Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

DISTANCE COURSE ON PHYSICAL CULTURE FOR STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP

Tarabarina E.V. 1 Kononets V.V. 1 Didenko T.I. 1 Korepanov S.K. 1
1 Nizhny Novgorod state technical University named after R. E. Alekseev
The introduction of distance learning in the educational process of students of special medical groups based on the educational objectives, forms during the training process of the latest reporting. Theoretical information generated in this course is presented in the combination of text, audiovisual and three-dimensional graphics. Viewing information and its further application allows students to competently organize sports and recreational activities. Based on the information in the proposed course, students can independently participate in the organization of sports and recreational activities, taking into account the indications and contraindications for their disease, thereby adjusting the level of health and physical fitness. In this study, the organizational and substantive support of the educational process with the use of distance learning for students with poor health. Priorities of students in relation to the organization of motor activity are revealed and conditions for its further implementation in out of educational activity are created. As a result of the experiment, a model of the system of organizational and content support of the educational process of students of a special medical group on the basis of a distance course, structuring the content of training in the discipline and contributing to the variability and integration of various forms of educational information with further consideration of individual characteristics of students. With the help of a block of special tests included in the distance learning course was carried out to control the assimilation of sections of the curriculum in the discipline.
distance course
physical culture and health-improving activity
students of special medical group
motivation
individuality

Информатизация учебного процесса по физической культуре представляет определенное технологическое оснащение. Применение дистанционного обучения по физической культуре содействует повышению социальной системы образования и возрастанию темпа развития важных составляющих физической культуры личности обучающегося, выражающееся в осмыслении, формировании цели и ее реализации в рамках образовательного стандарта [1–3].

Информатизация образовательной системы в учебном процессе студентов, особенно имеющих специальную медицинскую группу (СМГ), предоставляет возможность более эффективно организовывать учебную деятельность по физической культуре, способствует накоплению, формированию, хранению информации с последующим ее анализом и систематизацией. В процессе занятий фиксируется оценка подготовленности студентов по разным направлениям (теоретическое, практическое, методическое) и осуществляется дифференцированный подход посредством применения современных информационных технологий [4].

Для образовательного процесса студентов СМГ важно формирование информационных банков, позволяющих классифицировать данные о степени благополучия и соответственно накопления и хранения результатов по физическому развитию, физической подготовленности каждого студента. Сформированный дистанционный курс в организационно-содержательном обеспечении учебного процесса студентов СМГ основан на необходимости активности самих обучающихся и действует по принципу обратной связи с последующей коррекцией. Преподаватель может анализировать и оказывать педагогическое влияние с учетом полученных данных [5].

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка организационно-содержательного обеспечения учебного процесса студентов специальной медицинской группы с применением дистанционного курса.

Материал и методы исследования. Исследование проводилось среди студентов СМГ 1–3-го курсов и включало: анализ литературы по проблеме исследования; анкетирование студентов СМГ; изучение мотивационной составляющей студентов СМГ и их компетентности в сфере организации физкультурно-оздоровительной деятельности, педагогический эксперимент.

В эксперименте приняли участие 140 человек, средний возраст обследованных составил 19+1,5 года. Исследуемые студенты имели заболевания опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, пищеварительной и эндокринной систем, заболевания органов зрения и органов дыхания. Студенты были разделены на две группы исходя из имеющихся у них заболеваний, в экспериментальную группу (ЭГ) вошли 67 человек и в контрольную группу (КГ) – 73 человека.

Педагогический эксперимент состоял в реализации дистанционного курса среди студентов ЭГ, для студентов КГ проходили стандартные занятия по физкультуре. Дистанционный курс реализовывался на учебных занятиях в подготовительной и заключительной частях занятия без нарушения его целостности, при сохранении общей и двигательной плотности среди студентов ЭГ в течение всего учебного года (30% общего времени отводилась под презентацию дистанционного курса и 70% составляла практическая часть).

В процессе эксперимента было проведено исследование на основе анкетирования. У студентов фиксировались показатели (до и по окончании учебного года) по сформированности мотивации по отношению к занятиям физической культурой, удовлетворенности от занятий, динамика двигательной активности в учебное и внеучебное время, интересы и потребности в организации двигательной активности (табл.).

Мотивационно-ценностные ориентации студентов специальных медицинских групп

Варианты ответов

Начало эксперимента, %

Конец эксперимента, %

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

Занятия по физкультуре вам…

Необходимы

45

38

88

42

Не вижу смысла

55

62

12

58

Занятия в вузе вам не нравятся по причине…

Плохая материальная база

Не привлекает содержание

34

38

87

42

Другая причина

66

62

13

58

Во внеучебное время вы занимаетесь физкультурой…

Да

35

42

71

44

Нет

65

58

29

56

Какой вид двигательной активности вам нравится…

Легкая атлетика

8

12

9

15

Спортивные игры

28

25

27

19

Лыжный спорт

14

9

16

14

Гимнастика

9

5

9

7

Плавание

18

23

16

21

Общая физическая подготовка

12

14

15

11

Избранный (другой) вид спорта

11

12

8

13

Занятия по физкультуре являются фактором укрепления здоровья…

Да

98

96

100

97

Нет

2

4

3

Прирост показателей по мотивационно-ценностному компоненту очень четко прослеживается у студентов ЭГ. Практически на конец эксперимента по всем вопросам у студентов наблюдается увеличение количества положительных ответов по сравнению со студентами КГ. Таким образом, по результатам анкетирования можно сделать вывод, что когда практические занятия по физической культуре проходят с опорой на систематическое теоретическое оснащение учебных занятий, то мотивация из принудительной становится осознанной.

Также у студентов испытуемых групп проверялся уровень теоретических знаний по физической культуре заданиями, входящими в содержание дистанционного курса (контрольный блок). В зависимости от периода и направления обучения студентам предлагалось пройти тестирование по определенным темам: физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке; физическая культура личности; здоровый образ жизни; двигательная активность и т.д. Всего за учебный год студентам было предложено шесть тестов (3 – осенний семестр; 3 – весенний семестр). Тесты, предложенные студентам испытуемых групп, выявили также положительную динамику у студентов ЭГ по сравнению со студентами КГ. Прирост по теоретической грамотности у студентов ЭГ составил 15%, тогда как у студентов КГ прирост составил 3,5%.

Студенты специальной медицинской группы – это особый контингент молодых людей, которые в силу своих заболеваний чувствуют себя физически неполноценными, в коллективе ведут себя неуверенно, что влечет ограничение их потребности в двигательной активности. Формирование мотивации в организации своей двигательной активности создает условия для выявления, сохранения и формирования личностных возможностей и способностей данной группы студентов, развивает познавательный интерес и стремление к физическому совершенствованию, обеспечивая таким путем технологичность, комплексность образовательного процесса.

Дистанционный курс был внедрен в учебный процесс студентов ЭГ и реализовывался в виде определенной системы, состоящей из двух блоков: базового и контрольного (рис.).

В базовом блоке расположена информация по методической, теоретической и практической части учебной программы. Методическая подготовка включает задачи по оздоровлению и формированию физических кондиций студентов на весь период обучения, теоретическая подготовка – базовые знания, основанные на государственной образовательной программе.

Практический раздел складывался из изучения техники двигательных действий, коррекции изучаемых упражнений и наглядной демонстрации материала. В данном разделе отображаются видеоролики с презентациями по видам спорта, комплексы упражнений, направленные на развитие определенных физических качеств. Студент может подробно рассмотреть процесс обучения физическим упражнениям, техническим элементам и технико-тактической подготовки в командных видах спорта. В процессе просмотра презентации у студента формируется общее представление об основных элементах выполнения целостного упражнения и его составных частей (об амплитуде, траектории движения, скорости, темпе, ритме, последовательности выполнения элементов, интенсивности и т.д.). Данная методика позволяет развить умение делить движение на части, элементы. Предлагаемые презентации имеют несколько режимов просмотра (исходное изображение можно преобразовать в замедленное движение, паузу или повтор).

Модель системы организационно-содержательного обеспечения учебного процесса студентов СМГ на основе дистанционного курса

Контрольный блок учитывает мониторинг, измерение, оценку и сравнение результатов, взятых в ходе контроля и самоконтроля. В данном блоке решаются задачи: развитие умения ставить конкретные цели и задачи по организации двигательной активности; контроль за развитием прогресса студента по физической культуре в течение всего периода обучения; становление рефлексивной и оценочной деятельности; формирование соответствующей своим достижениям самооценки; поощрение активности и самодостаточности; творческий подход к учебному процессу и самообразованию; содействие в поддержании мотивации студентов по отношению создания индивидуальной физкультурно-оздоровительной деятельности [6].

Контрольный блок также содержит информацию о показателях физического состояния:

– методы измерения (физического развития, физической и функциональной подготовленности);

– параметры физического развития (рост, масса тела, динамометрия, жизненная емкость легких, окружность грудной клетки);

– показатели физической подготовленности (показатели физических качеств: координационных, скоростно-силовых, силовых, выносливости, гибкости;

– значения функциональной подготовленности (артериальное давление, частота сердечного сокращения, проба Штанге, проба Генчи, проба Руфье, показания гарвардского степ-теста; ортостатическая проба).

Блок предусматривает сформированный комплекс заданий, оценивающий усвоение учебного материала, в виде тестов с выборочными ответами или числовым ответом. Студенты, участвуя в опросах, могут самостоятельно отслеживать динамику показателей собственного здоровья. На базе полученных результатов даются рекомендации по коррекции выявленных отклонений в физическом состоянии. Также, анализируя полученные результаты, преподаватель использует их для оценки индивидуальных достижений, а при отсутствии динамики прироста показателей можно говорить об улучшении или ухудшении состояния здоровья.

Организация учебного процесса по физической культуре с применением дистанционного курса позволила развить способности студентов ЭГ в самостоятельности обучения, планировании и подборе специальных заданий в зависимости от потребностей и возможностей. Данная методика повысила качество результатов учебной деятельности студентов ЭГ, что в дальнейшем позволило сформировать компетентность студентов по дисциплине, повысив их мотивацию к занятиям.

Результаты исследования и их обсуждение. Организационно-содержательное обеспечение учебного процесса студентов СМГ с применением дистанционного курса отличается более высокой дидактической эффективностью в сопоставлении с традиционными методами и средствами обучения. Повышенный уровень интереса студентов к занятиям, обусловленный прежде всего технологической стороной используемых электронных средств, способствует увеличению интереса студентов к содержанию теоретических, методологических и практических аспектов двигательной активности.

Несмотря на эффективное внедрение дистанционного курса в учебный процесс студентов, следует учитывать, что представленная технология в целом только расширяет, ориентирует учебно-педагогический процесс в плане средств, методов, форм, однако никак не заменяет активное взаимодействие студентов в образовательном процессе. Учебный материал на основе дистанционного курса имеет достаточно разнообразные формы представления информации, позволяющие отражать на экране монитора фотографии, видео наравне с текстовым, графическим, звуковым материалом. Такая форма обучения способствует появлению новых возможностей для взаимодействия и сотрудничества между преподавателем и студентом при передаче информации, формировании новых решений и точек пересечения в образовательном процессе по сравнению с традиционными методами обучения.

Применяемые средства мультимедиа в обучении данной категории студентов позволили:

– ориентировать процесс обучения на развитие и саморазвитие личности студента;

– повысить эффективность учебного процесса по физкультуре;

– сформировать индивидуальные качества студентов (самообучение, самообразование, практическое применение полученных знаний на практике);

– значительно увеличить ресурсы индивидуализации и дифференциации дистанционного образования за счет введения мультимедийных программ;

– реализовать самостоятельную учебную деятельность по отношению к организации двигательной активности, в ходе которой студент учитывает свои индивидуальные особенности и выбирает для себя то или иное средство обучения;

– сформировать навыки работы с передовыми технологиями, что содействует приспособлению к быстро меняющимся социальным условиям, способствует самореализации в будущей профессиональной деятельности.

Полученные результаты исследования мотивационно-ценностного компонента студентов ЭГ показали, что применение дистанционного курса способствовало развитию специальных установок и ценностных ориентаций спортивно-оздоровительной деятельности и выразилось в положительной мотивации студентов по отношению к физкультурно-оздоровительной деятельности. Осознавая мотивы занятий, студенты СМГ с интересом и желанием тренируются в подходящем для себя режиме и с большей ответственностью учитывают состояние своего здоровья. Заинтересованность студентов в организации физкультурно-оздоровительной деятельности способствует их дальнейшей самореализации и самосовершенствованию в организации занятий физическими упражнениями.

Выводы

1. Основными педагогическими условиями информатизации образования по физической культуре для студентов специального отделения явились исследование личностных качеств и повышение мотивации персонально каждого студента к занятиям физкультурой.

2. Уточнены критерии эффективности организационно-содержательного обеспечения учебного процесса студентов СМГ с применением дистанционного курса, выраженные в виде специальных уровней мотивационного, теоретического, практического и самодостаточного компонентов физкультурной деятельности студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

3. Дистанционный курс, реализованный в учебном процессе студентов СМГ, обеспечил следующие условия:

– создание базы данных о законодательной, управленческой и нормативно-программной составляющей дисциплины по физической культуре;

– дополнение и расширение основного содержания занятий реализацией учебного и методического обеспечения занятий физической культурой;

– осуществление личных консультаций обучающихся и предоставление самостоятельного допуска к учебно-нормативной документации;

– формирование организационно-методического обеспечения направлений физкультурной деятельности студентов не только в рамках обязательных занятий, но и с учетом круга интересов и потребностей занимающихся.

4. Таким образом, организационно-содержательное обеспечение учебного процесса студентов СМГ на основе дистанционного курса выявило положительные моменты основных компонентов подготовки студентов. Отражение результатов выразилось в информированности студентов по поводу применяемых на занятиях разнообразных оздоровительных средств, форм и методов. Тем самым у обучаемых повысился интерес в отношении организации персональной двигательной активности; отмечалось улучшение физической подготовки и физического состояния студентов специального отделения.