Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ON THE PROBLEM OF MORAL-PATRIOTIC EDUCATION OF FUTURE SPECIALISTS IN MEDICINE

Petrova N.G. 1 Makushenko I.E. 1 Mikhalevskaya E.V. 1
1 FSBEI of HE "First St. Petersburg State Medical University named after Academician I.P.Pavlov" of the Ministry of Health of the Russian Federation
The economic development of a country, its level of security is largely determined by moral standards, the level of ideological development of society in general and of young people in particular. Therefore, the analysis of value attitudes of different categories of youth is a very urgent task. A study was conducted, the purpose of which was to study the level of formation of value-ideological culture among medical students. The object of the study was graduate students receiving secondary and higher nursing education. The total number of observations - 100 units. The author's questionnaire was developed and two special tests were used to study life values. It is established that students are not sufficiently oriented in terms of statehood, patriotism, civic duty, in matters of national history. In different ways, students understand the differences between the concepts of a nation and nationality, what does it mean the love for the Motherland, what are the qualities of a true citizen of the Fatherland, what is the basis of the state. There is also a significant differentiation of the views of the respondents about what is the significance of life and what are the priorities of life values. There is a certain differences in the positions and values of students who receive secondary and higher education but the fact of underdevelopment of the personality of students in this aspect takes place. The material values of life, their own interests and personal achievements are priority life values for both groups. The data obtained determine the need for a systematic approach to the problem of improving students' training in general humanitarian knowledge and substantial improvement of ideological and educational work in medical universities (which should be differentiated taking into account not only courses and faculties, but also the nationality of students). The defining criterion for the effectiveness of this work should be a clear formation of the position of the priority of civic duty, the interests of the patient in the performance of their professional duties, which will be the most important factor in the satisfaction of both patients and medical workers themselves.
youth
students
life values
moral and patriotic education

Будущее страны, ее экономическое развитие и безопасность во многом определяются человеческим потенциалом – не только уровнем профессиональной подготовки будущих специалистов, но и их нравственно-моральными качествами и принципами. В Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года [1] указывается, что ее главным приоритетом является развитие самостоятельной личности молодого человека, формирование его позитивного мировоззрения. При этом подчеркивается, что в современном мире конкуренция происходит не только в экономико-технологической сфере, но и в идейно-информационном. То есть конкурентоспособность страны среди прочего обуславливается уровнем развития интеллектуального, духовного потенциала общества и его морального состояния, сохранением и развитием духовно-нравственных и традиционных семейных ценностей.

Не случайно Правительством РФ на основе Постановления от 30 декабря 2015 г. утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 гг.» [2]. Основной целью данной программы является формирование таких условий, в которых каждый гражданин ощущал бы свою ответственность за судьбу страны, чувствовал сопричастность к ее истории и культуре, имел активную жизненную позицию, чтобы сохранялась и укреплялась связь поколений, преемственность национальных традиций и устоев.

Патриотическое воспитание молодёжи всегда являлось одной из важных задач системы образования. Актуальна эта проблема и сегодня, когда глобальным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин имеет большие возможности для реализации себя как самостоятельной личности в различных отраслях, но при этом он должен осознавать ответственность не только за свою судьбу, но и судьбу других людей, а также страны в целом [3; 4]. Фактически это и является патриотизмом, который должен стать приоритетной нравственной ценностью. Чувство патриотизма – это многогранное понятие, включающее наряду с нравственным социальный, идеологический, культурный, военно-исторический и другие компоненты. Развитие такой личности с активной жизненной позицией, с высоким уровнем общей, правовой культуры, высокими нравственными идеалами происходит под влиянием семьи и многих общественных институтов, включая средства массовой информации. Но неоценимый вклад в это развитие должна вносить система образования (начиная с дошкольного и заканчивая вузовским). Не случайно важность развития у молодежи активной гражданской позиции подчеркивается в Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг. [5].

Актуальность проблемы должного гражданско-нравственного воспитания населения в целом и молодежи в частности определяется и тем, что данные аспекты отражены в Указе Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [6]. В частности, в ней отмечено, что среди прочих угроз национальной безопасности существуют угрозы в области культуры. К ним относятся такие, как размывание традиционных для нашей страны духовно-нравственных ценностей, пропаганда таких нравственно неприемлемых вещей, как: насилие; нетерпимость (расовая, национальная, религиозная), ведущая в числе прочего к ослаблению единства многонационального народа страны; вседозволенность. Внешняя культурная и информационная экспансия, в т.ч. попытки фальсификации российской и мировой истории, ведут к навязыванию не свойственных для российского народа приоритетов и идеалов, снижению уровня культуры и нравственности и (в конечном итоге) – ослаблению патриотизма. В связи с этим трудно переоценить роль образовательных организаций в воспитании молодежи, формировании у нее чувства ответственности за судьбу страны, высоких идеалов и нетерпимости к экстремизму и радикальной идеологии. Система образования (наряду с другими государственными структурами) должна способствовать решению таких культурных задач, способствующих укреплению национальной безопасности, как: сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, воспитание гражданственности; повышение уровня преподавания дисциплин гуманитарного профиля (русский язык и литература, история, этика и др.).

Все это определяет необходимость не только гуманизации образования, совершенствования форм и методов воспитания, но и адаптации образовательных и воспитательных программ к региональным условиям и особенностям [7]. Образовательное пространство должно быть организовано как интерактивная среда, сформированная вокруг единой цели, идеи, создающая благоприятные условия для саморазвития, взаимодействия, воспитания высокопрофессиональных и высоконравственных специалистов [8]. В полной мере указанное относится к образованию и воспитанию студентов – будущих медиков, которые в перспективе также будут нести важную образовательную миссию. При этом в упоминавшейся выше Стратегии национальной безопасности среди задач, стоящих перед здравоохранением, среди прочего отмечается необходимость возрождения традиций милосердия, которое невозможно без воспитания высоконравственной личности в целом.

Несмотря на актуальность перечисленных задач и проблем, до настоящего времени единичными являются работы, в которых анализировался бы уровень развитости морально-нравственных качеств среди медиков (будущих медиков), и практически отсутствуют такие исследования среди бакалавров сестринского дела. А ведь эти специалисты по окончании обучения получают не только специальность академической медицинской сестры, но и преподавателя, что диктует необходимость формирования у них таких навыков, которые будут способствовать в последующем их деятельности в качестве педагога, наставника, воспитателя.

Цель исследования: выявить проблемы, связанные с нравственно-патриотическим воспитанием студентов медицинского вуза, и определить основные направления их решения.

Материалы и методы исследования

Базами исследования являлись: Институт сестринского образования Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.В. Павлова и Краснодарский медицинский института высшего сестринского образования. Объект исследования - 50 студентов последнего курса, получающих среднее медицинское образование по специальности «Сестринское дело», и 50 студентов-бакалавров (последний курс), обучающихся по специальности «Сестринское дело» и «Клиническая психология». В возрастной структуре опрошенных 75,0% составили лица моложе 20 лет и 25,0% - старше 20 лет. Важно отметить, что среди родителей опрошенных студентов у 26,1% мам и у 36, 2% пап имелось высшее образование (у остальных – среднее специальное), что в определенной степени может свидетельствовать о «благоприятном» фоне для формирования должных нравственно-этических установок в семье.

Исследование сформированности у студентов-выпускников ценностно-мировоззренческой культуры гражданина Отечества проводилось по специально разработанной анкете, содержащей 20 вопросов. Были сформулированы вопросы как открытого, так и закрытого типа. Исследование жизненных ценностей личности (Must–тест) проводилось по методике Иванова П.Н., Колобовой Е.Ф. [9]. Эта методика, являясь разновидностью вербальных проективных тестов, включает ряд положений (Must–тем), позволяющих определить жизненные цели (ценности). Также исследование жизненных ценностей проводилось с помощью морфологического теста жизненных ценностей В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной. Он позволяет определить мотивационно-ценностную структуру личности. Данный тест состоит из 112 утверждений, каждое из которых респондентам следовало оценить по 5-балльной системе следующим образом: смысл утверждения не имеет никакого значения для респондента – 1 балл; имеет небольшое значение - 2; имеет определённое значение – 3; является важным – 4; очень важным – 5.

После заполнения анкет и тестов была проведена группировка и шифровка материала (данные вносились в системе Exсel), его статистическая обработка (использовался пакет прикладных программ Statistica 6).

Результаты исследования и их обсуждение. Как отмечалось выше, на первом этапе исследования респондентам предлагалось ответить на ряд вопросов анкеты, позволяющих определить сформированность их понятийного аппарата в вопросах, касающихся государственности и патриотизма. Ответы респондентов показали на нечеткость у большинства из них этих представлений. Так, на вопрос «Чем отличается народ от нации?» половина респондентов первой группы ответила, что эти понятия идентичны, а половина честно указала, что не знает ответа на этот вопрос. Более «разнообразными» были ответы второй группы. Половина из них считала, что нации объединяют народы; 33,4% - что эти понятия не различаются ничем; 10,0% полагали, что различия есть, но суть их сформулировать не могли; 6,6% считали, что народы – это маленькие нации. Не знали определенно опрошенные и ответа на вопрос, что является основой государства. Среди респондентов 1 группы половина считала, что это президент; 17,8% - народ; 14,2% - власть; 7,1% - президент и народ; 3,5% - семья (21,4% полагали, что у государства нет никакой основы). Треть респондентов 2 группы считала основой государства президента (36,6%) и народ (33,3%); 13,3% - президента и народ; 20,0% указали на власть; 16,6% – на семью.

Чтобы быть достойным гражданином страны, нужно понимать, что заключено в этом понятии. Хотя практически все (97,0%) опрошенные были девушками, 53,5% респондентов 1 группы считали, что гражданский долг состоит в службе в армии. 17,9% указали, что гражданский долг заключается в его выполнении; 14,4% - в соблюдении законов; 7,1% - в помощи друг другу; и только 7,1% считали, что гражданский долг – это создание хорошего будущего для своей страны. Близки к перечисленному и ответы респондентов 2 группы. 60,0% из них считали, что гражданский долг – это служба в армии; 20,0% - что он состоит в помощи друг другу; 14,3% - в создании хорошего будущего для страны; 7,2% - в соблюдении законов.

Респондентам также был задан вопрос о том, как они понимают любовь к Родине. 71,4% респондентов 1 группы считали, что она должна быть абсолютной (независимо от конкретных жизненных обстоятельств), а 28,6% полагали, что эта любовь должна быть «взаимной». Все респонденты 2 группы ответили, что любовь к Родине должна быть у всех, независимо от обстоятельств; большинство из них дополнили: «так как Родину не выбирают».

На вопрос «Какими качествами должен обладать истинный гражданин Отечества?» были получены следующие ответы: храбростью (это качество указали 82,0% респондентов 1-й и 67,0% - 2-й группы); патриотизмом (68,0% и 67,0% соответственно); любовью к Родине (61,0% и 57,0%); добротой (54,0% и 30,0%).

Достаточно самокритично ответили респонденты на вопрос о том, насколько они знают родную историю. Хорошими считали эти знания 71,4% респондентов 1 группы и 76,7% второй; удовлетворительными - 17,9% и 23,3%. В первой группе имели место также оценки «отлично» (7,1%) «неудовлетворительно» (3,6%). Уточняющие исторические вопросы несколько разошлись с представленными самооценками. Так, респонденты 1 группы слабо ориентировались в известных личностях, путая нередко известных отечественных и зарубежных деятелей. Половина опрошенных не смогла назвать конкретные фамилии, а 35,7% честно указали, что не могут назвать ни одного выдающегося деятеля истории. Среди же респондентов 2 группы 80,0% ответили, что знают выдающихся личностей, и привели конкретные примеры (20,0% ответили, что знакомы с именами известных людей, но, к сожалению, не привели примеры).

В определенной степени чувство патриотизма может проявляться и в том, каких традиций придерживаются опрошенные, в т.ч. какие национальные праздники они считают важными. При этом предлагалось перечислить несколько праздников и/или традиций (соответственно сумма ответов превышает 100%). Данный вопрос был единственным, по которому достаточно существенно отличались ответы будущих специалистов - медиков и психологов. Первая категория опрошенных, на наш взгляд, особенно не задумывалась с ответами и ответила стандартными фразами. Так, 78,6% из них ответили, что чтят те же традиции, что и остальные; 14,3% подчеркнули, что отмечают новогодние праздники (Рождество, колядки), а 7,1% - Пасхальное воскресенье. Иначе распределились ответы респондентов второй группы (среди которых значительную долю – 20,5% - составили представители южных регионов России). Так, 83,3% из них выделили такой значимый для себя праздник (и традицию), как Пасхальное воскресенье; 80,3% - новогодние праздники (Рождество, колядки); 66,6% - День Петра и Февронии (и это не может не радовать, с одной стороны, с точки зрения возрождения старинных русских традиций и обычаев, а с другой - как свидетельство правильного отношения молодых людей к семье и семейным ценностям); также респонденты выделили праздник священного месяца Рамадан (23,3% из них) и Курбан-байрам (18,4%).

В заключительной части анкеты респондентам был задан вопрос о том, в чем они видят смысл жизни (при этом можно было указать несколько вариантов ответов). Данный вопрос, на наш взгляд, в значительной степени отражает внутреннюю нравственную позицию любого человека. По мнению респондентов 1 группы, смысл жизни заключается: в любви (что отметили 64,8% опрошенных); успешной карьере (54,4%); семье (36,9%); в том, что «главное для конкретного человека» (18,9%). Респонденты 2 группы полагали, что смысл жизни – в семье (67,1%); гармонии (50,0%); самореализации (40,9%); любви (33,4%).

При исследовании жизненных ценностей личности с помощью Must–теста, позволяющего определить жизненные приоритеты, было установлено, что для 1 группы респондентов таковыми являются: собственная безопасность и защищённость и собственная привлекательность (данные варианты ответов выбрали 71,1% опрошенных); здоровье (54,2%); - свобода, открытость и демократия в обществе (50,0%); материальное благополучие (21,7%); личностный рост (18,8%). В 15,4% случаев на первое место ставилось чувство удовольствия; в 11,3% - желание служить людям; в 4,1% - власть и влияние. За исключением первого варианта ответа структура приоритетов 2 группы отличалась от приведенной выше достаточно существенно. Так, 87,9% респондентов 2 группы в приоритет ставят собственную безопасность и защищённость; 97,1% – чувство удовольствия; 93,4% - собственное здоровье; 83,6% – личностный рост; 67,8% - свободу, открытость, демократию; 67,9% - собственную привлекательность; 40,5% – власть и влияние; 17,8% - служение людям; 17,5% – материальные ценности.

То есть для студентов первой группы в силу их возраста и импульсивности характера важнейшими целями являются материальное благополучие, собственная независимость, удовлетворение физиологических потребностей. Респонденты второй группы большее внимание обращают на помощь окружающим, не забывая о реализации себя как личности.

Отличался приоритет жизненных ценностей среди обеих групп респондентов и по результатам морфологического теста В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной. Среди респондентов 1 группы градация жизненных ценностей выглядела следующим образом: 89,1% указали высокое материальное положение; 57,6% – активные социальные контакты; 39,3% – собственный престиж; 32,5% – достижения; 21,1% – саморазвитие; 21,1% – сохранение собственной индивидуальности; 18,5% – духовное удовлетворение. Для респондентов 2 группы она была следующей: для 83,5% значим собственный престиж; для 80,9% – сохранение индивидуальности; для 73,3% – высокое материальное положение; для 67,7% – саморазвитие; для 67,7% – активные социальные контакты; для 63,3% – духовное удовлетворение; для 43,9% – достижения.

Заключение. Таким образом, проведенное исследование выявило ряд проблем, связанных с воспитанием в студентах чувства истинного патриотизма, доказало актуальность задачи правильного и целенаправленного формирования жизненных ценностей среди молодежи. Так, студенты, получающие высшее медицинское (сестринское) и психологические образование, слабо разбираются в вопросах государственности и понятия гражданского долга, в вопросах истории страны. Далеко не у всех понятия патриотизма и любви к Родине являются синонимичными. А в структуре жизненных ценностей выполнение гражданского (служебного, общественного) долга и даже собственное саморазвитие занимают весьма скромное место. Приоритетами жизненных ценностей являются материальный достаток, достижение того или иного статуса в обществе (определенного престижа), сохранение своей индивидуальности (то есть некой независимости от общества). По нашему мнению, такая мировоззренческая и нравственная позиция вряд ли будет способствовать развитию общества с высокими морально-нравственными ценностями. В определенной степени она небезопасна для профессий, где некие самоограничения и потребность служить людям должны быть приоритетными. Обращает на себя также внимание, что приоритет жизненных ценностей отличается у будущих медиков и психологов. В частности, если для психологов в большинстве случаев (63,3%) важным является наличие чувства духовного удовлетворения (что в последующем может быть потенциалом собственного роста, в т.ч. профессионального), то среди медиков только 18,5% посчитали это значимым. Все указанное определяет необходимость системной работы по идеологическому воспитанию молодежи на всех уровнях, включая послешкольное образование.

Насущным требованием времени (не новым, но стратегически важным) является интеграция образования и воспитания, выработка такой образовательной политики, когда полученная система знаний определяет также формирование нравственности и духовности, выработку правильного с этих позиций поведения личности в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

То есть образовательный и воспитательный компонент в структуре учебных планов образовательной организации должны составлять единое целое, и любая кафедра при разработке рабочих программ должна включать в них вопросы, связанные с нравственным, культурным, патриотическим воспитанием. В ходе преподавания любых дисциплин в медицинском вузе должны рассматриваться исторические аспекты и подчеркиваться роль (вклад) ученых-медиков в развитии той или иной науки, а также врачей и медицинских сестер в сложные для развития страны периоды (в первую очередь, в военное время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций), что будет способствовать развитию исторического самосознания, формированию чувства гордости за свою страну, преемственности исторических традиций, осознанию социальной роли профессии медика. При преподавании любых дисциплин клинического (специального) характера обязательно следует рассматривать вопросы этики и деонтологии – как с позиции общекультурного и гуманитарного развития, так и духовного саморазвития, изменения приоритета ценностей – от личного к социальному (общегражданскому). Особого внимания заслуживают вопросы правового регулирования медицинской деятельности, поскольку во многих правовых актах среди прочего подчеркивается приоритет интересов пациентов.

Для того чтобы указанные направления работы были реализованы в максимальном объеме, необходимо в план воспитательной работы включать и повышение уровня подготовленности по ним преподавателей, культурный и нравственный имидж которых должен являться образцом для студентов.

Для студентов медицинских вузов важное значение имеет привлечение студентов (в т.ч. совместно с преподавателями) к волонтерскому движению (участие в реализации программ «Антиспид», проведение Дня «белой ромашки», участие в хосписном движении, помощь пациентам домов-интернатов для престарелых и инвалидов и т.д.), донорству. Это будет способствовать не только более глубокому «проникновению» в профессию, но и формированию чувства милосердия и сострадания, а, следовательно, общегуманистическому формированию личности. Важно при этом использовать различные формы и методы воспитательной работы, в т.ч. проведение дискуссий, конференций (с привлечением как специалистов разного профиля, людей, имеющих высокий уровень уважения в обществе, так и самих студентов).

Задачами и итогом такой работы должны стать: осознание студентами роли страны в мировом историческом процессе; формирование истинного патриотизма, веротерпимости и приоритета гуманистических идеалов; высокий уровень культуры и нравственности, внутренняя убежденность студентов в необходимости выполнения нравственно-этических норм и высокой миссии медицинских работников.

Системность подхода к нравственно-патриотическому воспитанию должна включать и дифференциацию решаемых задач по уровням (от общевузовского к индивидуальному), и наличие необходимой материально-технической и финансовой базы, и вопросы правильной организации коммуникации всех структур, участвующих в воспитательном процессе.

Критериями эффективности указанной работы наряду со специально проведенными аналитическими исследованиями могут быть:

  • умение критически и избирательно относиться к информации, касающейся оценки исторического прошлого и современных событий (что может быть проверено в ходе различного рода письменных заданий, дискуссий и прочих мероприятий);
  • выполнение различных функций гражданина (например, участие в благотворительных акциях, донорстве, волонтерских организациях);
  • уровень развития личности, в т.ч. степень самокритичности (что проявляется как в повседневном поведении, так и может мониторироваться с использованием специальных тестов);
  • степень мотивированности к будущей трудовой деятельности, знание норм трудовой и коллективной этики (что может контролироваться как в ходе текущего учебного процесса, так и при специальном анкетировании).