Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE STRUCTURAL PROPERTIES OF THE EXTRACURRICULAR ACTIVITY ON THE DISCIPLINE "FOREIGN LANGUAGE" AT THE MEDICAL UNIVERSITY

Makusheva Z.N. 1
1 Pacific State Medical Univercity
The article deals with the question of studying the structural properties of the extracurricular activity as «Scientific Researches in Medical Microbiology and Virology» on the discipline "Foreign Language" for the specialty Medical Biochemistry of the medical university students. The author gives a generalized description of the structural properties of the above-mentioned activity in correlation with the general cultural and general professional competences necessary for the successful performance of the students’ professional training. This training is the part of the educational process where the extracurricular activity is the element of it. The educational work at Foreign Languages Department of the Pacific State Medical University is the correlation of all the activities carried out with the educational process since it is important not only to interest students in a foreign language but also to teach them how to study it as a professionally significant subject, i.e. it is necessary to integrate a foreign language with special disciplines in order to successfully complete professional tasks. Based on the study of the structural properties of the extracurricular activity as «Scientific Researches in Medical Microbiology and Virology» it has been established that the activity includes objectives and tasks indicating the work aimed at the realization of the «activity outputs». These outputs have the selection of the students’ case material, the performance of each student and the discussion of the work done by them.
unit of educational work
extracurricular activity
structural properties
"foreign language"
medical university student

Воспитательная работа – особый вид общественно-полезной деятельности педагогов, направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в определенных социокультурных условиях, т.е. в условиях для самореализации и самоопределения личности, ее творческого развития [1].

Формой воспитательной работы с обучающимися является мероприятие. Мероприятие воспитательной работы — это одна из организационных форм в коллективе, организуемая преподавателями для обучающихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них [2].

В неязыковом (а именно медицинском) вузе мероприятиями воспитательной работы являются кураторская работа и внеучебные воспитательные мероприятия, а именно мероприятия по профессиональному и патриотическому воспитанию, информационно-просветительские мероприятия, проводимые как внутри вуза, так и за его пределами.

Внеклассные мероприятия давно признаны важным инструментом в обучении иностранному языку. Овладение языком не только связано с обучением языку как средству общения, но, что еще важнее, подчеркивает важность знания другой культуры, ценностей, идеологии и т.д. Поэтому становится жизненно важным улучшить качество обучения иностранному языку. Есть хорошо известные факторы, которые негативно влияют на самооценку студентов и демотивируют их изучение иностранного языка: высокие требования к курсу, нехватка времени, низкий уровень знаний, личная тревожность и многие другие. Внеклассные мероприятия могут помочь студентам повысить культурную осведомленность и расширить знания иностранного языка [3].

Важнейшим принципом осуществления воспитательной работы на кафедре иностранных языков является корреляция всех проводимых мероприятий с учебным процессом, поскольку необходимо не только заинтересовать обучающихся иностранным языком, но и преподнести им его как профессионально значимый предмет, т.е. интегрировать его со специальными дисциплинами с целью успешного выполнения профессиональных задач. Одно из мероприятий кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России является примером тесной связи учебного процесса и воспитательной работы – внеучебное воспитательное мероприятие «Научные изыскания в медицинской микробиологии и вирусологии» для обучающихся специальности Медицинская биохимия по дисциплине «Иностранный язык».

В данной научной статье постараемся в целом разработать структуру внеучебного воспитательного мероприятия (т.е. определить, из каких частей состоит данное мероприятие) по дисциплине «Иностранный язык» на примере вышеуказанного мероприятия.

Материал и методы исследования

Изучение и анализ представленной информации в области информационно-коммуникативных технологий обучающимися специальности Медицинская биохимия ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России, анализ действующего стандарта (ФГОС) специальности Медицинская биохимия. Количество респондентов, принявших участие в эксперименте, – 18 человек в возрасте от 18 до 20 лет (15 девушек и 3 юношей) – обучающиеся 1-го курса специальности Медицинская биохимия ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России. Время проведения эксперимента – первая половина дня.

Результаты исследования и их обсуждение

Основной частью внеучебного воспитательного мероприятия является определение цели и задач.

Цель мероприятия «Научные изыскания в медицинской микробиологии и вирусологии» – формирование готовности к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках на основе работы с информационными, библиографическими ресурсами и медико-биологической терминологией. Как мы видим, основой для формулирования цели данного мероприятия послужила совокупность общекультурной (ОК-8) и общепрофессиональной (ОПК-1) компетенций, указанных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС) специальности Медицинская биохимия (ср. «готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для решения задач профессиональной деятельности» (ОК-8) [4]; «готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности» (ОПК-1) [4]). Указание компетенций в цели внеучебного воспитательного мероприятия мы считаем необходимым, поскольку (согласно ФГОС) у выпускника в результате освоения программы специалитета должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции [4]. Формирование данных компетенций отражает виды профессиональной деятельности (например, медицинская, научно-исследовательская), к которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета. Виды профессиональной деятельности входят в состав учебно-воспитательного процесса, элементом которого и является внеучебное воспитательное мероприятие. А успешность воспитания и обучения будущих врачей заключается в содействии становлению и развитию профессионально-компетентной личности врача, обладающего профессиональными и социально значимыми качествами для успешного выполнения врачебной деятельности [5].

Задачи мероприятия «Научные изыскания в медицинской микробиологии и вирусологии» представляют собой следующее: раскрыть роль Библиотечно-информационного центра (БИЦ) ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России в повышении информационного образования обучающихся; ознакомить с формами, методами и направлением работы БИЦ; ознакомить обучающихся с практическими навыками работы поиска, извлечения и использования информации с целью эффективного выполнения профессиональных задач; инициировать умственную деятельность обучающихся при обобщении сведений о действиях с информацией; выполнить исследование по заданной теме, представить информацию в виде презентации. Вышеотмеченные задачи подтверждают, что при изучении учебной дисциплины «Иностранный язык» следует использовать лексический минимум общего и терминологического характера, необходимый для работы с профессиональной литературой, для освоения практических умений, чтобы грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную информацию; планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа; выстраивать и поддерживать рабочие отношения с коллегами. А для успешной работы с профессиональной литературой каждый обучающийся обеспечен доступом к фондам Библиотечно-информационного центра (БИЦ) ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России согласно ФГОС: «Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации» [4].

Следующей частью внеучебного воспитательного мероприятия является работа над реализацией «продукта» мероприятия, указанного в задачах. В данном случае это исследование, направленное на формирование готовности к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках на основе работы с информационными, библиографическими ресурсами и медико-биологической терминологией по заданной теме в виде презентации.

Эксперимент, а именно работа над подготовкой презентаций и анализ результатов демонстрируемых презентаций, проходил в два этапа. На первом этапе преподаватель заранее представляет обучающимся требования к оформлению презентаций: название темы, цель, задачи, описание метода на русском языке, терминологический словарь по данной теме на русском и иностранном (английском) языках, описание метода на иностранном (английском) языке; определяет направления поиска информации; разбивает обучающихся на группы в соответствии с количеством тематических направлений [6]. Описываемая часть внеучебного воспитательного мероприятия включает моделирование будущих действий обучающихся: подбор необходимого материала по теме при работе с информационными базами [6]. Здесь главным действующим лицом задания является обучающийся, преподаватель же выступает в роли консультанта, но не источника информации [7].

На втором этапе обучающиеся организуют работу по предоставлению результатов исследования. Здесь они индивидуально или в группе отрабатывают собранный языковой материал по выбранной теме, закрепляют новый лексико-тематический вокабуляр. При выполнении данной формы работы обучающиеся не только закрепляли знания по дисциплине «Иностранный язык», но и осваивали основы будущей профессии. Были подготовлены и представлены на русском и иностранном (английском) языках презентации, структурирующие описание и применение методов диагностики различных заболеваний, с указанием терминологического словаря по данной теме. Так, обучающиеся продемонстрировали описание и применение таких методов диагностики, как «Окраска по Граму», «Бактериоскопический (микроскопический) метод», «Метод Фюллеборна», «Молекулярная гибридизация», «Реакция агглютинации», «Реакция Кумбса», «Аллергологические пробы», «Реакция иммунофлюоресценции», «Реакция преципитации», «Биологический метод исследования». Здесь можно отметить междисциплинарную связь «Иностранного языка» с последующими дисциплинами: «Латинский язык», «Анатомия человека», «Биология», «Гистология, цитология», «История медицины», «Общая биохимия», «Физиология», «Микробиология, вирусология».

Так, например, презентация по теме: «Метод Фюллеборна» имеет цель и задачи (табл. 1), терминологический словарь по данной теме на русском и иностранном (английском) языках (табл. 2), описание метода на русском и иностранном (английском) языках (табл. 3).

Таблица 1

«Метод Фюллеборна». Цель, задачи

Цель

Задачи

изучить метод Фюллеборна (Fulleborn’s technique)

– структурировать описание и применение метода Фюллеборна (Fulleborn’s technique) на русском языке;

– представить терминологический словарь по данной теме на русском и английском языках;

– продемонстрировать описание метода Фюллеборна (Fulleborn’s technique) на английском языке

 

Таблица 2

«Метод Фюллеборна». Терминологический словарь по данной теме на русском и иностранном (английском) языках

A scientific technique – научный метод

Сoncentrated solution – концентрированный раствор

Gauze – марля

Wire loop – проволочная петля

Slide – предметное стекло

Coverslide – покровное стекло

Nematodes – Нематоды или круглые черви

Cestodes – Цестоды или ленточные черви

 

Таблица 3

«Метод Фюллеборна». Описание метода на русском языке и иностранном (английском) языках

Описание метода на русском языке

Описание метода на иностранном (английском) языке

Автор метода

Данный метод был разработан немецким паразитологом Фридрихом Фюллеборном в начале прошлого столетия

Описание метода

Пробу фекалий массой в 10 г размешивают в ступке со 100–150 мл насыщенного раствора поваренной соли. Полученную эмульсию фильтруют через марлю в посуду емкостью не менее 100 мл и отстаивают в течение 40–90 мин. За это время яйца гельминтов всплывают на поверхность насыщенного раствора, так как их удельный вес меньше удельного веса раствора. Их собирают проволочной петлей диаметром 0,8–0,9 мм. На петле, соприкасающейся с поверхностью раствора, должна образоваться тонкая пленка с яйцами. Такие пленки наносят на предметное стекло, покрывают покровным стеклом и просматривают под микроскопом.

Применение метода

В настоящее время этот метод широко применяется в лабораторной диагностике гельминтозов. Этим методом хорошо выявляются яйца трематод, цестод и нематод.

The author of this technique

This technique was developed by the german parasitologist F.Fulleborn at the beginning of the last century.

The description of this technique

The laboratory doctor mixes 10 gr of the sample of feces with 100–150 ml of concentrated solution of sodium chloride. Then he filters this emulsion through the gauze to vessel and settles it 40–90 minutes. The capacity of the vessel must be at least 100 ml. During this period of time the eggs of parasites will float to the surface of the solution. The laboratory doctor collects eggs by a wire loop with a diameter of 0,8–0,9 mm. A thin film with eggs is formed on the loop. Then the laboratory doctor examines this film upon a slide or a coverslide by means of the microscope.

The application of this technique

Nowadays this technique is widely used in laboratory diagnostics of helminthiases by detection of Nematode and Cestode eggs.

 

По окончании мероприятия был организован круглый стол, на котором обучающиеся защищали и обсуждали свои работы. Авторы (8 девушек и 2 юноша) лучших работ (50%) свободно владели текстом и иллюстрациями, слайды были выполнены в соответствии с требованиями. Другие работы (50%) авторов (7 девушек и 1 юноши) включали хорошо оформленные иллюстрации, но с отдельными недочетами и ошибками; слайды были выполнены без соблюдения правил по оформлению презентаций.

Как мы видим, на основании представления фрагмента требований к оформлению презентаций (см. 1-й этап эксперимента) и при демонстрировании положительной динамики последующего выполнения заданий обучающимися (табл. 1, 2, 3) были выявлены причины некачественно выполненных презентаций: проблема субъективной оценки творческой работы, а именно переоценка своих возможностей и попадание в стрессовую ситуацию из-за невозможности уложиться в определенные сроки; психологические коммуникативные проблемы (деление группы на «работяг» и «балласт»); технические накладки, которые могут повлиять как на процесс работы, так и на конечный результат [8]. Для разрешения данной проблемы мы считаем, что необходимо работу над презентациями применять на практических занятиях системно в сочетании с дисциплинами по специальности, поскольку данный вид деятельности развивает у обучающихся умение работать с различными источниками информации; умение работать в группе и умение работать самостоятельно.

Следовательно, преподаватель и обучающийся определенно взаимодействуют, они являются цельным звеном структуры процесса образования в вузе, каждый из них стремится к эффективному образовательному процессу за счет мотивации к самообразованию [9].

Выводы

Исходя из практических данных эксперимента следует отметить, что при подготовке и проведении внеучебного воспитательного мероприятия необходимо учитывать следующее: мероприятие включает в себя подготовительную часть (определение цели и задач мероприятия с указанием «продукта» мероприятия); работу, направленную на реализацию «продукта» мероприятия: организационную часть (подбор тематического материала: содержательность и актуальность); основную часть (индивидуальность, результативность каждого обучающегося) и заключительную часть, позволяющую подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с обучающимися.