Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ABOUT PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF THE UNIVERSAL COMPETENCE FORMATION IN HIGH EDUCATION SYSTEM

Krasilnikova E.V. 1 Koltsova A.A. 1 Lukovnikov N.N. 1 Tyulina A.V. 1
1 Tver State Agricultural Academy
Pedagogical technologies that are relevant in the context of the transition of the university to new educational standards that meet the requirements of the new personality-oriented education model are studied. The interpretation of the content of pedagogical technologies is used as a combination of strategy and teaching methods that place the personality of the student at the center of the entire educational system, aimed at the formation of universal competences. The creation of an individual-oriented system of organization of the educational process and transition to student-oriented form of education are recognized as strategic mechanism of a student-centered approach implementation. The priority methods in modern education for the formation of universal competencies are interactive technologies, forms of organization of cognitive activity, involving joint activities of students. We consider the methods of organizing the educational process, contributing to the formation of universal competences, such as the ability to think systematically and critically, to carry out social interaction, to realize their role in a team, to build a trajectory of self-development. Among the most effective are stated: business game - simulation of a real professional situation; project activity - educational, creative activity, the result of which becomes a joint solution of the problem. The experience of the business game and organization of project activities in the framework of educational and extracurricular work of teachers of the Tver State Agricultural Academy is presented.
personality-oriented model of education
pedagogical technologies
business game
project activity

Гуманистическая модель образования, ориентированная на развитие индивидуальных особенностей обучающегося, сегодня получает все большее распространение в вузовском образовательном пространстве. Принцип гуманизации образования многие ученые-педагоги называют важнейшим социально-педагогическим принципом, в котором отражаются современные общественные тенденции создания функционирующей системы образования в целом. Гуманизация образования как ключевой элемент нового педагогического мышления предполагает формирование особых взаимосвязей между преподавателем и обучаемым. Представляется, что основная задача современного вузовского образования – это развитие в человеке индивидуальности, а не «формализованная передача» готовых знаний и понятий. Поэтому гуманистическую модель образования еще принято называть личностно-ориентированной. Данная образовательная парадигма нуждается в личностно-ориентированных педагогических технологиях, в специальном наборе форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, ставящих в центр всей образовательной системы личность обучаемого.

Цель – исследование педагогических технологий, актуальных в условиях перехода вуза на новые образовательные стандарты, отвечающие требованиям новой личностно-ориентированной модели образования.

Материалы статьи основываются на результатах исследований современной личностно-ориентированной образовательной парадигмы, в частности на реконструкции ее основных педагогических технологий, реализующих стратегию принципа гуманизации в современном образовательном пространстве.

Методы исследования определены заявленной темой. Так, в работе были использованы общенаучные и специальные методы гуманитарных наук: сравнительно-исторический, системный, структурно-функциональный.

Результаты исследования и их обсуждение

Выявлены эффективные педагогические технологии, отвечающие требованиям личностно-ориентированной модели образования, способствующие формированию универсальных компетенций, заявленных в новых Федеральных государственных образовательных стандартах.

Среди современных работодателей наблюдается повышенный интерес к выпускникам высших образовательных заведений, способных креативно и по-новому мыслить, качественно выстраивать стратегию поиска, отбора и оценки новой информации; владеющих навыками коллективной работы, способностью реализовывать свою роль в команде. В связи с этим главной задачей современной образовательной реформы педагоги признают переход от «знаниевой», «просвещенческой» модели образования к гуманистической, формирующей человека, способного системно и критически мыслить, вступать в социальное взаимодействие, свободно адаптироваться к различным вызовам современной жизни.

В новых Федеральных государственных образовательных стандартах (поколение 3++) задачу по формированию личностно значимых качеств молодых людей призваны решать пришедшие на смену общекультурным универсальные компетенции (УК). В их числе такие, например, как способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1); способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде (УК-3); способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК-5); способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни (УК-6).

Один только перечень содержания универсальных компетенций свидетельствует о сложной и масштабной задаче, поставленной перед преподавателями вуза. Учитывая это, составители новых образовательных стандартов в организации образовательного процесса допускают так называемые нелинейные параметры. Последнее означает высокую степень альтернативности в использовании ресурсов, управленческих, образовательных стратегий, направленных на поиск педагогических технологий будущего и на подготовку у молодого поколения личностно-профессиональных качеств, актуальных в современной образовательной сфере.

Вполне естественно, что появляется большое количество исследователей, занимающихся разработкой педагогических технологий, которые бы позволили подготовить выпускника, отвечающего задачам новой гуманистической образовательной парадигмы. Так, например, в работе Б.А. Сазонова анализируются конкретные стратегические механизмы реализации личностно-ориентированного подхода через создание индивидуально-ориентированной системы организации образовательного процесса, основой которой ученый называет переход от существующей более века поточно-групповой к студенто-центрированной форме подготовки специалистов [1]. Ее отличие от поточно-групповой организации заключается в том, что субъектом и объектом планирования процесса образования и активным участником реализации образовательной программы становится каждый без исключения студент. Если в ведущих мировых университетах такая система стала преобладающей, то в российской высшей школе она практически отсутствует. Ученый считает, что полное принятие такой модели организации самого массового образовательного процесса в подготовке бакалавров способно обеспечить настоящий прорыв в нашем высшем образовании.

Представляется, что у индивидуально-ориентированной организации учебного процесса есть свои преимущества. Во-первых, именно предоставление возможности каждому студенту иметь индивидуальные учебные планы и расписание занятий может обеспечить условия для подлинной, не декларируемой индивидуализации обучения, связанной с формированием такой сложной компетенции, как способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития. В данном случае вполне очевидно значительное возрастание личной ответственности студентов за приобретенные ими профессиональные умения и навыки в ходе учебной деятельности. Таким образом, в современной системе образования на первый план выходит стремление к самосовершенствованию личности. Реализуемая в высших учебных заведениях гуманистическая модель образования выстраивает новую иерархию ценностей, где доминирующим становится принцип самореализации. Этим можно объяснить все более широкое применение в учебном процессе индивидуальных учебных планов обучения, которые позволяют осуществлять подбор оптимальных педагогических технологий для каждого студента в отдельности. Такой подход обеспечивает наибольшую реализацию возможностей учебного процесса для саморазвития и профессионального становления личности студента.

Необходимо обратить внимание на то, что индивидуально-ориентированный образовательный процесс возможен только при нелинейной организации обучения [2, c. 14]. Под этим подразумевается предоставление студентам реальной, а не декларируемой возможности самостоятельного выбора. Для этого необходимо построение образовательного процесса таким образом, в котором использовались бы разветвленные образовательные программы, позволяющие учитывать уровень подготовки и личностные особенности обучаемых. Иначе говоря, не только отдельные студенты, но и каждый мог бы обучаться по собственному образовательному маршруту, включающему освоение как обязательных, так и выбранных самими студентами дисциплин.

Понятно, что полномасштабная реализация личностно-ориентированной модели образования пока труднодостижима в связи и с организационно-административными, и с социально-психологическими факторами. Ближайшие перспективы видятся как варьирование содержания образования, а также применение современных педагогических технологий и технологизации традиционных методов [3].

В современной системе высшего образования существует достаточно большое количество педагогических технологий, которые можно было бы отнести к личностно-ориентированным [4]. В качестве примера приведем те, которые способны формировать прежде всего универсальные компетенции.

Исследовательская (проблемно-поисковая). Заключается в том, что педагог создает особое «пространство» учебной деятельности – проблему, которая вызывает познавательный интерес обучаемого, и на основе этой мотивации он совершает поиск и субъективное открытие. Потому эту технологию порой называют обучением через открытие.

Коммуникативная (дискуссионная). Представляет такую организацию совместной деятельности, которая задает цели выработки навыков взаимодействия в группе, интенсификации принятия решений группой, формирование коммуникативных навыков. Достигается это через обсуждение учебной или профессиональной проблемы, для которой характерно наличие различных точек зрения.

Имитационное моделирование. Основу имитационных технологий составляет моделирование, т.е. воссоздание в учебном процессе каких-либо личностно или профессионально значимых реальных ситуаций. Создание таких моделей реальности и работа в них позволяют не только комплексно воспроизвести различные стороны профессиональной деятельности, но и формировать профессиональный опыт, «погружая» студентов в профессиональную среду (УК-2). Наиболее продуктивно реализовать данную задачу возможно, только активно применяя в учебном процессе игровые техники.

Рефлексивная технология. Способна вызвать активизацию процессов саморегуляции личности, развить способности самоанализа, что труднодостижимо другими методами. Рефлексивные методы могут содействовать повышению познавательной мотивации, активным действиям по постановке ближних и дальних целей, четкому осознанию себя в качестве полноправного субъекта учебного процесса, активного деятеля в профессии и в жизни.

Все перечисленные выше педагогические технологии можно также назвать интерактивными. В числе приоритетных продолжают оставаться интерактивные методы обучения, что позволяет сделать студентов активными участниками учебного процесса, наладить коммуникативные взаимодействия внутри студенческого коллектива, между студентами и преподавателем. Меняется традиционная схема образовательного процесса: вектор движения педагогической деятельности от теории к практике уходит в прошлое, теперь акцент делается на приобретении практического навыка, а уже после его осмысления обучающимися постигается теоретическое знание. Интерактивный учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают [5, с. 118].

В наши дни разработаны и активно применяются разнообразные варианты интерактивных технологий, которые можно с уверенностью назвать личностно-ориентированными педагогическими технологиями. Например, для преподавания гуманитарных дисциплин и реализации предусмотренных ими компетенций наиболее подходящими интерактивными формами обучения являются: диспут, круглый стол, научные мини-конференции, пресс-конференции; брифинги, интервью; интерактивная экскурсия; кейс-метод; мозговой штурм и некоторые другие.

Одним из успешно апробированных интерактивных методов, участвующих в формировании универсальных компетенций, является «деловая игра». Метод игры – это самая архаичная форма и одновременно одна из самых практикуемых форм обучения подрастающего поколения. Деловая игра – это имитация, моделирование реальной профессиональной (деловой) ситуации, которое формирует знания и навыки, в том числе коммуникативные, развивает профессиональное мышление, личностные качества, способствует сплочению группы. Ведь деловая игра – это коллективный метод обучения, так как решения вырабатываются в процессе взаимодействия группы.

Преимущество деловой игры как интерактивной технологии обучения заключается в том, что в ее ходе воссоздаются особенности профессиональной деятельности на материале динамичных учебных ситуаций. Через игру обучение максимально приближено к реальной практической деятельности будущих руководителей и специалистов. В деловой игре происходит оживление теоретических знаний, осуществляется не просто механическое пополнение информации, а так называемое распредмечивание определенной сферы человеческой реальности.

Одной из продуктивных педагогических технологий освоения универсальной компетенции может стать их формирование через организацию проектной деятельности студентов. Сам проект предполагает определенную деятельность, результатом которой должны стать какой-либо новаторский продукт или услуга, при наличии сдержанности в ресурсах и по срокам осуществления. Подобное определение проекта имеет широкий смысл, но при этом его можно применить и к образовательной сфере человеческой деятельности.

В образовательном пространстве проектная деятельность понимается как комплекс учебно-познавательной и творческой деятельности, итогом которой становится модель решения какой-либо проблемы, представленной в виде его досконального описания (проекта). В других сферах также активно применяется метод проектирования, но наделяется иным смыслом. Например, в экономической сфере проект представляет собой ограниченную во времени целенаправленную деятельность, в сфере образования проект не имеет столь жестких ограничений. Более того, сам процесс образования можно представить как проектирование человеком своей жизни: «нельзя обучаться всю жизнь, но можно образовываться» [6, с. 88].

Из всех интерактивных методов обучения, на наш взгляд, особое место должно быть отведено методу проектирования, преимущество которого заключается в реализации как образовательной, так и воспитательной функций. Основной положительной характеристикой проектного метода является формирование навыков системного, критического, а также творческого мышления. У данного метода огромный воспитательный потенциал, поскольку он предполагает групповой характер проведения, в рамках которого студенты учатся принимать решения коллегиально, но при этом отстаивать свое мнение и нести за него ответственность.

Многолетний опыт учебно-воспитательной работы преподавателей кафедры гуманитарных наук Тверской государственной сельскохозяйственной академии показал, что наиболее эффективным процесс формирования универсальных компетенций через проектную деятельность становится тогда, когда он является основой внеаудиторной работы студентов. Внеаудиторная работа с учащимися академии проводится в основном в рамках созданного на базе кафедры культурно-просветительского центра. При этом важно отметить, что данный центр способствует оформлению социокультурного пространства в рамках Тверской ГСХА и содействует появлению всесторонне развитой личности современного студента [7].

Наиболее успешными проектами, способными эффективно формировать универсальные компетенции, стали: «Мир русской усадьбы», «Святые места России», «Знаковые имена и памятники Тверского края», «Парад культур», «Экология исторической памяти и культуры», «От благотворительности к волонтерству».

Работу студентов в рамках данных проектов можно представить в виде следующих этапов.

На первом этапе студенты получают от преподавателя проектное задание исследовательского характера, составляют план работы, выбирают средства и методы ее выполнения. Кафедра гуманитарных наук Тверской ГСХА апробировала практику выездных экскурсий и сравнительно-исторический анализ научного объекта. Стоит отметить, что важным аспектом работы на данном этапе является всестороннее исследование студентом заявленной темы проекта.

На втором этапе начинается активный поиск и подбор информации по теме проекта для получения наиболее полной картины данного исследования.

На третьем этапе студенты представляют и защищают свои проекты в рамках ежегодных научно-студенческих конференций.

Результаты проектной деятельности студентов Тверской ГСХА получили отражение в публикациях студенческих работ в учебно-научных изданиях академии: Знаковые имена и памятники Тверского края (2017 г.), Экология исторической памяти и культуры (2018 г.).

Хотелось бы обратить внимание на реакцию тверских СМИ на отдельные проекты, реализуемые преподавателями кафедры гуманитарных наук Тверской ГСХА («Парад культур», «Экология исторической памяти»). Так, результаты деятельности по этим проектам были представлены в газете «Тверская жизнь» (материалы круглого стола, посвященного борьбе с терроризмом) и на телеканале «Тверской проспект – регион» (Фестиваль национальных культур).

В заключение отметим еще одну важную особенность личностно-ориентированных технологий: они вполне могут быть использованы для оценки уровня сформированности универсальных компетенций. Успешность работы студентов в рамках проектной деятельности или деловой игры может выступать в роли индикатора в том числе и профессиональных компетенций.

Заключение. Представляется, что дальнейшее использование личностно-ориентированных педагогических технологий в организации учебно-воспитательной деятельности вуза будет способствовать формированию универсальных компетенций, которые в свою очередь сыграют роль системообразующего фактора в становлении новой гуманистической модели образования.