Методическая работа в школе представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на профессиональное развитие и на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом. Целью методической работы в любой школе является совершенствование профессионализма педагогов. Понятие «профессионализм» предполагает как психолого-педагогические, методические, предметные, дидактические знания и умения, так и личностный потенциал педагога, включая совокупность его убеждений, установок и профессиональных ценностей [1]. В статье рассматриваются неблагоприятные социальные условия функционирования школы, с которыми связаны особенности методической работы в данных школах, охарактеризованы условия, при которых методическая работа будет результативной. Сравнительные данные об уровне профессиональной компетентности педагогов стали индикатором результативности методической работы за 3 года. Оценка результативности методической работы осуществляется с помощью таких инструментов, как анализ документов, анализ продуктов деятельности педагогов (публикаций, электронных образовательных ресурсов, методических материалов) и опросные методы (беседа, анкетирование). Полученные данные после переработки и трансформации могут быть использованы педагогическими коллективами школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, для совершенствования методической работы в перспективе.
Цель исследования: проанализировать результативность методической работы по развитию профессионализма педагогического коллектива школы, функционирующей в неблагоприятных социальных условиях.
Материал и методы исследования
Исследование проведено на материалах по итогам методической работы МБОУ «Школа № 32» Полысаевского городского округа за 3 года.
В качестве методов исследования выбраны теоретический анализ литературы, изучение и анализ документов; систематизация; анализ; эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование.
Результаты исследования и их обсуждение
Цель и задачи методической работы школы, функционирующей в неблагоприятных социальных условиях, должны быть актуализированы в соответствии с положениями государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 [2]. Методическая работа в школах Кемеровской области, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, реализуется с учетом регионального плана мероприятий «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях», утвержденного приказом Департамента образования и науки Кемеровской области от 29.12.2017 г. № 2434 [3].
Для школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, которые располагаются в городском округе, характерны такие особенности, как:
- низкий социально-экономический статус семей обучающихся (сказывается на самоустранении семей от воспитания детей и повышении безнадзорности, проявлений поведенческих проблем обучающихся);
- ограничение кадровых ресурсов (обусловлено старением педагогических кадров и недостаточной заинтересованностью в работе молодых специалистов, высоким риском текучести кадров);
- низкий уровень учебной мотивации обучающихся (следствием чего является их низкая академическая успеваемость).
Перечисленные особенности по отдельности встречаются в любой школе, однако в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, они проявляются в комплексе, что определяет особую потребность педагогических коллективов данных школ в методической поддержке [4]. Отметим, что педагогические коллективы данных школ не могут изменить такие социальные условия, как социально-экономический статус семей обучающихся. Однако усилия педагогических коллективов должны быть направлены на преодоление профессиональных затруднений педагогов, связанных со спецификой социальных условий, и на рациональное использование имеющихся ресурсов методической работы для профессионального развития.
Так, например, анализ анкетирования педагогов данной школы показал доминирующие профессиональные затруднения педагогов:
- в работе с обучающимися, имеющими проблемы в поведении и обучении;
- в процессе формирования у обучающихся умения учиться самостоятельно;
- в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся;
- во взаимодействии с семьями обучающихся;
- в использовании новых образовательных технологий.
На основании выявленных профессиональных затруднений педагогического коллектива школы были определены требующие усиления направления методической работы:
- информационно-методическое (обеспечение педагогов необходимой информацией по вопросам организации работы с обучающимися, имеющими проблемы в поведении и обучении, посредством разнообразной методической продукции – методических рекомендаций, памяток, инструкций и т.д.);
- организационно-методическое (обогащение методического арсенала педагогов средствами организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся, формирование у них умения учиться самостоятельно, взаимодействие с семьями обучающихся через комплекс методических мероприятий – семинаров, круглых столов, мастер-классов и т.д.);
- консультативно-методическое (оказание помощи в устранении конкретных профессиональных затруднений методического характера отдельных педагогов, в том числе по вопросам повышения познавательной активности обучающихся и их учебной мотивации).
Рассмотрим условия, при которых, с нашей точки зрения, методическая работа будет результативной по степени значимости для школы, функционирующей в неблагоприятных социальных условиях.
- Использование данных об образовательных результатах обучающихся и сведений о деятельности каждого педагога. Педагогический коллектив регулярно организует обсуждение результатов всероссийских проверочных работ, итогов промежуточной аттестации и сравнивает качество преподавания учебных предметов. В частности, в методической работе данные об образовательных результатах обучающихся используются для выявления вопросов, которые вызывают трудности у обучающихся, что позволяет организовать соответствующую работу с педагогами. Затем для повышения образовательных результатов обучающихся педагоги делятся на открытых уроках с коллегами приемами использования заданий всероссийских проверочных работ. Регулярное отслеживание результатов деятельности каждого педагога как на уровне методических объединений, так и педагогического коллектива в целом позволяет оказывать адресную методическую помощь педагогам.
- Содействие взаимообучению и взаимному информационному обмену между педагогами [5]. В педагогическом коллективе поддерживаются традиции методической работы, которые способствуют стабилизации кадрового состава. Так, в школе ежегодно в рамках практической части тематических педагогических советов проводятся серии открытых уроков (в 2018 г. в практической части педагогического совета «Пути повышения качества образования» открытые уроки провели 9 педагогов из 15). Личный пример руководителя и заместителей руководителя способствует серьезному отношению педагогов к выполнению технических заданий в процессе освоения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации. Обсуждение выполненных технических заданий на различных школьных методических мероприятиях способствует оперативному внедрению в практическую деятельность через взаимообучение полученных знаний, умений и навыков по профилактике неуспеваемости, повышению учебной мотивации и взаимодействию с семьями обучающихся.
- Соответствие выбранных форм методической работы кадровому составу школы и запросам педагогов. В зависимости от кадрового состава и запросов педагогов в практику методической работы школы могут быть включены постоянно действующие семинары, проблемно-ориентированные семинары, семинары-практикумы, психолого-методические семинары, методические недели, семинары с приглашением научных сотрудников, круглые столы, дискуссии, мастер-классы, а также работа педагогического коллектива над единой методической темой и самообразование. Запросы педагогов могут быть определены с помощью специально разработанных педагогическим коллективом диагностических карт профессионального роста, которые заполняются учителями по результатам четвертей. Карты профессионального роста позволяют педагогам рационально выбрать необходимые формы работы и обеспечивают адресность методической работы в соответствии с профессиональными затруднениями. Полученные материалы помогают администрации школы осуществлять анализ деятельности педагогов, совершенствовать систему их стимулирования в соответствии с результатами работы, организовать процесс профессионального развития педагогов на индивидуальной и дифференцированной основе через сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм методической работы.
- Рациональное использование возможностей организаций дополнительного профессионального образования (муниципальной методической службы, регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования) [6]. Педагогический коллектив школы принимает активное участие в городских методических неделях, интерактивных практикумах и командных марафонах по вопросам профилактики эмоционального выгорания педагогов и повышения их мотивации к профессиональному развитию. Постоянно действующие и проблемно-ориентированные семинары на региональном уровне способствовали не только активному освоению педагогами современных образовательных технологий, но и повышению сплоченности педагогического коллектива при выполнении коллективных практических заданий. Активное участие педагогов в специально организованных методических мероприятиях на разных уровнях позволяет им скорректировать свою деятельность и преодолеть значительную часть профессиональных затруднений, оказывающих негативное влияние на результат работы педагогического коллектива школы в целом.
- Внедрение в систему методической работы информационно-коммуникационных технологий и интернет-ресурсов. Практика показывает высокую результативность участия педагогов в деятельности интернет-сообществ, педагогических советов в интерактивной форме, онлайн-консультациях, внеурочных занятиях и внеклассных мероприятиях в рамках видеоконференцсвязи, интернет-форумов и вебинаров. Демонстрируемый опыт профессиональной деятельности коллег перерабатывается и внедряется в практику педагогами школы. Педагоги школы после обсуждения рекомендуют лучшие методические материалы к размещению в региональном депозитарии электронных образовательных ресурсов и/или региональном сетевом профессиональном сообществе педагогических коллективов школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
- Методическая поддержка молодых педагогов. В системе методической работы школы, функционирующей в неблагоприятных социальных условиях, следует предусмотреть методические мероприятия, способствующие профессиональному становлению молодых специалистов, так как именно в данных школах высок риск оттока молодых педагогов, их закрепление на рабочем месте сопряжено с трудностями в работе с контингентом обучающихся и их семьями. Методическая поддержка может быть организована не только для вступающих в профессиональную деятельность молодых педагогов, но и для педагогов, приступающих к работе после длительного перерыва (например, вышедших из декретного отпуска). При подготовке и проведении методических мероприятий для молодых педагогов следует ориентироваться прежде всего на совершенствование методики преподавания предмета, освоение современных образовательных технологий и отработку навыков работы со школьной документацией. В рамках Школы молодого учителя могут быть организованы индивидуальные консультации. Методическая работа с молодыми специалистами помогает им получить квалификационную категорию и результативно принимать участие в профессиональных конкурсах. Все перечисленное способствует закреплению молодых педагогов в школе.
Все рассмотренные условия способствовали повышению результативности методической работы в школе, функционирующей в неблагоприятных социальных условиях. За 2017–2019 гг. в школе повысился уровень профессионализма педагогов:
- 94% педагогических работников имеют высшее образование (был – 71%);
- 45% (ранее было 18 человек, 36%,) педагогов имеют высшую и 45% – первую квалификационные категории;
- 63% педагогов школы – активные участники процедуры областной сертификации, а 30% успешно прошли ее.
Одна из важнейших задач методической работы – обобщение передового педагогического опыта, что выступает действенным способом морального поощрения педагога и самовыражения методического мастерства учителей в направлениях, важных для общих целей школы. Педагогический коллектив проявляет достаточно высокую публикационную активность (более 50 публикаций).
Заключение
Результативность методической работы является индикатором развития профессионализма педагогического коллектива школы, функционирующей в неблагоприятных социальных условиях. Результативность методической работы обеспечивается посредством использования данных об образовательных результатах обучающихся и сведений о деятельности каждого педагога; адекватного выбора форм методической работы; рационального использования возможностей организаций дополнительного профессионального образования; внедрения в методическую работу информационно-коммуникационных технологий и интернет-ресурсов; содействия взаимообучению и взаимному информационному обмену между педагогами; организации методической поддержки молодых педагогов.
В школе, функционирующей в неблагоприятных социальных условиях, усиления требуют направления методической работы:
- по развитию профессионализма педагогов в работе с обучающимися, имеющими проблемы в поведении и обучении;
- по совершенствованию навыков педагогов формирования у обучающихся умения учиться самостоятельно;
- по повышению готовности педагогов к организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся;
- по развитию способности педагогов взаимодействовать с семьями обучающихся;
- по овладению педагогами новыми образовательными технологиями.
Вполне очевидно, что основные отличия в организации методической работы в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, связаны с ее содержательным наполнением.