачена.

Этап возрождения суворовских военных училищ приходится на время с 2012 г. по настоящее время, а реформы в военной педагогике связаны с именами С.К. Шойгу – нового министра обороны Российской Федерации и В.А. Колокольцева – нового министра внутренних дел Российской Федерации. Значительно увеличилось финансирование суворовских военных училищ, что позволило поднять материально-техническую и учебно-методическую базу на высокий уровень. Были привлечены лучшие офицерские и педагогические кадры, были возвращены такие важные исторические традиции, как проведение военных парадов и участие в них суворовцев и нахимовцев, значительно усилена военная составляющая. За последние 10 лет суворовские военные училища переживают свой расцвет, обретают новые традиции за счет разработки и проведения таких масштабных мероприятий, как всероссийский военно-патриотический сбор «Наследники Победы», который организуется и проводится МВД России.

Суворовские военные училища МВД России – федеральные государственные казённые общеобразовательные организации, сохраняющие и преумножающие лучшие традиции кадетского образования.

За последние годы вновь были созданы Санкт-Петербургское, Грозненское, Астраханское, Елабужское, Читинское [12] суворовские военные училища МВД России. В 2014 году был образован Самарский кадетский корпус МВД России [13]. Все суворовские военные училища на сегодняшний момент являются федеральными государственными казенными общеобразовательными организациями, носящими специальные наименования: «суворовское военное училище», «кадетский корпус», которые созданы с целью реализации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к службе в органах внутренних дел Российской Федерации и успешному поступлению в высшие образовательные организации системы МВД России, в соответствии с Приказом МВД России от 05.05.2018 № 275 [14].

Для достижения поставленных основных целевых ориентиров в суворовских военных училищах МВД России определенным образом выстраивается образовательная деятельность, направленная на интеграцию общего, дополнительного образования и внеурочной деятельности обучающихся. Воспитание, обучение, развитие суворовцев осуществляется в единой педагогической личностно ориентированной системе с опорой на традиции довузовского военного образования.

Выводы

Подводя итоги анализа современных публикаций по проблеме периодизации становления и развития военных суворовских училищ, выделения основных этапов их истории, можно сделать выводы.

  1. Следует разграничивать понятия «развитие военно-педагогических традиций в России», начиная с Петровской эпохи, и «история суворовских военных училищ», начало возникновения которых относится к 1943 году.
  2. Основные этапы в формировании и становлении суворовских военных училищ: 1 этап - «Становление» (с 1943 г. по нaчало 70-х гг. ХХ в.); 2 этап - «Спад» (c 70-х и до нaчала 90-х гг. ХХ в.); 3 этап - «Кризис» (с 1991 по 2012 г.); 4 этап - «Возрождение» (с 2012 г. и по настоящее время).
  3. Становление суворовских военных училищ, начиная с 1943 г., имело волнообразный характер, когда первый и четвертый этап стали периодами расцвета военно-педагогических идей на основе патриотических и военных традиций России. Спад в развитии суворовских военных училищ был связан с хрущевским временем сокращения училищ и утратой основных традиций кадетского образования. Временем наибольшего кризиса суворовских военных училищ стал третий период, связанный с именем министра обороны А.Э. Сердюкова и значительным сокращением финансирования, а также утратой основных военно-педагогических традиций, формировавшихся в течение более 300 лет.