Поступательное экономическое развитие России в настоящее время в значительной степени зависит от качества инженерных кадров, их компетентности и профессиональной культуры. Существующие противоречия между требованиями со стороны государства, работодателей и имеющимися образовательными результатами высших учебных заведений актуализируют необходимость развития содержания и повышения эффективности образовательного процесса высшего технического образования. При этом переход отечественной системы высшего образования на уровневую подготовку на базе компетентностного подхода демонстрирует рост интереса государства и общества к подготовке таких кадров для экономики, которые имеют не только качественные профессиональные способности, но и развитые социально-гуманитарные навыки.
В связи с этим приоритетной задачей повышения эффективности образовательной подготовки инженерных кадров становится не только изучение предметной области будущей профессиональной деятельности выпускников, но и формирование универсальных профессионально важных личностных качеств и умений, необходимых для решения профессиональных проблем, таких как широта кругозора, гибкость мышления, умение работать в команде, способность анализировать и принимать решения, взаимодействовать с окружающими.
Цель исследования заключается в том, чтобы определить особенности образовательного процесса по формированию универсальных проектных компетенций будущих инженеров, раскрыть содержание понятия «универсальные проектные компетенции» и образовательные возможности междисциплинарного курса «Управление проектами» по формированию универсальных проектных компетенций инженерных кадров.
Материал и методы исследования. Основные теоретические положения и выводы исследования опираются на сравнительный анализ действующих профессиональных стандартов, Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и Примерных основных образовательных программ, научно-педагогической литературы по проблемам исследования. Использование эмпирических методов (наблюдение, анализ результатов деятельности обучающихся вуза, анкетирование) позволило актуализировать проблему формирования универсальных компетенций инженера в ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева» (КузГТУ). Исследованием были охвачены свыше 80 выпускников Строительного института КузГТУ (направление подготовки бакалавриат «Промышленное и гражданское строительство»). В опросе работодателей участвовали более 50 представителей строительных предприятий и организаций всех форм собственности (руководители служб по управлению персоналом и отделов кадров).
Результаты исследования и их обсуждение. Как показывает анализ научной педагогической литературы, теория компетентностного подхода к образованию в России находится в стадии формирования. Термины «компетентность» и «компетенция», введенные в научный оборот в 1990-е гг., до настоящего времени определяются неоднозначно (В.И. Байденко, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской и др.). Мы придерживаемся мнения И.А. Зимней, которая разделяет понятия «компетентность» и «компетенция» и под компетентностью понимает интегрированную характеристику когнитивных, мотивационных, поведенческих ценностно-смысловых качеств личности, формирующихся на основе компетенций [1, 2].
В условиях перехода высшего образования Российской Федерации на модернизированные ФГОС ВО 3++, ориентированные на нормы профессиональных стандартов, в теорию компетентностного подхода к образованию и в педагогическую практику вводится понятие универсальных компетенций, единых для всех областей высшего образования. В связи с этим представляется важным исследование подходов к формированию универсальных компетенций обучающихся.
Несмотря на то что вопрос определения понятия «универсальные компетенции» в научной литературе пока остается дискуссионным, большинство авторов отмечают их надпрофессиональный (надпредметный) характер. По мнению И.Н. Мишина, «универсальные компетенции характеризуют надпрофессиональные способности личности, обеспечивающие успешную деятельность человека в различных как профессиональных, так и социальных сферах» [3].
Заметим, что особенность и инновационный характер ФГОС 3++ заключаются в том, что разработка и реализация проектов как самостоятельная категория универсальных компетенций подготовки бакалавров и магистров включена практически во все новые образовательные стандарты высшего образования и при этом включается в структуру профессиональной деятельности.
Положительный момент заключается в том, что данная постановка отражает общую динамику перехода образования России к проектному обучению в учебном процессе. В то же время особенности подготовки инженерных кадров создают определенные дидактические трудности в реализации формирования универсальной проектной компетенции. С одной стороны, проектная подготовка будущих инженеров традиционно является основополагающей в процессе обучения. С другой стороны, она сориентирована на проектирование исключительно технических объектов, что входит в противоречие с универсальными принципами проектной деятельности в других сферах жизни, обозначенными в ФГОС 3++.
В силу этого обстоятельства в имеющейся научной литературе проблема формирования универсальной проектной компетенции инженеров практически не изучена. Большинство авторов рассматривают проектную деятельность в процессе обучения как средство формирования проектной компетентности и проектной культуры [4-6].
В контексте нашего исследования мы придерживаемся мнения, что универсальная проектная компетенция инженера может быть определена как интегративная целостность знаний, умений и навыков, реализуемых в учебной проектной деятельности, обеспечивающей выполнение задач профессионального роста и развития личности. Мы считаем, что данная компетенция является частью и необходимой составляющей профессиональной проектной компетентности современного инженера и отражает его готовность к выполнению проектных и организационно-управленческих задач профессиональной деятельности.
Учебная проектная деятельность как основа формирования универсальной проектной компетенции имеет интегративный характер и объединяет в своей структуре универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Рассмотрим данное утверждение на примере анализа ФГОС 3++ и Примерной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство» [7, 8] (табл. 1).
Таблица 1
Компетенции, формируемые в процессе учебной проектной деятельности бакалавра по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство»
Этапы работы над проектом
|
Бакалавриат |
||
Универсальные компетенции (УК) |
Общепрофессиональные компетенции (ОПК) |
Профессиональные компетенции (ПКО) |
|
1-й этап Инициация проекта. Формулировка идеи, целей и задач проекта |
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
|
ОПК-2. Способен вести обработку, анализ и представление информации в профессиональной деятельности с использованием информационных и компьютерных технологий |
|
2-й этап Планирование проекта |
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
|
ОПК-3. Способен принимать решения в профессиональной сфере, используя теоретические основы и нормативную базу строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства ОПК-6. Способен участвовать в проектировании объектов строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в подготовке расчетного и технико-экономического обоснований их проектов, участвовать в подготовке проектной документации, в том числе с использованием средств автоматизированного проектирования и вычислительных программных комплексов |
ПКО-1. Способность выполнять работы по проектированию технологических линий производства
ПКО-5. Способность планировать и организовывать работу производственного подразделения предприятия |
3-й этап Исполнение проекта. Организация выполнения работ командой. Контроль проекта |
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни |
ОПК-4. Способен использовать в профессиональной деятельности распорядительную и проектную документацию, а также нормативные правовые акты в области строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства ОПК-9. Способен организовывать работу и управлять коллективом производственного подразделения организаций |
|
4-й этап Завершение проекта |
Как видно из содержания таблицы, для успешной проектной деятельности необходимо формировать большой набор компетенций, определенный в ФГОС 3++.
На этапе инициации проекта, формирования идеи, целей и задач, в условиях неопределенности в первую очередь задействованы компетенции, связанные с умением работать с информацией, критическим ее осмыслением и способностью генерировать идеи и стратегические цели. При этом у бакалавров к универсальной компетенции добавляется общепрофессиональная компетенция, связанная с использованием в процессе сбора и анализа информации информационных и компьютерных технологий.
На этапе планирования проекта определяющее значение приобретает базовая способность принимать управленческие решения в условиях ограничений с учетом имеющихся ресурсов. Данная универсальная компетенция в процессе учебной проектной деятельности в свою очередь является основой формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций проектирования объектов строительства и жилищно-коммунального хозяйства, выбора способов решения задач профессиональной деятельности.
На этапах реализации и завершения проекта на первый план, на наш взгляд, выходят способности решения организационно-управленческих задач, связанных с общепрофессиональными и профессиональными компетенциями управления коллективом в контексте формирования навыков саморазвития (готовность и способность обучаться самостоятельно, управлять своим временем и пр.), социального взаимодействия и коммуникаций (командная деятельность, способность разрешать конфликты и пр.). Сохраняют свое значение на данном этапе универсальные компетенции, связанные с умением работать с информацией, и способность принимать решения в условиях постоянно изменяющихся условий реализации проекта.
Таким образом, в процессе учебной проектной деятельности у обучающихся формируются универсальные знания, умения и навыки, необходимые для приобретения и развития профессиональных способностей управления проектами в различных сферах жизни и в будущей профессиональной деятельности.
В современных условиях российская система высшего технического образования в значительной степени сориентирована на формирование теоретических знаний и базовых технических навыков, что свидетельствует о явной недооценке роли универсальных компетенций в будущей профессиональной деятельности выпускников.
Как показывает опыт работы Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева, необходимость формирования универсальных компетенций будущего инженера отмечается выпускниками и работодателями.
По данным проведенного анкетирования, в котором приняли участие выпускники и работодатели КузГТУ, выпускники – участники исследования определили следующие навыки, которых им не хватило в начале трудовой деятельности. В первую очередь это навыки в профессиональной деятельности (23,6%) и навыки работы на компьютере (20,8%). Беспокоит выпускников отсутствие навыков самопрезентации (19,4%) и делового общения (9,7%). 12,5% выпускников испытывают затруднения в организации и планировании собственной деятельности. Отсутствие навыков предупреждения и разрешения конфликтов отмечают 11,1% выпускников.
По мнению работодателей, среди причин, препятствующих быстрой адаптации выпускников университета на рабочем месте, на первом месте находятся психологическая незрелость и недостаточные практические навыки (по 31% от ответивших). Далее идут такие причины, как отсутствие мотивации к работе и неумение находить и обрабатывать нужную информацию (по 13% ответивших).
Как показали результаты анкетирования, выпускники технических специальностей в начале профессиональной деятельности испытывают серьезный недостаток как профессиональных, так и социально-поведенческих, универсальных навыков (организации и планирования работы, коммуникативных умений, готовности к управлению людьми, работы в команде).
Методологической основой эффективного формирования универсальных компетенций обучающихся технических вузов является, по нашему мнению, применение в образовательном процессе междисциплинарного подхода. Проведенный анализ научно-педагогических работ по данному вопросу показал, что с точки зрения большинства исследователей междисциплинарный подход обеспечивает интегрированный и целостный характер образовательного процесса [9-11].
Кроме того, применение междисциплинарного подхода напрямую обеспечивает повышение эффективности образовательного процесса, что обусловлено:
– необходимостью интенсификации образовательного процесса из-за сокращения сроков обучения по основным образовательным программам бакалавриата;
– усилением профессиональной составляющей ФГОС3++ и недооценкой общегуманитарной подготовки будущих инженеров;
– повышением требований к интегративным личностно-профессиональным качествам выпускников вузов в настоящее время.
В основу разработанной в КузГТУ Концепции базовой инженерной подготовки заложены основные направления совершенствования образовательного процесса, обеспечивающие формирование будущего инженера с высокими универсальными и профессиональными компетенциями. Прежде всего это внедрение единого базового модуля социально-гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин, основанного на принципах преемственности и взаимосвязи, междисциплинарности в формировании универсальных и общепрофессиональных компетенций бакалавров инженерных направлений подготовки; применение интерактивных, проблемно-деятельностных и проектно-организованных методов формирования универсальных компетенций; расширение доступа к образовательным ресурсам через обучение в электронной образовательной среде для обеспечения индивидуальных траекторий развития обучающихся, объективного контроля их знаний.
В рамках указанной Концепции предлагается введение междисциплинарного курса «Управление проектами» для обучающихся инженерных специальностей и направлений подготовки.
Содержание междисциплинарного курса направлено на формирование у обучающихся понимания того, что основой профессиональной проектной компетентности будущего инженера является развитие универсальных компетенций, важных личностных профессиональных качеств, необходимых для успешной проектной деятельности.
Основная задача курса состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся навыки работы с информацией, целеполагания и организации времени, коммуникативные и лидерские качества, навыки социального взаимодействия в процессе командной работы, разрешения конфликтов, культуры делового общения, владения технологиями проектной деятельности.
Междисциплинарный курс «Управление проектами» включает три модуля, в каждом из которых предусмотрены взаимодополняющие друг друга темы, объединяющие в предметном поле курса такие дисциплины, как «Инновационный менеджмент», «Производственный менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Финансовый менеджмент», «Управление персоналом», «Управление качеством», «Тайм-менеджмент».
Для повышения эффективности образовательного процесса в преподавании междисциплинарного курса «Управление проектами» применяется проблемно-деятельностный подход, позволяющий создать для обучающихся специальные условия в целях самостоятельного осмысления и практической деятельности по решению конкретной проблемы.
Практические занятия по междисциплинарному курсу «Управление проектами» носят деятельностный, проблемный характер, что отражается в первую очередь на их тематике, сориентированной на профессиональные и личностные потребности обучающихся.
Например, на практическом занятии, которое предусмотрено во 2-м модуле, обучающимся необходимо самостоятельно разработать концепцию проекта, а также сформулировать миссию, цели и задачи проекта. Результаты обсуждения в группах представлены аудитории в виде презентации проекта в формате PowerPoint.
Для формирования навыков командного, социального взаимодействия и коммуникативных навыков использовалась проектно-организованная технология обучения с применением интерактивных форм: деловые и ролевые игры, решение кейсов, дискуссии. При организации интерактивных практических занятий обучающиеся работают над совместными проектами преимущественно в группах по 5–6 человек, при моделировании различных проектных ситуаций большое значение уделяется формированию у обучающихся навыков работы с информацией и нормативными документами. Для обеспечения многосторонней коммуникации интерактивное обучение проводится с использованием информационных технологий, электронной образовательной среды университета.
Проблемно-деятельностные, проектно-организованные формы междисциплинарного обучения способствуют повышению эффективности образовательного процесса, формированию у будущих инженеров таких значимых для будущей профессиональной деятельности компетенций, как:
– понимание значения проектной деятельности в решении профессиональных задач, продуктивного взаимодействия в команде, практических навыков работы с информацией;
– владение методиками разработки цели и задач проекта, методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, расширение коммуникативного опыта.
Выводы. В заключение отметим, что формирование универсальных проектных компетенций как составная часть профессиональной проектной компетентности, являясь важным дидактическим средством подготовки инженерных кадров, сопряжено с освоением большого числа универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. С учетом интегративной природы универсальных компетенций ФГОС 3++ их формирование с применением междисциплинарного подхода значительно повышает эффективность образовательного процесса и их роль для профессионального и личностного роста обучающихся.