Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE ROLE OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE FORMATION OF CIVIL IDENTITY OF TRAINERS

Gubina M.V. 1 Zabbarova M.G. 2
1 Municipal Budgetary Educational Institution for Children in Need of Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance Center for Psychological, Medical and Social Support "Rostok"
2 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanova"
The authors of the article introduce the results of studies of the level of formation of the motivational and cognitive components of students' civic identity: in their activities, students are guided by personal motives, collectivist motives occupy the second position; most students do not show interest in socially useful activities; do not actualize personal significance for the team; most students have an average and low level of knowledge about the motherland. Emphasis is placed on the fact that a significant condition for the development of students' civic identity is the use of the potential of school subjects, the involvement of students in various activities, increasing interest in the history of their homeland, their people, the formation of a conscious civic position, and public activity. An important component is the enrichment of the experience of the teacher in the framework of professional and pedagogical interaction and cooperation of the subjects of the educational process. The work aimed at the development of components of civic identity is based on the participation of all subjects of the educational process and shows positive changes, which are confirmed by intermediate studies. The conducted research allows to draw conclusions: the effectiveness of the activities of an educational organization for the formation of students' civic identity depends on precise planning and coordination in the actions of students, parents, administration, teaching staff, and a psychologist.
Motherland
citizenship
civil identity
cooperation
subject of the educational process
motivational component
cognitive component.

Одной из актуальных задач социокультурной модернизации общества является процесс формирования гражданской идентичности, который, по мнению многих ученых, представляет практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса.

Значимость данного процесса в современной системе образования отражена в следующих основополагающих документах:

- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., где указывается необходимость поддержки программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности [1];

- Федеральном государственном образовательном стандарте, где отмечается направленность его положений на обеспечение «формирования российской гражданской идентичности обучающихся» [2, с. 5];

- Федеральном законе об образовании в Российской Федерации (ст. 66), где отмечено, что «основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося, … высокой культуры межличностного и межэтнического общения…» [3, с. 76].

Данная проблема рассматривается в работах современных авторов: по мнению Н.В. Тишкова, актуальным является построение общегражданской нации на основе взаимодействия различных культур, общечеловеческих ценностей. В.П. Сергеева рассматривает подходы к формированию гражданской идентичности в образовательном процессе и данную деятельность как целенаправленный процесс становления гражданской культуры у учащихся. С.Г. Чухин предлагает варианты организации педагогического процесса формирования гражданской идентичности. Т.В. Водолажская характеризует структуру гражданской идентичности. В своих работах В.С. Сопкин указывает на недостаточность планомерной, целенаправленной работы в образовательных организациях по данному направлению [4-6].

Отметим, что сотрудничество субъектов образовательного процесса в решении проблемы формирования гражданской идентичности обучающихся рассмотрено недостаточно. В связи с этим целью статьи является знакомство с опытом работы по данному направлению.

Гражданская идентичность как понятие наиболее часто трактуется учёными как осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, которое имеет для индивида значимый смысл. Данное определение, по мнению Т.В. Водолажской, касается специфики включения отдельных индивидов в гражданскую общность, через осознание ими своей принадлежности к ней. С этой точки зрения гражданская идентичность рассматривается как компонент социальной идентичности. Гражданская идентичность выступает также как признак (качество) гражданской общности и характеризует её как коллективный субъект. Гражданская общность представляет собой большую группу, объединяющую население страны, которая обладает традициями, общностью исторической судьбы, языка и культурного контекста [7].

Язык эмоций, чувств, нравственных ценностей, внутренних переживаний понятен детям, поэтому они восприимчивы ко всему, что способствует духовно-нравственному развитию. Осознание себя как части чего-то великого, значимого придаёт уверенности в себе, понимания единения со своим народом, страной и формирует чувство надёжности, защищённости. Школа - это место, где дети проводят значительную часть своего времени, поэтому администрации, педагогическому коллективу предоставляется уникальная возможность для организации пространства, способствующего формированию гражданской идентичности в локальной среде образовательного пространства.

А.Я. Данилюк говорит о необходимости создания условий в образовательных организациях с целью приобщения подрастающего поколения к ценностям своей этнической группы, культурно-территориального сообщества, базовым ценностям многонационального народа Российской Федерации [8, с. 3].

Отметим, что в образовательных организациях работа в данном направлении ведется, но недостаточно планомерно. Процесс становления гражданской культуры у обучающихся может быть результативным при условии целенаправленного подхода и понимания его необходимости и значимости, а также с учётом особенностей многонационального государства. Важно достаточно полно использовать потенциал всех учебных предметов, вовлекать учащихся в различные виды деятельности, работать с родителями, выявляя их запросы, пожелания в организации общешкольных мероприятий.

МБОУ «Средняя школа № 64» г. Ульяновска в рамках областной программы развития инновационных процессов ведет работу по теме: «Формирование полиэтнической культуры школьников как фактор становления их российской гражданской идентичности».

Считаем, что работа по формированию российской гражданской идентичности школьников должна вестись по следующим направлениям:

1. Воспитание любви к малой родине.

2. Формирование гражданской культуры школьника.

3. Знакомство учащихся с историко-культурным наследием народов, проживающих на территории региона.

По каждому из выделенных направлений в школе организована учебно-воспитательная работа с учащимися начальных, средних и старших классов. Рассмотрим более подробно реализацию первого направления – воспитание любви к малой родине.

В современном обществе большое влияние на сознание детей оказывает информационное пространство, в котором они находятся, и очень важно создавать условия в общеобразовательных организациях, где дети учатся любить свою Родину, знакомятся с историко-культурным наследием народов, проживающих на территории региона, и где формируется гражданская культура школьника.

Деятельность школы, в рамках данного направления, нуждается в оценке и анализе, которые включают в себя следующие позиции:

1) обобщение информации об эффективности мероприятий, которые проводятся в школе, полученной из разнообразных источников: наблюдений, опросов, аналитических бесед, сбор мнений;

2) составление анализа о проделанной работе, который включает оценку положительных и отрицательных сторон;

3) исследование уровня сформированности гражданской идентичности обучающихся;

4) планирование деятельности, направленной на эффективное решение задач формирования российской гражданской идентичности учащихся.

Анализ теоретических и методологических источников определил выделение критериев оценки сформированности гражданской идентичности обучающихся. В качестве критериев диагностики нами была выбрана степень сформированности мотивационного, когнитивного, аксиологического, деятельностного компонентов.

К показателям, которые являются составляющими мотивационного компонента, относятся: мотивация участия детей в общественной жизни, их стремление к реализации своего творческого потенциала, к саморазвитию.

Теоретические и практические знания, которые обеспечивают осознанность в выборе ценностей, целей, – когнитивный компонент, показателями которого являются знания о власти, устройстве общества, государственной символике и символике Ульяновской области, города, общественно-политических событиях, о культуре и традициях народов, проживающих в регионе.

Правомерной составляющей сформированности аксиологического компонента, по мнению И.Л. Финько, является формирование моральной самооценки и моральных чувств: чувства гордости при следовании моральным нормам, переживания стыда и вины при их нарушении [9].

В деятельностном компоненте В.С. Горбунов рассматривает переход потенциальных возможностей в актуальные, считает, что пассивное принятие той или иной информации должно быть преобразовано в активные реальные действия [10].

Деятельность, направленная на развитие гражданской идентичности, по нашему мнению, следует начинать с оценки мотивационного и когнитивного компонентов.

Цель исследования: изучение показателей мотивационного и когнитивного компонентов гражданской идентичности обучающихся.

Материал и методы исследования: для исследования мотивации участия школьников в деятельности использовался диагностический инструментарий: методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (подготовлена профессором Л.В. Байбородовой) для учащихся 3-5-х классов [11]; модифицированный вариант методики О.В. Лишина «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива» для учащихся 6-8-х классов. Учащимся предлагалось определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.

Выявление знаний учащихся 3-5-х классов о Родине проводилось с использованием анкеты «Что я знаю о Родине»; знаний учащихся 6-8-х классов о принадлежности к социальным группам с использованием анкеты «Я знаю» М. Куна и Т. Мак-Партланда «20 высказываний» (модификация Кожанова И.В.) [11]. Анкеты состоят из вопросов, касающихся знаний символики, законов государства, традиций и обычаев своей национальности, знаний истории своего края.

Результаты исследований мотивации участия школьников в деятельности показывают: обучающиеся 3-5-х классов на первое место ставят личностную мотивацию участия в деятельности – 40% ребят;  коллективистские мотивы – 36%; престижные мотивы – 24%.

Результаты исследований учащихся 5-8-х классов показали, что 33% учащихся отмечают интерес к общению; 21% – личную выгоду; 17% – общественно полезную направленность деятельности; 17% – принуждение; 9% – интерес к деятельности; 3% – значимость для коллектива.

Результаты исследований обучающихся 3-5-х классов показали, что высокий уровень знаний о Родине – у 11%; средний – у 57%, низкий – у 32%. Среди обучающихся 6-8-х классов высокий уровень знаний о принадлежности к социальным группам у 19%; средний – у 54%; низкий – у 27%.

Выводы: результаты исследований показывают недостаточный уровень развития мотивационного и когнитивного компонентов гражданской идентичности обучающихся. У обучающихся в деятельности преобладают личные мотивы, коллективистские занимают вторую позицию. Большинство учащихся не проявляют интереса к общественно полезной деятельности, не актуализируют личную значимость для коллектива. По когнитивному компоненту выявлено, что у большинства обучающихся средний и низкий уровень знаний о Родине.

В общеобразовательных организациях важно создавать условия для повышения интереса учащихся к истории своей Родины, своего народа, формирования осознанной гражданской позиции, общественной активности. Для этого необходима целенаправленная совместная работа всех субъектов образовательного процесса: педагогов, психолога, родителей, обучающихся.

Для повышения эффективности деятельности по взаимодействию и сотрудничеству необходимо создать общий банк методических материалов (теоретических и практических разработок, программ, рекомендаций); условия для активного участия родителей во всех мероприятиях, проводимых в школе. Для повышения знаний родителей целесообразно организовать родительские сообщества, приглашать сотрудников музеев, учителей истории, представителей других организаций для проведения круглых столов, обзорных лекций.

Также целесообразно организовать взаимодействие с педагогом-психологом, владеющим многообразием методов, приёмов, которые можно использовать в проведении совместных мероприятий. Например, успешно используется метод «психологические кейсы». Содержимым психологического кейса являются карточки с вопросами, касающимися знаний о Родине, национальных традициях.

Одним из методов, позволяющих работать именно с процессуальной стороной развития способностей и сознания человека, является психологический тренинг. По мнению И.В. Вачкова, в группе с помощью специальной системы психологических упражнений и игр у участника появляется возможность увидеть себя и свои проблемы глазами других людей, примерить множество новых ролей, приобрести необходимые навыки [12]. «Научение» в тренинге происходит через общение, получение обратной связи, эмоциональные переживания. Участники получают возможность развивать личностные качества, учатся доверять друг другу, использовать свои ресурсы, повышать уровень знаний.

Таким образом, методы и приёмы, используемые с целью формирования гражданской идентичности у обучающихся, разнообразны: рефлексивное обсуждение и анализ, самооценка, дискуссия, метод кейсов, анализ проблемных ситуаций; метод юмористических фраз, проверочные вопросы, деловая игра и др. Все они направлены на стимулирование осознанного отношения школьника к осознанию себя гражданином России, малой родины.

Также в школе используются различные формы формирования гражданской идентичности учащихся: урочные и внеурочные учебные занятия, внеклассные мероприятия.

Предпочтение отдается:

- экскурсиям по памятным местам города и области, музеям;

- встречам с известными людьми (ветеранами, писателями, представителями центров национальных культур);

- праздникам как общегосударственным – «День защитника Отечества», «День Победы», так и национальным – «Широкая масленица», «Светлая Пасха – Мӑнкун»;

- выставкам, которые организуются при проведении различных общешкольных мероприятий;

- конференциям научно-исследовательских работ учащихся «Наследие Поволжья» (организуется и проводится на базе школы шесть лет);

- проектной и исследовательской деятельности «Узоры Поволжья», «Сказки Поволжья», «Симбирский сарафан» и др.

Большое значение в экспериментальной работе отводится внеклассной работе, где есть возможность в нетрадиционной форме преподнести и закрепить знания, полученные учащимися на учебных занятиях: «Калейдоскоп традиций народов Поволжья», «Где труд, там и счастье», интеллектуальная игра «По родному краю», «Сила традиций – животворящий источник культуры».

Значительная роль отводится родителям при выполнении проектов,  подготовке к различным общешкольным мероприятиям.

Промежуточные исследования, проведённые по итогам работы, выявили, что показатели по мотивационному компоненту изменились: увеличилось количество обучающихся с коллективистскими мотивами (на 9%);  признание общественно полезной деятельности возросло на 16%. По когнитивному компоненту произошли значительные изменения. Знания о Родине у обучающихся повысились в среднем по возрастным группам  на 36%. Значительные изменения произошли у младших школьников.

Результаты исследования позволяют сделать вывод, что уровень сформированности мотивационного и когнитивного компонентов гражданской идентичности обучающихся зависит от целенаправленной спланированной деятельности общеобразовательной организации. В перспективе деятельности школы считаем необходимым проведение дальнейших исследований, направленных на изучение уровня сформированности гражданской идентичности обучающихся и  распространение положительного опыта работы в рамках других направлений.

Таким образом, эффективность деятельности образовательной организации по формированию гражданской идентичности обучающихся зависит от чёткого планирования и согласованности в действиях  обучающихся, родителей, администрации, педагогического коллектива, психолога.