Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE PROBLEM OF CLIP PERCEPTION OF STUDENTS OF THE INITIAL COURSES OF THE FACULTY OF ARTS

Amirzhanova A.Sh. 1 Skripnikova E.V. 2
1 FGBO of higher education "Omsk state technical university"
2 Omsk State Pedagogical University
In the present article, the authors discuss the problem associated with the emergence of a new form of visual perception, like a clip. The flow of information received by modern man has become abundant. As a result, he simply ceased to assimilate it fully due to the limited possibilities of consciousness. Visual streams of information, according to the authors, won verbal. The article contains the statements and opinions of famous researchers about the new form of visual perception, about the phenomenon of «clip consciousness» as a new cultural phenomenon, about the factors of occurrence of clip thinking in young people. At the same time, the authors believe that at the present time the clip consciousness cannot be assessed as a negative phenomenon that must be urgently eradicated. According to them, in this phenomenon one can see some kind of evolution in human consciousness. The problem of reproducing various objects without connecting elements between them, which are characterized by illogicality, heterogeneity and high speed of switching between pieces of information, leads to the lack of an individual’s holistic perception of the incoming information. The authors believe that at the present time, a similar problem is observed among the majority of students enrolled in the initial course of the Faculty of Arts in the process of natural drawing on the disciplines «Painting», «Drawing», «Composition» and others. To the context of this, the authors assign an important role to active teaching methods, the main purpose of which is to maximize the cognitive needs and abilities of students. For the successful implementation of this problem, it is necessary to solve a whole range of diverse educational and educational tasks.
clip thinking
clip perception
blip-culture
observation
painting
color solution

В настоящее время глобальная информатизация привела к большим изменениям во многих сферах, в том числе способствовала распространению среди молодежи нового типа мышления – клипового.

Актуальность темы связана с решением важной проблемы, а именно с тем, что современному человеку присуще клиповое мышление. Оно характеризуется разрозненностью, отсутствием систематичности, недостаточной осмысленностью, и, что опаснее всего, особенно для обучающегося, усвоение полученной информации носит поверхностный характер, происходит нарушение причинно-следственных связей в письменной и в устной речи.

Цель исследования: выявить проблемы возникновения клипового мышления и, учитывая особенности нового типа мышления, определить методы обучения в построении образовательного процесса.

Материалы и методы исследования. Клиповое мышление, как считают многие исследователи этого феномена, сформировалось тогда, когда информации стало настолько много, что человек просто перестал ее усваивать в связи с ограниченными возможностями сознания. Таким образом, визуальные потоки победили вербальные. Если раньше носителями информации были книги, которые обладают определенной структурой и закономерностью, и благодаря им создавалась более-менее осмысленная и организованная картина мира, то на сегодняшний день ситуация изменилась.

Появление клипового сознания нельзя сводить к реакции на уменьшение тиража книг и читателей. В первую очередь новый тип мышления формировался на основе визуального восприятия. Новой формой визуального восприятия, явлением «клипового сознания» как новым культурным явлением, рожденным информационным веком, стали интересоваться еще в 1960-х гг.

Французский социолог А. Моль стал одним из первых исследователей этого явления. Его работа «Социодинамика культуры» [1] была издана еще в 1967 г. В ней автор рассуждает о «мозаичной» культуре в постиндустриальном обществе. В рамках традиционной культуры понятийный аппарат индивида представлял собой целостную структуру, посредством чего человек мог выстраивать в уме логические цепочки, выявлять причинно-следственные связи, соотнося друг с другом новые и старые понятия. «Современному же человеку вместо паломничества, требующего физических и нравственных усилий, предлагается туристическая поездка, во время которой он сможет получить поверхностные впечатления и сиюминутные удовольствия, без какого бы то ни было напряжения» [2, с. 170].

Структура сознания как высший уровень психики включает в себя все познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Нарушение или изменение в любом из психических процессов неизбежно становится расстройством сознания. Поэтому круг научных интересов исследователей «клиповости» расширился до изучения «клипового мышления», «клипового восприятия» и т.д. Все это звенья одной цепи, абстрагироваться от которых невозможно.

Так, несколько позже, в середине 1990-х гг., появляется термин «клиповое мышление», который подразумевает под собой способность индивида воспринимать мир в виде коротких ярких образов, так называемых видеоклипов. Визуальная клиповая информация подается с высокой скоростью, проходя барьер осознанного, впечатываясь в подсознание.

Американский футуролог Э. Тоффлер даже ввел термин «блип-культура»: она имеет фрагментарно-мозаичный характер представления о мире, возникающий у потребителей аудиовизуальной информации в условиях ее демассификации. Э. Тоффлер не видит крайнего негатива в этом явлении и говорит о клиповом сознании как о защитной реакции организма на обилие информации, которой так переполнена постиндустриальная эпоха [3].

Стоит отметить, что в настоящее время клиповое сознание не оценивается однозначно как негативное явление, которое нужно срочно искоренить. Так, например, некоторые представители масс-медиа видят в этом некую эволюцию в сознании.

Долгое время система знаний формировалась благодаря классическому образованию, познания же обучающегося в настоящее время создает беспрерывный поток средств массовой информации. Обучающийся, находясь в постоянном информационном потоке, пребывает в убежденности, что, поскольку информации много и она настолько доступна, то и запоминать ее и осмысливать не имеет смысла. Отсюда и картина мира современного студента – мозаичное фрагментарное восприятие, отсутствие готовности к длительным интенсивным учебным нагрузкам, склонность к простым решениям.

Культуролог К.Г. Фрумкин выделил следующие факторы возникновения клипового мышление у молодежи:

  1. большой объем информации;
  2. высокая скорость поступления информационного потока и потребность его актуализации;
  3. большое разнообразие поступающей информации;
  4. увеличение количества действий, которые совершает личность одновременно;
  5. рост диалогичности в социальной среде [4].

Клиповое мышление – это явление воспроизведения разнообразных объектов без связующих элементов между ними, характеризующееся нелогичностью, разнородностью и высокой скоростью переключения между фрагментами информации, что приводит к отсутствию у индивидуума целостного восприятия поступающей информации. Поскольку обучающийся плохо анализирует информацию, у него понижается уровень успеваемости. Кратковременная память преобладает над долговременной. Увеличение сложности изучаемого материала приводит к его непониманию.

Именно такая проблема наблюдается в настоящее время среди большинства обучающихся на факультете изобразительных искусств в процессе натурного рисования на дисциплинах «Живопись», «Рисунок», «Композиция» и прочих.

Наблюдательность студентов резко снижается. Так, если еще лет десять назад обучающийся мог задерживать внимание на изображаемом объекте от 3 до 5 минут, более-менее внимательно изучая форму, то теперь ему достаточно буквально 10 секунд, чтобы проанализировать творческую постановку и в течение как минимум 10 минут и более к ней не возвращаться.

На занятиях по живописи у студентов первых курсов наблюдается большая сложность в выявлении локального цвета предмета, не говоря уже о проблемах колористической целостности, которая существовала всегда. Параллельно с этим возникают большие сложности в развитии композиционного мышления. Так, например, при работе над формальными упражнениями, имеющими целью создать уравновешенную композицию, многие, не задумываясь, прибегают к симметричным построениям композиционной схемы, что очень упрощает учебную задачу и не способствует развитию композиционного мышления, обогащению образов представления [5, с. 23].

Таким образом, студенты, начинающие заниматься изобразительной деятельностью, имеют устойчивую привычку воспринимать информацию, да и окружающий мир в целом, с помощью короткого яркого образа. Восприятие обучающегося, как правило, носит фрагментарно-мозаичный характер. Именно в этот период, на начальном этапе обучения (первый, второй курс), понятийное мышление обучающегося нуждается в корректировке, потому как, не решив проблему изначально, не сформировав со студентом инструменты работы с информацией (в нашем случае визуальной информацией), сложно говорить о качественном обучении, о профессиональном становлении ученика. По сути, задача преподавателя изобразительного искусства на данном этапе – формирование способности целенаправленного восприятия, способности восприятия длительной, последовательной информации. Еще раз подчеркнем: обладатель клипового мышления может «смотреть», но не умеет «видеть», не способен осмысленно анализировать визуальную информацию.

Несмотря на отрицательные стороны клипового восприятия, многими психологами-исследователями отмечаются и его положительные черты, прежде всего то, что оно спасает мозг от информационной перегрузки, помогает адаптироваться в сфере информационных технологий. К тому же обладатели клипового мышления способны к многозадачности и скоростному отклику, быстрому реагированию на разнообразные изменения общества.

Т.В. Семеновских также говорит об этом в своем исследовании: «Необходимо пересмотреть содержательную составляющую учебного материала. С учетом индивидуально-психологических особенностей студентов требуется структурировать информацию в виде клипов, изменить формат изложения ...» [6, с. 7].

Стоит учесть, что для эффективного обучения и полноценного развития профессиональных знаний и умений требуется работа обоих полушарий головного мозга, как левого, несущего ответственность за логику, анализ, структурность, так и правого, отвечающего за образное мышление и воображение.

Не вызывает сомнения тот факт, что целесообразнее всего развивать аналитическое понятийное мышление, одновременно используя положительные стороны клипового мышления, которые с такой скоростью сформировались в процессе развития информационного общества.

Другими словами, феномен клипового сознания еще недостаточно изучен и оценивается пока что очень противоречиво.

Целесообразнее всего осуществлять конструктивный подход, не рассматривая его однозначно отрицательным, поскольку данный тип сознания, как уже подчеркивалось, имеет как положительные, так и отрицательные стороны, которые нужно учитывать в новых реалиях и строить методику обучения исходя из этого.

Стоит отметить, что не только масс-медиа формирует новые формы восприятия и мышления. Дефицит учебного времени, отведенного на освоение учебной дисциплины, сокращение времени взаимодействия преподавателей со студентами на аудиторных занятиях не лучшим образом сказываются на восприятии и мышлении студентов.

Таким образом, в современном вузе необходимо учитывать особенности нового типа мышления при построении образовательного процесса.

Эффективным приемом развития системного мышления становится организация исследовательской работы студентов, предполагающая обучение способам и методам осознанной самостоятельной работы, осмысленной работы с информационными ресурсами. Отсюда важная роль переносится на личностно-ориентированное обучение, использование большего количества исследовательских заданий, выявляющих и активизирующих развитие личных исследовательских способностей студента.

В этом процессе важную роль нужно отводить активным методам обучения. Главной целью активных методов обучения является максимальная активизация познавательных потребностей и способностей студентов. Успешная реализация этой цели требует решения целого комплекса разнообразных образовательных и воспитательных задач: это развитие у студентов навыков аналитического и логического мышления; совершенствование умений работать в коллективе; формирование общекультурных и профессиональных компетенций.

В процессе подачи теоретической информации следует больше использовать наглядные образы с применением мультимедийных технологий, направляя к визуальным образам. Особенно это важно в художественном образовании, где образы представления студентов обогащаются благодаря новой визуальной информации. Демонстрационные презентации должны не только иллюстрировать какую-либо тему, но и способствовать тому, чтобы обучающийся мог проводить наглядный сравнительный анализ по теме, больше ориентироваться не на фактологический подход, а на проблемный уровень подачи материала.

Проблемой остается и отсутствие межпредметных связей между дисциплинами. Даже фрагментарное, отрывочное предъявление информации должно быть четко структурировано по сути, а простое «складирование» разрозненных конспектов, не включенных в смысловое целое, теряет свою обучающую, развивающую значимость.

Проблема развития «видения», осмысленного художественного восприятия у студентов художественных вузов, усугубляясь феноменами клипового восприятия информации, продолжает оставаться одной из самых актуальных и многоплановых проблем в теории обучения изобразительному искусству.

Художественное «видение», осмысленное восприятие предполагает способность не только замечать детали, но и видеть их целостно, с целью разрешения конкретной познавательной задачи, умение выделять общие и индивидуальные свойства в воспринимаемых объектах.

В качестве основ формирования подобного вида восприятия на занятиях по живописи, а также для преодоления отрицательных сторон клиповости стоит развивать у студентов целенаправленное наблюдение, направлять фокус их внимания на определенную структуру, а именно:

1) композиционную организацию листа;

2) форму предметов и их пространственное положение;

3) передачу пропорциональных отношений;

4) решение тоновых отношений;

5) передачу светотеневых градаций объемной формы объектов;

6) колористическое решение.

Любая учебно-творческая работа начинается с композиционно-творческой организации листа. Хотя это является практически аксиомой в изобразительной деятельности, у студентов младших курсов наблюдается неумение целостно видеть будущую композицию, в итоге учебно-творческая работа представляет набор хаотично выстроенных предметов.

Композиция листа должна представлять такое расположение элементов изображения, которое наиболее отчетливо выявляет замысел автора. В процесс решения этой задачи активно включается весь опыт наблюдающего. Целостная, уравновешенная композиция достигается за счет умения использовать в работе основные композиционные закономерности, приемы и правила.

Форма предметов и их пространственное положение. Изучение объекта для его изображения предполагает выделение его проекционного образа. Привычное восприятие не позволяет видеть в натуре проекцию предмета, а если этот предмет еще нужно нарисовать по памяти, то для человека с преобладанием клипового восприятия этот процесс представляет объективную сложность. Когда обучающийся фокусирует внимание на предмете как таковом, представление в сознании об изображении затрудняется.

Развитие полноценного представления требует длительного и целенаправленного восприятия объектов изображения. Большое значение имеет, как студент оперирует своими представлениями в соответствии с замыслом изображения. Необходимо уметь менять положение любого объекта, поворачивать его в нужную сторону как в собственном воображении, так и в картинной плоскости, иными словами, владеть динамическим, подвижным образом. Для этого важно учиться анализировать объект как с легко обозримых, так и с невидимых сторон.

Созданию представления необходимого для создания художественного образа способствует сопоставление, которое представляется важным условием восприятия и являет собой единство сенсорных и интеллектуальных процессов. Большое значение этому методу в своем исследовании придает Л.Г. Медведев, который подчеркивает, что «в любом сопоставлении предполагается выявление нового представления о предмете, его качестве. При этом с развитием восприятия характер ассоциативных сравнений становится более индивидуальным, более уточненным; явно прочитывающиеся внешние сопоставления качественно переходят во внутренние, психологические. Отбор сопоставляемых единиц определяет уровень образности мышления художника» [7, с. 126].

Следующий важный этап в изображении – сравнение объектов постановки между собой по величине, высоте, ширине, объему, цвету и установление соотношений между ними и между частями формы отдельного предмета. Умение видеть и выявлять пропорции – важнейший показатель развитого художественного восприятия.

Решение тоновых отношений. Для создания изображения обучающиеся должны ясно видеть тональные различия, которые наблюдаются как между градациями светотени на каждой объемной форме предмета, так и между светлотой цвета отдельных предметов.

Передача светотеневых градаций объемной формы. При передаче объема предметов, пропорциональных натуре, тоновыми отношениями между цветом предметов достигаются материальность, пространственная глубина и состояние освещенности.

В процессе работы в цвете студент обязан учитывать, что мазок или цветовое пятно (в зависимости от техники изображения) должны лепить форму предмета, а не ломать ее. Об уровне развития восприятия свидетельствует использование студентом мазка, различного по характеру. Известно, что мазки первого плана должны отличаться большей рельефностью, пастозностью и четкостью, а дальнего плана – мягкими переходами. Но все чаще на первом курсе планы выполнены с одинаковой напряженностью, в работе отсутствует глубина. Все это – свидетельство клипового восприятия.

Передача видимых изменений формы предметов в пространстве. Передача изменений цветотоновых отношений в пространстве. Появление пространства в работах студентов свидетельствует о качественных изменениях как в зрительном восприятии, так и в логическом мышлении рисующих и выражает наличие определенного графического опыта. Появление пространственных отношений в рисунках учащихся – показатель того, что восприятия предмета в натуре и своего рисунка уже не противоречат, как раньше, а начинают поддерживать друг друга.

Цветовое решение. Предметы постановки, как и объекты окружающей действительности, всегда сгармонированы по цвету благодаря общему освещению, взаимным рефлексам. Способность передать эту гармонию в рисунке – сложнейшая задача, которая формируется в процессе развития художественного восприятия.

Целенаправленное решение композиционных задач в работе также эффективно содействует оформлению разнообразных наблюдений в единое целое, создает определенную установку на более полное изучение объектов натуры.

Композиционная организация листа представляет собой такое расположение элементов изображения в работе, которое позволяет наиболее ясно выразить замысел автора. В процесс решения данной задачи активно включается весь опыт наблюдающего. Студенты должны рассматривать композицию своего рисунка как органическое целое с выраженным смысловым единством, где рисунок, цвет и сюжет объединяются.

Результаты исследования и их обсуждение. Формирование целенаправленного восприятия у студентов начальных курсов – главная задача преподавателя художественных дисциплин, потому как только данный вид восприятия, в отличие от клипового, способствует становлению профессиональной деятельности художника-педагога.

Художественное восприятие, впрочем, как и клиповое, не передается по наследству, а формируется посредством систематического, осмысленного, целенаправленного наблюдения. Бездумное же, хаотичное рассматривание, быстрое зрительное «перескакивание» с объекта на объект в изобразительном процессе, а также неумение сопоставлять, сравнивать предметы между собой – то, что мы наблюдаем сегодня. Когда процесс осмысленного наблюдения, сравнения станет постоянным, можно говорить о том, что восприятие начинает перестраиваться с клипового на художественное, когда внимание студента будет сосредоточено на поиске информативных свойств предметов, качественном и количественном отборе признаков, необходимых для изображения.

Заключение

В заключение следует отметить, что в современной системе образования необходимо учитывать такое явление информационного века, как «клиповость». В художественных вузах этот вопрос особо остро встает в процессе преподавания базовых профессиональных художественных дисциплин. В результате многолетней практической деятельности мы пришли к выводу, что уже на первом этапе обучения, начиная с первого курса, необходимо формировать у обучающихся художественное, целенаправленное восприятие, поскольку доминирование клипового видения не позволяет адекватно анализировать и изображать даже несложную академическую постановку. Отсутствует навык формирования осмысленного, целостного художественного образа. В связи с произошедшими в последнее время изменениями в видении студентов следует не только учитывать их индивидуально-психологические особенности, но и работать над изменением формы подачи теоретического материала.

Формированию целенаправленного наблюдения следует уделять самое пристальное внимание, оно должно носить систематический и планомерный характер, придерживаться определенной структуры, которая описана в данной статье. Лишь сформировав навык осмысленного восприятия в процессе обучения на начальных курсах, мы можем переходить к его дальнейшему развитию и совершенствованию.