Профессиональная деятельность педагога предъявляет немало требований к личности учителя, среди которых на первом месте стоит предметная компетентность. Однако в современном мире существует множество скрытых и явных угроз для здоровья человечества, и самым уязвимым является подрастающее поколение, в связи с чем учитель как носитель культуры и знаний должен владеть навыками обеспечения здоровья и построения здоровой жизнедеятельности обучающихся [1, с. 146].
Формирование потребности в здоровом образе жизни, компетенции в области сохранения и построения здоровья в процессе обучения в вузе ФГОС ВО в области педагогического образования логично возложил на дисциплину «Физическая культура» как носителя культуры физического здоровья. Процесс физического воспитания в вузе направлен на дальнейшее развитие и совершенствование физических качеств, укрепление здоровья, выявление моторной одаренности и двигательных способностей обучающихся. Воспитание гармонично физически развитой личности должно сочетаться с воспитанием духовных и нравственных качеств, патриотизма как обязательных составляющих будущей профессиональной и других видов деятельности. Уровень профессиональной подготовленности учителя, его социально-культурное, личностное развитие, качество духовного, психического и физического здоровья должны соответствовать как интересам общества, так и кадровым запросам современной школы. Однако возрастающее количество «школьных болезней» и ухудшение качества физического развития у современных школьников (превышение массы тела, нарушения опорно-двигательного аппарата, последствия гиподинамии) свидетельствуют о низком уровне сформированности компетенции в области культуры здоровья у выпускников педагогических вузов.
Цель исследования заключается в разработке методики и критериев оценивания сформированности компетенции построения здоровой жизнедеятельности – здоровьеформирования средствами физической культуры у студентов нефизкультурных факультетов педагогического вуза. Проблема исследования заключается в организации процедуры оценивания уровня сформированности компетенции в области здоровьеформирования у будущих учителей.
Материал и методы исследования
В процессе исследования использованы средства организации образовательного процесса в ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (МГПИ): ФГОС ВО и учебные планы основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) направлений подготовки 44.03.01 и 44.04.05 Педагогическое образование, профессиональный стандарт педагога, рабочие программы дисциплин базовой части блока учебного плана Б1 «Физическая культура и спорт» в объеме 72 академических часов, «Элективные курсы по физической культуре» в форме элективных дисциплин объемом 328 академических часов и сам образовательный процесс, направленный на формирование профессиональной компетенции в области физической культуры у студентов нефизкультурных факультетов.
Результаты исследования и их обсуждение
Одним из способом устранения противоречия между потребностью общества и государства в молодых профессионально подготовленных кадрах, компетентных не только в предметной области, но и в сфере физической культуры и культуры здоровья, являются расширение используемых средств, методов, форм организации педагогического контроля и оценка его результатов с наглядной демонстрацией сформированных навыков обучающимися [2; 3, с. 93]. На необходимость создания современной модели систематического мониторинга сформированности практико-ориентированных компетенций будущих педагогов, основанной на междисциплинарном компетентностном подходе, указывает Ю.В. Варданян [4, с. 4]. В МГПИ апробирован опыт эффективного использования профессиональных проб в качестве индикатора сформированности профессиональных компетенций выпускника педагогического вуза [5, с. 107].
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования «академический бакалавриат» направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя уровнями подготовки) самостоятельную компетенцию в области физической культуры не выделяют. Формирование физической культуры личности образовательными стандартами регламентируется освоением обучающимися общекультурной компетенции ОК-8 «Готовность поддержать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность» [6].
Дисциплина «Физическая культура и спорт» изучается бакалаврами нефизкультурных факультетов МГПИ в течение первого и второго семестров в виде лекционных занятий, «Элективные курсы по физической культуре» – на протяжении первого и восьмого семестров в виде практических занятий. В рабочих программах дисциплин по этапам (курсам) проектируется последовательность формирования компетенции ОК-8 в рамках учебных и самостоятельных занятий различными видами, методами и средствами физической культуры и массовых видов спорта.
Целью физического воспитания обучающихся является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры и массового спорта для сохранения, укрепления и формирования здоровья студентов посредством осознанной двигательной деятельности, социальная значимость которой определяется всесторонней подготовкой к будущей профессиональной деятельности. Таким образом, физическая культура определяется как часть общей культуры
человека, где дефиницией и основными ценностями являются телесность и физическое здоровье человека. Современным обществом и культурой сформированы идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с заботой о теле и физическом состоянии, для поддержания которых необходим определенный уровень знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него, методике их применения и контроля. Акмеологическая составляющая педагогической деятельности предполагает повышение самооценки и самореализации через стремление оказать помощь другим людям в их оздоровлении, физическом совершенствовании и наличие для этого надлежащих знаний, умений, навыков.
Профессиональная компетентность в сфере физической культуры и культуры здоровья у будущего учителя формируется параллельно становлению личностного профессионально-педагогического мировоззрения и состоит из динамически связанных процессов: накопления знаний, формирования ценностей, убеждений, интересов в сочетании с демонстрацией рациональной и адекватной деятельности в предметной и жизненных областях [7].
Основными показателями и составными элементами физической культуры личности (в нашем случае – личности будущего учителя) являются мотивация поддержания оптимального и улучшения своего физического состояния, различных его параметров – здоровья, телосложения, физических качеств и двигательных умений; знание и умение эффективно применять многообразие средств здорового стиля жизни в повседневной жизни и в профессиональной деятельности.
Общекультурная компетенция ОК-8 «Готовность поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность» многокомпонентна, и ее освоение обучающими более эффективно при ее логической детализации и систематизации на отдельные, удобные для освоения элементы (Э):
– способность понимать социальную значимость физической культуры и массового спорта, их роли в повседневной жизнедеятельности (Э-1);
– владение знаниями о компонентах, определяющих здоровье человека на разных этапах онтогенеза, о здоровом стиле жизни и средствах его достижения (физические упражнения, система питания, режим дня) (Э-2);
– владение практическими навыками поддержания оптимального физического состояния, способность к личному физическому совершенствованию и укреплению собственного здоровья (личный пример реализации здорового стиля жизни) (регулярные занятия физическими упражнениями и массовыми видами спорта) (Э-3);
– готовность методически грамотно использовать средства физической культуры и массового спорта в профессиональной деятельности; способность оказать помощь в оздоровлении, физическом, психическом, нравственном и патриотическом воспитании обучающихся (Э-4).
Детализация выделенных элементов компетенции ОК-8 представляет собой процесс декомпозиции компетенции на планируемые результаты обучения (знания, умения, навыки (владения) – ЗУН) на этапах (курсах) ее формирования в процессе освоения обучающимся. Используя таксономию Б. Блума через дескрипторы «знать», «уметь», «владеть» на каждом из этапов (курсов), мы представили выделенные элементы компетенции ОК-8 в форме содержательно-деятельностных матриц, включающих 6 категорий целей обучения: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Таксономия является эффективным инструментом в руках преподавателя как при обучении студентов решению теоретических и практических задач, так и при оценке результатов обучения, определении уровня сформированности практико-ориентированных компетенций в области физической культуры и культуры здоровья [8, с. 21].
Процедура формирования и оценивания категорий целей обучения по таксономии Б. Блума в сопоставлении и во взаимосвязи с системой оценивания результатов обучения по ЗУН компетенции ОК-8 представлена в таблице.
Формирование и оценка категорий целей обучения в таксономии Б. Блума в сопоставлении с системой оценивания по ЗУН
№ п / п |
Таксономические категории целей обучения |
Компоненты обучения ЗУН |
Оценка (процедура проверки) |
1. |
Знание |
Знание теоретического материала |
Тестирование, зачет |
2. |
Понимание |
Знание теоретического материала |
Тестирование, зачет |
3. |
Анализ |
Умения студента |
Демонстрация навыка |
4. |
Синтез |
Умения студента |
Демонстрация навыка |
5. |
Применение |
Владение действиями |
Демонстрация навыка |
6. |
Оценка |
Владение действиями |
Демонстрация навыка |
Таксономические категории целей обучения и элементы обучения по ЗУН являются ориентирами и конечными результатами обучения, к которым должны стремиться студенты, формирующие компетенцию в области физической культуры и здоровья. Выделенные элементы компетенции ОК-8 полностью согласуются с задачами и конкретизируют направления достижения цели обучения рабочих программ дисциплин «Физическая культура и спорт», «Элективные курсы по физической культуре», осваиваются на лекционных и отрабатываются на практических занятиях. Детализированный процесс овладения студентами компетенцией ОК-8 направлен на решение проблем в нестандартных жизненных и профессиональных ситуациях, обучением, контролем и коррекцией своих действий и поступков обучающихся, предусматривает самостоятельность в принятии решений.
По окончании первого курса промежуточная оценка результатов обучения по теоретической дисциплине «Физическая культура и спорт» проводится демонстрацией обучающимися сформированности знаниевого компонента теоретических аспектов компетенции ОК-8. Студент должен оценить собственное физическое развитие и состояние своего здоровья в рамках педагогических наблюдений (Э-1); описать схему действий (алгоритм) по использованию средств здорового стиля жизни исходя из уровня собственного здоровья (Э-2); охарактеризовать индивидуальный план (программу) физического самовоспитания с алгоритмом контроля, самоконтроля и самокоррекции физической и подготовленности (Э-3); определить место средств физической культуры и массового спорта в оздоровлении, всестороннем воспитании личности (Э-4).
Со второго по четвертый курс формирование компетенции ОК-8 в содержании ее элементов реализуется освоением учебного материала практической дисциплины «Элективные курсы по физической культуре». Оценка освоения дисциплины проводится посредством демонстрации студентом понимания и применения изученного материала в практической деятельности: продемонстрировать возможность использования средств физической культуры и массового спорта в режиме учебного труда и отдыха для всестороннего и гармоничного развития собственной личности (Э-1); применить средства физической культуры и массового спорта для реализации здорового стиля жизни (физические упражнения, питание, режим дня и т.д.) (Э-2); продемонстрировать методы контроля и оценки результатов физического самовоспитания, физической подготовленности (Э-3); применить средства и методы физической культуры и массового спорта в целях оздоровления, физического, психического, нравственного и патриотического воспитания обучающихся (Э-4).
Оценка освоения дисциплины в конце третьего курса обучения предусматривает демонстрацию умения анализа и оценки собственных практических действий в использовании средств физической культуры и массового спорта: сопоставить возможности средств физической культуры и массового спорта для достижения жизненных и профессиональных успехов после окончания вуза и оценить эффективность этого плана (Э-1); представить дифференцированное использование средств физической культуры и массового спорта для ведения здорового стиля жизни обучающихся на разных ступенях онтогенеза (Э-2); провести анализ достигнутых результатов физического самовоспитания и самосовершенствования; внести корригирующие мероприятия в план физического самосовершенствования с использованием различных средств и методов физической культуры и массового спорта (Э-3); оценить эффективность использования средств физической культуры в оздоровлении и всестороннем воспитании личности обучающихся на разных ступенях онтогенеза; оценить «школьные», антропогенные и социальные риски для здоровья обучающихся (Э-4).
Уровень освоения компетенции ОК-8 по окончании четвертого курса проводится оцениванием демонстрации обучающимися умения решения практических задач с созданием новых алгоритмов и схем здоровьеформирующего направления осваиваемой профессии: создать алгоритм (план, схему) использования профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) в профессиональной деятельности педагога (Э-1); составить план проведения, определить формы проведения и прогнозировать эффективность ППФП при обучении в вузе (Э-2); обобщить значение ППФП в формировании оптимального физического здоровья и приверженности здоровому стилю как неотъемлемого компонента профессиональной и жизненной компетенции педагогов на личном примере (Э-3); составить алгоритм первичной профилактики «школьных», антропогенных и социальных рисков для здоровья обучающихся средствами физической культуры на разных ступенях онтогенеза (Э-4).
Заключение
Компетентностный подход требует совершенствования образовательных технологий, ухода от оценивания знаний к оценке сформированности компетенций обучающихся в вузе студентов. Результатами освоения дисциплины и образовательной программы в целом должны быть конкретные измеряемые достижения студентов. Представленный алгоритм формирования профессиональной компетенции в области построения здоровой жизнедеятельности тесно связан с изучением студентами программного материала дисциплин по физической культуре, обеспечивает преемственность освоения учебного материала с первого до четвертого курса, направлен на формирование компетенции ОК-8 на теоретических и практических занятиях, сдачу контрольных нормативов, текущей и промежуточной аттестации с демонстрацией результатов обучения и обусловливает последовательность овладения здоровьеформирующей компетенцией будущими учителями.
Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов – партнеров по сетевому взаимодействию (Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» и Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева) по теме: «Методика формирования профессиональной компетентности будущего учителя в области здоровьеформирования».