Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FROM THE EXPERIENCE OF THE CORRESPONDENCE STAGE OF SCHOOL OLYMPIADS ON GEOGRAPHY

Nemykin A.Y. 1 Krutskikh O.A. 1
1 Voronezh state pedagogical University
The article is devoted to the preparation of tasks of correspondence competitions in geography for students. Conducting school competitions is one of the important tasks of modern Russian education. Olympiads allow to increase the interest of schoolchildren to the subjects studied, to expand their horizons. They can be a way to identify gifted students, can help them in choosing a profession. Preparation of tasks in absentia and full-time competitions (or their stages) differs from each other. Round to be more difficult. Members receive background information from the books and Internet sites. Opportunities for finding the right answers are great. Full-time in the Olympics such opportunities do not exist. Many years of experience allowed us to identify tasks that are best suited for correspondence competitions. This is the task: on the map, the image and the aerial photo; computational problem; geographic groups; geographical detectives; the tasks to make presentations and execution of projects; the geographic errors in the text; geographic collage; the project tasks. In addition to these, you can use other types of jobs. Importantly, job correspondence Olympiads was a complex or lengthy, without a clear answer. This makes it possible to identify participants with different levels of training and objectively evaluate them.
Olympiad
school competition
the olympiad in geography
correspondence olympics
jobs olympics

Проведение школьных и студенческих олимпиад – важнейшая задача современного образования [1; 2]. Олимпиады позволяют стимулировать интерес школьников к изучаемым предметам, расширить их кругозор. Дополнительно они могут стать способом выявления одаренных учащихся для последующей, более активной работы с ними и для цели их профориентации. С целью повышения интереса к изучению географии у обучающихся общеобразовательных учреждений, пропаганды географических знаний, повышения интереса к географии Воронежский государственный педагогический университет с 2010 года проводит межрегиональные (ранее региональные) олимпиады по географии. В 2019 году состоялась десятая олимпиада. Олимпиада традиционно состоит из двух туров, очного и заочного, для которых, помимо прочего, необходимо разрабатывать задания.

В связи с тем что число предметных олимпиад, проводимых образовательными организациями, постоянно возрастает, существует постоянная потребность в разработке и отборе олимпиадных заданий.

Актуальность проблемы достаточно высока, поскольку только в федеральном перечне на 2018-2019 учебный год числится 72 олимпиады I-III уровней [3]. В дополнение к ним проводятся олимпиады, не вошедшие в данный список, и каждая требует составления интересных, оригинальных заданий. ВГПУ также проводит целый ряд школьных олимпиад, в том числе и по географии.

Цель исследования заключалась в отборе олимпиадных заданий, подходящих для проведения заочного тура школьных олимпиад по географии, а также в разработке подходов для конструирования новых видов олимпиадных заданий.

Материал и методы исследования. Материалом исследования послужили задания заочного тура олимпиады, использовавшиеся в разные годы, и результаты их проверки. Отбор заданий производился экспериментальным методом. Каждый новый тип заданий, применявшихся в заочном туре олимпиады, проходил апробацию, по результатам которой задание или становилось типовым для новой олимпиады, или более не применялось. Это достигалось путем оценивания ответов, полученных оргкомитетом от участников. Внимание обращалось на соотношение справившихся и не справившихся с заданием (в т.ч. был ли набран максимальный балл по заданию кем-либо из участников), число участников, вообще приступивших к выполнению задания. Также участников олимпиады и их руководителей просили дать устную оценку заданиям заочного тура, сообщить свое мнение о них. По результатам таких наблюдений составлялись задания для следующей олимпиады.

Первоначально участие в географической олимпиаде ВГПУ ограничивалось школьниками Воронежа и Воронежской области, однако со временем число её участников существенно расширилось за счет представителей других российских регионов. В разные годы в ней пробовали свои силы школьники из Белгородской, Волгоградской, Курской, Липецкой, Тамбовской областей, Пермского края и Республики Чувашия (преимущественно в заочном туре олимпиады). На всех проведенных олимпиадах основная доля участников представлена школьниками Воронежской области, большая часть иногородних участников представлена регионами Центрального Черноземья. Количество участников олимпиады существенно меняется по годам (таблица 1). Очный тур обычно собирает примерно половину от участников заочного тура.

Таблица 1

Участники межрегиональных олимпиад по географии в 2016-2019 гг.

Регионы

Число участников

2016

2017

2018

2019

г. Воронеж

101

129

53

65

Воронежская область (без Воронежа)

93

109

65

33

Белгородская область

2

15

3

2

Липецкая область

24

10

13

10

Курская область

4

-

6

8

Тамбовская область

14

4

7

34

Другие регионы

-

-

1

1

Всего участников

237

267

148

153

Всего школ

82

83

65

52

 

Первые олимпиады по характеру заданий и вопросов были общегеографическими, а с 2013 года стали тематическими: 2013 – страноведение, 2014 – география России, 2016 – страны постсоветского пространства, 2017 – Мировой океан, 2018 – Африка, 2019 – атмосфера.

Таким образом, материалы для анализа и отбора заданий для следующих олимпиад были весьма обширными.

Результаты исследования и их обсуждение. Главная трудность проведения заочного тура заключается в подборке вопросов к нему. Времени для выполнения заданий у участников достаточно, в их распоряжении библиотеки и сеть Интернет. Поэтому задания должны быть сложными, объемными и не содержащими однозначного ответа. Все их формулировки предварительно должны проверяться в интернет-поисковиках, в том числе и все иллюстрации. Каждый вопрос заочного тура должен вводиться в поисковые системы (Гугл, Рамблер, Яндекс и др.) и, в случае обнаружения ответа, перерабатываться. Картинки, взятые из сети Интернет, также использовать нельзя. Их необходимо заменять коллажами или вставлять собственные фотографии, которых пока в Сети нет.

Организаторы некоторых олимпиад, использующие программные оболочки для регистрации участников и решения заданий, ограничивают время ответа, что тоже неплохой вариант. Если же время на ответы не ограниченно, то требуются более сложные задания.

Как показывает практика, нетривиальные задания, ответы на которые невозможно сразу найти, вполне можно составить, что позволяет выявить наиболее подготовленных участников. Например, в 2019 г. участник, занявший первое место, набрал 93 балла (из 105 возможных), а последний результат – 1 балл.

За прошедшие десять олимпиад авторы заданий апробировали различные их варианты. Кратко остановимся на некоторых из них.

1. Задания по географической карте (например, маршрут путешественника и дополнительные вопросы о нем: чья экспедиция показана? что она открыла? и пр.) или по фрагменту старинной карты с вопросами (что за территория? кто населял? и пр.). Для заданий использовались сканированные дневники путешественников и редкие карты.

2. Задания по картинке или аэрофотоснимку территории. В 2010 г. в заданиях необходимо было идентифицировать фрагменты аэрокосмических снимков, перечислив географические объекты, видимые на них. Тогда же в задании была помещена картинка с нарукавной нашивкой участника одной из высокоширотных экспедиций второй половины ХХ века (рисунок 1). Необходимо было ответить на предложенные вопросы: как называется экспедиция и какое государство ее организовало? Кто был первым ее руководителем? Когда она проходила? Какие результаты были достигнуты?

Рис. 1. Иллюстрация для задания олимпиады 2010 г.

3. «Вопросы-загадки». Например: «зеленый островок» в «песчаном море»; «золото» Балтийского моря; антициклон наоборот; ветвистый «аксакал» Африки; в какой пустыне строят дома из каменной соли? Однако подобные задания достаточно легко решались почти всеми участниками, и от них постепенно отказались.

4. Расчетные задачи. Здесь возможно множество вариантов как физико-географических, так и экономико-географических задач, например на расчет потребности предприятий в сырье и топливе, на размещение предприятий различных отраслей с учетом их потребности в электроэнергии и т.д. Преимущество этих заданий в полном отсутствии заранее известного ответа. Исходные данные легко изменяются, и даже однотипные задачи требуют самостоятельного решения.

5. Статистические данные без указания показателя, по которому они даны. «Какой отрасли мирового производства посвящена данная таблица?» (таблица 2).

Таблица 2

Таблица из заданий 2010 г.

Мировые лидеры

1965 год

1975 год

1985 год

1995 год

2005 год

1 место

2 место

3 место

4 место

5 место

США

СССР

ФРГ

Япония

Англия

СССР

США

Япония

ФРГ

Китай

СССР

Япония

США

Китай

ФРГ

Китай

Япония

США

Россия

ФРГ

Китай

Япония США

Россия

Бразилия

 

6. Географические группировки: 2010 г.: 1) народы; 2) физико-географические термины. 2012 г.: имена великих путешественников (группировать по странам, по времени жизни, по регионам исследований и других признакам). 2013 г.: столицы государств мира (группировать по материкам, полушариям, критерию на побережье/во внутренних районах, по времени основания и т.д.).

7. Задание на составление презентации. Творческое задание не ограничивает участников рамками какого-либо вопроса. Как показывает практика, получившиеся презентации сильно различаются между собой и по информативности, и по качеству оформления. Темы презентаций тоже могут быть абсолютно разными: «География Воронежской области» (2012), «Кругосветное путешествие» (2013), «По следам героев Ж. Верна (2011) (как бы проходило путешествие «Пятнадцатилетнего капитана» или «Детей капитана Гранта» в начале XXI века и какие изменения произошли с тех пор в посещавшихся ими районах планеты?).

Из заданий 2013 г.: «Составьте презентацию "Кругосветное путешествие". Маршрут этого путешествия должен проходить в полосе между 5 и 15º ю.ш. Выберите 7 наиболее интересных, с вашей точки зрения пунктов на этом маршруте. Каждому из этих пунктов посвятите 1 слайд, указав на нем главные особенности природы, населения, хозяйства, достопримечательностей и т.п. этого места». Задание этого типа достаточно объемное и сложно проверяемое, применяется часто.

8. Географический текст с ошибками. Это традиционное задание в олимпиадах по географии. Число его вариантов практически безгранично, а набранные баллы зависят и от внимательности участников, и от их географического кругозора.

Также можно использовать иллюстрацию с заведомо географически не совместимыми понятиями (например, когда рядом находятся речная дельта и эстуарий).

9. Географический коллаж и вопросы по нему.

Это задание используется с 2013 г. Итоговая иллюстрация формируется из целого набора картинок, никак не связанных между собой, что затрудняет выполнение задания. Для выполнения задания необходимо определить пункт, в котором могла бы быть сделана эта «фотография», и ответить на вопросы. Как и в случае с заданиями предыдущего типа, важны и кругозор участников, и их внимательность (некоторые важные элементы как бы прячутся от зрителя, как, например, птица киви в левом нижнем углу иллюстрации) (рисунок 2). В разные годы «дешифровочными признаками» были: представители местной фауны и флоры, положение руля автомобиля, бакены на реке и много другое. Задание этого типа стало одним из самых популярных и активно используется.

Рис. 2. Географический коллаж из заданий 2017 г. (автор В.А. Блаженов)

10. «Географические детективы». Короткие рассказы составляются в «детективном жанре», а поиск «преступника» или изобличение его в клевете возможны только при знании определенных географических закономерностей [4].

11. Проектные задания. Например, нужно выделить главную проблему своего населённого пункта (2014 г.). Если таких проблем несколько, то одну из них. Проблема может быть экономической, социальной, экологической, связанной с опасностью возникновения чрезвычайных ситуаций и т.д. Необходимо кратко охарактеризовать эту проблему и предложить свой вариант её решения. Оценивались актуальность проблемы, её грамотное описание, оригинальность решения.

12. «Географическое моделирование». Участникам предлагается разнородная информация о реках, островах, природных зонах, ученых-географах. Например, в таких заданиях 2011 г. необходимо было понять и сгруппировать информацию о четырех островах или небольших архипелагах (в зависимости от варианта). Была представлена информация о рельефе, климате, фауне и флоре, топонимах, исторических событиях, достопримечательностях, экономико-географических особенностях, месте на политической карте, литературном образе этих островов. Также приводились «типичные» фотографии тех мест [5].

13. Задания на установление причинно-следственных связей. Так, в 2016 г. участников просили установить, где живут герои популярного детского мультфильма «Смешарики», если рядом с их домиками есть и смешанный лес, и пустыня с кактусами, и море, и горы с ледниками и действующими вулканами.

В случае использования таких заданий проверяется не наличие правильного ответа, которого, по-видимому, просто не существует, а «географической логики». Интересно, что на Земле таких регионов (конечно, с известной долей условности) оказалось целых два.

В заочных турах олимпиады присутствовали и другие типы вопросов. Все их рассмотреть в рамках короткой статьи просто невозможно.

Очный этап географической олимпиады проходит в ВГПУ в течение одного дня. Вначале – общий тур, который позволяет выбрать финалистов. Этот тур выполняется письменно и содержит задания различных типов (в связи с ограниченностью рамок статьи они здесь подробно рассматриваться не будут). Главные их критерии: научность, занимательность, простота проверки, которая производится силами сотрудников кафедры и студентов. По его завершении начинается финальный тур олимпиады, определяющий победителей и призеров.

Уровень сложности заданий очного тура олимпиады обычно не такой высокий, как заочного. Задания могут быть более простыми, требующими однозначного ответа. Однако при этом участникам запрещается пользоваться телефонами, дополнительными и справочными материалами, атласами, что повышает объективность оценивания.

Результаты проверки выполнения заданий участниками заочного тура обсуждались членами оргкомитета после завершения олимпиад. В ходе подобных рабочих консультаций определялись виды заданий, выносимых на следующую олимпиаду, составлялись новые задания.

Заключение. Таким образом, составление заданий для очных и заочных олимпиад (их туров) существенно различается между собой. Наибольшие затруднения вызывает выбор заданий для заочного тура олимпиады, поскольку в современном информационном обществе поиск ответов для участников чрезвычайно облегчен. Задания заочного туда должны быть нетривиальными, а односложные ответы нежелательны. Вопросы должны иметь высокий уровень сложности или требовать развернутых ответов. За время проведения ВГПУ десяти региональных (межрегиональных) олимпиад по географии был подобран ряд заданий, отвечающий искомым требованиям: географические детективы, моделирование, задания по коллажу, задания на выявление причинно-следственных связей, проектные задания, составление презентаций и др. Вопросы очного тура могут быть составлены намного проще в связи с тем, что участники не пользуются телефонами и справочной литературой. Такие задания обычно имеют меньший уровень сложности.

Проведение олимпиад имеет большое значение для популяризации наук, в частности географических, для поиска и выявления одаренных детей и их самоопределения, способствует профориентации. Предметные олимпиады содействуют цели повышения образовательного уровня в стране.