Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,120

THE CONTENT OF THE MASTER'S PROGRAM "MUSIC AND COMPUTER TECHNOLOGY" AS A RESOURCE FOR THE DEVELOPMENT OF RESEARCH COMPETENCE OF STUDENTS

Fetter P.Z. 1 Fetter I.V. 1
1 Omsk State Pedagogical University
The article discusses the content of modules and disciplines of the main professional educational program in the direction of 04/04/01 Pedagogical education, Musical-computer technology directivity (profile) as a resource for the development of students' research competence. Based on the requirements of the new Federal State Educational Standard and an approximate basic educational program, general professional and professional competencies are formulated, the formation of which ensures the development of students' research competence, the problems of preparing students at the master's level for research activities are identified and analyzed, the possibilities of the content of modules and individual disciplines of the master's program 04.04.01 Pedagogical education, Musical-computer technology directivity (profile) as a resource for the development of students' research competence are demonstrated. In terms of the research problem, the resources of the module “Research Methodology in Education”, “Methodology, Theory and Methodology of Music Education”, “Computer Technologies in Music Education”, “Fundamentals of Studio Sound Recording” are considered. Possible and real developments of students of the indicated magistracy in the research direction are given: multimedia presentations, tests, materials designed to diagnose students' musical ability levels, and others. The effectiveness of the studied resources in the research activities of students in the preparation of graduate qualification works is shown.
music and computer technology
research competence
computer technology in music education
the basics principles of studio recording
resources of students' research competence development

Современное состояние педагогической науки и практики можно характеризовать активным и целенаправленным поиском наиболее эффективных технологий и способов обучения, а также исследованием и обоснованием их эффективности. На это нацеливает и новый Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование [1] как нормативный документ, регламентирующий содержание и образовательный процесс и предъявляющий к ним соответствующие требования качества реализации образовательных программ. Как указывают авторы одного из трудов, посвященных компетентностному подходу в образовании, «…социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит как от полученных знаний, умений и навыков, так и от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия "компетенции" и "компетентности", более соответствующие пониманию современных целей образования» [2, с. 30-31]. Не предпринимая в рамках данной статьи специальный анализ представлений о компетентности, тем не менее заметим, что в настоящее время наблюдается активный процесс внедрения компетентностного подхода в теорию и практику образования, позиционирование его как приоритетного в реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.

В качестве одного из путей повышения эффективности и качества образовательного процесса в новом Федеральном государственном образовательном стандарте указывается на необходимость при разработке основных профессиональных образовательных программ опираться на разработанные и утвержденные примерные основные образовательные программы по направлениям и профилям подготовки. Это обязывает разработчиков программ учитывать предлагаемые компетенции и их индикаторы в контексте сущностных характеристик и особенностей того или иного профиля подготовки.

Цель исследования: на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и материалов примерных основных образовательных программ разработать основную профессиональную образовательную программу магистратуры «Музыкально-компьютерные технологии», выявить и исследовать эффективность ресурсов дисциплин и модулей в аспекте развития исследовательской компетентности обучающихся.

Материал и методы исследования. Среди исследовательских приоритетов, что можно констатировать на основе специального анализа соответствующих источников, следует выделить проблему качества образования в магистратуре. В работе Бабенко Е.И. и Кудрявцевой Е.П. [3] обращает на себя внимание указанное в выводах мнение магистрантов о научно-исследовательской составляющей их образовательного процесса, высказанное на основе специально проведенного авторами опроса: «…63% респондентов отмечают, что обучение построено так, чтобы "полностью окунуть их в науку", чего многие из магистров не хотят. Действительным их желанием является получение большего объема практических навыков, которые бы смогли быть применены на рабочем месте. Полученный результат подтверждает несоответствие представлений студентов предназначению магистратуры» [3, с. 8].

Проблемное поле, связанное с необходимостью совершенствования научно-исследовательской деятельности магистрантов, очерчено и в работе Синицыной Г.П. и Чуркиной Н.А. [4]. Анализируя состояние профессиональной подготовки обучающихся в магистратуре по направлению «Педагогическое образование», авторы констатируют невозможность формирования всех заявленных в Федеральном государственном образовательном стандарте компетенций, составляющих модель выпускника вуза как по причине неготовности преподавателей, так и в связи с отсутствием механизмов их оценки. Не радуют авторов и результаты анализа выпускных квалификационных работ магистрантов, проведенного с целью выявления качества научно-исследовательской деятельности: «…анализ процесса подготовки, выполнения и защиты выпускных квалификационных работ магистрантов, который проводится кафедрой педагогики ОмГПУ в течение десяти лет, показывает, что у многих студентов недостаточно развиты умения научно–исследовательской деятельности. Совокупность учебных курсов, продолжительная научно–исследовательская практика не могут в полной мере решить эту проблему» [4].

При разработке основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) Музыкально-компьютерные технологии на кафедре теории и методики музыкального и эстетического воспитания факультета искусств Омского государственного педагогического университета в ее основу в свете требований указанного выше ФГОС были положены компетенции, сформулированные и предложенные примерной основной образовательной программой Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) [5]. В ее структуре предлагаются следующие формулировки общепрофессиональных и профессиональных компетенций, имеющих непосредственное отношение к научно-исследовательскому типу деятельности магистрантов: ОПК-8 - способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований, а также формулировка профессиональной компетенции ПК-5 - способен проводить и организовывать научно-исследовательскую деятельность и использовать ее результаты для повышения эффективности музыкально-образовательного процесса [5].

Нисколько не умаляя тех средств и способов работы, которые всецело направлены на формирование указанных компетенций в рамках соответствующих программ модулей, дисциплин и практик, ориентированных на научно-исследовательский вид деятельности, на основании обобщения опыта работы в исследуемом нами аспекте обратимся к содержательным ресурсам ряда дисциплин, связанных в большей мере со спецификой содержания магистерской программы «Музыкально-компьютерные технологии», определим их эффективные возможности в развитии исследовательской компетентности магистранта.

Прежде всего, укажем, что данный вопрос решается в процессе реализации содержания учебных дисциплин, входящих в структуру обязательной части, а именно, модуля «Методология исследования в образовании». Речь идет, в частности, о таких из них, как «Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования», «Теория аргументации в исследовательской деятельности». Так, например, содержанием дисциплины «Современные проблемы науки и образования», среди другого, являются представления о науке как форме мировоззрения, понятия о научной парадигме, ее особенностях в современных условиях, синергетике, достижениях современной музыкально-педагогической науки и др. Содержание дисциплины «Методология и методы научного исследования» включает представления о современной методологии науки, классификациях форм и методов научного познания, технологиях научного исследования в области педагогики, специфике музыкально-педагогического исследования и др. Дисциплина «Теория аргументации в исследовательской деятельности» направлена на развитие умений магистрантов оперирования системами доказательств и опровержений, усвоение ими логики научных дискуссий, овладение навыками ораторского искусства и публичных выступлений.

Обратимся далее к анализу возможностей музыкально ориентированных модулей и дисциплин в исследуемом аспекте. В предыдущей работе по обозначенной теме [6] мы изложили возможности ряда учебных дисциплин рассматриваемой магистерской программы в аспекте развития исследовательской компетентности магистранта. Там же мы представили и концепцию указанной магистерской программы, акцентируя внимание на эффективных возможностях развития исследуемой компетентности. Наиболее, на наш взгляд, существенными из представленных позиций концепции являются следующие: «…системная представленность в содержании дисциплин современных инновационных образовательных технологий, способствующих эффективности профессиональной подготовки магистранта и создающих прочную основу его дальнейшей работы в сфере общего и дополнительного музыкального образования; обеспечение эффективного развития исследовательской компетентности магистрантов в процессе освоения программ дисциплин не только базового блока, но и вариативного, в том числе дисциплин по выбору, а также практик: педагогической, научно-исследовательской, преддипломной; способствование развитию исследовательской компетентности в процессе освоения дисциплин, основным содержанием которых является изучение компьютерных технологий в целом и музыкально-компьютерных в частности, а также приобретение опыта соответствующей деятельности» [6, с. 31].

Далее акцентируем внимание на том, каким образом рассматриваемая компетентность формируется в содержании вновь разработанных и представленных модулей и дисциплин, составляющих содержание основной профессиональной образовательной программы магистратуры «Музыкально-компьютерные технологии», в том числе в связи с переходом на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.

Результаты исследования и их обсуждение. Определенным исследовательским потенциалом обладают учебные дисциплины, представленные в содержании модуля «Методология, теория и методика музыкального образования». Так, в процессе освоения содержания дисциплины «Методология и теория музыкального образования» предусмотрено не только изучение собственно его методологических и теоретических основ, но и освоение имеющегося опыта методологического и теоретического анализа проблем педагогики музыкального образования, предпринятого авторами – учеными-педагогами-музыкантами – в работах различных жанров, в том числе и диссертационных исследованиях. Студенты осваивают содержание, этапность, технику данного анализа, предпринимают попытки его экстраполяции в содержание собственных разработок как своего рода первоначального опыта исследовательской деятельности. Дисциплина «Методика музыкального образования», представленная в содержании рассматриваемого модуля, также рассматривается нами в качестве не только предлагающей магистранту приобретать, но и, в продолжение их образования на ступени магистратуры по окончании соответствующего профиля бакалавриата, углублять знания и представления, овладевать технологиями и способами музыкально-педагогической деятельности. Для нас особенно важно то, что магистрантам предоставляется возможность исследовать те или иные проблемы соответствующей области музыкального образования, при этом осознавать и формулировать противоречия, лежащие в их основе и требующие своего разрешения, находить способы, совершенствующие музыкально-образовательный процесс и, на основе их исследования, обоснованно предлагать наиболее эффективные из них. В частности, мотивировать к исследовательской деятельности магистранта могут разделы программы, связанные с изучением и анализом музыкально-образовательных систем, например К. Орфа, З. Кодая, концепции Д.Б. Кабалевского, утвердивших себя на сегодняшний день в музыкально-образовательной практике, имеющих определенную историю, результативность опыта использования, имеющих потенциал дальнейшего творческого развития.

Перечень модулей и дисциплин обязательной части, а также модулей и дисциплин, составляющих часть, формируемую участниками образовательных отношений, дисциплин по выбору, можно структурировать в связи с их направленностью на формирование важнейших профессионально значимых компетенций и компетентности в целом педагога-музыканта на современном этапе функционирования музыкально-образовательной сферы, ее различных систем. Весомая часть представленных учебных дисциплин направлена на формирование пользовательских компетенций в области самых разных музыкально-компьютерных технологий и конкретных компьютерных программ, предназначенных для сочинения музыки, ее аранжировки, создания мультимедийных музыкальных материалов, в том числе адресованных обучающимся, например мультимедийных презентаций, музыкальных викторин, тестов. Такими ресурсами, как показывают анализ содержания и практика внедрения, обладают дисциплины, составляющие модуль «Компьютерные технологии в музыкальном образовании»: «Технологии музыкальной презентации», «Компьютерная аранжировка», а также дисциплины по выбору в данном модуле - «Компьютерные нотные редакторы», «Компьютерное музыкальное тестирование», составляющие определенную базу будущей опытной и экспериментальной работы по тем или иным проблемам педагогики музыкального образования. Подобный ракурс рассмотрения содержания программ указанных дисциплин был очерчен нами на основе ряда исследований, в том числе музыканта-педагога А.А. Апасова о сущностных характеристиках и структурных компонентах аранжировочной деятельности студентов, в том числе и как деятельности, результатами которой являются электронные музыкальные материалы исследовательского характера [7].

Модуль «Основы студийной звукозаписи», включающий дисциплины «Студийная звукозапись вокальной музыки» и «Студийная звукозапись инструментальной музыки», в исследуемом нами аспекте содержит ресурс, позволяющий магистрантам исследовать «тонкости» работы с записью и воспроизведением звука, дифференцировать условия и способы данной работы применительно к вокальной и инструментальной музыкально-исполнительской деятельности. Дисциплинами по выбору для студентов в данном модуле являются «Электронная музыка в контексте цифровой культуры» и «Жанрово-стилевое моделирование в электронной музыке». Особенностью, связанной с решением образовательных задач при реализации содержания указанных дисциплин является то, что одновременно и в единстве с ними решаются задачи, связанные с исследовательской деятельностью магистранта. В качестве примера можно привести компьютерную разработку материалов для проведения тех или иных этапов диагностики музыкальных знаний и представлений, музыкальных способностей обучающихся, в частности в процессе производственной практики - педагогической, преддипломной, научно-исследовательской работы. Данные материалы, таким образом, способствуют решению ряда задач опытно-экспериментальной работы по заявленной магистрантом теме магистерской диссертации. Опыт разработки и использования подобного рода материалов показывает, во-первых, их высокий мотивационный ценз как для обследуемых обучающихся, так и для магистрантов-исследователей, во-вторых, используемые материалы, как показал специальный анализ, в большей степени обеспечивают требования корректности экспериментальной деятельности, направленной, среди другого, на выявление эффективности музыкально-компьютерных технологий в разного рода музыкально-образовательной деятельности.

В качестве примеров использования разработанных магистрантами в процессе освоения указанных выше модулей и дисциплин электронных материалов в своей исследовательской работе мы можем привести следующие. Для выполнения исследований в жанре магистерской диссертации как выпускной квалификационной работы по темам, связанным с развитием музыкального восприятия обучающихся, в качестве диагностических материалов были использованы разработанные тесты и творческие задания в программе Hot Potatoes в процессе освоения дисциплины «Компьютерное музыкальное тестирование». Материалы, направленные на исследование музыкального мышления обучающихся, были разработаны магистрантами в процессе освоения таких дисциплин, как «Компьютерная аранжировка», «Компьютерные нотные редакторы», «Студийная звукозапись вокальной музыки», «Студийная звукозапись инструментальной музыки» и др. Сочиненные и аранжированные магистрантами с целью диагностического обследования обучающихся музыкальные произведения отличались, прежде всего, средствами музыкальной выразительности: различный характер данных произведений выражали темп, тембр, фактура, динамика и др. В работе магистрантами были использованы различные музыкально-компьютерные программы, такие, например, как Finale, MuseScore, Cubase, Sonar и др.

Значительное количество исследований магистрантов связано с эффективностью использования мультимедийных музыкальных презентаций в различных системах музыкального образования: дошкольного, общего и дополнительного. Освоенные магистрантами в дисциплине «Технологии музыкальной презентации» дизайн, этапы, техника, практические навыки исполнения стали основой самостоятельных разработок презентаций, изготовления видеоклипов как содержательной основы уроков музыки в школе, музыкальных занятий в дошкольных образовательных учреждениях, музыкальных школах и школах искусств.

Заключение. Подытоживая сказанное выше, констатируем, что обеспечение условий для формирования исследовательских компетенций есть, прежде всего, приоритетная задача любой программы магистратуры по педагогическому образованию. Вместе с тем та или иная магистерская программа, исходя из ее направленности (профиля), имеет свою специфику и в содержательно-методическом аспекте, и в аспекте «дисциплинарного тезауруса», прежде всего, той ее части, которая формируется участниками образовательных отношений.

Анализ, направленный на выявление ресурсов содержания отдельных модулей и составляющих их дисциплин, имеющих потенциал для развития исследовательской компетентности магистрантов рассматриваемой программы, разумеется, не исчерпывает всех возможностей, способствующих ее развитию у педагога-музыканта. Вместе с тем представляется, что их исследовательские ресурсы очерчены в достаточной мере, а опыт практической реализации преподавателями кафедры теории и методики музыкального и эстетического воспитания факультета искусств ОмГПУ демонстрирует эффективные возможности в развитии исследовательской компетентности магистрантов. Подчеркнем, что важным условием успешности исследуемого нами развития является командная работа педагогов, осознающих значимость и реализующих в практике преподавания имеющиеся ресурсы развития исследовательской компетентности педагогов-музыкантов.