Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

E-LEARNING COURSE AS A MEANS OF ORGANIZING THE COGNITIVE ACTIVITY OF MODERN STUDENTS

Churilova E.Yu. 1 Prikhodko O.V. 1 Feskova E.V. 1 Butakova S.M. 2
1 Siberian Federal University
2 Siberian Federal University
The article is devoted to the problem of organization of cognitive activity of modern students. The analysis of the concept of cognitive activity of students. The signs of cognitive activity of students are defined. The features of the modern student as a representative of the digital generation, relevant to the organization of cognitive activity. For this generation, the features associated with immersion in the information environment are significant: involvement in search activities, a large proportion of independent work, effective interaction in the digital environment, the ability to work together. The concept of e-learning course, in accordance with the adopted regulations in the Siberian Federal University. The functions of the e-learning course, which must be taken into account in their design, are described. Identified and justified the possibility of combining classroom and extracurricular work with the use of e-learning course, contributing to the activation of cognitive activity of students. The methods of presentation of educational material and requirements to its content are analyzed. The possibilities of using the e-learning course in the organization of various types of classes (lectures, practical, seminar) and independent work of students are revealed. The student’s position is characterized taking into account his activities in the information and communication environment, which is implemented through an electronic training course, which contributes to the activation of students' cognitive activity.
cognition
cognitive activity
student age
electronic training course
electronic environment
modern students

   Специфика образования на современном этапе проявляется в том, что любая система образования должна не только вооружать студентов знаниями, но и с учетом постоянного и быстрого обновления знаний формировать у них потребность в самостоятельном непрерывном овладении ими. Перед преподавателями вуза стоит задача сформировать у обучаемых такие качества, как инициативность, ответственность, самостоятельность, что нацелено на развитие у студентов способности к самообразованию и стремления постоянно повышать уровень профессиональной подготовки. Актуальность проблемы организации познавательной деятельности современных студентов как фактора личностного и профессионального развития вызвана потребностью общества и государства в компетентных специалистах, способных к саморазвитию в течение всей жизни.

Нормативно-правовая база современной системы высшего образования определяет требования к профессионализму выпускника образовательного учреждения и конкретизирует результат его учебной деятельности через уровень развития определенных компетенций. К сожалению, в научно-педагогических исследованиях вопросам организации познавательной деятельности студентов посредством электронных обучающих курсов не уделено достаточного внимания. Это послужило основанием выбора предмета статьи, целью которой явилась организация познавательной деятельности современных студентов посредством электронного обучающего курса. Объект исследования – познавательная деятельность студентов. Предмет – электронные обучающие курсы.

Материал и методы исследования. Методологическую основу исследования составили:

  • системный подход, ориентирующий на рассмотрение познавательной деятельности как элемента целостной системы личностных качеств студента;
  • личностно ориентированный подход, предполагающий субъектную позицию студента в учебной деятельности;
  • компетентностный подход, ориентирующий на подготовку выпускников, способных решать конкретные профессиональные задачи.

Проведем анализ понятия «познавательная деятельность». Познание – философская категория, которая обладает деятельностной характеристикой, поэтому в психологической и педагогической литературе понятие «познание» применяется с категорией «деятельность».

Согласно С.Л. Рубинштейну и другим ученым деятельность – это процесс, который определяет включенность личности в систему жизненных связей с реальной действительностью, направленный на познание и преобразование мира и самого человека [1, 2].

В исследованиях И.А. Зимней познавательная деятельность трактуется как активное изучение человеком окружающей действительности, в рамках которого деятельность индивида направлена на приобретение знаний, познание законов окружающего мира, и человек учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него [3].

Согласно Л.К. Раицкой учебно-познавательная деятельность в интернет-среде сводится к овладению студентом новыми видами деятельности, что в дальнейшем будет способствовать его саморазвитию [4].

Признаками познавательной деятельности являются мотивированность, осознанность, целенаправленность, определяемая промежуточными целями, поэтапность, наличие представления о конечном результате, сверка полученного результата с желаемым и внесение в деятельность соответствующих коррективов для его достижения [5].

Познавательная деятельность определяется личными целями студентов, их потребностью в обучении, стремлении решать возникающие проблемы, поиске выхода из затруднительных ситуаций, решении противоречий между имеющимися знаниями и приобретаемыми. Все это формирует избирательное отношение к получаемым знаниям для будущей профессиональной деятельности.

Опираясь на анализ материалов по исследуемой проблеме, мы определили, что значимыми факторами для студентов являются самоопределение, перспективы жизненного пути, социальный престиж, что изменяет их отношение к обучению, его целям и содержанию [6]. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная, результатом которой являются формирование профессиональных компетенций и развитие личностных качеств студента и его способностей [7].

В основе учебно-профессиональной деятельности лежит деятельность познавательная. При этом нельзя забывать, что современный студент – представитель цифрового поколения. Это поколение, родившееся в информационном обществе, зависит от цифровых технологий. Для него значимыми являются особенности, связанные с погружением в информационную среду: включенность в поисковую деятельность, большая доля самостоятельной работы, информационная перегруженность, одновременное выполнение ряда задач, скорость принятия решений, результативное взаимодействие в цифровой среде, способность к совместной деятельности по типу «вики-действия», «клиповость» мышления, динамичность форм деятельности.

Указанные ниже особенности цифрового поколения учитывались нами при организации познавательной деятельности студентов:

– опора на визуальный сенсорный канал;

– совмещение различных видов познавательной деятельности студентов;

– ориентация на гиперактивность цифрового поколения (повышение интереса к образовательному процессу; применение активных методов обучения; вовлечение студентов в проектную деятельность);

– динамичное представление информации в образовательном процессе;

– использование заданий, допускающих разные способы решения в ограниченное время на основе рефлексивной деятельности [8].

Применение в образовательном процессе электронных обучающих курсов (ЭОК) по дисциплинам учебного плана позволяет организовать познавательную деятельность студентов и учесть особенности цифрового поколения.

Реализация образовательного процесса на основе применения электронного обучения (ЭО) признается на государственном уровне. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. дает определение электронному обучению как организации образовательной деятельности с применением информационных технологий, технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [9].

Целями применения электронного обучения являются обеспечение научности и доступности содержания, гибкости режима обучения, сознательности обучения, интерактивного диалога, увеличение доли самостоятельной работы студентов и др.

Таким образом, в ЭО акцент переносится с личности преподавателя в электронную обучающую среду (ЭОС, электронный курс), восполняющую недостаток живого общения. Разрабатывая ЭОС, необходимо учесть эффект присутствия преподавателя в среде и создать условия для учебного взаимодействия.

В Сибирском федеральном университете (СФУ) для разработки электронных обучающих курсов используют одну из самых популярных и доступных платформ ‒ систему Moodle. Согласно принятому в СФУ положению под электронным обучающим курсом понимают учебные и соответствующие им оценочные материалы в виде информационно-технологической конструкции, учитывающей индивидуальные особенности восприятия информации обучающимися и направленной на достижение заданных результатов обучения [10]. ЭОК в СФУ разрабатываются и используются в учебном процессе на базе информационной обучающей системы «еКурсы» (e.sfu-kras.ru). В Сибирском федеральном университете электронные обучающие курсы разрабатываются по всем дисциплинам учебного плана. Выбранная система Moodle позволяет реализовать в ЭОК задания с использованием соответствующих элементов курса: форум, чат, тест, семинар, лекция, задание, Wiki.

Электронные обучающие курсы создают условия, когда различные среды дополняют друг друга, а студенты получают возможность творческого использования каждой из них.

ЭОК в учебном процессе вуза выполняют ряд функций, что необходимо учитывать при их проектировании:

– эффективное управление познавательной деятельностью обучаемых при изучении дисциплин учебного плана;

– стимулирование познавательной деятельности студентов;

– обеспечение рационального сочетания различных видов представления материала (текста, графики, аудио, видео, анимации);

– использование смешанной модели обучения в соответствии с целями занятия, уровнем подготовки студентов, спецификой дисциплины и особенностями изучаемого материала;

– обеспечение организации вебинаров, дискуссий, деловых игр и других занятий на основе коммуникационных технологий.

Электронные обучающие курсы в СФУ построены на основе нелинейной схемы предъявления учебного материала. Данная схема обеспечивает работу с ЭОК на более высоком уровне, когда обучаемому в зависимости от успешности освоения той или иной темы предлагаются дополнительные информационные источники, к которым он может обратиться для углубленного изучения обозначенного вопроса. Применение нелинейной схемы при подаче учебного материала позволяет индивидуализировать учебный процесс и способствовать занятию студентом субъектной позиции, созданию комфортной среды, располагающей его свободно высказывать свое мнение. С этой целью в электронных обучающих курсах нашей кафедры применяются элементы с обратной связью, где студент самостоятельно формулирует цель изучения каждой темы, а в конце модуля подводит итог относительно их достижения. В том числе в ЭОК по некоторым дисциплинам есть задания в виде эссе, например на тему «Роль полученных знаний в моей профессиональной деятельности».

Организации процесса познавательной деятельности студентов способствует применение наглядных форм представления информации, таких как: лента времени, план-график освоения курса, графические техники, ментальные карты, инфографика, скрайбинг, аудио- и видеозаписи, презентации к лекциям. Создание ярких наглядно-образных представлений учебного материала способствует активизации познавательной деятельности студентов. В каждом элементе ЭОК (интерактивная лекция, задание и др.) применяются методы эмоциональной поддержки: комментарии к ответам («Молодец!», «Так держать!», «Попробуй еще» и др.); награждение значками за прохождение модуля. Познавательную активность стимулируют игровые методы.

В ЭОК содержатся задания, созданные на платформе learningapps.org и внедренные с помощью пакетов SCORM: кроссворды, задания найти пару, классифицировать понятия, заполнить пропуски, викторины с выбором правильного ответа и другие. С помощью linoit.com создана визуальная доска со стикерами, на которых студенты пишут свои ответы и прикрепляют дополнительно ссылки на какие-либо ресурсы, документы, видео. Для групповой работы используются средства совместной работы Googlе.

Непосредственно в аудитории преподавателем проводятся беседа и опросы для корректировки знаний и заполнения пробелов в понимании учебного материала, дополнения знаний более сложного уровня, выполнение лабораторных работ при консультационной поддержке преподавателя, защита докладов, обсуждение проблемных ситуаций в форумах, выполнение практических заданий индивидуально и в группах (парах), оформление и обсуждение Wiki-страничек.

При организации работы с ЭОК необходимо учитывать, что содержание учебного материала должно иметь логически целостный характер (постановка проблемы, отдельный логически завершенный вопрос темы или целиком вся тема, разбор решения задачи). При организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что объем учебной информации определяется продолжительностью допустимой непрерывной работы за компьютером. Студент может использовать это время в соответствии с наиболее приемлемым для него стилем изучения материала, но можно распределить время и по аналогии с привычным занятием. Например, в самом начале отвести 5–10 минут повторению, необходимому для понимания новой темы ранее изученного материала, около 20–30 минут – работе с новым материалом (включая использование демонстрационных и моделирующих программ, разбор решений задач и т.п.), оставшиеся 5–10 минут – текущему контролю за качеством усвоения пройденного материала (тесту, решению задач). Студент, работающий в ЭОК дома за компьютером, в психологически комфортной обстановке, не боится высказывать свое мнение, может потратить на обдумывание и формулирование ответа необходимое ему время, которого обычно в условиях занятия в аудитории у него нет. Каждое задание курса помогает глубже понять изучаемую дисциплину, а система тестов и вопросов позволяет закрепить полученные знания и перейти к следующим темам. Всегда можно вернуться к предыдущему учебному материалу, чтобы повторить его в любое время. ЭОК предполагает возможность оценивания преподавателем деятельности студентов и взаимооценивания студентами усвоения изученного, рецензирования работ одногруппников, что повышает уровень мотивации к выполнению заданий, формирует умение оценивать работы по представленным критериям, способствует самообразованию и глубокому пониманию материала.

При подготовке к практическим занятиям и в ходе выполнения самостоятельных работ студенты изучают основную и дополнительную литературу, материалы лекций, а составляя конспект – ведут поиск информации с использованием открытых источников и готовят доклады; работают с интерактивными лекциями; проходят тестирование с целью проверки уровня усвоения учебного материала. В соответствии с личностно ориентированной направленностью обучения применение ЭОК дает студентам возможность выбирать задания разного уровня сложности, что способствует формированию субъектной позиции. ЭОК позволяет фиксировать активность студентов при выполнении заданий. Для обеспечения связи студентов и преподавателя, управления деятельностью студентов используется система форумов.

Заключение. Применение информационных технологий и ЭОК в учебном процессе связано с расширением доли самостоятельной работы обучающихся, что актуально при организации познавательной деятельности студентов в условиях информатизации общества.

Электронная среда позволяет отказаться от жесткой регламентации времени, предложить студентам гибкие графики работы с учебным материалом, что в свою очередь направлено на реализацию индивидуального подхода к организации познавательной деятельности студентов посредством ЭОК. Студенты имеют возможность получать персональные консультации по темам курсов. Вопросы можно сформулировать преподавателю письменно или пообщаться с ним посредством программы Skype, наряду с этим происходит обсуждение работы студентов в ЭОК аудиторно.

Кроме того, ЭОК, используемые при преподавании дисциплин, способствуют повышению мотивации студентов к обучению; усилению их познавательной активности; формированию у студентов компетенций корректной работы с информационными ресурсами, которые будут востребованы в их дальнейшей профессиональной деятельности. Электронная среда, обеспечивая мотивированность, осознанность и целенаправленность обучения, позволяет организовать инновационный подход к учебного процесса, дает возможность сверить полученный результат и внести в свою деятельность соответствующие коррективы, а виды и формы деятельности в электронной среде обеспечивают оперативную обратную связь при обучении и повышают эффективность преподавания дисциплин.

Таким образом, разработка и применение в процессе организации познавательной деятельности студентов электронных обучающих курсов позволяют активизировать познавательную деятельность студентов. Это объясняется интенсивным включением студентов в электронную обучающую среду, содержащую информационные, справочные и методические материалы по учебным дисциплинам.