Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE MAIN RESULTS OF THE PEDAGOGICAL EXPERIMENT ON THE FORMATION OF COPING BEHAVIOR OF CADETS OF MILITARY SCHOOLS

Tukacheva T.P. 1
1 Perm Military Institute of the National Forces of the Russian Federation Guard
The modernization of the Russian education system, the reform of society and the difficult situation in the army require the training of highly qualified personnel for the national guard troops. Based on this, there is a need to create conditions in military educational organizations for a comprehensive and harmonious development of the personality of future officers, aimed at the implementation of educational programs that ensure the preservation of physical and psychological health of cadets. Organization, study and pedagogical experiment results are described in the article. During the experiment estimation of efficiency of developed system of pedagogical support of cadets’ coping-behavior. The developed system is designed in accordance with structural and functional model. The formation of cadets’ coping-behavior is realized under the system model of pedagogical support. This system model relies on the basic postulates of systematic, activity-based and target-oriented approaches. The research is conducted as a part of work on the formation of cadets’ coping-behavior and helps estimate theoretical and practical significance of obtained results. The problem of research needs further study in several areas: forecasting of future offices’ coping-behavior stability, special training of teaching and managerial staff in terms of cadets’ pedagogical support in order to form their coping-behavior, search and implementation of new technologies of work with cadets, oriented to the coping-behavior development.
coping behavior
stress resistance
pedagogical support
methodological approaches
cadet
pedagogical experiment.

На современном этапе развития войск национальной гвардии РФ все больше  актуализируется проблема подготовки высококвалифицированных специалистов, готовых к качественному и своевременному выполнению служебно-боевых задач. Такие качества офицера, как способность противостоять стрессу, выходить из конфликтных ситуаций, управлять собственными эмоциями  и оценивать эмоциональное состояние другого, необходимы для становления личности курсанта в системе военно-профессионального образования. Курсант, находясь под влиянием  разного рода  стрессовых факторов, связанных с новыми бытовыми условиями, регламентом служебного и личного времени, требованиями среды и др., должен определить правильную и адекватную данным требованиям траекторию поведения. Исходя из вышеизложенного, проблема формирования копинг-поведения будущих офицеров является актуальной, многоаспектной и требует поиска современных путей ее разрешения.

Значимость исследования выражается в том, что:

– предъявляются новые требования к качеству и уровню подготовки военных специалистов, способных к действиям в любых условиях обстановки;

– возрастает необходимость в разработке психолого-педагогических оснований для  построения системы педагогического сопровождения формирования копинг-поведения курсантов военных вузов;

– существует потребность в разработке программ педагогического сопровождения будущих офицеров, методических рекомендаций, направленных на формирование копинг-поведения.

Анализ теоретических и прикладных исследований в области социологии, педагогики, психологии, а также изучение реального состояния процесса формирования копинг-поведения курсантов военных вузов позволили определить проблему исследования, которая состоит в необходимости научного обоснования и экспериментального поиска путей формирования копинг-поведения курсантов военных вузов, разработки системы педагогического сопровождения, позволяющей повысить эффективность данного процесса.

Теоретико-методологическая основа исследования представлена идеями, изложенными  в теориях системного, деятельностного и программно-целевого подходов к образовательному процессу; методологическими позициями авторов, посвященными исследованиям проблем тьюторского сопровождения, педагогической поддержки и педагогической деятельности; современными исследованиями, посвященными теоретическому обоснованию и содержательному наполнению системы педагогического сопровождения формирования копинг-поведения, а также педагогическому моделированию, педагогическому взаимодействию с военнослужащими, педагогическому стимулированию и др.

Следуя нашим исследовательским позициям, педагогическое сопровождение формирования копинг-поведения – это система профессиональной деятельности педагога, направленная на создание условий эффективного овладения курсантами действиями, способствующими преодолению стресса. Проанализировав множество работ, посвященных технологизации образовательного процесса, процессу формирования копинг-поведения у разного контингента, мы пришли к выводу, что существует необходимость в структурировании информации и ее схематической подаче в виде структурно-функциональной модели, в которой структурные компоненты раскрывают внутреннюю организацию работы по формированию копинг-поведения курсантов и находятся в тесном взаимодействии, обеспечивая эффективность их военно-профессиональной деятельности. В контексте нашего исследования структурно-функциональная модель, в соответствии с которой была выстроена система педагогического сопровождения формирования копинг-поведения курсантов, включала следующие компоненты: организационно-методический, мотивационно-стимулирующий, диагностико-корректирующий, каждый из которых выполнял определенную функцию, но был направлен на достижение единого образовательного эффекта и достижение поставленных целей.

Организационно-методический компонент был направлен на интеграцию методов и организационных процедур, способствующих эффективному педагогическому сопровождению формирования копинг-поведения курсантов.

Мотивационно-стимулирующий компонент был связан с реализацией определенных педагогических направлений деятельности, способствующих формированию копинг-поведения будущих офицеров.

Диагностико-корректирующий компонент был направлен на диагностику начального, промежуточного и итогового уровней развития копинг-поведения курсантов, зафиксированных в ходе реализации  системы педагогического сопровождения и позволяющих  провести оценку ее эффективности.

Представленная в исследовании модель обладает устойчивыми внутренними и внешними связями, композиционной целостностью, логикой изложения содержания, свойствами устойчивости, централизованности и интегративности; а также выстраивается с учетом принципов практической направленности, единства коллективной и индивидуальной работы с курсантами, психолого-педагогической фасилитации.

Целью работы явилось проведение педагогического эксперимента, направленного на выявление эффективности разработанной в соответствии с моделью и апробированной системы педагогического сопровождения формирования копинг-поведения курсантов военных вузов.

Экспериментальная часть исследования  была проведена в несколько этапов на базе Пермского  военного института войск национальной гвардии и Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. Выборка составляла 155 курсантов и 32 преподавателя.

В целях практического подтверждения эффективности разработанной в соответствии с моделью системы педагогического сопровождения формирования копинг-поведения будущих офицеров опытно-экспериментальное исследование было  направлено на решение следующих задач:

– разработку основных параметральных характеристик (показателей, критериев оценки, уровней) копинг-поведения курсантов;

– осуществление подбора и модификации диагностического инструментария по выявлению уровня сформированности копинг-поведения курсантов;

– осуществление апробации в соответствии с моделью программы педагогического сопровождения формирования копинг-поведения будущих офицеров;

– выявление динамики в развитии копинг-поведения курсантов и при необходимости внесение коррективов в программу педагогического сопровождения.

Педагогический эксперимент проводился в соответствии с основными этапами, каждый из которых  был ориентирован на специфическую цель и решал определенные задачи педагогического эксперимента [1-3]:

– констатирующий этап, основной задачей которого являлось обоснование диагностического инструментария и методов исследования, проведение начальной диагностики уровня сформированности копинг-поведения курсантов военных вузов. Результаты констатирующего этапа позволили определить направления дальнейшей опытно-экспериментальной работы и задать ориентиры для реализации следующего (формирующего) этапа;

– формирующий этап был направлен на внедрение системы педагогического сопровождения формирования копинг-поведения курсантов военных вузов и на решение следующих задач: апробация в соответствии с моделью системы педагогического сопровождения формирования копинг-поведения; контроль за соблюдением экспериментальных условий; осуществление промежуточной диагностики уровня сформированности копинг-поведения в двух группах;

– контрольный этап включал в себя изучение достигнутого уровня копинг-поведения курсантов; сравнение результатов, полученных в двух группах; анализ экспериментальной работы по внедрению системы педагогического сопровождения формирования копинг-поведения курсантов в образовательный процесс военного вуза.

Материал и методы исследования. В рамках проведения опытно-экспериментальной работы был применен комплекс диагностических методов, позволяющий объективно оценить актуальный уровень копинг-поведения будущих офицеров и включающий взаимодополняющие методы психологического тестирования, беседы, педагогического наблюдения, экспертных оценок.

Психологическое тестирование как метод диагностики направлен на выявление  изучаемых характеристик, проводится в строго контролируемых условиях, обладает точностью, простотой, доступностью и возможностью автоматизации [4]. С помощью тестирования измерялся уровень развития индивидных, личностных и субъектно-деятельностных характеристик личности курсанта, а также свойств и качеств психики. Проводил тестирование психолог воинской части в рамках морально-психологической подготовки курсантов. Результаты, полученные в ходе процедуры тестирования, интерпретировались психологом совместно с командиром подразделения. В рамках нашего исследования актуальным было тестирование по следующим методикам: копинг-тест Р. Лазаруса [5], тест на конфликтоустойчивость Н.П. Фетискина [6], тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена, Г. Виллиансона [7].

Беседа как метод педагогического эксперимента представляет собой сбор фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе [1]. Данный метод применялся в целях более полного изучения личности курсанта, его жизни до поступления в военный вуз, домашней обстановки, его родителей, товарищей, интересов и в сочетании с другими методами исследования для получения дополнительных данных (подтверждения, уточнения того, что было выявлено). Требованиями к проведению беседы являлись установление доверительных отношений, проявление понимания и сдержанности, контроль эмоциональных реакций, внимание к точке зрения собеседника, педагогический такт и избегание поучительного тона [8].

Ценность метода педагогического наблюдения для нашего исследования состояла в том, что он позволил собрать информацию, недоступную для получения другими методами. Исследователю здесь открываются более значимые для коллективной деятельности процессы и явления. Поскольку при длительном наблюдении члены изучаемого коллектива успевают привыкнуть к исследователю, они возвращаются к своим привычным действиям и поведению, к своим обычным правилам и нормам, словом, к тому, что им свойственно в естественных условиях. Исследователь постепенно начинает постигать более глубинные процессы коллективной жизни: проникать внутрь взаимоотношений, «высвечивать» закономерности и противоречия, которые внешне не видны, и т.д. [9].

Метод экспертных оценок в рамках опытно-экспериментальной части исследования использовался для анализа и диагностики изучаемого феномена, прогнозирования вариантов его развития в военно-профессиональной деятельности курсантов при наличии грамотного педагогического сопровождения и специально подобранных технологий, средств, программ, форм взаимодействия, развитие которых полностью или частично не поддается предметному описанию или математической формализации. Экспертный подход в военных вузах направлен на решение задач, не поддающихся решению обычным аналитическим способом, таких как прогнозирование развития изучаемого процесса; поиск возможных путей разрешения выявленных проблем и т.д. [10].

В целях более полного погружения в изучение проблемы копинг-поведения курсантов в работе представлены и описаны уровни сформированности копинг-поведения курсантов военных вузов: высокий, выше среднего, средний и низкий.

Курсантам с высоким уровнем свойственно уверенное владением конструктивными способами совладания со стрессом, умение разрешать конфликтные ситуации, помехоустойчивость, продуктивное регулирование собственных эмоций, умение оценивать и прогнозировать ситуацию с выработкой конструктивного копинга, способность брать на себя ответственность и с оптимизмом подходить к решению поставленных задач. Уровень выше среднего представлен уверенным владением основными конструктивными способами совладания со стрессом, умением вне зависимости от сложности ситуации разрешать конфликты, направленностью эмоций на решение проблемы, умением вырабатывать индивидуальные способы конструктивного копинга, способностью принимать и разделять ответственность. Для  среднего уровня характерно проявление в большинстве случаев уверенности в своем поведении в стрессовой ситуации, стремление к взаимодействию в конфликтных ситуациях, иногда  проявляющееся избегание принятия решения в сложной ситуации, склонность к выбору конструктивных копинг-стратегий в решении проблем (положительная переоценка, самоконтроль, поиск социальной поддержки), стремление регулировать эмоциональные реакции. Низкий уровень свойственен курсантам с эпизодическим проявлением или отсутствием уверенного совладания со стрессом, избеганием стрессовых ситуаций и дистанцированностью, трудностями в выборе конструктивных копинг-стратегий, преобладанием эмоциональной оценки ситуации, неуравновешенности и возбужденностью, склонностью к пессимистическим оценкам.

Результаты исследования и их обсуждение. Наряду с описанными выше методами диагностики сформированности копинг-поведения курсантов и в целях выявления у курсантов самооценки в развитии способов совладания со стрессом среди респондентов был проведен опрос, результаты которого показали, что курсанты в целом оценивают свою психологическую устойчивость на 7 баллов из 10, силу воли – на 8 баллов, а среди собственных эмоциональных проблем назвали вспыльчивость, частую неуравновешенность, сквернословие, приемы физической агрессии.

Таким образом, курсанты военных вузов склонны обращать внимание на свои способности совладания со стрессом и оценивают собственные ресурсы копинг-поведения на достаточно высоком уровне. Однако при этом обозначают проблемы психолого-эмоционального плана, которые являются несовместимыми с выбором конструктивных копинг-стратегий. Данный факт свидетельствует о неадекватном, завышенном оценивании себя в копинг-поведении, т.е. курсанты не до конца понимают сущность понятия «копинг», плохо осведомлены в вопросах эффективных способов конструктивного копинга.

После проведения диагностики всех испытуемых, участвующих во входном контроле, были сформированы четыре статистически равные группы для участия в эксперименте: три экспериментальные и одна контрольная. Общая численность курсантов – 104 человека.

Анализ показателей копинг-поведения на начальном этапе исследования позволил сделать вывод о преобладании низкого уровня сформированности копинг-поведения у 51,6% испытуемых, лишь у 6,5% респондентов был выявлен высокий уровень изучаемого феномена. Полученные данные убеждают в актуальности поставленного вопроса и говорят о безусловной необходимости системного педагогического сопровождения формирования копинг-поведения курсантов военного вуза.

После проведения формирующего этапа эксперимента была проведена итоговая диагностика, в результате которой было выявлено, что на низком уровне не осталось ни одного курсанта, у 8% курсантов всех экспериментальных групп отмечается средний уровень копинг-поведения, а у 92% - выше среднего и высокий уровни. Тогда как в контрольной группе у 29,6% курсантов низкий и средний уровни не изменились, уровень выше среднего отмечается у 37%, высокий уровень – у 33,4%. В связи с этим можно сделать вывод о результативности реализации системы педагогического сопровождения  формирования копинг-поведения курсантов  и педагогических условий.

С помощью методов математической статистики (φ-критерий Фишера, t-критерий Стьюдента) была выявлена положительная динамика уровня копинг-поведения курсантов военных вузов в контрольной и экспериментальных группах, однако показатели в экспериментальных группах статистически выше по сравнению с контрольной.

Выводы. Подводя итог проведенной работы, стоит сделать вывод, что у респондентов экспериментальных групп стабильно проявляется уверенное владение конструктивными способами копинг-поведения, способность к позитивному разрешению конфликтных ситуаций. Они отличаются помехоустойчивостью, продуктивным регулированием собственных эмоций в сложной обстановке, умением оценивать ситуацию, применять конструктивный копинг, проявляют ответственность, оптимизм, установку на саморазвитие. Копинг-поведение курсантов в контрольной группе характеризуется тенденциями поиска конструктивных способов совладания со стрессом с преобладанием положительной переоценки ситуации, самоконтроля, поиска социальной поддержки, стремлением к сотрудничеству и компромиссу в конфликтных ситуациях, умением оценивать ситуацию для последующего конструктивного копинга, частым проявлением ответственности и оптимизма.