Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

RELEVANCE OF LABOR EDUCATION OF A YOUNGER SCHOOLCHILD IN THE MODERN PRIMARY SCHOOL

Allagulov A.M. 1 Abulkairova G.B. 1
1 Orenburg state pedagogical University "OGPU"
This article describes the relevance of labor education of younger students in modern primary school. The main tasks, bases and conditions of labor education in modern elementary school are listed. We consider several pedagogical conditions of labor education of the younger student in the modern elementary school. We allocate in the work three conditions: the accurate organization of work and a workplace; harmonious work in children's collective; cleaning of the equipment and tools. The educational process of the child is a very important moment, it occupies an important place labor education, so it needs to be taken seriously and it is worth paying attention to all stages. In labor education, the main thing is to set a goal correctly, to interest the child, to motivate him. First of all, you need to prepare your work, plan the educational process, this will be the preparatory stage. This stage in labor education is the basis, the Foundation. At the preparatory stage, children and students plan further work, develop skills of simple cooperation, distribute responsibilities and work among all participants of the labor process. In primary school age, it's time to learn how to work in a team, to cooperate with peers, to work together as a couple. At this age, joint work planning is better assimilated.
junior schoolchild
modern primary school
modern child
modern teacher
school

У современного ребенка повысились интересы и требования. В начальной школе важно не только дать знания счета, чтения и письма. Также необходимо обеспечить младшего школьника новыми умениями – универсальными учебными действиями. Эти умения составляют основу умения учиться, формируют сознательную мотивацию к обучению, самоорганизации и саморазвитию.

В своей статье мы рассматриваем младший школьный возраст, так как в этом возрасте дети легко привязываются к труду, у них проявляется заинтересованность к познаниям, к новому. Труд поможет и поддержит ребенка познать этот мир, найти себя в нем, полноценно и всесторонне развиться, раскрыть свои способности и таланты. В конечном итоге получим трудолюбивого человека, сознательного по отношению к взрослым, стремительного в познаниях.

Макаренко Антон Семенович определил, что «трудовое воспитание – это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, который направлен на приобретение обучающимися навыков и формирование компетенции, добросовестного отношения к работе, развитие творческих способностей, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов» [1].

Рассмотрим понятие «трудовая деятельность». Это одна из форм деятельности, которая направлена на производство определённых общественно полезных продуктов, ценностей, удовлетворяющих материальные и духовные потребности общества и человека. Разновидностями труда в детском и подростковом возрасте выступают труд по самообслуживанию, хозяйственно-бытовой труд, труд в мастерских. При включении в трудовые действия ребенок кардинальным образом меняет все представление о себе и об окружающем его мире. Также меняется самооценка под влиянием успехов, достигнутых ребенком в труде [2].

Перед современным учителем стоит непростая задача – создать такие условия, которые позволят повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. Для решения этих проблем учителю нужно обратить внимание на свою работу с детьми, пересмотреть структуру урока, разработать новые методики. И тогда ученик начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда. Также стоить отметить, что на сегодняшний день насчитываются около ста образовательных программ, готовых к использованию.

Цель исследования: рассмотреть актуальность трудового воспитания в современной начальной школе, выявить педагогические условия трудового воспитания в современной начальной школе.

Материалы и методы исследования

Предметом данного исследования является трудовое воспитание младшего школьника в современной начальной школе.

Опытно-экспериментальной базой исследования данной работы выступила гимназия № 1 города Оренбурга. В эксперименте приняли участие ученики 4 «А» класса, 12 девочек и 18 мальчиков.

Метод исследования, теоретический анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

На очередном собрании Госдумы в феврале 2017 года Ольга Васильева, министр образования и науки Российской Федерации, говорит, что «в Минобрнауки готовы поддержать законопроект о трудовом воспитании школьников» [3]. Также она считает, что «школьники должны трудиться, в том числе на благо школы, поскольку это важный элемент воспитания» [3].

В первую очередь мы рассмотрим, что относится к основам содержания трудового воспитания младших школьников:

– первоначальное представление о нравственности в учебной деятельности, ведущая роль в образовании, труд и творчество человека в обществе;

– уважительное отношение у младших школьников к труду и творчеству старших и сверстников;

– первоначальное представление о рабочих профессиях;

– ценностное отношение к учёбе с творческой точки зрения [4].

Знания, заложенные в начальной школе, будут служить основой для дальнейшего обучения.

Таким образом, государственный стандарт нового поколения ставит перед собой главную задачу: обеспечить школьников качественным образованием, начиная с начальных классов. В данное время трудовое воспитание актуально как интегрированное обучение. Если слегка затронуть коррекционную педагогику, то в ней учитываются психические особенности ребёнка, степень его девиации и педагогическая запущенность. Именно для детей с отклонениями или задержкой в развитии трудовая деятельность дается проще, чем учебная. Трудовая деятельность воспитывает в ребенке ответственность, он старается, выполняет все задания, чувствует себя полезным и нужным. Поэтому трудовое воспитание важно для ребенка, так как оно является основным инструментом не только физического и психического развития детей с отклонениями, но и их социализации [5].

Таким образом, можно сказать, что главным фактором воспитания личности в младшем школьном возрасте выступает трудовая деятельность. Трудовой процесс помогает ребенку не только поменять свое представление о себе и об окружающем мире, но и помогает изменить самооценку. Когда ребенок полностью погружается в трудовой процесс, у него меняются взгляды на многое, это происходит под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь поднимает авторитет школьника в классе. У ребенка во время трудового процесса развиваются способности, трудовые умения и навыки. А также  трудовая деятельность формирует у школьника новые виды мышления. В коллективе ребенок  получает новые навыки общения, формы работы, дружеское сотрудничество. Это положительно повлияет на адаптацию ребенка в обществе.

С младшего школьного возраста детей необходимо приучать к работе на пришкольном участке. Также необходимо учитывать индивидуальные склонности и возможности.

Во время поручения задания дети учатся вступать в диалог как со взрослыми, так и со сверстниками, правильно отвечать на поручения.

На данном образовательном этапе трудовое воспитание формирует добросовестное отношение к труду, выступает не только пониманием роли в жизни человека, но и в обществе. Также трудовое воспитание имеет целью установку в выборе профессии и развитие интереса к трудовой деятельности.

Для младшего школьника трудовое воспитание играет большую роль в приобщении к общественно полезному труду. Коллектив может повлиять положительно в трудовом воспитании младшего школьника. Например, совместная работа со старшеклассниками или взрослыми на малыша окажет положительное воздействие.

Рассмотрим несколько педагогических условий организации трудового воспитания младшего школьника в современной начальной школе. Чтобы получить положительный результат трудового воспитания, нужно его правильно организовать. Мы выделяем в своей работе три условия: четкая организация труда и рабочего места; слаженная работа в детском коллективе; уборка оборудования и инструментария [6].

Первое условие – четкая организация труда и рабочего места, данное условие направлено на нравственную привлекательность, эстетичность трудовых действий. Нужно обратить внимание на то, что в современной начальной школе процесс организации трудовой деятельности затрудняют некоторые факторы. Во-первых, учебная нагрузка увеличилась у детей, тем самым у детей повышенная утомляемость. Во-вторых, список детей с различными заболеваниями, как хроническими, так и аллергическими. Таким детям зачастую трудовая деятельность частично или полностью противопоказана. Обязательно нужно учитывать индивидуальные особенности детей во время организации трудовой деятельности, поручения подбирать индивидуально по каждому ребенку, при этом никого нельзя оставлять без работы.

Воспитательный процесс ребенка - это очень ответственный момент, в нем важное место занимает трудовое воспитание, поэтому к нему нужно отнестись серьезно и стоит обратить внимание на все этапы. В трудовом воспитании главное - правильно поставить цель, заинтересовать ребенка, промотивировать его.

В первую очередь нужно подготовить трудовую деятельность, запланировать воспитательный процесс, это и будет подготовительный этап. Данный этап в трудовом воспитании является основой, фундаментом. На подготовительном этапе ученики планируют дальнейшую работу, развивают навыки простого сотрудничества, распределяют обязанности и работы между всем участниками трудового процесса. В младшем школьном возрасте самое время научиться работать в коллективе, сотрудничать со сверстниками, дружно работать в паре. В этом возрасте лучше усваивается совместное планирование работы.

Следующее педагогическое условие основывается на слаженной работе детского коллектива, поручения и инструментарий усложняются. Данное условие определяется тем, что дети самостоятельно выполняют задание, что помогает слаженной работе в коллективе. Главная ответственность возлагается на учителя, он распределяет обязанности и раздает поручения детям. Только учитель является организатором трудовой деятельности в школе, для школьников он выступает авторитетом, развивает активность и инициативность детей.

Третье педагогическое условие – уборка оборудования и инструментария, что является обязательным этапом по окончании работы. Данное условие помогает учителю сформировать у младшего школьника развитие аккуратного и бережного отношения к инструментам, оборудованию. Также у ребенка будет всегда в порядке рабочее место. Обязательно по окончании работы учитель должен подвести итоги, проговорить все плюсы и минусы проделанной работы, благодаря чему был достигнут хороший результат. Можно привлечь к этому и самого ученика, чтобы он сам огласил итоги работы. Таким образом, он научится видеть причину успеха в овладении организационными навыками и неудачи при их отсутствии. Если ребенок стремится всякий раз начинать свою работу с тщательной подготовки, он легко овладевает навыками организации труда.

В современное время трудовое воспитание младшего школьника выступает глобальной проблемой общества.

Особую актуальность эта проблема приобрела в условиях прогрессирующего обновления всех сторон жизни общества, непрерывного образования, активизации человеческой личности. В современной школе задачей учителя является воспитание в детях любви к труду, проявления уважения как к своему труду, так и к труду других людей [7].

В своей работе мы выявили уровень сформированности трудовых навыков младшего школьника. Для начала, чтобы дети поняли главное в трудовой деятельности и имели уважительное отношение к труду взрослых, мы поработали над формированием представлений  младших школьников о мире профессий [8]. И провели диагностику представлений о труде взрослых.

Чтобы определить уровень воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников, мы провели небольшой эксперимент «Что такое профессия?». В эксперименте приняли участие 4 «А» класс гимназии № 2 города Оренбурга, 30 человек.

Эксперимент заключался в том, что индивидуально с каждым учеником проводилась устная беседа, мы задавали такие вопросы, как «Какие профессии ты знаешь?», «Кто по профессии твои родители?», «Кем работают твои бабушки и дедушки?» и другие.

Мы вступали в диалог с каждым ребенком и беседовали индивидуально про каждую профессию, которую называл он. Просили рассказать, каким оборудованием пользуется его папа, чем занимается его бабушка на работе, что он знает о профессии дедушки.

После индивидуальной беседы с учениками проводилась общая беседа со школьниками о профессиях и важности труда взрослых.

Проведенный нами опрос позволил выявить уровень воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников. В беседе с детьми мы узнали, разделяют ли они понятия «труд» и «работа», «специальность» и «профессия» [9].

Перечислим критерии, по которым мы оценивали детей по окончании проведенного нами опроса, для выявления уровня сформированности трудовых навыков младшего школьника.

Первый уровень – низкий, от 5 до 7 баллов, на данном уровне ребенок неправильно отвечает на вопросы, большинство профессий он не знает. Затрудняется в ответах об орудиях труда, а если и отвечает, то в основном неверно. Отвечает неохотно, не заинтересован в диалоге о профессиях.

Второй уровень – средний, от 8 до 12 баллов, на данном уровне ребенок отвечает на вопросы, старается, но иногда допускает ошибки в названиях профессий. Знаком с орудиями труда, но не может объяснить, в каких профессиях что применяется. Заинтересован в диалоге о профессиях.

Третий уровень – высокий, от 13 до 15 баллов, на данном уровне ребенок отвечает на все вопросы правильно, не допускает ошибок в названиях орудий труда. Знает, где работают его родители и чем занимаются на работе его дедушки и бабушки. Охотно вступает в диалог о профессиях.

В нашем эксперименте участвовало 30 младших школьников 4 «А» класса, и из них было зафиксировано:

– 3 ученика (10%) на низком уровне, во время беседы они часто допускали ошибки в ответах на вопросы о профессиях, затруднялись отвечать на поставленные вопросы об орудиях труда, а если и отвечали, то в основном неверно, не проявляли интереса к теме о профессиях;

– 18 учеников (60%) на среднем уровне, во время беседы школьники в основном правильно отвечали на поставленные вопросы, называли несколько профессий, но неуверенно отвечали на вопросы, связанные с орудиями труда, которыми пользуется человек названной им же профессии;

– 9 учеников (30%) на высоком уровне, во время беседы школьники без особого труда отвечали на поставленные вопросы, уверенно называли несколько известных профессий, а также орудия труда, которыми пользуется человек названной профессии.

Таким образом, можно сказать, что в современное время проблема трудового воспитания подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания общества. Эта проблема имеет особую актуальность в условиях прогрессирующего обновления всех сторон жизни общества, непрерывного образования, активизации человеческой личности. В современной школе задачей учителя является воспитание в детях любви к труду, проявления уважения как к своему труду, так и к труду других людей.

Выводы

Если рассматривать в целом общую систему воспитания младшего школьника в современной начальной школе, то главной частью является трудовое воспитание. Трудовое воспитание актуально не только в современное время, многие авторы рассматривали его и в советское время. Начальная школа выделяет главного субъекта трудового воспитания - это учитель, он может быть не только учителем труда, но и классным руководителем. Классный руководитель проводит с детьми больше всего времени, никто так же, как он, не сможет развить у младшего школьника трудовые навыки. В его руках будущая жизнь современного младшего школьника, развитие нравственных качеств и творчества. Результат труда в начальной школе будет спрашиваться с учителя, так как дети в этом возрасте без взрослой помощи добиться этого не смогут. Учитель (классный руководитель) сможет повлиять на эффективность и результативность трудового воспитания. Таким образом, можно сказать, что задача учителя в первую очередь состоит в том, чтобы взять на себя ответственность как руководителя трудового процесса. Проведенная нами беседа показала, что у детей младшего школьного возраста уровень сформированности трудовых навыков следующий: 3 ученика (10%) на низком уровне; 18 учеников (60%) на среднем уровне; 9 учеников (30%) на высоком уровне.