Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,120

THE TRANSFORMATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE OED IN ADAPTIVE AND DEVELOPMENTAL AS A CONDITION OF ACTUALIZATION OF HEALTH-SAVING POTENTIAL OF PRE-SCHOOL EDUCATION

Ivanova O.G. 1
1 Leninsk-Kuznetsky MADOU №2
The article reveals the features of the transformation of the educational environment of preschool educational organization in the adaptive-developing, in which the actualization of health-saving potential of preschool education. The main directions of work with teachers and parents increasing their health-saving competence are described. The work, which was carried out both at the municipal and local (educational organization level) levels, where at the level of municipal education were optimized all the necessary resources to motivate teachers and parents of pupils to an active lifestyle, and in preschool educational organizations was built a system to improve the health-saving potential of preschool educational organization, teachers and parents of pupils. The article presents specific proposals for the actualization of health-saving potential at the level of preschool educational organization, describes the system of work with teachers revealed through the theoretical, personal and practical components. The model of networking and cooperation with organizations of a sports orientation through psychological-pedagogical, managerial and Wellness and prevention activities. The result of the transformation were both positive changes in the health-saving competence of teachers, increasing the educational potential of the family, and the growth of physical, cognitive and psycho-emotional development of pupils of preschool educational organizations.
the potential transformation
potential for health saving and health-promoting activities

Рассмотрение трансформации образовательной среды в адаптивно-развивающую в условиях дошкольной образовательной организации обусловлено необратимыми изменениями, происходящими в педагогике, где акцент переносится с адаптивной функции образования на развивающую [1].

Анализ литературы позволил выделить общий смысл понятия «трансформация», которое представляет собой превращение, преобразование, изменение из одного в другое. В результате образовательная среда дошкольной образовательной организации подвергается трансформации в адаптивно-развивающую, базисным основанием которой является актуализация здоровьесберегающего потенциала дошкольного образования. В результате такой трансформации должен осуществиться переход к качественно новому уровню процесса сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса, при котором актуализация здоровьесберегающего потенциала становится синонимом трансформации. На этом уровне привлечение всех имеющихся ресурсов дошкольного образования помогает реализовывать и наращивать имеющийся потенциал образовательной организации.

Рассматривая здоровье как социальную и адаптивную ценность, мы придерживаемся концептуального подхода Э.М. Казина относительно того, что образовательная среда должна рассматриваться как адаптивно-развивающая, формируемая на основе совокупности организационно-педагогических, социально-гигиенических условий и психофизиологических факторов, способствующих реализации приспособительных возможностей индивида, сохранению и укреплению психического и соматического здоровья обучающихся, социализации и развитию личности, созданию межличностных отношений, свободных от насилия и физического давления [2; 3]. При организации адаптивно-развивающейся образовательной среды в организациях разного типа и вида целесообразно опираться, по нашему мнению, на принципы: системного, концептуального, индивидуального, личностно ориентированного, позитивного, экзистенционально-гуманистического подходов [4].

Понимая дошкольное образование как составную часть муниципального образования и входящее в единое образовательное пространство конкретного поселения со своими географическими, социально-демографическими, социально-экономическими, природно-климатическими и другими особенностями, мы предположили, что трансформация должна происходить на локальном и муниципальном уровнях, где локальный уровень включает в себя образовательную организацию, муниципальный – управление (комитет) образования.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогическое условие трансформации образовательной среды ДОО в адаптивно-развивающую, способствующую актуализации здоровьесберегающего потенциала дошкольного образования, обеспечивающую рост показателей здоровья обучающихся.

Материалы и методы исследования

Процесс трансформации образовательной среды дошкольной образовательной организации в адаптивно-развивающую происходил в три этапа: планирование, организация и корректировка.

На   этапе   планирования изучается готовность дошкольного образования к здоровьесберегающей деятельности и внедрению здоровьесберегающих технологий развивающего, оздоровительного и коррекционного характера; происходит планирование деятельности дошкольного образования на муниципальном и локальном (уровне образовательной организации) уровнях; выстраивается сетевое и межведомственное взаимодействие.

Организационный этап предполагает разработку и реализацию модели межведомственного взаимодействия дошкольных образовательных организаций на муниципальном уровне. Модель межведомственного взаимодействия представляет профессиональное сообщество специалистов в области педагогики, физической культуры и здравоохранения, заинтересованных в дальнейшем развитии подрастающего поколения и создании адаптивно-развивающей среды на уровне муниципального образования.

Результатом межведомственного взаимодействия стала муниципальная межведомственная программа «Дети России Образованы и Здоровы – «ДРОЗД». В рамках реализации которой разработан единый календарный план спортивно-массовых мероприятий, включающий соревнования среди дошкольных образовательных организаций. Традиционными стали соревнования «Малые олимпийские игры», «Моя спортивная семья», Лыжня России, лыжный марафон, посвященный памяти Г.М. Беляева, фестиваль «Слет ДРОЗДят», викторина «Умники и умницы», соревнования по плаванию «Капитошка», туристический поход «Тропа здоровья» и т.д. Все мероприятия проводились на спортивных объектах города.  

Актуализации здоровьесберегающего потенциала на муниципальном уровне способствовали: конкурс профессионального мастерства «Воспитатель здорового образа жизни», возможность распространения положительного опыта работы в бесплатном электронном журнале и на методических объединениях по здоровьесберегающему сопровождению.

В рамках корректировочного этапа использовались инновационные формы работы с педагогами, детьми и их родителями на базе дошкольных образовательных организаций на основе административно-управленческой, психолого-педагогической и оздоровительно-профилактической деятельности.

Административно-управленческая деятельность включает: разработку нормативных документов, регламентирующих деятельность дошкольной образовательной организации в рамках сетевого взаимодействия; организацию работы с педагогами по повышению их профессиональной здоровьесберегающей компетентности; создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольной образовательной организации, направленной на сохранение и укрепление здоровья воспитанников; расширение спектра услуг дополнительного образования для дошкольников; осуществление сетевого взаимодействия с организациями социальной сферы.

Психолого-педагогическая деятельность представляет собой: организацию основной образовательной деятельности с воспитанниками; привлечение родителей к взаимодействию с педагогами по созданию здоровьесберегающей образовательной среды; осуществление преемственности дошкольного и школьного образования; раскрытие и наращивание личностного потенциала дошкольников; внедрение в практику работы здоровьесберегающих технологий; осуществление психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образовательного процесса.

Оздоровительно-профилактическая деятельность характеризуется: оснащением образовательной среды в соответствии с санитарными нормами и правилами; организацией дополнительных профилактических и оздоровительных мероприятий.

В результате инновационной деятельности каждая дошкольная образовательная организация выстраивает модель сетевого взаимодействия с организациями дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности, готовыми предоставить свои ресурсы для сохранения и укрепления здоровья детей. В качестве примера продемонстрируем модель сетевого взаимодействия МАДОУ № 2 (рисунок 1).

Рис. 1. Модель сетевого взаимодействия на локальном уровне (на примере МАДОУ № 2)

Организация прямого сетевого взаимодействия дошкольной образовательной организации с организациями дополнительного образования позволяет выстроить диалог между педагогами дошкольных образовательных организаций и тренерами-преподавателями спортивных школ по планированию и проведению экскурсий по спортивному объекту, показу выступлений спортсменов, проведению спортивных праздников и развлечений, тренировочных занятий, куда привлекались родители воспитанников с целью популяризации спорта в городе. Результатом данного сотрудничества являлось поступление детей в спортивные школы на различные спортивные секции.

Нами выявлены и экспериментально апробированы педагогические условия актуализации здоровьесберегающего потенциала педагогов дошкольных образовательных организаций, которые включают: обогащение опыта профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций инновационными формами работы; научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций; создание проблемных ситуаций, обсуждение различных точек зрения в ходе дискуссий; поиск оригинальных идей, нестандартных способов решения образовательных задач, применение методов игрового моделирования; внедрение эффективных форм педагогического творчества; применение педагогами образовательных технологий в профессиональной деятельности; внедрение педагогических инноваций, вариативность образовательной деятельности, направленной на вовлечение родителей в здоровьесберегающую и развивающую деятельность воспитанников.

Актуализация здоровьесберегающего потенциала педагога включает теоретический, личностный, практический компоненты (Э.В. Працун) [5].

Теоретический компонент представляет систему знаний и представлений о здоровье, теоретические и методические знания основ здорового образа жизни, гигиенические условия жизнедеятельности, факторы риска для здоровья, физиологические особенности организма ребенка, которые осваиваются при помощи: программы повышения квалификации педагогов, как условие профессионального роста педагога; информационных, практических, методических семинаров, носящих просветительский и практико-ориентированный характер и способствующих знакомству с инновационными формами работы по выстраиванию здоровьесберегающей деятельности на уровне дошкольной образовательной организации; работы методических объединений педагогов дошкольных образовательных организаций, основной целью которых является повышение компетентности педагогов в вопросах здоровьесберегающего образования.

Личностный компонент подразумевает наличие у педагогов мотивации, качеств, способностей, интересов, потребностей, ценностных установок на здоровье субъектов образовательной деятельности. С целью развития личностного компонента целесообразно: организовывать «Развивающие беседы», где обсуждались достижения и проблемы в педагогической деятельности; проводить тренинги профессионального и личностного роста; проводить разнообразные спортивно-массовые мероприятия, направленные на повышение физической активности педагогов; организовывать подготовку к выполнению нормативов ВФОК ГТО и участие педагогов в «Фестивале ГТО», где они показывают свой уровень физической подготовки; выпускать ежеквартальный альманах «Здоровое» по освещению актуальных вопросов здорового образа жизни в теории и практике.

Практический компонент реализуется в рамках развития компетентности педагога в здоровьесберегающем сопровождении образовательного процесса и включает в себя: планирование сотрудничества дошкольной образовательной организации с КРИПКиПРО и научно-методическим центром по разработке плана просвещения педагогов по освоению новых форм, методов и технологий организации образовательного процесса; формирование банка форм, методов и технологий здоровьесберегающего сопровождения детей, из которых педагоги могут выбрать наиболее продуктивные для своей образовательной организации; использование разнообразных оздоровительных и профилактических форм в зависимости от созданных условий и компетентности педагогов в каждой дошкольной образовательной организации; распространение положительного опыта работы по здоровьесбережению в различных сборниках, журналах; разработку и реализацию плана спортивно-массовых и досуговых мероприятий с воспитанниками, куда включены походы, спортивные досуги, викторины, развлечения, соревнования и др.

Базой экспериментального исследования является управление образования и дошкольные образовательные организации Ленинск-Кузнецкого городского округа (МАДОУ № 2, МБДОУ № 39, МБДОУ № 49, МБДОУ № 30, МБДОУ № 7, МБДОУ № 53), 82 педагога, 120 воспитанников ДОО и их родителей (законных представителей).

Результаты исследования и их обсуждение. Результатом трансформации является высокий уровень воспитательного потенциала семьи, который отмечается в МАДОУ № 2 (прирост 2,6 балла), МБДОУ № 39 (прирост 0,6 балла). При этом высокого уровня достигли МАДОУ № 2, МБДОУ № 49, МБДОУ № 23, МБДОУ № 7, в остальных организациях регистрируется средний уровень.

Анализ здоровьесберегающей компетентности педагогов показал, что по окончании эксперимента высокий уровень демонстрируют 85% педагогов (увеличение составило 10%), средний уровень составляет 15% (уменьшение на 10%).

Интегрированным результатом всей деятельности по актуализации здоровьесберегающего потенциала дошкольного образования явилась динамика личностного критерия, где мы использовали базисные данные личностного потенциала воспитанников. В итоге на начало и конец эксперимента показан значительный прирост личностного потенциала воспитанников в каждой дошкольной образовательной организации: повышение реактивности детей в среднем на 15% и снижение умственной утомляемости; наибольшее развитие получили когнитивные процессы, которые повысились в среднем на 43%, физическое развитие достигло высокого уровня у 78% воспитанников.

Заключение. Совокупность проведенных исследований позволяет прийти к заключению, что трансформация образовательной среды дошкольной образовательной организации в адаптивно-развивающую – это последовательные действия, направленные на изменение и преобразование образовательной среды в процессе осуществления комплекса мероприятий воспитательной, обучающей, развивающей и оздоровительной направленности, позволяющих наращивать ресурс здоровьесберегающей деятельности субъектов образования на муниципальном и локальном уровне. Трансформация реализуется на основе сетевого и межведомственного взаимодействия, дифференцированного подхода педагогов и родителей к формированию личностного потенциала дошкольника.