Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PROFESSIONAL ROLES OF A MODERN TEACHER IN BELGIUM

Sabirova D.R. 1 Yatsenko G.S. 1 Bodnar S.S. 1
1 Kazan Federal University
This article analyzes professional roles of a modern teacher in Belgium. The authors study teacher training standards, which are considered as an integral part of European education. Vocational education in general and teacher training in particular are described as training specialists with professional, organizational, communication skills and a high level of competence. Quality assurance in the system of teacher education is implemented by: internal monitoring of quality assessment; external evaluation of a specific educational program; carrying out reforms aimed at improving the quality of education. The authors disclose the criteria for compliance with professional requirements, specifically: compliance with the career profile and the formation of the basic competencies of novice teachers. The study also presents the education of teachers who are involved in training future teachers in accordance with the 3 I Model and describes their professional roles. The method of updating, selecting, systematizing and summarizing facts and original sources of information, scientific interpretation and synthesis of specific factual materials are used in the research. As a result, the authors conclude that a professional role of a modern teacher in Belgium is shifting towards creative individual work with each student, based on the transfer of personal experience in cooperative free communication, activity through a dialogue, as well as involving parents in the learning process.
teacher
student
teacher training
continuing education
quality of education
competence
competency

В современных условиях глобализации и интеллектуализации общества, пересмотра парадигмы образования следует обратить внимание на важность профессионального опыта, формирования компетентности педагогов, их стремление к постоянному саморазвитию.

Подготовка учителей включает в себя получение педагогических и дидактических знаний, приобретение исследовательского и практического опыта. Однако компетентность заключается не только в получении профессиональной квалификации, но и в развитии личностно-профессиональных характеристик учителя, которые могут включать: нестандартное творческое мышление, способность принятия соответствующих решений, эффективное применение знаний в соответствии с ситуацией, стремление к самосовершенствованию. Так, например, на Всемирном саммите по подготовке учителей (World Summit on Teaching Profession) отмечалось, что педагоги должны поддержать обучающихся приобрести не только «знания, умения и навыки, которые легче всего преподать и тестировать», но, что более важно, обучить способам мышления (мышление в критических ситуациях, принятие решений, творческое мышление); навыкам взаимодействия (общение, сотрудничество); применению различных технологий в работе (в том числе информационных и коммуникационных технологий); личной и социальной ответственности за успех в современном мире» [1].

Целью исследования является раскрытие профессиональных ролей современного учителя в Европе в целом и в Бельгии в частности.

Материал и методы исследования. Это исследование было основано на обширном научном обзоре литературы и анализе работ, связанных с профессиональным ростом преподавателей в Бельгии.

В исследовании использовались такие источники, как: публикации в отечественных и зарубежных изданиях, научные обзоры украинских и бельгийских ученых, документы и материалы докладов ЮНЕСКО, ОЭСР, правительственных документов Европы и Бельгии.

Методы исследования: метод актуализации, отбора, систематизации и обобщения фактов и оригинальных источников, научная интерпретация и синтез конкретных фактических материалов.

Результаты исследования и их обсуждение. На протяжении десятилетий отечественные и зарубежные исследователи обсуждают идею о возможности идентификации комплексной характеристики «идеального учителя», «качественного учителя», «эффективного учителя». Так, например, рассматривают две составляющие «качественного учителя»:

  1. профессиональная подготовка учителя, его квалификация;
  2. практическая деятельность учителя [2].

В странах Европейского союза в целом и в Бельгии в частности профессиональное образование и подготовка квалифицированных педагогических кадров рассматривается как обучение и воспитание специалиста, обладающего широким потенциалом профессионального творчества, организаторскими и коммуникативными способностями, необходимыми для эффективной образовательной деятельности, глубокими знаниями по выбранной специальности и высоким уровнем компетентности.

Украинская исследовательница Л.П. Пуховская (Л.П. Пуховська), проанализировав подготовку учителей в странах Европы, выделяет четыре ее составляющие [3]:

  • академическая традиционная (учителю отводится роль «передатчика» знаний, а основная цель его подготовки – достижение высоких знаний в области профессиональной дисциплины);
  • технологическая (роль учителя такая же, как и при академической традиционной составляющей, цель подготовки заключается в профессиональной компетентности, получении фиксированных предметных знаний и умений, педагогического мастерства);
  • индивидуальная (тесно связана с гуманистическим подходом в образовании, который определяет человека, его ценности, свободу, активность центром педагогического процесса);
  • опытно-ориентированная (формирование у учителя творческого и критического мышления, опыта учебно-исследовательской деятельности, поиск собственного мастерства).

Роль педагогов и школы в современном мире трансформируется: учителя преподают в более многонациональных классах, интегрируют обучающихся с особыми потребностями, эффективно используют ИКТ в обучении, участвуют в оценивании, в процессах подотчетности и вовлечении родителей в жизнь школы и т.д. Профессиональные роли учителя, по версии ЮНЕСКО [4]:

  1. организатор обучения;
  2. конструктор совместного обучения;
  3. организатор метакогнитивной рефлексии;
  4. организатор рефлексии на тему этических ценностей и мировоззрения;
  5. организатор эффективного использования технологий в обучении;
  6. организатор коммуникации разнообразными способами.

Кроме того, как отмечается в сообщении Европейской комиссии «Переосмысление образования», реформа систем образования имеет значение для достижения более эффективной (качественной) подготовки высококвалифицированных специалистов в области образования. В этом контексте в докладе государствам-членам Европейского союза предлагается следующее:

  • пересмотреть профессиональный профиль посредством укрепления профессии учителя с точки зрения эффективности;
  • обеспечить мониторинг качества начального педагогического образования (Initial Teacher Education);
  • принять общие согласованные требования для отбора и профессионального развития преподавательского состава на основе четко определенных компетенций;
  • осуществить повышение квалификации преподавателей в области информационно-коммуникационных технологий [5].

Согласно ежегодному отчету «Исследование в области образования и подготовки учителей», Бельгия сталкивается с нехваткой квалифицированных учителей. Основными причинами являются трудность привлечения наиболее подготовленных выпускников школ в профессию, условия позднего выхода на пенсию, невозможность прохождения переподготовки для учителей-предметников и низкий процент высококвалифицированных кадров среди студентов. В этой связи правительство Фламандского сообщества Бельгии утвердило концептуальные решения и законодательные акты в сфере образования, которые включают [6]:

  1. обязательные вступительные экзамены для студентов, поступающих на педагогические факультеты;
  2. осуществление подготовки учителей в высших учебных заведениях;
  3. углубление программы начальной подготовки учителей, улучшение контента по дидактике, управлению образованием, мультикультурному образованию;
  4. введение конкретной магистерской программы в области образования;
  5. предложение путей карьерного роста для взрослых, желающих стать учителями.

Компетентные преподаватели создают прочную базу для обеспечения будущих профессиональных кадров знаниями и практическими навыками в избранной специальности. Они выступают гарантом качества высшего образования, что является одной из основных условий унификации европейского образовательного пространства [7].

Обеспечение качества в системе высшего образования реализуется с помощью [8]:

  1. внутреннего мониторинга оценки качества;
  2. внешней оценки конкретной образовательной программы (например, отчеты по самооценке, которые исполняются внешними группами по оценке, согласованные с Советом фламандского колледжа университета и Межвузовским фламандским советом).
  3. проведения реформ, направленных на улучшение качества образования, которые основываются на внешнем и внутреннем мониторинге в системе образования и обеспечивают гарантии развития на протяжении всей карьеры.

Во Фландрии разработаны критерии соответствия профессиональным требованиям, которые включают [9]:

- профиль карьеры (a career profile): критерии соответствия профессиональным требованиям для опытных преподавателей;

- базовые компетенции (basic competences): что конкретно начинающий учитель должен знать, уметь и делать.

На современном этапе критерии соответствия профессиональным требованиям учителя структурированы следующим образом:

1. A) Универсальные критерии (Overall attitudes):

A1 решительность (Decisiveness): готов принять меры и взять на себя ответственность;

A2 отношение к людям (Relational attitude): проявление уважения, сочувствия в общении с другими людьми;

A3 критическое мышление (Critical thinking): к собственному мнению, взглядам и целям других в обсуждении; проверка возможностей и вариантов для определенных целей, прежде чем занять определенную позицию;

A4 любознательность (Curiosity): поиск ситуаций для расширения и повышения компетенций;

A5 способность к организации (Talent for organization): умение планировать и осуществлять координацию для эффективного достижения целей;

A6 готовность к сотрудничеству (Sense of collaboration): совместная работа над общими задачами;

A7 ответственность (Responsibility): участие в школьном сообществе и развитие учеников;

A8 гибкость (Flexibility): адаптация к изменяющимся условиям в образовании.

2. Функциональные компетенции (Functional framework for competences). Учитель выступает как:

  1. учитель в качестве руководителя процесса обучения и развития (teacher as supervisor of developmental and learning processes),
  2. учитель-педагог (the teacher as educator),
  3. учитель-предметник (the teacher as subject matter specialist),
  4. учитель-организатор (the teacher as organizer),
  5. учитель - новатор и исследователь (the teacher as innovator and researcher),
  6. учитель - партнер родителей (the teacher as partner of parents),
  7. учитель – участник команды школы (the teacher as member of a school team),
  8. учитель в качестве партнера сторонних организаций (the teacher as partner of external parties),
  9. учитель в качестве члена образовательного сообщества (the teacher as member of the educational community),
  10. учитель как проводник культуры (the teacher as culture participant).

Основная цель данных критериев соответствия профессиональным требованиям заключается в обеспечении ориентира для профессионального развития, в целях создания общих требований к качественной подготовке учителя, а также для стимулирования ответственности и осознания своего собственного профессионального развития.

Бельгия, приняв общеевропейские рекомендации по языковому образованию, определяет приоритетными объектами личностного и методического развития, например, будущего учителя иностранного языка его поведение, мотивы, ценности, идеалы, черты личности, знания, умения и навыки, а также умение учиться в течение всей жизни.

Учитель должен также обладать определенной языковой компетентностью, которая должна быть направлена на получение таких навыков, которые помогли бы подготовить обучающихся к различным речевым ситуациям. Следует направить свою педагогическую деятельность на усвоение обучающимися следующих умений [3]:

  • планировать и организовывать высказывания;
  • формулировать высказывания посредством языковых средств;
  • оформлять высказывания артикуляционно правильно;
  • писать или печатать текст;
  • воспринимать высказывания на слух;
  • понимать высказывания;
  • воспринимать письменный текст;
  • распознавать рукописный ввод.

В профессиональную компетентность будущего учителя иностранных языков в Бельгии входят различные по цели и содержанию компетенции, включающие мотивационный, эмоционально-волевой, оценочный компоненты, связанные с когнитивными компонентами и компонентом поведения.

Качество подготовки учителя во многом также зависит от уровня квалификации тех, кто его учит. Подготовка педагогов, обучающих учителей в Бельгии, может быть представлена в соответствии с 3-ступенчатой моделью (3 I Model):

  • начальное образование (initial education),
  • вхождение в профессию (induction education),
  • дальнейшее профессиональное развитие (in-service education).

Рассмотрим профессиональные роли педагогов, которые готовят будущих учителей [10]:

Учителя-педагоги (Teacher of Teachers): данная роль предполагает наличие знаний об обучении взрослых и о том, как его организовать, а также знаний педагогики и дидактики, накладывает высокие требования к профессиональным действиям и рефлексивным способностям педагога.

Исследователь (Researcher): роль учителя-педагога как исследователя становится все более важной в современной действительности, но еще не стала общепринятой нормой. Более того, реализация этой роли неоднозначна, т.к. может включать в себя обмен результатами исследований, подготовку совместных публикаций с коллегами и студентами или проведение практических исследований.

Руководитель педагогической практики (Coach): данная роль - самая влиятельная, включает в себя процесс поддержки студентов во время прохождения педагогической практики. Эту роль выполняют преподаватели образовательных учреждений, а также консультанты по месту работы, назначенные в школах, именуемые наставниками.

Педагог - составитель учебной программы (Curriculum developer): роль педагога как разработчика учебной программы заключается в сотрудничестве с коллегами-педагогами или коллегами в школах. Основы разработки учебного плана зависят от их основных образовательных траекторий, и они представляют основные аспекты обучения, на основе которых может строиться учебная программа.

Педагог, контролирующий доступ к профессии (Gatekeeper): в этой роли педагог принимает решения, касающиеся доступа к профессии учителя. Суммативная оценка формирует суть этой роли, большинство европейских стран в настоящее время имеют стандарты и профили, которые обеспечивают основу для такой оценки. Педагоги, контролирующие доступ к профессии, преобразовывают эти рамки в конкретные цели (качественные критерии) и определяют способы, которыми они могут быть достигнуты.

Посредник (Intermediary): образовательные учреждения и школы несут совместную ответственность за подготовку учителей, разделяют общую направленность учебного процесса будущих учителей.

Учитывая социальную ответственность учителей-педагогов в процессе обучения студентов и будущих учителей, обучение на протяжении всей жизни кажется очевидным и необходимым.

Именно непрерывность профессионального обучения – основа для формирования специалиста нового поколения [11]. Качество подготовки преподавателей является интегральной характеристикой, показывающей эффективность профессиональной подготовки и повышения квалификации учителей, его соответствие потребностям и ожиданиям государства, общественности, студентов и их родителей.

Заключение

Таким образом, роль современного учителя в Бельгии постепенно меняется в сторону творческой индивидуальной работы с каждым обучающимся, основанной на передаче личного опыта в совместном свободном общении, деятельности через диалог, вовлечении родителей в процесс обучения.