В современных условиях дегуманизации культуры, появления источников непосредственной доставки массированного, зачастую направляемого потока негативной, разрушающей информации извне в сознание и подсознание ребенка многие семьи оказались в очень сложных условиях. Они практически перестали справляться с ролью социального института, способного формировать у ребенка нравственные и позитивные поведенческие паттерны, а также базовую иерархию представлений, ценностей и мотивов, обеспечивающих его духовный рост и обогащение его личности нравственными качествами.
В сфере семейных отношений происходит модернизация – возникновение новых, утрата старых социальных образцов. Разламывается личная и нравственная идентичность молодого поколения [1]. Это тем более актуально сегодня, когда в общеобразовательные школы детей приводят родители, значительная часть которых сама выросла в условиях нравственного вакуума 1990-х гг. и не смогла получить качественного образования и воспитания [2].
С последствиями приходится сталкиваться каждому педагогу, работающему в образовательных учреждениях, вынужденному брать на себя функцию компенсации формирования гуманистических, нравственных и других ориентиров семейного воспитания.
Сегодня образовательные учреждения являются, пожалуй, единственным социальным институтом, вносящим решающий вклад в дело духовно-нравственной консолидации российского общества, социальной солидарности, повышения уровня доверия граждан к жизни в своей стране как в настоящее время, так и в будущем. Именно на школу обществом возложена миссия формирования модели будущего гражданина с высокой нравственной позицией, а на педагогах лежит ответственность за поиск интегративных методов привития ценностных ориентиров. Без привлечения семьи и социума такая работа безрезультативна [3]. Еще на стадии разработки и планирования данного исследования мы полагали, что целенаправленная просветительская работа с родителями, основанная на знакомстве с культурными, историческими, религиозными ценностями, традициями Дагестана, совместно с психолого-педагогической работой с детьми поможет им сформировать основу передачи системы ценностей и идеалов для того, чтобы на этой основе был создан фундамент определенной личностной мировоззренческой позиции, который будет в дальнейшем служить основой для их нравственной культуры [4]. Привлечение народного опыта воспитания в педагогике не ново [5], но при всей важности задачи использования и совершенствования методов формирования личности на основе этнокультурных традиций представляется весьма актуальной задачей.
Дагестан – уникальный в цивилизационном отношении регион с богатейшими духовными традициями и ценностями, вырабатывавшимися на протяжении многих веков. Он всегда славился выдающимися учеными и высоким уровнем образования и просвещения благодаря сформировавшейся за тысячелетия системе обучения и воспитания молодого поколения, выступающей средоточием духовной жизни народа, помогающей раскрыть особенности социума, его характера и психологии [6].
Таким образом, рассматривая личностный потенциал ребенка и потенциал семейного воспитания, который в исследованиях наших ученых определен как один из значимых ресурсов [7, 8], мы полагали, что таким способом будет определена взаимосвязь качества воспитания с духовно-нравственными традициями и культурными ценностями, а взаимодействие со школой станет важнейшим средством повышения этого качества. В ходе эксперимента были поставлены следующие задачи:
– формирование рабочей группы проекта;
– разработка и апробация модульной программы по формированию духовно-нравственных ценностных установок у родителей школьников;
– формирование списков родителей обучающихся для участия в проекте;
– создание постоянно действующей инновационной образовательной площадки «Дороги добра» для объединения усилий семьи и школы в процессе становления и развития нравственной культуры личности детей;
– проведение обучающих семинаров и тренингов для родителей школьников, выпуск обучающих видеороликов;
– разработка эффективных технологий и обеспечение сотрудничества семьи и школы в решении нравственно-воспитательных задач.
Помочь таким семьям и подрастающим в них детям заполнить пробелы, образовавшиеся вследствие перерыва или искажений в передаче богатого духовно-нравственного наследия, был призван наш проект «Школа для родителей “Уроки благонравия”», разработанный на базе общеобразовательной автономной некоммерческой организации «Школа имени А. Юсупова» (далее – Школа) совместно с сотрудниками кафедры общей и специальной педагогики и психологии ГБОУ ДПО Дагестанского института развития образования (ДИРО) и получивший в 2018 г. поддержку Фонда президентских грантов.
Помимо ДИРО, партнерами Школы в этом масштабном проекте стали ОУ ВО «Дагестанский гуманитарный институт», Комитет по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями Республики Дагестан, департамент образования и отдел просвещения Муфтията Республики Дагестан, радио «Ватан», телекомпания «Наше национальное телевидение», духовно-просветительская газета «Ас-салам», ОАНО «Ватан», оказывавшие организационную, консультационную и информационную поддержку.
Материальной базой данной площадки служат подготовленные помещения, оборудованные современными техническими средствами обучения, в том числе конференц-зал, где проводилось большинство семинаров и тренингов с родителями учащихся. Методическое сопровождение обеспечивалось разработанной на кафедре общей и специальной педагогики и психологии ДИРО модульной программой повышения квалификации по формированию духовно-нравственных ценностных установок у родителей школьников «Формирование нравственной культуры личности».
Цель исследования: разработка эффективных технологий и обеспечение сотрудничества семьи и школы в решении нравственно-воспитательных задач. В ходе реализации цели исследования мы предположили, что целенаправленное просвещение родителей обучающихся общеобразовательной школы через формирование исторических, религиозных и культурных традиций родной культуры способствует повышению роли семьи в духовно-нравственном становлении личности ребенка и ускоряет процесс становления и развития нравственной культуры их личности.
Таким образом, мы попытались решить проблему духовно-нравственного воспитания детей опосредованно, через просвещение родителей (было проведено 140 тренингов, лекции, беседы о нравственности) и психолого-педагогическое обучение.
Материалы и методы исследования
В ходе эксперимента были использованы следующие методы диагностики:
1) для детей: анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы;
2) для родителей: опрос, консультации, тренинги.
Методический инструментарий включал в себя:
– исследование межличностных отношений (использовался модифицированный вариант социометрической методики Р. Жиля, предназначенной для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой);
– изучение самооценки (тест В.Г. Щур «Лесенка», с помощью которого мы выявляли представления ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой);
– диагностика уровня воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина, отражающая 10 основных показателей нравственной воспитанности) [9].
Статистическая обработка результатов исследования проводилась при помощи t-критерия Стьюдента с целью выявления различий в уровнях межличностных отношений, самооценки и воспитанности детей между учащимися АНО «Школа имени А. Юсупова» и учащимися муниципальных школ г. Махачкалы.
В нашем исследовании принимали участие 460 респондентов. Исследуемая группа включала в себя школьников младших классов АНО «Школа имени А. Юсупова» (далее – АНО) – экспериментальная группа и трех муниципальных бюджетных образовательных учреждений г. Махачкалы (далее – МБОУ) – контрольная группа.
В АНО отбор желающих принять участие в проекте проводился на основе анализа результатов анкетирования родителей всех детей, посещающих АНО.
В каждой группе в рамках апробации модульной программы «Формирование нравственной культуры личности» было проведено по 9 семинаров и тренингов. Часть их проводилась во время посещения музеев и совместных поездок педагогов, родителей и детей к наиболее значимым историческим, культурным и природным памятникам на территории Дагестана, имеющим неоценимую значимость для исторической памяти жителей Северного Кавказа и всех россиян, которые были организованы в рамках реализации проекта.
Большинство родителей и тем более детей во время проведения эксперимента впервые смогли познакомиться с богатейшими коллекциями Национального музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи и исторического парка «Россия – моя история»; побывать в одном из старейших городов мира – Дербенте – с его уникальными историческими и культурными памятниками; посетить мемориальные комплексы Ахульго и Ватан, связанные с борьбой дагестанцев за свободу и независимость в разные исторические периоды.
Все это способствовало просвещению родителей в области знаний о духовно-нравственных ценностях дагестанского народа, повышению их образовательного уровня в области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формированию культурной идентичности, нравственной культуры, а также межэтнической и межконфессиональной толерантности.
Индикатором, позволившим судить об эффективности проводимой работы, послужил показатель воспитанности детей (включающий в себя многие оценочные характеристики), чьи родители приняли участие в проекте. Параллельно с анкетированием взрослых в сентябре 2018 г. было проведено первое тестирование уровня воспитанности учащихся школы; второе и третье – для выявления динамики этого показателя – в январе и октябре 2019 г.
В ходе собеседования задавались вопросы, направленные на раскрытие содержания базовых ценностей: истины, благочестия, добра, любви, красоты, достоинства, долга, совести, чести и иных, обеспечивающих надлежащие морально-этические условия для самопознания и самореализации растущей личности. Также были заданы вопросы, связанные с эмоциональной сферой как составляющей психического и психологического благополучия, направленные на определение уровня сочувствия, сопереживания, радости и др.
Несмотря на небольшой временной промежуток между этими диагностическими процедурами, обусловленный необходимостью уложиться во временные рамки проекта, определенные результаты все же были выявлены в ходе проведенного эксперимента.
Изучение межличностных отношений в коллективе и особенностей восприятия себя самого в группе позволило сделать следующие выводы относительно их специфики. Полученные данные со статистически значимой разницей (t = –3,59, р = 0,000) показали, что дети, обучающиеся в АНО, в большей степени считают себя членами коллектива, чем дети, обучающиеся в МБОУ. Количество взаимных выборов, полученных по модифицированному варианту социометрической методики Р. Жиля по шкале «Сплоченность группы и взаимность контактов», показало соотношение 80% детей экспериментальной группы к 65% детей контрольной группы. Таким образом, в результате занятий, проведенных с детьми с использованием проективной методики, можно сделать выводы, что дети, обучающиеся в АНО, в большей степени отождествляют себя с членами коллектива, чем дети, учащиеся в МБОУ. Опираясь на полученные данные и результаты при статистической обработке данных, мы сделали вывод о том, что результатом проводимых мероприятий стало более высокое положительное отношение к себе и к своему коллективу.
Изучение самооценки проводилось с помощью теста «Лесенка», разработанного В.Г. Щур, где нашей задачей было выявление представления ребенка о том, как он оценивает себя сам. Проведенный тест в контрольной и экспериментальной группах показал, что для детей, обучающихся в АНО, в большей мере, чем для детей, учащихся в МБОУ, характерна высокая самооценка. Отмечена статистически значимая разница по результатам теста «Самооценка»: t = –2,62, р = 0,01; t = –3,53, р = 0,01. Более 60% детей экспериментальной группы выбирают 1-ю и 2–3-ю ступени, 30% – 4-ю и остальные ступени. Выбор детей контрольной группы составил: 45% – 1-я и 2–3-я ступени.
Таким образом, можно говорить о статистически значимой разнице в показателях контрольной и экспериментальной групп в итоге занятий, проведенных по указанной методике. По результатам статистической обработки были сделаны выводы о том, что проводимый комплекс мероприятий значительно повышает уровень самооценки учащихся.
Анализ результатов занятий, проведенных по методике Н.П. Капустина, показал статистически значимые различия по следующим шкалам:
– 58% детей – респондентов АНО имеют высокие показатели по шкале «Трудолюбие». Такие же показатели имеют 49% детей – респондентов МБОУ. Такое соотношение позволяет сделать выводы о том, что проводимые мероприятия не влияют на формирование этой шкалы;
– 55,2% детей – респондентов АНО и 53,7% детей – респондентов МБОУ по шкале «Любознательность» имеют высокие результаты, что говорит о том, что любознательность является фактором, на который не влияют переменные, связанные с нашим экспериментом;
– 25% детей – респондентов МБОУ имеют показатели ниже, чем дети-респонденты АНО, по шкале «Гуманность», что говорит о наличии гуманистических ценностей (r = 0,33). При этом дети экспериментальной группы имеют значимые отличия от контрольной группы по шкале «Эмпатия» (r = 0,37), что дает возможность сделать вывод о том, что эта шкала сформирована в результате эксперимента. Таким образом, гуманистические ценности и эмпатия сформированы в ходе проведенного эксперимента;
– 70,5% детей – респондентов АНО имеют высокие показатели по шкале «Патриотизм»: статистически достоверная разница с контрольной группой (t = –2,43; р = 0,001). Результаты исследования представлены на рисунке.
Совокупные показатели экспериментальной и контрольной групп,
полученные по результатам исследования (методики Р. Жиля, тест В.Г. Щур «Лесенка» и методики Н.П. Капустина)
По мнению родителей, проведенная работа плодотворно влияет на процесс идентификации ребенком себя в целом и себя в коллективе. Соответственно этому причисление себя к коллективу и отождествление себя с членами коллектива могут позитивно влиять на эмпатийные способности ребенка, включению детей в состав ученического коллектива.
Из проведенного анализа можно сделать вывод, что уровень моральных ценностей является переменной зависимой и поддается формированию.
Как показали результаты математической обработки с использованием t-критерия Стьюдента, обнаружены достоверные различия в ответах младших школьников.
Заключение
Полученные экспериментальные данные в ходе реализации грантового проекта «Школа для родителей “Уроки благонравия”» в 2018–2019 гг. на базе АНО «Школа имени А. Юсупова» позволили обосновать создание инновационной образовательной площадки, которая объединит усилия семьи и школы в процессе становления и развития нравственной культуры личности учащихся, способной действовать на постоянной основе с вовлечением родителей учащихся других образовательных учреждений г. Махачкалы, в том числе дошкольных образовательных учреждений. Разработка эффективных технологий по обеспечению сотрудничества семьи и школы в решении нравственно-воспитательных задач включила: создание и апробацию комплексной обучающей программы психолого-педагогической помощи и поддержки родителей учащихся общеобразовательной школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся через формирование у них компетенций в области личностной, социальной и семейной культуры; подготовку педагогических кадров, способных продолжить эту работу, передавая эстафету по формированию обозначенных личностных компетенций; оснащение помещений необходимым оборудованием.
В ходе реализации программы духовно-нравственного воспитания и на основании экспериментальных данных, полученных при реализации модели инновационной площадки в АНО «Школа имени А. Юсупова», можно сделать заключение о том, что команда проекта, используя богатый, уникальный исторический опыт дагестанского народа по построению института гражданского общества, межэтническому и межконфессиональному взаимодействию, а также традиционные исламские духовные ценности, через просвещение родителей сумела вовлечь родителей учащихся в воспитательный процесс в школе и сформировать у них мотивацию к более активному взаимодействию с педагогами, повысить степень восприятия учащимися нравственного сознания и культуры и общий уровень воспитанности.
Работа, направленная на родительское просвещение, опосредованно влияет на следующие показатели личности учащихся:
а) они в большей степени отождествляют себя с членами коллектива и имеют высокую самооценку;
б) имеют выше показатели по шкалам «Самооценка», «Трудолюбие», «Гуманность», «Эмпатия», «Патриотизм»;
в) критерий «Любознательность» является независимой переменной и формируется опосредованно от целенаправленного процесса.
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов (грант 18-1-001390 «Школа для родителей “Уроки благонравия”»)