Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

DEVELOPING FUTURE DESIGNERS CREATIVE POTENTIAL BY MEANS OF FOREIGN LANGUAGE

Valeeva R.S. 1
1 Kazan National Research Technological University
The article focuses on the issue for developing creative abilities of Master’s Degree students majoring in “Costume Design" through non-core disciplines. The discipline “Business English” refers to a non-core discipline, which improves creative abilities of graduate students majoring in “Costume Design”. The most universal and the best teaching strategies that develop the creative component of professional competence for “Costume design” majors have been studied by the experience of core discipline instructors and foreign languages teachers. The use of empirical and theoretical research methods helped us to identify the following teaching strategies, which encourage future designers to develop their creative abilities: presentation, the method of interdisciplinary case studies, the method of interdisciplinary projects, the use of business games and authentic texts improving the learning motivation among students. These methods are universal and can be easily used for developing the creative component of the professional competence for future designers at English Language classes, which is confirmed by the teaching experience of foreign language instructors at the department of foreign languages for professional communication at Kazan National Research Technological University (KNRTU). Following the experience of non-core disciplines teaching at the department of foreign languages indicates the close interdisciplinary relations between KNRTU departments.
master’s degree students
“сostume design”
creative abilities
creative component
foreign languages

Основной задачей высшего образования является формирование профессиональной компетенции будущих специалистов, что затрагивает каждый этап и каждый компонент данной системы. В контексте нашего исследования нас интересует процесс формирования профессиональной компетенции у магистрантов Института технологии легкой промышленности Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ) по направлению «Дизайн костюма». Одной из составляющих профессиональной компетенции дизайнеров является творческий компонент.

Развитию творческого компонента и мышления будущих дизайнеров необходимо уделять внимание на всех этапах преподавания как профильных, так и непрофильных дисциплин. К непрофильным дисциплинам, способствующим успешному развитию творческого потенциала студентов-бакалавров и магистрантов, по направлению «Дизайн костюма» относится предмет «Деловой иностранный язык».

Цель исследования: выявление наиболее универсальных и оптимальных педагогических форм и методов, способствующих формированию творческого компонента профессиональной компетенции магистрантов по направлению подготовки «Дизайн костюма» на занятиях по дисциплине «Деловой иностранный язык» на основе опыта педагогов профильных дисциплин и преподавателей иностранных языков.

Материалы и методы исследования

В нашей работе были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. В основу теоретической базы исследования был положен анализ педагогической и методической литературы, который позволил выявить следующую закономерность: существует ряд исследований, описывающих творческий компонент студентов-дизайнеров через основной блок дисциплин, а также работы, посвящённые описанию возможностей иностранного языка для развития творческих способностей студентов. Однако работ, связанных с влиянием иностранного языка на развитие творческих способностей студентов-дизайнеров, недостаточно.

Л.М. Тухбатуллиной, на основе анализа профессиональной деятельности дизайнеров, а также осознания роли и места творческого компонента в профессиональной жизни будущего специалиста, выдвигается ряд требований к процессу формирования творческого компонента. Данный компонент должен обеспечивать устойчивую мотивацию творческой деятельности студентов, овладение в процессе обучения современной методологией творчества и применение ее для генерации нестандартных идей [1]. Творческое мышление является системообразующим элементом творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера [2].

С.В. Санатова изучает пути развития творческих способностей студентов-дизайнеров на занятиях по дисциплине «Проектирование костюма». Исследователь отмечает, что рассматриваемая дисциплина «призвана сформировать у студентов комплексный подход к решению задачи по проектированию моделей одежды различного назначения и развивать творческие способности студентов» [3].

Дисциплина «Иностранный язык» является одним из основных непрофильных предметов, способствующих раскрытию творческого потенциала студентов, что подтверждается рядом работ, посвященных развитию творческих способностей студентов (P.С. Гараевой, И.И. Игнатенко и др.).

Р.С. Гараева исследует творческие способности обучающихся и влияние дисциплины «Иностранный язык» на раскрытие данных способностей. Иностранный язык, согласно исследователю, обладает большим развивающим потенциалом, а также является средством для расширения знаний в разных областях жизни, науки и искусства. Р.С. Гараева считает, что изучение дисциплины «Иностранный язык» позволяет обучающимся расширить знания, полученные ими в ходе изучения общеобразовательных и специальных дисциплин [4].

И.И. Игнатенко приводит подробный анализ возможностей дисциплины «Иностранный язык» и технологий раскрытия творческого потенциала личности студентов. К особенностям дисциплины «Иностранный язык» исследователь относит: малочисленность групп, личностно центрированный характер материала, нацеленность на непосредственное межличностное общение, включение личностно ориентированных заданий и т.д. Для развития творческого потенциала студентов И.И. Игнатенко предлагает включать личностно центрированные технологии в процесс обучения иностранному языку [5].

В основу эмпирической базы исследования были положены такие методы, как наблюдение и анализ результатов проверочных и творческих работ, которые позволяют оценить эффективность форм и методов развития творческого компонента профессиональной деятельности магистрантов по направлению «Дизайн костюма», используемых на кафедре иностранных языков в профессиональной коммуникации Казанского национального исследовательского технологического университета.

Результаты исследования и их обсуждение

В данной работе нами была предпринята попытка систематизировать данный процесс через реализацию междисциплинарных связей, используя опыт как педагогов-предметников, по развитию творческих способностей у будущих специалистов, так и преподавателей иностранных языков.

Ниже рассмотрим формы и методы, используемые педагогами в различных вузах, которые, на наш взгляд, могут быть успешно использованы на занятиях по иностранному языку для развития творческих способностей у магистрантов по направлению «Дизайн костюма».

Интерес представляет опыт исследователей А.Я. Ивановой и А.А. Тоскиной [6], которые широко используют презентации в качестве средства развития творческих способностей студентов. В ходе подготовки к презентациям студенты проводят исследовательскую работу: изучают материал по теме презентации, обрабатывают и представляют конечные результаты своей работы. Студентам необходимо представить свой материал наиболее полно и ярко. Данные задания позволяют студентам раскрыть свой творческий потенциал.

Несомненно, презентации являются неотъемлемой частью практически любой профессиональной деятельности, в том числе и профессиональной деятельности дизайнеров. В первую очередь презентации развивают навыки публичного выступления у студентов, профессиональные навыки студентов, повышают уровень мотивации студентов благодаря представленным результатам работы, развивают самостоятельность, но в то же время презентации способствуют развитию творческого мышления студентов-дизайнеров, что предполагает хорошо развитое воображение, быстроту реакции, а также эрудицию, гибкость и критичность мышления [7]. Профессионально необходимым качеством дизайнера является наглядно-образное мышление, позволяющее представлять образы в уме, видоизменять их в соответствии с поставленной задачей [2, c. 138]. Таким образом, презентации являются эффективным методом для развития наглядно-образного мышления будущих дизайнеров на занятиях по иностранному языку.

Наш опыт использования презентаций показывает, что такие формы работы, как описание и представление своего/необычного стиля одежды, новых технологий и материалов в дизайне одежды, результатов своей будущей исследовательской работы, подтверждают эффективность данного метода. Все студенты-дизайнеры очень ответственно и творчески подходят к выполнению предложенных заданий, демонстрируя высокую мотивацию при выполнении данного задания. Данный метод позволяет студентам-дизайнерам в полной мере раскрыть свой творческий потенциал. Для визуализации образов студенты используют различные артефакты, такие как бумажные эскизы, рисунки, разнообразные коллажи и модели.

С.В. Аверьяновой используется метод кейс-стади в профессиональной подготовке будущих экономистов-международников на занятиях по иностранному языку [8]. М.Н. Кузнецова также использует данный метод, утверждая, что кейс-технологии позволяют реализовать практически все требования к современному образовательному процессу и могут стать одной из центральных методик изучения многих предметов, в том числе и иностранного языка [9].

Мы согласны с исследователем творчества Н.Н. Кондаковой в том, что ценностью метода кейс-стади является использование принципов проблемного обучения, когда большое внимание уделяется не только овладению готовыми знаниями, но и активному, творческому сотрудничеству студентов и преподавателей. В результате обучения студенты приобретают не только знания, но и навыки профессиональной деятельности [10].

Метод проектного обучения широко используется в преподавании иностранных языков и характеризуется рядом особенностей. Проектное обучение развивает самостоятельность мышления и больше ориентировано на самих студентов. Студенты могут работать над своими проектами самостоятельно, в небольших группах или как класс. В ходе работы над проектом происходит интеграция всех навыков, студенты обрабатывают информацию из разных источников. Проектное обучение мотивирует и стимулирует творческий подход, что в свою очередь способствует повышению самооценки, а также совершенствованию языковых навыков студентов и познавательной деятельности. Благодаря проектному обучению студенты видят работу как личностно значимую, повышающую их творческий потенциал [11], что, несомненно, перекликается с тематикой нашего исследования.

Л.М. Тухбатуллиной и Л.А. Сафиной в образовательном процессе кафедры дизайна Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ) по дисциплине «Проектирование» осуществляется обучение на основе метода проектов, в которых студенты разрабатывают дизайн-проекты, посвященные созданию новых материалов на композиционной основе, а первоочередное внимание уделяется формированию способностей не только проектировать коллекции одежды, руководствуясь интуицией при выборе темы, формы, цвета или композиционного решения, но и создавать новые модели, где ключевым элементом композиции становится сам материал или его отделка [12].

В нашей работе мы активно используем опыт преподавателей профильных дисциплин по разработке проектов, что свидетельствует о междисциплинарных связях.

Л.М. Тухбатуллина выявила, что организация обучения будущих дизайнеров в малых группах способствует развитию их творческих способностей. Студенты приобретают профессионально необходимый опыт работы в команде, исполняя роли генератора идей, критика, техника, что позволяет им научиться распределять обязанности в команде, лучше понять и разобраться в особенностях каждой роли, определить собственные предпочтения в выборе ролей [1].

Данная форма работы широко применяется преподавателями иностранных языков, является универсальной и может быть использована для преподавания любых дисциплин, в том числе «Делового иностранного языка» для студентов-дизайнеров.

В последнее время набирает активность тенденция воспитания творческой личности, ведь будущее общества зависит не только от стабильности экономики, но также и от наличия в этом обществе критично мыслящих, талантливых людей. Поэтому перед современными педагогами стоит задача через поиск новых методов работы и решение студентами изобретательских задач, через созидательно направленные задания развивать творческую активность личности.

Эффективную помощь в активации учебного процесса оказывает такой метод, как метод деловой игры. Это практическое занятие, которое дублирует ситуации, касающиеся будущей профессии студента. Данный метод позволяет педагогу непосредственно через деловую игру, когда перед студентами неязыкового профиля стоит соответствующая их специальности профессиональная задача, обучать иностранному языку [13]. Применение деловых игр в процессе обучения в вузе способствует развитию профессиональных компетенций будущих специалистов [14].

Этот метод позволяет через совместную практическую деятельность, через умение использовать имеющиеся знания учитывать индивидуальные особенности каждого участника в общем контексте игры, что в свою очередь влияет на более качественное обучение иностранному языку.

Рассмотрим пример деловой игры, связанной с профессиональной деятельностью дизайнера, инженера-конструктора предметов одежды индивидуального потребления. В игре участники делятся на две группы: исполнители и заказчики. «Заказчики» делают заказ, при этом перед второй группой ставится некая проблемная ситуация, к примеру: отсутствие у заказчика представления какую модель из своего материала он хотел бы получить в итоге. «Заказчики» должны грамотно и корректно сформулировать задание, в котором указывают необходимые требования к будущему готовому изделию. Группа «исполнителей», которая состоит из «дизайнера», «художника», «конструктора» и «технолога» (функции этих специальностей могут быть совмещены участниками), должна полностью удовлетворить запрос заказчика: предложить модель, более подходящий материал и т.д. Помимо этого, «исполнители» должны показать свой высокий профессионализм и умение корректно общаться с клиентом. В итоге участники деловой игры оценивают результативность и эффективность принятых решений.

В последние годы отечественные и зарубежные педагоги и психологи, занимающиеся проблемами повышения эффективности учебного процесса, уделяют огромное значение мотивации студентов-дизайнеров при обучении иностранному языку, именно мотивационный блок является одним из важных составляющих творческого компонента дизайнеров. А так как основным мотивом учебной деятельности является познавательный интерес, его развитие становится приоритетной задачей обучения. Как отмечают М.Н. Куновски и Н.В. Новоселова, «интерес проявляется в желании как можно больше узнать об изучаемом предмете, а успешный поиск знаний доставляет радость и чувство удовлетворения» [15]. При обучении иностранному языку по специальности заучивать необходимые термины и переводить их бывает недостаточно, немаловажно понимать и воспринимать их, учитывая смысловое значение всего текста или темы, учиться находить аналогичные термины в русском языке. Это возможно при чтении аутентичных текстов. Это связано с тем, что при изучении иностранного языка именно через чтение происходит более быстрое и легкое запоминание иностранных слов обучающимися. Тексты ориентированы на студентов разного уровня подготовленности. Постепенное усложнение и вдумчивый подбор текстового материала поддерживает у студентов интерес к изучению иностранного языка [15].

Для студентов–дизайнеров при изучении иностранного языка большим мотивационным потенциалом обладают тексты и материалы, посвященные истории дизайна и моды. И в этом случае большой выбор составляют тексты, связанные с историей успеха многих известных дизайнеров. Именно их стремление развивать свои творческие и деловые навыки, настойчивость и упорный труд позволили им добиться успеха в моде.

Определенные трудности для развития творческих способностей представляют неуверенность, а также чувство личной некомпетентности. Формируя позитивную самооценку у студентов посредством признания их личных достоинств, оценивая их вклад в работу, уважая различные взгляды студентов и создавая сообщество, в котором сотрудничество и взаимодействие, толерантность, нравственные ценности являются нормой, преподаватель способствует развитию их гибкости мышления и готовности к риску [16; 17]. Важным фактором в развитии креативности у студентов является собственный пример преподавателя, а именно, творческий подход к своей профессиональной деятельности, а также его творческое саморазвитие.

Заключение

Анализ трудов педагогов в различных вузах позволил выделить эффективные методы для развития творческого компонента профессиональной компетентности дизайнеров в процессе изучения иностранных языков. Таким образом, эффективными методами для развития творческих способностей магистрантов по направлению «Дизайн костюма» КНИТУ являются презентации; метод междисциплинарных кейс-стади, метод междисциплинарных проектов, деловые игры и аутентичные тексты. Практически все вышеизложенные методы, используемые педагогами высшей школы в различных вузах, являются универсальными и легко применимыми на занятиях по иностранному языку для формирования творческого компонента профессиональной компетенции будущих дизайнеров.