Современное развитие информационно-коммуникационных технологий оказало значительное влияние на формирование педагогического процесса в вузе. Педагогический процесс медицинского вуза имеет особую специфику. Применение активных форм обучения в преподавании медицинских дисциплин обусловлено тем, что студенты должны не только получить определенные знания, но и уметь применять их в конкретной практической ситуации [1]. Электронные технологии – это прежде всего активные формы обучения, которые сегодня широко внедряются в процесс обучения. Большое значение в активизации процессов обучения имеет комплексное и целенаправленное использование технических средств, однако главное в учебном процессе – активность студента, желание стать профессионалом. Активные методы охватывают все виды аудиторных занятий со студентами [2].
Цель: обобщение опыта использования современных интерактивных методов преподавания в Курском государственном медицинском университете для формирования у обучающихся профессиональной компетенции, с помощью которой возможно достичь более высокого уровня учебного процесса.
Задачи: подготовка современных специалистов, способных квалифицированно применять знания в условиях практической деятельности.
Материал и методы исследования. В ходе исследовательской работы использовались теоретические и эмпирические методы, т.е. анализ и синтез содержания научных источников, соответствующих теме и проблематике исследования, методы графического представления информации, а также анализ эффективности аудиторных и внеаудиторных интерактивных форм обучения, применяемых в процессе обучения студентов Курского государственного медицинского университета.
Результаты исследования и их обсуждение. Современная тенденция в стратегии профессионального образования – прежде всего широкое внедрение в учебный процесс активных форм обучения, которые охватывают все виды аудиторных и внеаудиторных занятий со студентами [3]. Смысловая нагрузка современной педагогической подготовки направлена главным образом на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности [4].
В классическом варианте обучения в ходе лекций, практических и семинарских занятий основным действующим лицом являлся преподаватель, который строит ход изучения темы, т.е. тему занятия. Обучающийся – пассивный слушатель. Для мониторинга уровня знаний при классической форме обучения использовались такие оценочные средства, как теоретический опрос, тестирование, решение ситуационных задач, индивидуальное задание. У педагога были временные ограничения, т.е. за определенное время рассмотреть как можно больший объем учебного материала. В настоящее время задачей высшей школы является не просто подготовка специалиста, а высококвалифицированного профессионала, способного принимать решения быстро и адекватно в нестандартной ситуации, совмещающего практическую деятельность с исследовательской работой. Максимальное выполнение поставленной цели требует решения задач с внедрением современных новейших форм обучения в медицинском вузе. Перспективной задачей вуза является развитие и внедрение высоких технологий в научную, педагогическую и клиническую деятельность на всех этапах профессионального образования врачей [5].
Современные электронные методы обучения в медицинском вузе позволяют повысить качество образования, так как применение активных видов обучения, новейших образовательных технологий повышает активность и самостоятельность обучаемого при изучении материала. Интерактивное взаимодействие способствует личностно ориентированному подходу в образовании, предполагая самообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и преподаватель, и обучаемый являются субъектами учебного процесса [6]. В процесс обучения включаются разного рода электронные технологии. Сегодня занятие в медицинском вузе строится следующим образом: наряду с академической базовой формой применяются интерактивные варианты подачи знаний, такие как электронные справочники, электронные словари, электронные библиотеки. Как профессорско-преподавательский состав, так и обучающиеся используют различные поисковые системы в подготовке к занятиям. В процессе актуализации изучаемого материала применяются следующие интерактивные технологии: электронные презентации, онлайн-журналы, интернет-ресурсы по акушерству и гинекологии, акушерско-гинекологические веб-сайты. Широкое использование в педагогическом процессе электронных образовательных ресурсов является важным сегментом медицинского вуза. Например, видео- и аудиоматериалы, мультимедийные технологии позволяют ярче отразить содержание разделов изучаемого материала. Глубокое изучение тематического материала в медицинском вузе диктует необходимость применения современных электронных технологий, позволяющих предоставить обучающимся полный и свободный контакт с обширными объемами справочных данных, мониторирование изменений содержания материала в соответствии с новыми научными достижениями мирового масштаба. Система общего и профессионального образования, несмотря на ярко выраженную потребность в более широком внедрении высоких образовательных технологий, сама по себе является катализатором процесса информатизации общества, инструментом формирования информационной культуры человека, подготовки профессионалов новой формации [7]. По результату социологического опроса 78% профессорско-преподавательского состава, говоря о важности и актуальности использования современных электронных технологий, считают базовую академическую форму обучения в медицинском университете главнейшей.
Анализируя научные источники, можно сказать, что развитие инновационной деятельности – это важное направление современного мирового образования. Инновационная деятельность вуза – это внедрение новых форм и методов образовательных технологий. По данным социологического опроса (75% опрошенных) основная цель инновационных форм преподавания – это повышение уровня или качества образования, по данным 25% опрошенных – это дополнительное развитие обучающегося и обучаемого. Анализируя использование преподавательским составом КГМУ инновационных методов, можно утверждать, что существует прямая зависимость применения активных форм преподавания от возраста преподавательского состава. Так, максимальное использование инновационных методов при обучении отмечается у преподавателей в возрасте от 30 до 50 лет (78%). Педагоги в возрасте от 50 до 60 лет в 20% занятий применяют инновационные формы, в возрасте от 60 до 70 лет – лишь в 2% (диаграмма 1).
По мнению социального опроса, современный вуз – это постоянное использование интерактивных форм обучения. Так, в Курском государственном медицинском университете сегодня в 100% используются инновационные методы обучения.
Диаграмма 1. Использование инновационных методов обучения КГМУ
Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса рассматривается как возможное средство интенсификации и обогащения образовательного процесса в рамках реализации ФГОС в соответствии с запросами отдельной личности и возможностями образовательного учреждения [8–10].
Кафедра акушерства и гинекологии последипломного образования Курского медицинского университета также внедрила интерактивные технологии в образовательный процесс. В частности, в преподавании дисциплин акушерско-гинекологического профиля в рамках аудиторных занятий акцент делается на использовании таких вариантов интерактивных форм, как лекция-конференция, круглый стол, анализ конкретных ситуаций. Участие в лекции-конференции позволяет обучающимся не только изучить материал темы, но и приобрести такие навыки, как работа в команде, умение отстаивать собственную точку зрения с применением аргументов, а также анализировать мнения коллег. Для подготовки используются такие технологии, как презентация, электронные учебники, рассылка по электронной почте вопросов и необходимых источников для подготовки, форум, тестирование [11–13]. Высокоэффективная связь преподавателя и обучаемого в педагогическом процессе не только повышает уровень организации учебного процесса, но и в большей степени формирует коммуникативные компетенции обучающихся.
Диаграмма 2. Варианты информационных технологий в учебном процессе КГМУ
Электронные технологии, используемые при дистанционном обучении, делятся на три большие категории: неинтерактивные (печатные материалы или бумажные носители, аудио-, видеоносители), средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа), видеоконференции – развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям [14]. В период с 2016 г. по 2018 г. в преподавательской деятельности широко используются презентации, тестирование, увеличился процент организации форумов и телеконференций (диаграмма 2). Существует несколько форм занятий дистанционного обучения через компьютерные телекоммуникации: веб-занятия (веб-форумы, дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы); чат-занятия (применение чат-технологий); телеконференции (использование электронной почты) [15].
В медицинском вузе дистанционное обучение обрело все более широкое применение. Так, на кафедре акушерства и гинекологии ФПО практикуется изучение части лекционного материала, а то и целого курса в виде дистанционного обучения. Такая форма стимулирует самостоятельную работу студентов, формирует навыки самообразования, развивает мобильность и ответственность, которые необходимы современным специалистам. Электронные технологии повышают творческий потенциал студента. Дистанционное обучение – это возможность сделать процесс обучения более ярким и динамичным, оно позволяет формировать более глубокие знания. Данный вид обучения способствует созданию единого информационно-образовательного пространства через интернет-технологии, прямой и обратной связи преподавателя и обучаемого. Дистанционное обучение в медицинском университете является частью очного образования и относится к виду самостоятельной работы обучающихся.
В Курском государственном медицинском университете стало традиционным использовать тестовый компьютерный контроль, который позволяет в доступной форме дать скрининговую оценку знаний обучающихся. Для определения усвояемости изучаемого материала на практических занятиях кафедры предлагается тестирование для определения исходного уровня знаний по данной теме и в конце изучения. Результаты говорят сами за себя – применение интерактивных форм обучения повышает качество и успеваемость обучающихся, что отражается в рейтингах студента.
Диаграмма 3. Уровень исходных и конечных знаний обучающихся КГМУ
В настоящее время имеются активные формы занятия дистанционного обучения, такие как веб-конференции, чат-занятия, внедрение которых в учебный процесс пока менее востребовано.
Характерная черта современного образования – это индивидуальный подход к обучению, мотивации, активности, самостоятельности обучающегося. Особенностями современного медицинского образования являются увеличение процента самостоятельной работы в процессе обучения, широкое использование интерактивных форм обучения. Одной из форм самостоятельной работы медицинского вуза может быть симуляционное обучение – важный сегмент обучения в медицинском вузе. Данный вариант преподавания максимально приближен к реальным практическим ситуациям, необходим для углубленного применения теоретических знаний студентов на практике. Применение наряду с традиционной формой обучения указанных интерактивных методов способствует совершенствованию профессионального уровня на основе постоянного расширения числа клинических ситуаций, развивает логическое и образное мышление.
В дополнение к теоретическим и практическим вопросам, которые находятся в открытом доступе на сайте кафедры акушерства и гинекологии ФПО, существует база тестовых и ситуационных задач по различным разделам медицины в КГМУ, которые решаются после углубленного изучения теоретического материала. Важность решения ситуационных задач заключается в том, что обучающиеся имеют возможность на основании базы теоретических знаний самостоятельно использовать их в практической ситуации. Решение задач по ходу практических занятий дает возможность развивать коммуникативную составляющую образования, так как позволяет обучающемуся в процессе решения отстоять свою точку зрения, предложить свою тактическую и терапевтическую схему, а преподаватель регулирует ход диалога и комментарии коллег. Используемые преподавателями кафедры акушерства и гинекологии ФПО КГМУ при изложении материала электронные технологии придают образовательному процессу более яркую, динамичную окраску, что усиливает интерес обучающихся к изучению предмета. Современные электронно-образовательные технологии являются одним из востребованных методов при подготовке высококвалифицированных кадров в сфере медицины, способных свободно владеть различными способами коммуникации.
Интерактивные методы в процессе обучения студентов являются серьезным вызовом традиционной форме образования. Полная замена традиционного обучения на электронные методы в медицинском университете невозможна, поскольку внедрение интерактивных методов позволяет всего лишь повысить уровень компетентности современного специалиста, создает расширенные возможности для доступа к научно-практическим достижениям мирового уровня, способствует личностному развитию, повышению профессиональной квалификации. Следовательно, главнейшая задача медицинского вуза – обучение специальности в операционных, родильных залах, палатах, т.е. прямой контакт с пациентом. Информационные технологии необходимы для укрепления связи и взаимодействия преподавателя и обучающегося.
Выводы. Современный метод преподавания в Курском государственном медицинском университете с использованием информационных технологий свидетельствует об эффективности, необходимости и огромной перспективе применения в процессе обучения электронных технологий. По мере развития информационно-коммуникационных технологий возрастает число сторонников внедрения в процесс обучения электронных методов. Интерактивные методы обучения в Курском государственном медицинском университете позволяют повысить качество образования, так как их применение увеличивает процент самостоятельной работы студентов при освоении материала. Мировая компьютеризация, развитие интерактивных технологий и масштабное их применение в образовательном процессе содержат огромный потенциал для формирования нового выпускника медицинского университета высокого профессионального уровня, способного использовать в своей практической деятельности современные электронные технологии.