Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

BASIC PRINCIPLES OF UPDATING FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER EDUCATION

Ignatev V.P. 1 Alekseeva T.E. 1 Bogushevich I.P. 1
1 Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "M.K. Ammosov North-Eastern Federal University"
This paper presents the experience of the North-Eastern Federal University on the transition to the updated Federal state educational standards FSES 3++. Stages of introduction of the state educational standards in our country defining the main processes of the state regulation of the maintenance of programs of the higher education are shown. The key principles used in the implementation are highlighted FSES HE 3++. An important component is the linkage of the Federal state educational standard with the professional standard and with the approximate basic educational programs (ABEP). Currently, the complexity of the work of Russian universities is that, for one reason or another, they have not come out ABEP FSES 3++ is not approved in all areas of training, which is why universities are forced to develop basic educational programs based on their own experience and existing developments. Mainstreaming FSES HE and approximate basic educational programs on the basis of professional standards takes into account the fact that the standards define the purpose of the profession, establish common functions and labor functions that define the knowledge, skills and work. Mechanisms of development of universal and professional competences on the main professional educational programs of higher education are described. An important result of the implementation of the main professional educational programs is the competent formation of indicators of achievement of universal and General professional competencies established by FSES 3++.
federal state educational standard
professional standard
approximate basic educational program
competences

В 2018 году по ряду направлений подготовки и специальностям высшего образования были утверждены актуализированные Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС 3++), после утверждения которых вузы получили право перевести обучающихся студентов на программы, разработанные в соответствии с ними, при этом реализация программ в соответствии с утвержденными ФГОС 3++ стала обязательной начиная с приемной кампании 2019-2020 уч. года [1]. Основной целью разработки актуализированных ФГОС 3++ является необходимость соответствия ФГОС Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации». Согласно п. 7 статьи 11 данного Закона формирование требований ФГОС ВО к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) должно осуществляться на основе соответствующих профессиональных стандартов с целью формирования у выпускников необходимых профессиональных компетенций [2]. Предполагалось, что параллельно со ФГОС 3++ будут подготовлены и соответствующие примерные основные образовательные программы (ПООП), требования к наличию которых также определены Законом об образовании. В силу разных причин ПООП не вышли и ФГОС 3++ утверждены не по всем направлениям подготовки, что осложнило работу российских вузов.

При реализации направлений подготовки и специальностей, по которым утверждены ФГОС 3++, вузам было рекомендовано осуществлять прием и проводить обучение студентов по актуализированному ФГОСу. Отдельно в указанном письме говорится о порядке использования ПООП.

Цель исследования – выработка механизмов разработки основных профессиональных образовательных программ в соответствии с утвержденным ФГОС 3++ при отсутствии в реестре ПООП соответствующих примерных основных образовательных программ.

Материал и методы исследования

Для достижения цели исследования и решения поставленных в нем задач использовались следующие материалы и методы исследования: теоретические (анализ педагогических трудов и учебно-методических изданий; изучение ФГОС ВО, законодательных и нормативных документов, программной и учебной документации и др.), интерпретационные (выявление и описание структуры образовательных программ; комплексное и системное изучение объекта исследования; сопоставление различных объектов исследования между собой; обобщение теоретического и практического опыта и др.).

Результаты исследования и их обсуждение

Согласно п. 1 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» «содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации» [2]. Данный пункт, с нашей точки зрения, очень важен при переходе на новый ФГОС, поскольку речь идет об увязке федерального государственного образовательного стандарта с профессиональным стандартом и с примерными основными образовательными программами. В условиях отсутствия утвержденных ПООП, в которых, по задумке разработчиков, должны были быть расписаны планируемые результаты обучения и сформулированы профессиональные компетенции, вузам предстоит решать задачу разработки новых основных профессиональных образовательных программ самостоятельно, основываясь на своем опыте.

Также следует отметить, что во ФГОС 3++ по новому подошли к формулировке компетенций, универсальные компетенции (УК) распределены на категории (группы), при этом УК компетенции сформулированы одинаково по уровням подготовки на все укрупненные группы направлений подготовки и специальностей (УГНС). Общепрофессиональные компетенции (ОПК), как задумывалось, должны были быть сформулированы одинаково в рамках одной УГНС, но на деле получилось где-то в рамках одной УГНС, где-то по направлениям подготовки и специальностям (НПС). При этом индикаторы достижения компетенций, как предполагалось, должны были быть расписаны в ПООП, а также знания умения и владения (ЗУВ) и, соответственно, дисциплины. Но, так как ПООП не вышли, вузы вынуждены были сами для себя разработать индикаторы достижения компетенций по УК и общепрофессиональным компетенциям (ОПК). Профессиональные же компетенции (ПК), которые будут сформированы у студентов, в условиях отсутствия ПООП вуз вправе определять самостоятельно, учитывая профиль или специализацию, профессиональные стандарты и трудовые функции [3, с. 84].

Несмотря на автономию, предоставленную образовательным организациям, и то, что согласно п. 2 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» «образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам» [2], тем не менее со стороны государства осуществляется общее регулирование и намечается основной вектор развития высшего образования в стране.

Основным документом, опираясь на который строится внутреннее содержание образовательного процесса в вузе, является государственный образовательный стандарт.

Внедрение государственных образовательных стандартов в нашей стране происходило поэтапно, каждый из которых характеризуется отличительными особенностями.

Первый этап (1994-2000 гг.) начался с утверждения Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 940 единого для всех российских вузов государственного образовательного стандарта ВПО (ГОС-1), который определял: структуру и документы о высшем образовании; общие для всех требования к ОПОП ВПО; нормативы и объем учебной нагрузки, приходящиеся на одного студента; определенные академические свободы вуза; общие требования к перечню направлений подготовки и специальностей ВПО; государственные требования к уровню подготовки выпускников вузов; правила госконтроля за соблюдением требований ГОС ВПО [4].

Второй этап (2000-2009 гг.) связан с внедрением образовательных стандартов второго поколения ГОС-2, которые определили обязательный минимум содержания по всем направлениям подготовки и специальностям, обеспечивающим новое качество высшего образования. При этом автономия вузов в части разработки внутреннего содержания ОПОП была существенно ограничена и должна была находиться в пределах 10% от общего объема ОПОП. В этот же период дополнительно к ГОС были разработаны и утверждены ПООП, состоящие из примерных учебных планов (ПУП) и набора примерных программ учебных дисциплин и практик. Был введен государственный контроль в форме автоматизированного сравнения рабочих учебных планов с ПУП через информационно-методический центр анализа, расположенный в г. Шахты. Данная унификация привела к тому, что работа методических служб и кафедр вузов фактически велась по «типовым учебным планам».

Третий этап начинается с 2009 года. Данный этап связан с широким внедрением ФГОС нового третьего поколения, несмотря на то что законодательно новая концепция ФГОС была введена еще в 2007 году. Новый ФГОС не устанавливает минимум содержания образовательной программы, но предъявляет требования: к результатам освоения ОП в виде набора компетенций, которыми выпускник должен овладеть; к условиям реализации ОП; к структуре ОП, основной особенностью которой стало введение системы зачетных единиц.

С этого момента впервые в оборот вводятся понятия общекультурных и профессиональных компетенций [5, с. 23].

Четвертый этап начинается с 2014 г. после введения ФГОС ВО (ФГОС 3+), согласно которому было осуществлено приведение образовательных программ к нормам, установленным новым ФЗ «Об образовании в РФ» (№ 273-ФЗ от 29 дек 2012 г.). Утверждение нового ФГОС привело к разделению бакалавриата на два типа: академический и прикладной. При этом ФГОС был приведен к «рамочному» виду.

Пятый этап начался с текущего 2019 года. Прием студентов вузов на 1 курс в 2019 году был произведен по актуализированным ФГОС ВО (ФГОС 3++). При этом требовалось выполнение норм, установленных Федеральным законом № 122-ФЗ (2015 г.) в части приведения ФГОС в соответствие требованиям профессиональных стандартов (ПС) [6]. В данном случае предполагалось, с нашей точки зрения, приведение ФГОС к еще более «рамочному» виду в силу невозможности «прямого сопряжения» ФГОС и ПС.

Внедрение ФГОС 3++ даёт вузам возможность более точно и оперативно реагировать на запросы рынка труда, конкурировать на российском и международных рынках образовательных услуг [7, с. 105]. В ФГОС 3++ появилось новое наименование компетенций – универсальные компетенции, которые являются расширением и несколько другой формулировкой общекультурных компетенций ФГОС ВО 3+ [8, с. 68].

В 2019-2020 учебном году в Северо-Восточном федеральном университете реализуются 117 направлений подготовки и специальностей (НПС), из которых утверждены ФГОС 3++ по 34 НПС бакалавриата, 6 НПС специалитета и 24 НПС магистратуры, т.е. около 55% от общего количества реализуемых в университете НПС.

В формирующейся национальной системе квалификаций (НСК) в настоящее время из более 1000 утвержденных ПС менее 50% требуют 6-го уровня квалификации (бакалавр) и ниже, менее 30% - 7-го уровня (магистр и специалист), менее 10% - 8-го уровня (аспирантура).

При анализе утвержденных ПС вопросы вызывают существенные различия в количестве профессиональных стандартов, относящихся к определенным областям профессиональной деятельности, что отражается на качестве разработки образовательных программ.

При внедрении ФГОС ВО 3++ можно выделить следующие ключевые принципы:

  1. Актуализация ФГОС ВО вместо разработки новых образовательных стандартов. При этом не требуется повторного прохождения процедур государственной аккредитации и лицензирования.
  2. Содержание ФГОС 3++ можно не менять при появлении новых профессиональных стандартов, т.к. они являются лишь приложением к ФГОС.
  3. Если по ОПОП профессиональный стандарт ещё не разработан, профессиональные компетенции могут формироваться вузами на основе их профессионального опыта.
  4. Разработка и реализация ОПОП проводятся на основе единого комплекта нормативно-рекомендательного обеспечения, включающего ФГОС и ПООП.
  5. ПООП содержит компоненты, которые должны в обязательном порядке включаться в новую ОПОП.
  6. Актуализированные ФГОС ВО вступили в силу с 1 сентября 2019 года.

Актуализация ФГОС ВО и ПООП на основе профессиональных стандартов происходит с учетом того, что профстандарты определяют цель вида профессиональной деятельности, устанавливают общетрудовые функции и трудовые функции, определяющие знания, умения и трудовую деятельность. ФГОС устанавливает перечень универсальных компетенций (УК), общепрофессиональных компетенций (ОПК), определяет типы профессиональной деятельности, требования к структуре и условиям реализации ОПОП. ПООП должны содержать «расшивки» УК и ОПК, а также устанавливать перечень обязательных и профессиональных компетенций (ПК) и расшивки ПК. Кроме того, ПООП должны содержать примерный учебный план и календарный график, включая примерные программы дисциплин.

При актуализации перечня ПК должны учитываться следующие моменты: «1) требования к образовательным ресурсам ФГОС ВО по определению формулируются шире, чем требования отдельных профессиональных стандартов, и 2) при учете требований ПС необходимо анализировать описанные трудовые функции в совокупности с квалифицированными характеристиками (необходимыми знаниями и умениями)» [9].

Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям одобрил «Рекомендации для образовательных организаций по формированию основных профессиональных образовательных программ высшего образования на основе профессиональных стандартов и иных источников, содержащих требования к компетенции работников, в соответствии с актуализированными федеральными государственными образовательными стандартами в условиях отсутствия утвержденных примерных основных образовательных программ» (протокол № 35 от 27 марта 2019 года) [10]. Согласно данным рекомендациям прием на 2019-2020 учебный год был осуществлен по новым утвержденным ФГОС 3++. Учет ПООП производится в год, следующий за годом включения новой ПООП в реестр.

При разработке новой ОПОП необходимо учитывать пп. 3.5 и 3.7. ФГОС 3++, которые определяют порядок установления профессиональных компетенций и индикаторы их достижения. Профкомпетенции формируются также с учетом утвержденных ПС. В случае отсутствия утвержденных ПС профессиональные компетенции устанавливаются исходя из иных источников, перечень которых представлен на стр. 6 рекомендаций.

Выделение направленностей (профилей) производится в соответствии с ФГОС 3++ исходя из области, сферы и типов задач профессиональной деятельности выпускников. В ПООП устанавливаются только примеры возможных направленностей (профилей). Таким образом, установление направленностей (профилей) остается прерогативой самой образовательной организации.

Важным итогом реализации ОПОП является грамотное формирование индикаторов достижения универсальных и общепрофессиональных компетенций, установленных ФГОС 3++. В соответствии с указанными методическими рекомендациями индикаторы являются обобщенными характеристиками, уточняющими и раскрывающими формулировку компетенции в виде конкретных действий, выполняемых выпускником, освоившим данную компетенцию [10]. Обязательные индикаторы достижения универсальных и общепрофессиональных компетенций  устанавливаются ПООП. Помимо этого, при формировании индикатором должны учитываться общетрудовые и трудовые функции, указанные в ПС, которыми должны овладеть выпускники.

Таким образом, в условиях некоторой неопределенности, связанной с запаздыванием утверждения отдельных ФГОС 3++, ПС и ПООП, образовательным организациям предоставлена возможность самостоятельного решения подходов к достижению УК, ОПК компетенций и формулировке и достижению ПК выпускниками.

СВФУ для комплексного решения данной проблемы создал университетские Координирующие учебно-методические советы (КУМС). Всего создано 6 КУМСов по различным областям науки: «Математические и естественные науки», «Инженерное дело, технологии и технические науки», «Здравоохранение и медицинские науки», «Науки об обществе», «Образование и педагогические науки» и «Гуманитарные науки, искусство и культура» [11]. Считаем, что создание подобных коллегиальных советов в образовательных организациях, где разные направленности (профили), сформированные в образовательные программы, структурно находятся на разных подразделениях организации, очень важно, особенно в условиях того, что многие вопросы, от финансовых до вопросов, связанных с государственной аккредитацией, решаются в рамках УГНС.

В рамках КУМС были созданы рабочие группы по формированию УК и ОПК компетенций, которым удалось унифицировать их по всем уровням подготовки (бакалавриат, специалитет, магистратура), что дало возможность формирования поточного обучения студентов, наличия единой РПД по дисциплинам, формирующим конкретную компетенцию. Все разработанные УК и ОПК представлены в аннотациях рабочих программ дисциплин, размещенных на сайте СВФУ. По всем УК были разработаны индикаторы (УК 1.1., 1.2. и т.д.), а также наименование дисциплин, включая их трудоёмкость, с помощью которых данные УК будут сформированы. По ПК компетенциям работа была организована несколько иначе, поскольку ПК компетенции не приведены во ФГОС 3++.

На сегодняшний день в связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (3++) всего актуализировано 118 основных профессиональных образовательных программ высшего образования. По каждой программе установлены ПК компетенции на основании содержания профессиональных стандартов. Для разработки ПК компетенций в СВФУ был разработан программно-аппаратный комплекс «Профессиональные компетенции СВФУ», являющийся методической поддержкой для разработчиков ОПОП по ФГОС 3++.

В процессе актуализации программ в 2019 г. приняли участие 96 организаций (работодателей): Министерство транспорта и дорожного хозяйства РС(Я), Министерство образования и науки РС(Я), Министерство архитектуры и строительного комплекса РС(Я), Министерство по физической культуре и спорту РС(Я), Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий РС(Я), Министерство культуры и духовного развития РС(Я), Министерство здравоохранения РС(Я), Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера РС(Я), Газпром «Трансгаз», г. Томск, филиал Газпром «Бурение», г. Краснодар, Управление архитектуры и градостроительной политики, АКБ «Алмазэргиэнбанк», ООО «MyTona», ПАО «Якутскэнерго» и другие.

Заключение

Переход на новый ФГОС 3++ осуществляется с определенными сложностями, связанными с запаздыванием утверждения стандартов по многим направлениям подготовки и отсутствием части примерных образовательных программ. Тем не менее университет не стоит на месте, самостоятельно, не дожидаясь выхода ПООП, разрабатывая индикаторы достижения компетенций, знания, умения, владения и, соответственно, перечень дисциплин, формирующих данные компетенции.

В настоящее время ведется работа над созданием фондов оценочных средств (ФОС) в соответствии с описанным подходом к формированию компетенций. Результатом этой работы должно стать создание банка интересных компетентностных ФОС с применением различных образовательных технологий: кейс-методов, деловых игр и т.д.

Конечной целью данной работы будет создание собственных стандартов, но это в немного отдаленной перспективе, после утверждения ФГОС 3++ и выхода ПООП по всем направлениям подготовки, по которым ведется обучение в нашем университете, а также практической апробации тех наработок, которые мы сейчас имеем.