Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ISSUES OF STUDENTS PRODUCTIVE COMMUNICATION SKILLS FORMATION IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION

Dudysheva E.V. 1 Solnyshkova O.V. 2
1 The Shukshin Altai State Humanities Pedagogical University
2 Novosibirsk State Architectural University (Sibstrin)
Study is presented, the purpose of which is to analyze the need for changes in the requirements for the communicative skills of university students in terms of digitalization, as well as the methods of their formation. It emphasizes the relevance of the formation of these skills in the specialized and general professional disciplines. It is proposed to use the concept of productive communication as leading to a collective, team or individual educational outcome with mandatory reflection in the digital environment, which has significance in a professional sense. The experimental part of the research is based on the analysis of the activities of the participants of student teams of the creative workshop Geo-S of NSAU (Sibstrin) for development of electronic educational resources in engineering geodesy. The article provides a comparative analysis of the results of processing the survey of graduates and current members of the creative workshop. In the difference in ratings of statements, there is a change in the social orientation of communications while studying at the university to the priority of business communication among graduates with a growing awareness of the significance of measures for the team work when studying at university. The unpredictable conclusion of the search study was the overall low ratings of events for the formation of teamwork and business communication skills. One hypothesis was the assumption of differences in the understanding of effective digital communication practices by students, lecturers, and employers. Arguments are presented to substantiate; an additional stage of research is described. Conclusion: changes in communicative practices in the digital economy will entail changes in requirements for both the skills of productive communication and the ways in which students form them, including the use of forms of blended communications.
professional education
digitalization
productive communication skills
students’ creative workshop
students’ teams

Комплексное диагностическое исследование экономики Российской Федерации, выполненное специалистами Всемирного банка с опорой на результаты многочисленных исследований и данные по разным секторам экономики, выявляет два наиболее перспективных пути развития российской экономики: повышение производительности для обеспечения диверсифицированного роста и совершенствование человеческого капитала с улучшением доступа к государственным услугам [1]. В частности, подчеркивается, что факторы, сдерживающие рост производительности на уровне предприятия, связаны с факторами, ограничивающими производительность на уровне работника: ограниченным предложением дополнительных навыков. Предприятия в России считают дефицит навыков (особенно социальных и поведенческих компетенций) одним из самых серьезных факторов, ограничивающих их развитие и рост.  Несмотря на очень высокий уровень формального образования у работников, современные качество и содержание образования не способствуют формированию квалификаций, востребованных на рынке труда. Дефицит навыков увеличивается по мере того, как учащиеся проходят через различные ступени системы образования, и еще больше нарастает, когда они выходят на рынок труда. Реализация второго направления, представленного в докладе [1], – совершенствование человеческого капитала – напрямую требует повышения качества услуг образования, здравоохранения и социальной защиты. В качестве стратегического решения для развития страны – как для обновления компетенций кадров, так и для обеспечения доступности услуг – рассматривается цифровизация экономики [2]. Учреждения высшего образования, которые, как правило, аккумулируют и центры переподготовки работников, вынуждены отвечать на прямые вызовы современной российской макроэкономической ситуации с адресантами в лице региональных экономических сообществ и органов управления. Современная модель эффективности вузов опирается на показатели востребованности выпускников в виде процента их трудоустройства. Представители организаций-«работодателей» участвуют в рецензировании и реализации основных профессиональных образовательных программ, которые в свою очередь строятся с учетом разработанных профессиональных стандартов. В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования закреплены образовательные результаты в виде универсальных компетенций. Среди них: способность «осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде», «определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения» и ряд других. Но вузам предоставляется практически полная самостоятельность в способах достижения образовательных результатов выпускников, но при этом не выявлена научно-методическая основа ни по конструктивным способам диагностики и мониторинга поведенческих компетенций, ни по способам их формирования.

Целью нашего поискового исследования является анализ необходимости изменений требований к коммуникативным навыкам студентов университетов в условиях цифровизации, а также способам их формирования.

Материал и методы исследования. Цифровизация образования является одной из стратегических задач для построения процессов цифрового общества в целом [3]. Фактически требование наполнения собственной цифровой образовательной среды становится обязательным для вузов, что связывается с большей доступностью образовательного контента и, таким образом, с повышением качества образовательных услуг. Но прежде всего в цифровой экономике происходит модернизация информационно-управленческих потоков. Поэтому связывать цифровизацию образования только с внедрением электронной формы образовательных ресурсов (электронная библиотека) и применением информационно-коммуникационных технологий для обработки управленческих данных (электронный деканат и т.п.), на наш взгляд, не совсем корректно. Больший интерес с научно-педагогической точки зрения представляют, во-первых, переосмысление существующих образовательных технологий в условиях дистанционного и смешанного обучения, во-вторых, достижение заявленных образовательных результатов – универсальных и профессиональных компетенций – в цифровой среде. Общим свойством этих двух направлений является изменение характера коммуникаций участниками: между преподавателями и студентами, между студентами в коллективной учебной и квазипрофессиональной деятельности. Поэтому обучение студентов вузов навыкам учебно-профессиональной коммуникации в цифровой среде является актуальным вопросом исследования. Так как формирование универсальных компетенций не задается жестко профилем и характером дисциплин, то поиск форм и методов обучения стоит попытаться не привязывать к определенной тематике дисциплины (например, психологии деловых отношений). Вместо этого рассмотрим формы обучения в рамках профильной или общепрофессиональной дисциплины.

В силу компетентностного подхода для получения непосредственного опыта коммуникаций нужна организация коллективной деятельности студентов. Одной из эффективных форм организации коммуникативной деятельности являются производственные практики как важная часть образовательного процесса в целом [4]. В рамках профильных дисциплин основой может служить организация совместной деятельности различных студенческих проектных команд [5].

При использовании цифровой среды коммуникации могут осуществляться в режимах онлайн или офлайн; традиционные формы, используемые в профессиональной педагогике, особенно интерактивные (семинары, деловые игры и т.п.), также должны активно применяться. Поэтому речь идет не столько о сугубо дистанционных, сколько о смешанных с традиционными формами коллективных коммуникациях (так называемом смешанном обучении), имеющих значимость не только для учебной, но и для дальнейшей профессиональной активности студентов. Мы рассмотрим условия и способы организации таких коммуникаций без привязки к конкретным образовательным технологиям, например проектному обучению. Вместо этого обязательным условием поставим формирование коллективного, командного или индивидуального образовательного результата с обязательным отображением в цифровой среде – цифрового следа, имеющего также и определенную значимость в профессиональном смысле, фактором появления которого будем считать целенаправленные смешанные (дистанционные и непосредственные) взаимодействия преподавателей и студентов. Такие учебно-профессиональные коммуникации, устойчиво приводящие к эффективному образовательному результату, будем считать продуктивными.

Опытно-экспериментальная часть исследования базируется на анализе деятельности участников студенческих команд творческой мастерской Geo-S НГАСУ (Сибстрин) [5]. Цифровым результатом в данном случае мы считаем разработку электронного образовательного ресурса по инженерной геодезии, а соответствующие коммуникации, те из них, которые привели к успешной разработке, будем считать продуктивными. В рамках поискового исследования, более широкого по отношению к тематике данной статьи, в опросе и анкетировании приняли участие 12 действующих участников мастерской и 10 выпускников Geo-S – всего 22 респондента (на момент написания статьи). Один из основных вопросов заключался в оценивании с помощью выставления рейтинга значимости тех или иных предоставляемых возможностей и мероприятий, предложенных руководителем мастерской во время коллективной работы студентов над проектами. Общее число оцениваемых рейтингом предложений составило 21  пункт. Список включал только подтвержденную руководителем мастерской деятельность, такую как: посещение профессиональных выставок и форумов, скайп-консультации, совещания координаторов как руководителей рабочих групп и другие. Каждый пункт включал перечисление набора мероприятий, схожих по направлению деятельности. Респондентам предлагалось проставить рейтинги от 1 до 21 по нисходящей значимости вариантов ответов.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате сравнительного анализа полученных рейтингов пунктов для действующих участников-студентов и выпускников (в подавляющем большинстве уже осуществляющих профессиональную деятельность) удалось выявить несколько закономерностей (таблица). Одним из выводов стал существенный дисбаланс рейтингов некоторых пунктов среди действующих участников и выпускников. В частности, выпускники после получения опыта деятельности в профессиональной сфере намного более высоко оценили организацию публикаций со студентами в профессиональных журналах (пятая позиция выпускников против двенадцатой позиции студентов) и участие в конкурсах инновационных разработок в своем университете и в других вузах (шестая позиция выпускников против пятнадцатой позиции студентов) при падении рейтинга обычных посещений студентами профессиональных выставок и форумов. Такая ситуация может быть вполне объяснима: выпускники после получения опыта деятельности в профессиональной сфере осознали значимость представления профессиональному сообществу собственных достижений, а студенты, общаясь в другой социальной среде, такого опыта пока не приобрели.

 

Сравнение рейтингов ответов на вопрос о значимости предоставляемых возможностей и мероприятий, предложенных руководителем мастерской

Варианты ответов

Вы-пуск-ники

Сту-ден-ты

Приглашение к участию в конференциях различного уровня

1

1

Предложения участвовать в семинарах с другими студенческими объединениями для обмена опытом и технологиями

8

9

Приглашение к участию в конкурсах инновационных разработок в своем университете и в других вузах

6

15

Получение различных привилегий в консультационной работе с преподавателем (скайп-консультации, дополнительные очные консультации, продление экзаменационной сессии и др.)

9

4

Составление запросов в деканаты для премирования студентов, активно работающих в мастерской, добивающихся значимых результатов как в изготовлении электронных образовательных ресурсов, так и в представлении своей продукции на научных мероприятиях

2

2

Возможность стать координатором проекта (опытному участнику мастерской), побуждение к инициативе в разработке проектов

7

6

Регулярные совещания координаторов как руководителей рабочих групп

13

17

Иерархические компоненты в работе мастерской – сначала проблема или вопрос решаются в рабочей группе проекта с координатором, затем представляются на совещание мастерской или руководителю мастерской

15

19

Встречи для обмена технологиями, приемами, знаниями, запрос помощи участников одного проекта к участникам другого проекта (например, в работе на новом программном продукте или среде)

10

18

Поддержка участников мастерской, которые претендуют на президентскую, губернаторскую или другие стипендии: обращение в деканаты и ректорат

3

5

Участие в жизни всех участников мастерской, регулярное общение в социальных сетях, помощь в решении эмоциональных проблем, моральная поддержка

18

16

Общая встреча всех участников мастерской два раза в год, включая тех, кто уже выпустился из университета, по приглашению, неформальное общение

12

8

Внутренняя презентация готового проекта в мастерской (процедура принятия проекта)

16

13

Ярмарка-презентация разработанных шаблонов электронных образовательных ресурсов внутри вуза для получения заказов от других кафедр

19

21

Организация выездов в другие города на различные мероприятия, организация культурной программы

4

3

Организация посещений различных профессиональных выставок и форумов

11

7

Приглашение на встречу членов мастерской заведующего аспирантурой для ознакомления с различными возможностями научного развития

20

20

Организация публикаций со студентами в различных профессиональных журналах

5

12

Составление характеристик для разных целей (например, для устройства на работу)

17

14

Обсуждение продуктов творческой мастерской с другими студентами потока, не являющимися участниками мастерской, для разработки электронных образовательных ресурсов, полезных изучающим инженерную геодезию

21

10

Возможность участвовать в научных исследованиях для более эффективной организации работы в студенческих мастерских

14

11

Еще одним достаточно ожидаемым результатом оказалось крайне резкое падение оценки выпускников по сравнению с ожиданиями действующих участников в заинтересованности их деятельностью по разработке электронных образовательных ресурсов другими студентами потока, изучающими инженерную геодезию. Таким образом, возможно, проявляется закономерная смена преобладания социальной направленности коммуникаций во время учебы в университете на приоритетность деловой коммуникации в проектной работе учебно-профессиональной и профессиональной направленности.

Следующим  хорошо прослеживаемым  выводом стало более высокое оценивание значимости мероприятий по формированию деловой коммуникации выпускниками в сравнении с действующими студентами мастерской, включая встречи для обмена технологиями, приемами, знаниями; запрос помощи членов одного проекта к членам другого проекта (десятая позиция в рейтинге против восемнадцатой); регулярные совещания координаторов как руководителей рабочих групп (позиции тринадцать и семнадцать соответственно); иерархические компоненты в работе мастерской (позиции пятнадцать и девятнадцать соответственно). Действительно, интервью представителей работодателей и выпускников демонстрируют недостаточность коммуникативных навыков молодых специалистов, вполне осознаваемую последними [5]. Представители работодателей явно указывают на необходимость навыков горизонтальной и вертикальной деловой коммуникации, что включает среди прочего организационные мероприятия, предлагаемые преподавателем – руководителем студенческой творческой мастерской. Но выводом нашего поискового исследования стали неожиданно низкие рейтинги перечисленных мероприятий для формирования навыков командной работы и деловой коммуникации, причем не только среди студентов, но и среди выпускников – на фоне общего высокого уровня рефлексивного оценивания значимости коллективной работы в мастерской, наличия результатов в виде разработок эффективных и востребованных электронных образовательных ресурсов, продолжения устойчивого добровольного сотрудничества в течение нескольких лет.

Одной из гипотез разрешения нами данного противоречия стало предположение назревающего различия в понимании эффективных практик социальной и профессиональной коммуникации студентами, преподавателями и работодателями при использовании средств цифровизации в учебной и профессиональной деятельности. Действительно, социологические исследования (и наблюдаемые аспекты общественной жизни) показывают, что молодежь – студенты вузов и молодые специалисты – обладают более высоким уровнем компьютерной грамотности [6], следовательно, и лучшими навыками дистанционной социальной коммуникации, чем основные поколения современного трудоспособного населения; более того, сетевые технологии с использованием мобильных цифровых устройств уже прочно вошли в практику социальных взаимодействий молодежи. Поэтому закономерный перенос части коммуникаций квазипрофессиональной и профессиональной деятельности в дистанционный цифровой формат (текстовые чаты, голосовые сообщения, хранение данных в фотоформате, отправка видео) оказывается удобным и естественным для студентов и молодых специалистов, но не всегда наблюдаемой и осознаваемой остальным сообществом частью коммуникаций (не исключая и преподавателей и руководителей профессиональных организаций).

Так, для продолжения нашего исследования оказалось необходимым провести собеседование с действующими участниками творческой мастерской по итогам разработки и представления нового электронного образовательного ресурса по инженерной геодезии. Действительно, решающим фактором в появлении ряда новых свойств цифрового продукта оказалась спонтанно организованная дистанционная «беседа» студентов в одной из социальных сетей, которая стала альтернативным дополнением к систематическим рабочим совещаниям участников мастерской.

Заключение. Заметим, что для формирования деловой коммуникации в понимании профессионального сообщества ведущими элементами остаются непосредственные – очные или дистанционные (онлайн) формы взаимодействия: общие собрания, деловые совещания, мозговые штурмы в их классическом понимании. В условиях цифровизации экономики стали выявляться новые возможности, а также не только достоинства, но и недостатки данных форм. Например, во время мозгового штурма преимущества могут чаще получать работники, склонные к экстраверсии, а идеи, которые могли бы предложить работники-интроверты, могут оказаться невысказанными и невостребованными, и т.п. Поэтому интерес представляют и «отложенные» коммуникации (например, в виде цифровых бесед в закрытых группах социальных сетей), чаще – смешанные формы коммуникации, в которых молодежь имеет достаточный опыт пусть не делового, но социального взаимодействия. Поэтому происходящие на наших глазах изменения коммуникативных практик в цифровом обществе и цифровой экономике неизбежно повлекут изменения требований как к самим навыкам продуктивной коммуникации будущих специалистов, так и к способам их формирования у студентов, включая применение форм смешанной коммуникации.

По итогам исследования планируется пересмотреть формы и методы формирования навыков продуктивной коммуникации в студенческой творческой мастерской Geo-S, объединив как существующие мероприятия, так и дистанционные формы – обсуждения вопросов разработки электронных средств обучения представителями различных студенческих команд, в частности в виде оцифровки результатов текущих совещаний с возможностью последующего дополнения.