Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,120

PHILOSOPHICAL AND PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL BASES OF FORMATION OF CREATIVE ACTIVITY OF ADOLESCENTS

Soroka I.Y. 1
1 FSBEI HE «Transbaikal State University»
The article presents the main theoretical approaches to the study of the content of the «creative personality activity» concept: philosophical, psychological and pedagogical. The study of the «creative personality activity» concept is built from the point of view of the personality genesis in adolescence, which distinctive characteristics in the context of the creative activity’s formation are: orientation to socially approved activity that meets the basic needs of the teenager; socially useful activities as a leading activity; socially-directed motivation to benefit other people and society; the emergence of self-awareness as awareness in the system of public relations, the development of social activity and social responsibility. The term « adolescents’ creative activity» had been clarified as the ability of adolescents to implement personally and socially significant activities together with persons of the same age and other people for the benefit of humanity, society and nature. Based on this definition, the formation of adolescents’ creative activity is understood as a purposeful, organized pedagogical process that ensures the involvement of adolescents in creative activities (educational, research, agitation, enlightenment, environmental, journalistic, etc.), which manifests moral attitudes and values of adolescents (patriotism, humanity, science, labor and creativity, art, nature, etc.) in relation to people, society and nature.
creative
creative activity
creative person
adolescent
children's association

В современных социокультурных условиях на фоне обострения противоречий между современной цивилизацией и социоприродной средой приоритетным направлением развития человеческой цивилизации становится изменение отношения человека к природе: от потребительского, отрицательного и безразличного - к осознанному, ответственному и созидательному. В связи с этим актуализируется проблема формирования созидательного отношения, созидательной активности подрастающего поколения к миру природы и людей как фактора устойчивого развития и обеспечения экологической безопасности.

Актуальность проблемы формирования созидательной активности личности освещается в стратегических документах разного уровня, среди которых можно выделить: Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН от 25 сентября 2015 года «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года»; Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года; Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года; Программу развития движения школьных лесничеств (2012 год), Концепцию развития дополнительного образования детей (2014 год); Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; Стратегию организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Забайкальского края до 2020 года и др.

Однако на практике проблема формирования созидательной активности личности усугубляется недостаточной готовностью большей части молодежи решать социально значимые проблемы. В.А. Ясвин подчеркивает, что недостаток социального опыта и практических умений существенно ограничивает инициативу молодых людей при самостоятельной реализации созидательной деятельности, а ориентация общества на потребительское отношение к природе, на ценность вещей и удовольствий делает экологическую проблематику нереальной, виртуальной, фоновой, и большинство молодых людей никак не связывают решение экологических проблем с образом собственной жизни. Таким образом, на систему образования возлагаются самые серьезные надежды в формировании у подрастающего поколения созидательного отношения к миру природы и людей.

Цель исследования заключается в раскрытии сущности понятия «созидательная активность подростков» и выявлении философских и психолого-педагогических аспектов формирования созидательной активности подростков на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы.

В научной литературе категория «созидание» противопоставляется категории «создание», означающей разовое, завершенное действие или длительный процесс, стремящийся к завершению.

В философии категория «созидание» рассматривается как: сознательная актуализация и реализация человеком своих сущностных сил в качестве особого средства деятельности (М.Г. Курбанов); сущностное содержание деятельности человека, позитивная направленность ее результата (Х.Р. Мадиев); непрекращающийся постоянный процесс творческого продукта (А.М. Мещерякова); высшая форма изменения реальности, построение ее на идеальной желаемой основе, созданная человеком особая среда, несущая материальные и духовные ценности (Д.А. Петров), и др. [1–3].

В психологии категория «созидание» рассматривается как: один из признаков стратегии жизни (К.А. Абульханова-Славская); баланс интериоризации и экстериоризации, который представляет собой воплощение замыслов, реализацию планов и программ построения новых объектов (материальных и духовных ценностей) (Б.Г. Ананьев); усвоение культуры и образ жизни, которые определяют индивидуальную стратегию жизни (А.Г. Асмолов); психическая активность как самостоятельный вид деятельности, осуществляемый не столько в физическом плане активности, сколько в плане сознания (В.А. Иванников); процесс усвоения, творчество и создание нового при взаимодействии человека с миром (С.Л. Рубинштейн) и др. [4].

В педагогической науке категория «созидание» рассматривается в различных контекстах: опыт созидательной жизни (Р.У. Богданова); созидательная деятельность школьников в контексте изобретательской культуры (А.В. Бычков); продуктивный (созидательный) субъект образования (Н.Д. Джига); созидательная активность будущих социальных педагогов (Г.В. Жеребятникова); созидательная позиция подростка (С.Н. Жданова); потребность сельских школьников в созидательной деятельности (З.Т. Жирохова); созидательная направленность личности (В.И. Коваленко); созидательный труд школьников (А.В. Леонтьев); созидательное взаимодействие подростков в школьном классе (С.А. Суворова) и др. [5–7].

Особый интерес с нашей точки зрения представляет идея формирования человека-созидателя, в рамках которой особое актуальное значение приобретают размышления современных философов о проблемах человека и гуманизма, проблемах взаимоотношения человека и природы, общества и природы. Идея формирования человека-созидателя в современной философии появилась в ответ на глобальные проблемы-вызовы ХХI века и разрабатывается на основе философских воззрений отечественных и зарубежных философов: М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, В.С. Библера, М. Бубера, Г. Буркхарда, В.И. Вернадского, И.А. Ильина, Э. Левинаса, Н.Н. Моисеева, Ж.-П. Сартра, В.С. Соловьева, П.А. Сорокина, Л. Фейербаха, П.А. Флоренского, В. Франкла, Э. Фромма и др.

Идея формирования человека-созидателя также развивается в работах Б.С. Гершунского, Х.Р. Мадиева, Н.В. Мироновой и иных, на основе анализа которых мы выделили и конкретизировали целостный философский образ человека-созидателя, который строится на следующих идеях:

1) идее духовного понимания сущности человека в контексте абсолютных и высших ценностей человеческого бытия: веры, надежды, любви, красоты и добра;

2) идее ответственности, возникающей в различных областях жизнедеятельности человека, которая носит инициативный характер и представляет собой систему долга и обязанностей людей по отношению друг к другу, обществу, природе; ответственности человека перед собой как возможность реализовать себя как человека, выполнить свою человеческую миссию на Земле;

3) идее созидательного альтруизма в соответствии с этикой ненасилия как нравственного принципа, предписывающего бескорыстные действия, направленные на благо других людей, социальную солидарность, в том числе в международных отношениях;

4) идее любви как базисного отношения личности, основанной на экзистенциональном общении и коммуникации, т.е. связи с ближним в моральном смысле слова, любви как продуктивной деятельности человека, способствующей его духовному росту и счастью, дающей возможность человеку выйти на новый уровень бытия;

5) идее всеединства, т.е. идее интеграции всех сфер человеческой деятельности в единый мировой процесс, восприятия человека как части природы, как космического явления, объединяющего в себе все составляющие универсума – от низшего материального до высшего, сверхчувственного;

6) идее ощущения общепланетарного духовного единства людей, в рамках которого общество должно соизмерять свои потребности с возможностями биосферы, когда человеческий интеллект должен взять на себя заботу и ответственность за судьбу планеты; поддержание равновесия в мире через гармоничный образ жизни.

Таким образом, исследования категории «созидание» опираются на труды ученых – философов, психологов и педагогов, в которых отражаются научные представления о созидательной природе человека и роли созидания в преобразовании мира. Образ человека-созидателя представляет собой качественные изменения в отношении человека к самому себе, к другим людям, окружающей среде на основе морально-этических, гуманистических ценностей, а созидательная деятельность определяется как целенаправленная, инициативная, продуктивная, личностно и социально значимая (материальная и духовная) деятельность на благо человека, общества и природы, которая способствует формированию созидательной активности личности.

С нашей точки зрения, особый интерес представляет позиция К.А. Абульхановой-Славской, согласно которой акцент на роли деятельности только для преобразования действительности, созидания и изменения предметного мира (т.е. создания новых ценностей в искусстве, науке, промышленности) противоречит жизненным реалиям, поскольку «деятельность конкретного человека, отдельной личности редко обладает такого рода масштабом». В связи с этим К.А. Абульханова-Славская полагает, что основная потребность личности как субъекта деятельности выражается в приобщении к деятельности общества, возможности не только произвести ту или иную продукцию, но и выразить себя в деятельности: «Ценность жизни, состоящая в интересе, увлеченности, удовлетворенности и новом поиске, и есть продукт определенного способа жизни, индивидуальной стратегии жизни, когда они определяются самим человеком». Таким образом, стратегия жизни человека, по Абульхановой-Славской, состоит в творчестве, созидании ценности своей жизни, соединении своих потребностей со своей жизнью в виде ее особых ценностей.

Значимой для нас является мысль о возможности создания педагогических условий посредством вовлечения ребенка в различные виды деятельности, способствующие удовлетворению потребности в приобщении к деятельности на благо общества и потребности самореализации. Особое значение данные потребности личности приобретают в период подросткового возраста. Подростковый возраст описывается в психолого-педагогической литературе как переходный возраст, который характеризуется: глубокими преобразованиями во всех сущностных сферах личности ребенка; развитием процессов самосознания и самоопределения, осознания своей личности, окружающей социальной и природной среды как объектов отношения и существования, формирующих в дальнейшем основы жизненной позиции; субъективным отношением к самому себе, другим людям, обществу и природе.

Исследователи, занимающиеся изучением закономерностей физического, психического и социального развития ребенка в подростковом возрасте, отмечают готовность подростков к усвоению морально-этических и гуманистических ценностей, к осуществлению позитивной, созидательной деятельности. Вместе с тем перечисленные особенности подростков отражают их возможное, но не реальное развитие. Анализируя особенности современного детства как социокультурного феномена, К.Н. Поливанова отмечает, что в современных условиях происходит изменение «пространства взросления», которое в настоящее время характеризуется широким признанием индивидуализации, экономической нестабильностью, сужением властных (вертикально-иерархических) способов управления, расширением границ информационных технологий, появлением так называемой педагогики потребления. Все эти изменения затрагивают сферу детства и способствуют повышению тревожности, агрессивности, качественным сдвигам в межличностных, межгрупповых отношениях, в отношении к различным обстоятельствам жизни, которые наиболее остро проявляются именно в подростковом возрасте и выражаются в восприимчивости подростков к негативным и асоциальным влияниям [8].

В связи с этим появляется необходимость поиска таких видов и форм деятельности, которые будут способствовать преодолению и профилактике негативных явлений подросткового возраста. Л.И. Божович отмечает: «Кризис переходного периода протекает значительно легче, если уже в этом возрасте у ребенка возникают относительно постоянные личностные интересы или какие-либо другие устойчивые мотивы поведения. Личностные интересы характеризуются своей “ненасыщаемостью”: чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. Удовлетворение таких интересов связано с активным поиском (или созиданием) предмета их удовлетворения. Это толкает подростков к постановке все новых и новых целей, часто выходящих за пределы наличной ситуации и даже за пределы сегодняшнего дня».

Анализ научных исследований по проблеме психического развития подростков позволил нам обозначить ключевые характеристики данного периода развития личности в контексте формирования созидательной активности подростков. Характеристики представлены в таблице.

Психолого-педагогические характеристики подросткового возраста

Возрастные характеристики

Характеристика подросткового возраста

Возрастные границы

- Первая стадия: 10–11 лет; вторая стадия: 12–13 лет; третья стадия: 14–15 лет (старшие подростки)

Социальная ситуация развития

- Расхождение между объективным положением подростка и его внутренней позицией

Зона ближайшего развития

- Социально одобряемая деятельность, удовлетворяющая основные потребности подростка с установкой на общество

Ведущая деятельность

- Общественно-полезная деятельность (учебно-познавательная, производственно-трудовая, общественно-организованная, спортивная, художественная и др.), включая межличностное общение среди сверстников

Виды деятельности

- Общественно-полезный труд

Основные потребности

- Потребность в общении, социальном признании, самовыражении, самореализации, самоутверждении, самоопределении, познании и преобразовании социума, интеллектуальной активности

Мотивы

Широкие социальные мотивы: позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношении окружающих); мотивы социального сотрудничества (ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми)

Мотивация

- Общественно-направленная мотивация принести пользу другим людям и обществу

Мотивационные образования

- Установки, интересы, ценности и ценностные ориентации, направленность личности

Новообразования

- Возникновение самосознания как осознания себя в системе общественных отношений, развитие социальной активности и социальной ответственности

 

Таким образом, основной акцент в формировании созидательной активности подростков делается на мотивационную сферу подростка и ведущий тип деятельности - общественно-полезную деятельность, включающую межличностное общение среди сверстников. Данную позицию мы соотносим с психолого-педагогическими научными представлениями, согласно которым деятельность человека является полимотивированной, т.е. к деятельности человека побуждают одновременно несколько мотивов, образующих мотивационный комплекс. Внутри мотивационного комплекса мотивы находятся в иерархических отношениях в соответствии с частотой актуализации и силой побудительного воздействия на субъект. Среди постоянно актуализирующихся и обладающих существенным мотивационным влиянием действующих мотивов особое место занимают доминирующие мотивы, которые определяют направленность и характер деятельности, придают ей личностный смысл. Таким образом, в качестве основного компонента деятельности выделяют личностно-мотивационный компонент, т.е. значимость деятельности для личности, таким образом, деятельность рассматривается с точки зрения удовлетворения потребностей личности, с точки зрения ее личностного смысла. Мотивирование представляет собой процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов, а формирование мотивации предполагает использование методов социального управления, которые должны оказывать влияние побудительного характера на поведение субъекта [9].

В качестве ведущего типа деятельности в подростковом возрасте мы рассматриваем общественно-полезную деятельность подростков. Нам близка точка зрения Д.И. Фельдштейна о том, что «…в подростковом возрасте существует устойчивая тенденция к самостоятельности, самоутверждению, самореализации, что ведет к укреплению и углублению стремления растущих людей участвовать в социально признаваемых и социально одобряемых, общественно полезных делах, обеспечивающих занятие социально значимой позиции».

Л.С. Ерёмина и В.Н. Куровский отмечают, что основные новообразования в психике подростка возникают в общественно-полезной деятельности. Это связано с тем, что она в наибольшей степени удовлетворяет доминирующие для этого возраста потребности в общении со сверстниками и в самоутверждении. Удовлетворяя эти потребности, подросток вырабатывает взгляды на различные явления природы и общества, усваивает социальные ценности, мораль, правила поведения [10].

Таким образом, в качестве компонентов созидательной активности подростков нами были выделены: когнитивный компонент (наличие у подростков знаний об обществе, объектах природы, основных законов природы, знаний об общественных нормах поведения в природе как основы убеждений); ценностно-мотивационный компонент (доминирующие мотивы подростков участия в деятельности, а также доминирующие мотивы по отношению к природе и взаимодействию с ней, которые образуют систему ценностных ориентаций, целей, мотивов, потребностей и интересов подростков, побуждающих их к созидательной активности); коммуникативно-деятельностный компонент (активное включение подростков в созидательные виды деятельности, умение адаптироваться в различных ситуациях социального взаимодействия как со сверстниками, так и с другими людьми).

На основе анализа психолого-педагогической литературы мы выделили ключевые характеристики подросткового возраста в контексте формирования созидательной активности: ориентация подростков на социально одобряемую деятельность, удовлетворяющую их основные потребности с установкой на общество; общественно-полезная деятельность как ведущая деятельность; общественно-направленная мотивация принести пользу другим людям и обществу; возникновение самосознания как осознания себя в системе общественных отношений, развитие социальной активности и социальной ответственности.

Проведенный анализ позволил уточнить, что под созидательной активностью подростков нами понимается способность подростков к осуществлению личностно и социально значимой деятельности совместно со сверстниками и другими людьми во благо человека, общества и природы. Опираясь на данное определение, под формированием созидательной активности подростков мы понимаем целенаправленный, организованный педагогический процесс, обеспечивающий вовлечение подростков в созидательную деятельность, в которой проявляются нравственные ценности и установки подростков по отношению к людям, обществу и природе.

Теоретические аспекты формирования созидательной активности подростков были апробированы на практике в рамках реализации городского инновационного проекта «Формирование созидательной активности подростков в деятельности детского объединения “Лесная страна”» на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Читы и МБУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр детско-юношеского туризма и краеведения» г. Читы.

Основная идея проекта заключалась в обосновании педагогических условий, содействующих формированию созидательной активности подростков в детском объединении «Лесная страна», посредством включения их в разнообразные виды созидательной деятельности, т.е. такие виды деятельности, которые являются целенаправленными, инициативными, продуктивными, личностно и социально значимыми, в которых проявляются нравственные установки и ценности подростков по отношению к людям, обществу и природе (рисунок). По результатам успешной экспертизы Комитета образования городского округа «Город Чита» в июне 2016 г. проект получил статус городской внедренческой площадки, которая с этого времени транслирует свой опыт на сеть образовательных организаций, входящих в детское объединение – городское школьное лесничество [11–13].

Формирование созидательной активности подростков

Включение подростков в созидательную деятельность является актуальным и отвечает всем характеристикам подросткового возраста. Созидательная деятельность по своей сути является социально одобряемой общественно-полезной деятельностью с установкой принести пользу другим людям и обществу; созидательная деятельность способна удовлетворить основные потребности подростка, а также формировать интересы, ценности и ценностные ориентации и направленность личности на основе морально-этических, гуманистических ценностей, а также способствовать формированию созидательной активности подростков.

Анализ теоретических подходов к исследованию содержания понятия «созидательная активность подростков» позволил сделать следующие выводы:

- «созидательная активность подростков» – это способность подростков к осуществлению личностно и социально значимой деятельности совместно со сверстниками и другими людьми во благо человека, общества и природы;

- отличительными характеристиками подросткового возраста в контексте формирования созидательной активности являются: ориентация на социально одобряемую деятельность, удовлетворяющую основные потребности подростка; общественно-полезная деятельность как ведущая деятельность; общественно-направленная мотивация принести пользу другим людям и обществу; возникновение самосознания как осознания себя в системе общественных отношений, развитие социальной активности и социальной ответственности;

- формирование созидательной активности подростков – это целенаправленный, организованный педагогический процесс, обеспечивающий вовлечение подростков в созидательные виды деятельности, в которых проявляются нравственные установки и ценности подростков по отношению к людям, обществу и природе, на основе которых выстраивается образ человека-созидателя;

- видами созидательной деятельности подростков в детском объединении экологической направленности (на примере школьного лесничества) могут быть: образовательная, учебно-исследовательская и проектная, профориентационная, агитационно-просветительская, природоохранная, журналистская, тьюторская, экскурсионная деятельность, деятельность по детскому самоуправлению.

Статья выполнена в рамках научного гранта № 270 ГР Совета по научной и инновационной деятельности Забайкальского государственного университета.