Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

IMPACT OF SUPERVISION AND TUTORING ON THE SUCCESS OF THE FIRST-YEAR STUDENTS` ADAPTATION TO THE UNIVERSITY ENVIRONMENT

Gavrilenko E.N. 1 Dolgopolova A.F. 2 Timashkova T.E. 3
1 Kuban State Technological University
2 Stavropol Stare Agrarian University
3 Obnisk Institute for Nuclear Power Engineering the branch campus of National Research Nuclear University MePhI
In the article, the authors analyze the role of supervision and tutoring in the processes of first-year students` adaptation to the university`s environment. The paper reveals typical problems, types and forms of adaptation of first-year students to the conditions of a new educational and social environment, justifies the relevance of students' adaptation in terms of improving the quality of higher professional education, taking into account the state policy of strategic development in Russia. For the purpose of practical testing of the proposed hypothesis about the benefits of tutoring for successful adaptation of students, a pedagogical experiment was conducted. The respondents were first-year students from 16 to 18 years old from three Russian universities (1 control group and 2 experimental groups were selected in a sociological study). The methodological basis of the work was the formal-logical, statistical and empirical method (or the method of pedagogical experiment). During the research, the proposed hypothesis was confirmed, therefore, the results obtained are of practical value and can be applied in organizing the supervision system, or introducing a tutoring system to improve the adaptation process of first-year students in the educational space and, accordingly, improve the quality of education in any Russian university.
adaptation
supervision
tutoring
educational space
educational process
professional development
quality of education

Государственный Проект «Инновационная Россия – 2020» разработан на основе концепции стратегии долгосрочного инновационного развития Российской Федерации до 2020 года. В Проекте поставлена конкретная цель – перевести экономику России на инновационный путь развития. Достижение поставленной цели невозможно без наращивания человеческого капитала в сфере науки и образования, поэтому повышение качества высшего образования входит в состав основных приоритетов российского общества и государственной политики. Можно абсолютно четко утверждать, что высшее образование выступает как важнейший ресурс экономического роста и мощный потенциал формирования современной инновационной экономики.

В этой связи не удивительно то, что организация системы высшего образования находится под пристальным вниманием широкой общественности. Постоянно разрабатываются и апробируются новые подходы к вопросам организации не только учебного процесса, но и досуга студентов, ведется поиск путей повышения мотивации к обучению, адаптации студентов к требованиям вуза [1]. Обозначенные вопросы в системе высшего образования актуальны для любого вуза России, однако, на наш взгляд, особое место занимает проблема, связанная со сложностью процесса адаптации студентов первого года обучения. Очевидно, что превалирующая часть молодых людей, в перспективе формирующих студенчество, испытывает сложности с самоидентификацией и сопричастностью к современному динамичному миру, включая сферу образования. Действительно, успешный процесс адаптации студентов к особенностям образовательного процесса в стенах высшего учебного заведения во многом определяет траекторию их учебы и более легкую акклиматизацию в новых условиях при переходе из средней школы к высшему образованию.

«Адаптацию» в переводе с латинского языка (Adapto) можно трактовать, как приспособление к новым для личности условиям [2]. Адаптация выступает как показатель социализации и личностного развития, как процесс психологического включения в социальную или профессиональную общность.

Проблема успешной адаптации студента-первокурсника заключается в существующем противоречии между требованиями, предъявляемыми новой средой, и готовностью студента соответствовать этим требованиям [3]. Нивелировать подобные противоречия позволяет процесс принятия студентом новых условий, как непротиворечащих модели поведения личности. В этом контексте выделяют 2 вида адаптации: пассивную и активную [4]. Пассивная адаптация предполагает ситуацию, когда студентом безоговорочно принимаются новые установки, нормы поведения по принципу «я – как все». Активная адаптация – это не только принятие новых условий, но и стремление усовершенствовать существующую систему [5]. Данные виды адаптации дополняются формами адаптации к условиям вуза; выделим основные: когнитивную, коммуникативную и дидактическую [6]. Готовность к познавательной деятельности, вербальное и невербальное взаимодействие в вузовском пространстве, подготовка к образовательному процессу со стороны педагогического коллектива – три основные составляющие успешного процесса адаптации первокурсников. И если первые два аспекта во многом определяются личностными характеристиками студента, то третья часть полностью отводится способности педагогического и методического состава вуза сделать процесс адаптации студентов-первокурсников максимально комфортным для обеих сторон. Поэтому третий аспект заслуживает особого внимания, что найдет свое дальнейшее отражение в статье.

Как уже было отмечено, проблемы адаптации студентов связаны и со сложностью ассимиляции к новой среде – вузовскому пространству: часто возникает дисбаланс между требованиями вуза и совокупностью стремлений и ожиданий студента от процесса обучения. Точкой отчета при принятии новых «правил игры» будущим студентом (мы говорим о правилах высшего учебного заведения) является минимизация неопределенности и наличие достоверной информации. В большинстве случаев абитуриент получает актуальную информацию еще до поступления в выбранный вуз, как правило, на официальном сайте вуза. Данная информация, несомненно, полезна и используется абитуриентом, прежде всего, для профессионального самоопределения и, как следствие, более осознанного выбора вуза [7].

Однако дальнейшие действия «уже студента» опять попадают в облако неопределённости. Первокурсник сталкивается с «новшествами», связанными с процессом образования: лекции и семинары, самостоятельная работа, в том числе проработка конспектов, освоение новых дисциплин - при этом он еще и должен принимать активное участие в студенческой жизни или хотя бы пробовать. Очевидно, что создание благоприятных условий адаптации становится основной задачей педагогического состава, вовлеченного в работу с первокурсниками [8; 9].

В 2008 году в Общероссийском классификаторе профессий появился новый вид деятельности - «тьютор». С тех пор прошло более 10 лет, но тьюторство, как специально организованная деятельность, весьма редко наблюдается в российской образовательной системе. Тьютор – это компетентный во всех тонкостях образовательной системы специалист, но его деятельность не связана непосредственно с процессом передачи знаний, скорее, это персональный наставник [10]. Студент сам выбирает лекции, которые будет посещать, а тьютор помогает сделать этот выбор более эффективным. Абсолютно понятно, что вопросы организации воспитательного процесса и деятельность куратора в вузе достаточно часто становятся предметом социально-педагогических исследований. Следовательно, изучение влияния системы тьюторства на процесс адаптации студентов–первокурсников в высшем учебном заведении является весьма актуальным направлением исследования.

Цель нашего исследования заключается в изучении влияния кураторства в виде тьюторства на адаптацию студентов–первокурсников к обучению в вузе. Основная гипотеза исследования: тьюторство более положительно сказывается на процессе адаптации студентов к будущей профессии и помогает быстрее наладить процесс ассимиляции первокурсников к вузовскому пространству.

Материал и методы исследования

Была произведена репрезентативная выборка среди студентов в возрасте от 16 до 18 лет. В основу диагностики положены следующие методики [7]: методика «Выявления типичных трудностей первокурсников» (Б.Г. Мещеряков); методика «Изучение мотивации обучения в вузе» (А.А. Реан, В.А. Якунин).

В ходе проводимого психолого-педагогического исследования были выделены три группы студентов:

1. Контрольная группа в количестве 25 человек, представленная студентами первого курса ФГБОУ ВО «КубГТУ», не имела куратора.

2. Экспериментальная группа 1 в количестве 23 человек, состоящая из студентов первого курса ФГБОУ ВО «СтГАУ», проходила адаптационный период под руководством куратора.

3. Экспериментальная группа 2 в количестве 24 человек, представленная студентами ИАТЭ «НИЯУ «МИФИ», проходила адаптацию под руководством куратора, который более соответствовал характеристикам тьютора (куратор компетентно ориентировался в особенностях ООП, ФГОС данного направления подготовки).

Результаты исследования и их обсуждение

Особый акцент сделан на определении мотивации выбора учебного заведения и самого направления подготовки студентами. Мы разделили время, необходимое для принятия решения о выборе учебного заведения, на 4 периода: за несколько дней до поступления, за несколько месяцев, в старших классах (за период 10-11 классов), в течение года перед поступлением. По итогам распределения респондентов (34,4% - в течение года, 28,7% - в старших классах, 19,4% - за несколько месяцев до поступления, 17,5% - за несколько дней) было установлено, что большинство опрошенных подошли к своему выбору обдуманно, что является хорошей прогнозной тенденцией относительно адаптации и профессионального развития будущих специалистов. На один из вопросов анкеты: «Чем был обусловлен ваш выбор вуза: конкретные факторы влияния?» студенты чаще всего выбирали ответы: «Интерес к будущей профессии» (43,2% опрошенных), «Рекомендации знакомых» (34,2%) и «Мнение родителей» (22,6%).

Следует отметить общую «проблемную» черту большинства первокурсников - неумение организовать себя, что приводит к нерациональному использованию времени. Более гибкий график учебных занятий в вузе приводит к низкому уровню самоконтроля и самоорганизации, что отрицательно влияет на результаты процесса адаптации [9]. Далее мы изучили данные, касающиеся изменений образа жизни студентов. Статистическая обработка материала по этому вопросу отразила 3 вида ответов (рисунок 1): образ жизни практически не изменился; образ жизни изменился в незначительной степени; образ жизни полностью изменился.

Рис. 1. Диаграмма ответов на опрос «Как изменился образ жизни с началом обучения в вузе?»

Более легкая адаптация к студенческой жизни касается студентов с хорошей мотивацией получить стоящую профессию: они понимают, что они хотят от вуза и какие усилия готовы приложить. После этого была обработана информация о желании студентов идти в вуз и преобладающем настроении касательно учебного процесса. В результате выделились следующие группы: всегда с желанием идут в вуз – 20,3% опрошенных; желание идти в вуз проявляется ситуативно – 76,4%; затрудняются ответить – 3,3%.

В конце учебного года мы повторили анкетирование: следовало оценить динамику процесса и по вопросам мотивации посещения занятий в вузе, и по самочувствию студентов, и по доминирующему настроению в отношении учебного процесса. Результаты представлены контрольной и экспериментальными группами 1, 2 на рисунке 2.

Рис. 2. Диаграмма 2-го анкетирования «С каким настроением вы идёте в вуз?»

Выводы

Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы.

Проведенное исследование позволяет констатировать, что более успешной оказалась работа тьютора, компетентно ориентированная на развитие профессиональных качеств, которая позволила реализовать такие задачи, как обеспечение условий для изменения мотивации студента к себе, к учебному процессу, к своему профессиональному будущему, к становлению личности, ориентированной на успешную профессиональную деятельность.

Проиллюстрируем распределение ответов респондентов: для наглядности рассмотрим диаграммы на рисунках 3 и 4 ответов студентов первого курса в разрезе следующих аспектов – положительных и негативных факторов, оказывающих влияние на процесс обучения в вузе, а также основных составляющих деятельности студента в вузе.

Рис. 3. Диаграмма положительных факторов, отмеченных студентами 1 курса

Рис. 4. Диаграмма негативных факторов, отмеченных студентами 1 курса

Пункты «Интересный курс», «Профессионализм и адекватность преподавательского состава» и «Хорошие жилищные условия» для первокурсников являются более важными. Что касается негативных (отрицательных) факторов, беспокоящих студентов, то здесь единообразие во мнениях наблюдается по пункту «Отсутствие учебных материалов и иных источников для подготовки к парам» и «Буллинг однокурсниками». Второй пункт занимает последнюю строчку в ранжировании проблем, что звучит весьма оптимистично: психологический комфорт в коллективе находится на высоком уровне, и студенческий социум для самих студентов не является враждебной средой.

Пункт «Отсутствие четких перспектив и видение себя как специалиста» на первом курсе мало актуален для первокурсников: они редко задумываются о своих перспективах стать востребованным, хорошо оплачиваемым специалистом, данное осознание приходит позже.

Нами был проведен опрос «Роль куратора в университете?». По мнению студентов–первокурсников, куратор в большей степени необходим для того, чтобы адаптироваться к студенческой жизни (рисунок 5).

Рис. 5. Диаграмма опроса «Роль куратора в университете?»

Выводы по анализу теоретических аспектов процесса адаптации студентов и по проведенному практическому исследованию:

1. Эффективность образовательного процесса вуза тесно связана с процессом адаптации, и создание благоприятного адаптационного периода является первостепенной задачей всего процесса, в ходе которого реализуются условия, способствующие повышению исходных профессионально значимых качеств; используются современные способы улучшения практических навыков самостоятельной работы; активизируются механизмы включения первокурсников в систему студенческого пространства.

2. Объективно существует необходимость компетентного педагогического сопровождения студентов в адаптационном периоде, то есть имплементирование дидактической составляющей в процесс адаптации, например посредством тьюторства.

3. Очевидна актуальность разработки теоретического обоснования и введения в процесс образования и воспитания новой системы кураторства - тьюторства, которая отвечала бы современным требованиям деятельности вуза.

Еще раз отметим, что процесс обучения является базой профессионализации студента и способствует становлению его мировоззренческой позиции [2]. Поэтому одной из важнейших педагогических задач любого вуза является работа со студентами первого курса: студенту необходимо помочь как можно быстрее и успешнее привыкнуть к новым условиям обучения, почувствовать сопричастность к процессам, происходящим в новом для него обществе - студенчестве. Тьюторство имеет все шансы на способствование успешному решению этих вопросов.