Информатизация учебного процесса по физической культуре представляет определенное технологическое оснащение. Применение дистанционного обучения по физической культуре содействует повышению социальной системы образования и возрастанию темпа развития важных составляющих физической культуры личности обучающегося, выражающееся в осмыслении, формировании цели и ее реализации в рамках образовательного стандарта [1–3].
Информатизация образовательной системы в учебном процессе студентов, особенно имеющих специальную медицинскую группу (СМГ), предоставляет возможность более эффективно организовывать учебную деятельность по физической культуре, способствует накоплению, формированию, хранению информации с последующим ее анализом и систематизацией. В процессе занятий фиксируется оценка подготовленности студентов по разным направлениям (теоретическое, практическое, методическое) и осуществляется дифференцированный подход посредством применения современных информационных технологий [4].
Для образовательного процесса студентов СМГ важно формирование информационных банков, позволяющих классифицировать данные о степени благополучия и соответственно накопления и хранения результатов по физическому развитию, физической подготовленности каждого студента. Сформированный дистанционный курс в организационно-содержательном обеспечении учебного процесса студентов СМГ основан на необходимости активности самих обучающихся и действует по принципу обратной связи с последующей коррекцией. Преподаватель может анализировать и оказывать педагогическое влияние с учетом полученных данных [5].
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка организационно-содержательного обеспечения учебного процесса студентов специальной медицинской группы с применением дистанционного курса.
Материал и методы исследования. Исследование проводилось среди студентов СМГ 1–3-го курсов и включало: анализ литературы по проблеме исследования; анкетирование студентов СМГ; изучение мотивационной составляющей студентов СМГ и их компетентности в сфере организации физкультурно-оздоровительной деятельности, педагогический эксперимент.
В эксперименте приняли участие 140 человек, средний возраст обследованных составил 19+1,5 года. Исследуемые студенты имели заболевания опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, пищеварительной и эндокринной систем, заболевания органов зрения и органов дыхания. Студенты были разделены на две группы исходя из имеющихся у них заболеваний, в экспериментальную группу (ЭГ) вошли 67 человек и в контрольную группу (КГ) – 73 человека.
Педагогический эксперимент состоял в реализации дистанционного курса среди студентов ЭГ, для студентов КГ проходили стандартные занятия по физкультуре. Дистанционный курс реализовывался на учебных занятиях в подготовительной и заключительной частях занятия без нарушения его целостности, при сохранении общей и двигательной плотности среди студентов ЭГ в течение всего учебного года (30% общего времени отводилась под презентацию дистанционного курса и 70% составляла практическая часть).
В процессе эксперимента было проведено исследование на основе анкетирования. У студентов фиксировались показатели (до и по окончании учебного года) по сформированности мотивации по отношению к занятиям физической культурой, удовлетворенности от занятий, динамика двигательной активности в учебное и внеучебное время, интересы и потребности в организации двигательной активности (табл.).
Мотивационно-ценностные ориентации студентов специальных медицинских групп
Варианты ответов |
Начало эксперимента, % |
Конец эксперимента, % |
||
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
|
Занятия по физкультуре вам… |
||||
Необходимы |
45 |
38 |
88 |
42 |
Не вижу смысла |
55 |
62 |
12 |
58 |
Занятия в вузе вам не нравятся по причине… |
||||
Плохая материальная база |
– |
– |
– |
– |
Не привлекает содержание |
34 |
38 |
87 |
42 |
Другая причина |
66 |
62 |
13 |
58 |
Во внеучебное время вы занимаетесь физкультурой… |
||||
Да |
35 |
42 |
71 |
44 |
Нет |
65 |
58 |
29 |
56 |
Какой вид двигательной активности вам нравится… |
||||
Легкая атлетика |
8 |
12 |
9 |
15 |
Спортивные игры |
28 |
25 |
27 |
19 |
Лыжный спорт |
14 |
9 |
16 |
14 |
Гимнастика |
9 |
5 |
9 |
7 |
Плавание |
18 |
23 |
16 |
21 |
Общая физическая подготовка |
12 |
14 |
15 |
11 |
Избранный (другой) вид спорта |
11 |
12 |
8 |
13 |
Занятия по физкультуре являются фактором укрепления здоровья… |
||||
Да |
98 |
96 |
100 |
97 |
Нет |
2 |
4 |
– |
3 |
Прирост показателей по мотивационно-ценностному компоненту очень четко прослеживается у студентов ЭГ. Практически на конец эксперимента по всем вопросам у студентов наблюдается увеличение количества положительных ответов по сравнению со студентами КГ. Таким образом, по результатам анкетирования можно сделать вывод, что когда практические занятия по физической культуре проходят с опорой на систематическое теоретическое оснащение учебных занятий, то мотивация из принудительной становится осознанной.
Также у студентов испытуемых групп проверялся уровень теоретических знаний по физической культуре заданиями, входящими в содержание дистанционного курса (контрольный блок). В зависимости от периода и направления обучения студентам предлагалось пройти тестирование по определенным темам: физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке; физическая культура личности; здоровый образ жизни; двигательная активность и т.д. Всего за учебный год студентам было предложено шесть тестов (3 – осенний семестр; 3 – весенний семестр). Тесты, предложенные студентам испытуемых групп, выявили также положительную динамику у студентов ЭГ по сравнению со студентами КГ. Прирост по теоретической грамотности у студентов ЭГ составил 15%, тогда как у студентов КГ прирост составил 3,5%.
Студенты специальной медицинской группы – это особый контингент молодых людей, которые в силу своих заболеваний чувствуют себя физически неполноценными, в коллективе ведут себя неуверенно, что влечет ограничение их потребности в двигательной активности. Формирование мотивации в организации своей двигательной активности создает условия для выявления, сохранения и формирования личностных возможностей и способностей данной группы студентов, развивает познавательный интерес и стремление к физическому совершенствованию, обеспечивая таким путем технологичность, комплексность образовательного процесса.
Дистанционный курс был внедрен в учебный процесс студентов ЭГ и реализовывался в виде определенной системы, состоящей из двух блоков: базового и контрольного (рис.).
В базовом блоке расположена информация по методической, теоретической и практической части учебной программы. Методическая подготовка включает задачи по оздоровлению и формированию физических кондиций студентов на весь период обучения, теоретическая подготовка – базовые знания, основанные на государственной образовательной программе.
Практический раздел складывался из изучения техники двигательных действий, коррекции изучаемых упражнений и наглядной демонстрации материала. В данном разделе отображаются видеоролики с презентациями по видам спорта, комплексы упражнений, направленные на развитие определенных физических качеств. Студент может подробно рассмотреть процесс обучения физическим упражнениям, техническим элементам и технико-тактической подготовки в командных видах спорта. В процессе просмотра презентации у студента формируется общее представление об основных элементах выполнения целостного упражнения и его составных частей (об амплитуде, траектории движения, скорости, темпе, ритме, последовательности выполнения элементов, интенсивности и т.д.). Данная методика позволяет развить умение делить движение на части, элементы. Предлагаемые презентации имеют несколько режимов просмотра (исходное изображение можно преобразовать в замедленное движение, паузу или повтор).
Модель системы организационно-содержательного обеспечения учебного процесса студентов СМГ на основе дистанционного курса
Контрольный блок учитывает мониторинг, измерение, оценку и сравнение результатов, взятых в ходе контроля и самоконтроля. В данном блоке решаются задачи: развитие умения ставить конкретные цели и задачи по организации двигательной активности; контроль за развитием прогресса студента по физической культуре в течение всего периода обучения; становление рефлексивной и оценочной деятельности; формирование соответствующей своим достижениям самооценки; поощрение активности и самодостаточности; творческий подход к учебному процессу и самообразованию; содействие в поддержании мотивации студентов по отношению создания индивидуальной физкультурно-оздоровительной деятельности [6].
Контрольный блок также содержит информацию о показателях физического состояния:
– методы измерения (физического развития, физической и функциональной подготовленности);
– параметры физического развития (рост, масса тела, динамометрия, жизненная емкость легких, окружность грудной клетки);
– показатели физической подготовленности (показатели физических качеств: координационных, скоростно-силовых, силовых, выносливости, гибкости;
– значения функциональной подготовленности (артериальное давление, частота сердечного сокращения, проба Штанге, проба Генчи, проба Руфье, показания гарвардского степ-теста; ортостатическая проба).
Блок предусматривает сформированный комплекс заданий, оценивающий усвоение учебного материала, в виде тестов с выборочными ответами или числовым ответом. Студенты, участвуя в опросах, могут самостоятельно отслеживать динамику показателей собственного здоровья. На базе полученных результатов даются рекомендации по коррекции выявленных отклонений в физическом состоянии. Также, анализируя полученные результаты, преподаватель использует их для оценки индивидуальных достижений, а при отсутствии динамики прироста показателей можно говорить об улучшении или ухудшении состояния здоровья.
Организация учебного процесса по физической культуре с применением дистанционного курса позволила развить способности студентов ЭГ в самостоятельности обучения, планировании и подборе специальных заданий в зависимости от потребностей и возможностей. Данная методика повысила качество результатов учебной деятельности студентов ЭГ, что в дальнейшем позволило сформировать компетентность студентов по дисциплине, повысив их мотивацию к занятиям.
Результаты исследования и их обсуждение. Организационно-содержательное обеспечение учебного процесса студентов СМГ с применением дистанционного курса отличается более высокой дидактической эффективностью в сопоставлении с традиционными методами и средствами обучения. Повышенный уровень интереса студентов к занятиям, обусловленный прежде всего технологической стороной используемых электронных средств, способствует увеличению интереса студентов к содержанию теоретических, методологических и практических аспектов двигательной активности.
Несмотря на эффективное внедрение дистанционного курса в учебный процесс студентов, следует учитывать, что представленная технология в целом только расширяет, ориентирует учебно-педагогический процесс в плане средств, методов, форм, однако никак не заменяет активное взаимодействие студентов в образовательном процессе. Учебный материал на основе дистанционного курса имеет достаточно разнообразные формы представления информации, позволяющие отражать на экране монитора фотографии, видео наравне с текстовым, графическим, звуковым материалом. Такая форма обучения способствует появлению новых возможностей для взаимодействия и сотрудничества между преподавателем и студентом при передаче информации, формировании новых решений и точек пересечения в образовательном процессе по сравнению с традиционными методами обучения.
Применяемые средства мультимедиа в обучении данной категории студентов позволили:
– ориентировать процесс обучения на развитие и саморазвитие личности студента;
– повысить эффективность учебного процесса по физкультуре;
– сформировать индивидуальные качества студентов (самообучение, самообразование, практическое применение полученных знаний на практике);
– значительно увеличить ресурсы индивидуализации и дифференциации дистанционного образования за счет введения мультимедийных программ;
– реализовать самостоятельную учебную деятельность по отношению к организации двигательной активности, в ходе которой студент учитывает свои индивидуальные особенности и выбирает для себя то или иное средство обучения;
– сформировать навыки работы с передовыми технологиями, что содействует приспособлению к быстро меняющимся социальным условиям, способствует самореализации в будущей профессиональной деятельности.
Полученные результаты исследования мотивационно-ценностного компонента студентов ЭГ показали, что применение дистанционного курса способствовало развитию специальных установок и ценностных ориентаций спортивно-оздоровительной деятельности и выразилось в положительной мотивации студентов по отношению к физкультурно-оздоровительной деятельности. Осознавая мотивы занятий, студенты СМГ с интересом и желанием тренируются в подходящем для себя режиме и с большей ответственностью учитывают состояние своего здоровья. Заинтересованность студентов в организации физкультурно-оздоровительной деятельности способствует их дальнейшей самореализации и самосовершенствованию в организации занятий физическими упражнениями.
Выводы
1. Основными педагогическими условиями информатизации образования по физической культуре для студентов специального отделения явились исследование личностных качеств и повышение мотивации персонально каждого студента к занятиям физкультурой.
2. Уточнены критерии эффективности организационно-содержательного обеспечения учебного процесса студентов СМГ с применением дистанционного курса, выраженные в виде специальных уровней мотивационного, теоретического, практического и самодостаточного компонентов физкультурной деятельности студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
3. Дистанционный курс, реализованный в учебном процессе студентов СМГ, обеспечил следующие условия:
– создание базы данных о законодательной, управленческой и нормативно-программной составляющей дисциплины по физической культуре;
– дополнение и расширение основного содержания занятий реализацией учебного и методического обеспечения занятий физической культурой;
– осуществление личных консультаций обучающихся и предоставление самостоятельного допуска к учебно-нормативной документации;
– формирование организационно-методического обеспечения направлений физкультурной деятельности студентов не только в рамках обязательных занятий, но и с учетом круга интересов и потребностей занимающихся.
4. Таким образом, организационно-содержательное обеспечение учебного процесса студентов СМГ на основе дистанционного курса выявило положительные моменты основных компонентов подготовки студентов. Отражение результатов выразилось в информированности студентов по поводу применяемых на занятиях разнообразных оздоровительных средств, форм и методов. Тем самым у обучаемых повысился интерес в отношении организации персональной двигательной активности; отмечалось улучшение физической подготовки и физического состояния студентов специального отделения.