Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOCIAL COACHING AS A FACTOR OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF SENIOR PUPILS

Rayanova Y.Y. 1 Chusovitina O.M. 1
1 Siberian State University of Physical Education and Sport
The urgency of the problem of introduction of social coaching in the educational environment in the process of pre-professional socialization of high school students. The understanding of pre-professional socialization and its criteria is presented. The results of the study of pre-professional socialization among students of 10 classes of secondary school № 118 of Omsk are described. The study used methods of testing and pedagogical experiment. The results of the study revealed the low-motivated surveyed and students with disharmonious social attitudes who are more in need of coaching in the process of pre-professional socialization. An integrated approach to solving the problem of using social coaching in the process of pre-professional socialization of high school students is presented. The model of psychological and pedagogical support with the use of coach technology includes professional diagnostics, professional education, professional education and psychological counseling. The authors believe that the result of the introduction of coaching technology in the educational environment is the formation of student’s harmonious social attitudes and the status of professional identity, aimed at the process of work and self-realization in the workplace. It is important to create conditions with the help of coaching technology that contribute to the correction of disharmonious social attitudes, learning productive goal-setting and time planning. Socialization of high school students through coaching can occur through professional and life self-determination.
pre professional socialization
psycho-pedagogical support
career choice
choice motives
attitudes
status of professional identity
social coaching.

Проблема применения социального коучинга в процессе допрофессиональной социализации старших школьников является особенно актуальной в настоящее время в связи с динамично меняющимся рынком труда, стремительным появлением новых профессий, о которых обучающиеся старших классов имеют лишь поверхностные представления. Именно в процессе допрофессиональной социализации, результатом которой должен стать осознанный и ответственный выбор профессии и способов получения высшего образования, возникает необходимость применения технологий поддержки и помощи старшеклассникам [1].

Допрофессиональная социализация рассматривается как многогранный процесс включения индивида в дотрудовую деятельность, направленный на получение знаний о современных и востребованных в обществе профессиях, выявление индивидуальных склонностей к определенным профессиям, усвоение профессиональных норм и развитие профессионально важных качеств. Особенностями допрофессиональной социализации как процесса являются приобщение старшеклассника к будущей профессиональной роли и развитие различных типов адаптивного поведения, которые проявляются не как простое подчинение внешним требованиям, а как выбор оптимального поведенческого решения в ситуации выбора профессии [2].

Вследствие этого в теории и практике образования проблема применения технологий поддержки в процессе допрофессиональной социализации является недостаточно изученной по следующим причинам:

– система психолого-педагогического сопровождения обучающихся с учетом их индивидуально-психологических и динамических характеристик и социального коучинга в нем недостаточно обоснована;

– отмечается несоответствие между потребностями старшеклассников в коучинге и реальными условиями для удовлетворения этих потребностей в образовательной среде;

– недостаточно изучены социальные и психологических механизмы, обеспечивающие помощь в развитии и саморазвитии профессиональных качеств обучающихся.

Появившаяся потребность в помощи и поддержке у старшеклассников в процессе допрофессиональной социализации призывает к совершенствованию инструментов саморазвития личности, являющихся частью системы образования. Одним из методов образования, способствующих саморазвитию, является коучинг.

Коучинг рассматривают не только как науку, искусство, процесс, технологию, метод, но и как новый тип мышления, свободный от императивного вмешательства со стороны взрослых. При помощи эффективных открытых вопросов коуч помогает активизировать глубинные ресурсы человека, вернуться к своему внутреннему знанию, осуществляет помощь в активизации субъектной позиции при поиске ответов. Методы и технологии коучинга позволяют отчетливо увидеть цель и спроектировать индивидуальный маршрут ее достижения максимального раскрытия внутреннего потенциала человека [3].

Процесс взаимодействия коуча и обучающегося осуществляется с помощью таких аспектов, как:

– поддержка имеющихся у обучающегося возможностей, которые потенциально находятся в зоне его ближайшего развития;

– построение условий, которые способствуют переведению поддерживающихся качеств в самостоятельную деятельность самого обучающегося;

– формулирование собственных проблем, противоречий и придание им (через взаимодействие с взрослым) развивающего характера путем превращения проблемы в деятельностную задачу.

Потребность в использовании коучингового подхода в современной образовательной среде является достаточно очевидной, так как старшие школьники испытывают затруднения в постановке целей и выборе путей их достижения в процессе допрофессиональной социализации. Новаторский метод в обучении при применении коуч-технологии заключается в следующем:

– акцент в сложных ситуациях переносится не на проблему, а на решение;

– обучение осуществляется с фокусом не на недостатки, а на сильные стороны;

– обучение коуч проводит не на ошибках, а на успехе;

– ориентир выбирается не на то, что было, а на то, что будет;

– педагог выступает не в роли контролера, а фасилитатора, консультанта.

Предметом работы педагога-коуча является создание ситуации на уроке, когда у обучающегося возникает желание обучаться, получать знания. Отношения между наставником и обучающимися должны быть направлены исключительно на решение поставленных задач. Поэтому применение данной техники требует от педагога самовоспитания, выработки умения слушать и слышать остальных, задавать нужные вопросы, которые, как правило, существенно важнее умения отдавать прямые и грамотные указания [4].

Результатом применения коуч-технологии в допрофессиональной социализации обучающихся являются следующие показатели:

1) ценностный-смысловой – наличие мотивов, гармоничных социальных установок выбора профессии, активная позиция старшеклассника в процессе принятия решения;

2) информационно-аналитический – умение анализировать и критически оценивать информацию, осведомленность о профессии;

3) деятельностно-практический – умение проводить критику имеющихся вариантов выбора профессии, контролировать и корректировать профессиональные планы, заниматься профессиональным самовоспитанием и саморазвитием [5].

Цель исследования: теоретически и практически обосновать социальный коучинг как фактор допрофессиональной социализации обучающихся.

В исследовании допрофессиональной социализации и готовности к взаимодействию с коучем принимали участие 53 респондента – обучающиеся 10-х классов средней общеобразовательной школы № 118 г. Омска.

Материал и методы исследования. В исследование допрофессиональной социализации были включены следующие методики [6, 7]:

1) диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф. Потемкина);

2) изучение мотивов профессионального выбора (А.А. Кибирев);

3) изучение статуса профессиональной идентичности (А.А. Азбель и А.Г. Грецов);

4) готовность к профессиональному самоопределению (В.Б. Успенский);

5) анкета, направленная на исследование умений ставить и добиваться жизненных целей, планирования времени, а также отношения к коучингу.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты исследования допрофессиональной социализации и готовности к работе с коучем у старшеклассников показали, что 60% обучающихся имеют средний уровень допрофессиональной социализации. У 20% подростков выявлены высокий и низкий уровни соответственно. Это говорит о том, что большинство обучащихся уже выбрали свою будущую профессию, но все еще ищут альтернативные варианты и помощь коуча им необходима в выборе вариантов и анализе рынка труда.

Анализ мотивов профессионального выбора старшеклассников играет важную роль в работе с коучем. Результаты диагностики показали, что для 14% старшеклассников доминирующими являются предметный мотив, определяющий интерес к конкретному учебному предмету, и ситуативно-прагматический мотив, который обусловлен рейтингом выбираемой профессии на рынке труда, но без учета собственных интересов и склонностей, а также формируется под влиянием лидеров и референтной группы.

Социально-психологические установки выступают важнейшим фактором, способным регулировать и детерминировать поведение старших школьников. Результаты изучения социально-психологических установок показали, что у 34% обследуемых были отмечены слабовыраженные социальные ориентации, свидетельствующие о наличии трудностей в принятии решения о выборе профессии. У 39% обучающихся проявились дисгармоничные социальные установки, что означает наиболее яркую выраженность одних и меньшую развитость либо вообще отсутствие других социальных установок и свидетельствует о необходимости специального психолого-педагогического сопровождения допрофессиональной социализации. По результатам изучения социальных установок мы установили, что 21% респондентов привлекает в будущей профессии результат. Чуть меньшее число испытуемых привлекают сам процесс, свобода и труд, что свидетельствует о психологической готовности к дальнейшему профессиональному обучению, получению профессии и отражает направленность на ведущий вид деятельности, обусловливает потребность в честном самостоятельном труде. Несмотря на позитивное стремление к результату в деятельности, старшеклассники не всегда способны уделять должное внимание самому процессу деятельности, от этого ожидаемый результат может быть не достигнут, что приведет к разочарованию.

В результате проведенного анкетирования о потребности в коучинге мы можем констатировать, что большинство старших школьников готовы уделять время работе с коучером. Запросы обучающихся варьируют от грамотного распорядка времени до профессионального самоопределения. Достижению главных целей в жизни старшеклассники отводят небольшой период, как правило, до 25 лет, но, даже если цель не будет достигнута в срок, молодежь продолжит ее добиваться, что свидетельствует о целеустремленности старших школьников.

Снизить остроту большинства социальных проблем старших школьников поможет внедрение коучинга в образовательную среду. От самого коучинга учащиеся ожидают упрощение восприятия жизненных проблем, ориентировку сознания на выполнение более важных целей и задач.

Использование коуч-технологии предполагает необходимость специальной организации деятельности обучающихся, включающей: проблемное формирование мотивов и установок мотивов выбора профессии, анализ полученных знаний о себе и мире профессионального труда; поддержку в соотнесении знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности, корректировку статуса профессиональной идентичности, развитие и саморазвитие профессиональных качеств, развитие умений проектирования жизненного пути, активизацию участия школьников в формировании своего будущего с опорой на достижения и сильные стороны.

На основе изученного теоретического материала и диагностических данных нами был проведен педагогический эксперимент с использованием социального коучинга в процессе допрофессиональной социализации старших школьников. Модель психолого-педагогического сопровождения с использованием коучинга включала профессиональную диагностику, профессиональное просвещение, профессиональное воспитание и психологическое консультирование.

Проведение диагностики было направлено на изучение личности школьника. Данный компонент включает в себя проведение с обучающимися комплекса диагностических методик, выявляющих сформированность показателей допрофессиональной социализации.

В процессе профессионального просвещения коучинг реализуется через проблемное информирование школьников о современных профессиях, о способах и условиях овладения ими, через усиление мотивации для поиска новых, недостающих сведений о будущей профессии, через активизацию сил и мобилизацию человека к самопознанию и самоопределению в океане труда и профессий. Реализация данного компонента предполагает проведение диспутов, эвристических бесед, мастер-классов.

Использование коучинга в профессиональном воспитании направлено на развитие гармоничных социальных установок, мотивов, интересов и склонностей, на коррекцию и воспитание профессиональных свойств личности, склонностей с опорой на сильные стороны. Данный компонент был реализован с помощью профориентационных игр, дискуссий, проектов, тренингов, направленных на активизацию ресурсов личности, формирование представлений о современном рынке труда, расширение знаний о профессиях будущего, проектирование индивидуального плана своего профессионального будущего.

Тренинг «Ты сможешь» – это интерактив, который направлен на обучение старшеклассников грамотному планированию времени, тайм-менеджменту, в ходе которого коуч предлагал упражнения, способствующие эффективному ранжированию времени, его распределению в порядке приоритетности для школьников, например «Пирог времени», «Поглотители времени».

Тренинг «Все в твоих руках» помог научить молодежь основам продуктивного целеполагания, способам принимать обдуманные, взвешенные решения в профессиональном самоопределении с учетом своих интересов, склонностей.

Воспитание в психологии обозначает формирование и изменение социальных установок человека. Социальная установка имеет три компонента: когнитивный, аффективный и конативный. Формирование социальных установок – это изменение одной (либо всех) составляющих компонентов посредством упражнений «Братолюбие живет тысячью душ...» (альтруизм – эгоизм), «Работа по душе» (процесс – результат), «Любовь к свободе – это любовь к людям» (нравственные нормы в профессии), «Якоря карьер» (труд и деньги), «Мое видение будущей профессии» (профессия – акт любви, а не брак по расчету).

В процессе профессиональной консультации коуч помогает обучающимся и их родителям устанавливать соответствие между индивидуальными, психологическими особенностями и специфическими требованиями той или иной профессии посредством индивидуальных бесед по проблемам профессионального самоопределения.

Конечным результатом использования коучинга в образовательной среде является формирование у старшеклассника готовности активно выполнять намеченный план достижения своего профессионального будущего [8, 9].        

Заключение

На основании проведенного исследования и изученной научной литературы нами был внедрен коучинг в процесс психолого-педагогического сопровождения допрофессиональной социализации старшеклассников. После проведенного педагогического эксперимента у большинства оптантов произошли незначительные изменения в повышении социальных установок на труд, на процесс, незначительно снижены показатели по результатам. Отсутствуют ориентации на эгоизм по сравнению с показателями первичной диагностики.

Таким образом, социальный коучинг в допрофессиональной социализации старших школьников может способствовать эффективному профессиональному и жизненному самоопределению, позволяет формировать готовность к реализации профессионального плана, способствует изменению социальных установок старших школьников.