Профилактика алкоголизма – одна из важнейших медико-социальных проблем современности [1,2]. На фоне практического отсутствия последовательной программы борьбы с алкоголизмом, особенно среди подрастающего поколения, последний начинает приобретать системный характерна государственном уровне, вторгаясь во все стороны человеческой жизни [3,4]. Фактически в настоящее время алкоголизм превращается в катастрофу, охватившую молодежную среду, угрожающую будущим необратимым изменением генофонда нации [5-7].
По мнению М.Е. Поздняковой, имеются убедительные доказательства наличия в современном обществе потребности в алкогольном опьянении. Умеренное потребление алкогольных напитков для значительной части подростков становится социальной нормой и более того – обязательной частью образа жизни молодежи. Характерной особенностью ранней алкоголизации детей и подростков является, с одной стороны, отсутствие потребности в алкоголе, а с другой – отсутствие внутренней мотивации протеста. Более того, употребление пива и слабоалкогольных напитков все больше становится частью молодежной культуры [8]. Наиболее высокий уровень потребления алкоголя среди детей и подростков наблюдается в сельской местности, при этом выявлена стойкая тенденция к употреблению крепких алкогольных напитков. Отягчающим ситуацию моментом является фактическое установление наличия опыта непрерывной алкоголизации в течение нескольких дней подряд у 43,2% подростков мужского пола [9].
Проблема пристрастия к алкоголю среди молодежи актуальна, в том числе и для жителей Омской области. Поскольку дети и подростки относятся к наиболее беззащитным слоям населения, они оказались наиболее уязвимы в период рыночных реформ. В настоящее время среди учащихся профессиональных образовательных учреждений сельской местности Омской областиболее 30% воспитанников из неблагополучных семей употребляют спиртное с частотой один-два раза в неделю [10].
В связи с этим целью исследования являлось изучение особенностей подросткового алкоголизма у контингента учащихся профессиональных образовательных организаций сельской местности Омской области.
Материалы и методы исследования. Период проведения исследования подросткового алкоголизма среди учащихся сельских профессиональных образовательных учреждений Омской области охватил с 1987 по 1989 гг. [11]. Исследование было продолжено через 25 лет (2012–2016 гг.) в тех же самыхсельских профессиональных образовательных учреждениях по аналогичной методике.
Исследовательская когорта составляла в первом случае 928 учащихся (средний возраст 16,1 ± 1,2 года), во втором 280 (средний возраст 17,5 ± 1,5 года). Все обучающиеся относились к лицам мужского пола, являлись бывшими школьниками с неполным средним образованием (основное общее образование).
Опрос обучающихся проводился методом анонимного анкетирования по специально разработанной анкете. Определение психологической склонности респондентов к алкоголизации было выполнено по шкале V патохарактерологического диагностического опросника А.Е. Личко [12].
Статистическая обработка материала была проведена с использованием статистических функций Microsoft Excel 2007 и пакета прикладных программ SPSS 12.0. Проводилось вычисление средних величин, экстенсивных и интенсивных показателей, параметрических критериев достоверности статистических оценок (использовался t-критерий Стьюдента) [13].
Результаты исследования и их обсуждение. В результате проведенного исследования установлено, что алкоголизация подростков, обучающихся в сельских профессиональных учебных заведениях, социально обусловлена, факторы риска ее развития прежде всего являются следствием дефектов воспитания и неблагополучной обстановки в семье (рисунок). Ранней алкоголизации опрошенных подростков также в значительной мере способствуют пьянство близких родственников, распад семьи, судимость членов семьи (в 25,2% случаев на 100 опрошенных).
Наряду с этим большой отрицательный вклад вносит отсутствие возможности профессиональной реализации родителей подростков, что приводит к хронической безработице и постоянному безденежью. Данная проблема не была характерна для 1980-х гг., однако в настоящее время практически каждый третий из числа опрошенных (32,5%) отметил, что семья живет случайными заработками. Такое сложное материальное положение семьи в условиях рыночной экономики является одним из ведущих факторов для распития алкогольных напитков, чтобы снять тоску, беспомощность и безысходность. Безусловно, для подростков это является наглядным и достойным подражания примером.
В конечном итоге такое положение непременно приводит к тому, что семья чрезвычайно рано теряет для ребенка свое воспитательное значение, постепенно и самое главное – последовательно формируя социально-нравственную толерантность подростков пьянству. За годы «перестройки» и распада СССР исчезла общественно-политическая активность учащихся средних профессиональных образовательных учреждений. Так, если раньше более половины обучающихся состояли, пусть и формально, в рядах ВЛКСМ, то сейчас ни один из респондентов не сказал, что входит в состав какой-либо общественной организации, что у него есть общественное поручение, задание от педагога.
Характеристики семей обследованных учащихся, на 100 опрошенных
Сравнительный анализ результатов анкетирования показал выраженное снижение за прошедшие годы уровня информированности учащихся о пагубности увлечения спиртными напитками на общем фоне привлекательности приема алкоголя. Только крайне незначительная часть из числа опрошенных (7%) дала правильные ответы о губительном воздействии алкоголя на здоровье, хотя в 1987 г. доля аналогичных ответов составляла 24%. Более того, тревогу вызывает принципиальное отсутствие желания у подавляющего числа учащихся (90%) вести трезвый образ жизни, как в настоящее время, так и в отдаленном будущем. А в исследовании, проведенном в ХХ в., 50% опрошенных респондентов высказывали такое намерение.
Возраст начала алкоголизации обучающихся сельских профессиональных учебных заведений отражен в таблице.
В 1980-х гг. прием алкоголя начинался в 13,1 года, а злоупотребление им – с 13,9 лет, то есть в границах одного 13-летнего возраста. В настоящее время сохраняется тенденция первое знакомство с алкогольными напитками начинать с пива, но в более раннем возрасте – в 10,4 года. Практически это означает, что знакомство с алкоголем начинается уже в начальной школе. Далее, до начала злоупотребления, начинающегося в возрасте 12,6 года, имеет место период относительного благополучия, «относительной трезвости» продолжительностью в 2,2 года.
В середине 1980-х гг. приобщение обучающихся к алкоголю было «растянуто» по времени на 14 лет (ampl. 4–18 лет), а теперь этот период сократился и приходится исключительно на период школьного обучения (ampl. 5–15 лет). Если в 1980-х гг. средний возраст приобщения к алкоголю совпадал с окончанием восьми классов, то в настоящее время это третий-четвертый класс школы, то есть на пять лет раньше.
Эту особенность можно объяснить тем, что дети десяти-одиннадцати лет в силу своих психолого-физиологических особенностей еще не готовы к частой и массивной алкоголизации, но тем не менее постепенно начинают приобретать питейный опыт. Причины употребления содержащих спирт напитков, как в прошлое исследование, так и в нынешнее, указываются неконкретно, размыты в определении – это праздники, встречи с друзьями, от нечего делать, убить время.
Возраст начала алкоголизации обучающихся профессиональных учебных заведений, лет (М±m)
Спиртные напитки |
1987 г. |
2015 г. |
p |
Пиво |
13,1 ± 0,21 |
10,4 ± 0,27 |
< 0,001 |
Вино |
14,2 ± 0,36 |
10,4 ± 0,31 |
< 0,001 |
Водка |
14,6 ± 0,41 |
10,6 ± 0,29 |
< 0,001 |
Спиртные напитки домашнего изготовления |
14,8 ± 0,42 |
12,6 ± 0,24 |
< 0,001 |
Весьма вероятно, что снижение материального благополучия в семье за прошедшие годы способствовало болеечастому употреблению спиртных напитков домашнего изготовления (до двух-трех раз в месяц и чаще у 30% воспитанников) по сравнению с 1980-ми гг., когда регулярное потребление напитков типа браги или самогона было выявлено только у 5,1% учащихся. В отличие от городских жителей юные сельчане практически не покупают алкогольсодержащие напитки типа джин-тоников. Так, только 5% подростков сообщили, что выбирают первые, и объяснили свой выбор тем, что «они не горькие». Как и раньше, так и в настоящее время обучающиеся отрицают употребление суррогатов алкоголя типа одеколона, настойки боярышника и подобной аптечно-парфюмерной продукции.
Согласно полученным данным значительно возрос контингент злоупотребляющих спиртными напитками по частоте употребления. Частота потребления алкоголя (с учетом напитков домашнего изготовления) один раз в неделю и чаще выросла до 20,0% опрошенных (в 1987 г.– 9,9%); один-три раза в месяц – 47,1% (в 1987 г. – 34,3%). Показатель регулярности потребления спиртных напитков по сравнению с 1987 г. (5%) увеличился более чем в три раза и составил 17%. Более того, если на первых курсах в 1988 г. удельный вес обучающихся подростков, не употребляющих спиртного, определялся в диапазоне от 4,8 до 14,8% (в среднем 9,1%), то при последнем анкетировании таковых не оказалось.
На момент опроса в исследовании, проведенном в 1987 г., продолжительность непрерывного употребления алкоголя респондентами составляла 4,1±0,1 года, у современных подростков данный показатель статистически значимо (p<0,001) увеличился почти в два раза (на 3 года) и составил уже 7,1±0,2 года. Это является доказательством прогрессирования алкоголизации обучающихся профессиональных учебных заведений.
Чрезвычайно важной задачей исследования являлось изучение психологической склонности к алкоголизации, для чего была использована шкала V патохарактерологического диагностического опросника А.Е. Личко [12]. Как и в предыдущие годы, сохраняется закономерность – склонность к алкоголизации увеличивается с возрастом и курсом обучения, частотой приема спиртных напитков. Если средний показатель в 1987 г. был +0,8 (умеренная склонность), то в 2015 г. он увеличился до +2,8 и стремится к выраженной склонности. В первом исследовании каждый третий подросток (30,9%) проявлял выраженную склонность к алкоголизации, а в настоящее время этот показатель вдвое выше (60,0%). Поэтому неудивительно, что отрицательное отношение к алкоголю проявляют только 4,5% современных учащихся (раньше каждый четвертый – 25,1%).
Злоупотребляли пивом 51% опрошенных подростков, и 20% из них употребляют его несколько раз в неделю, а 52% из данной категории делают это по пути в учебное заведение или домой. Особенно тревожит то, что в настоящее время не скрывают употребление пива от родителей и педагогов практически все подростки из числа часто пьющих (90%)–«от бутылки пива не пьянеют», «уже взрослый» – и 50% из числа незлоупотребляющих, что уже является негативным факторомалкоголизации по взрослому мужскому типу.
При анализе в 2015 г. оценочной ежемесячной стоимости трат на спиртные напитки оказалось, что преимущественные траты составляют в пределах 700–800 рублей. При покупке напитков чаще всего предпочтение отдается пиву, в основном по причине его невысокой стоимости и доступности. Крепкие напитки употребляются подростками, как правило, в случайных местах с группой сверстников, а домашние напитки типа браги или самогона – дома с друзьями.
Употребление алкогольных напитков школьниками и студентами должно рассматриваться как форма нарушения поведения, а не считаться вредной привычкой. И это является реальностью современной России. К таким же формам нарушения поведения следует относить курение табака и употребление наркотических препаратов, что зачастую является следствием употребления алкоголя. В настоящее время постоянно курят 74,6% опрошенных обучающихся против 62,4% ранее. Возраст начала табокурения в 1980-х гг. был 13,6 ± 0,3 года и снизился в настоящее время до 10,1 ± 0,2 года. Соответственно увеличился и стаж курения – с 4,2 ± 0,1до 8,3 ± 0,2 года. В ассортименте табачных изделий по-прежнему представлены низкосортные изделия по причине их невысокой стоимости.
По результатам опроса 29,6% респондентов хотя бы однократно принимали наркосодержащие средства, чего не отмечалось в 1980-х гг. Средний возраст приобщения составил 15,2 ± 0,3 года, на нем и заканчивается этап начала первых проб. Установить путем анкетирования, пусть и анонимного, характер потребления психоактивных веществ не представилось возможным. Администрация учебных заведений не отрицает злоупотребления алкоголем учащимися, их массового курения и однозначно утверждает, что «этой проблемы» – употребления наркотиков – в учебных заведениях нет.
Подводя итог вышесказанному, следует сделать вывод, чтоза истекшие 25 лет произошло существенное изменение стиля алкоголизации сельских подростков мужского пола. Современным учащимся присуще более раннее (уже в 4–5-м классе школы) начало приобщения к алкогольным напиткам, и к моменту окончания учебного заведения они уже имеют семилетний питейный опыт. В результате этого все подростки, поступившие на первый курс, уже знакомы со спиртными напитками. Если раньше, в 1980-х гг., основная часть обучающихся училищ (41,3%) употребляла алкоголь не чаще одного раза в месяц, то в настоящее время более двух третей опрошенных (67,1%) делают это уже один раз в месяц и чаще. Нынешние подростки раньше приобщаются к напиткам домашнего изготовления и употребляют их в значительно большей степени. Так, 30% респондентов употребляли такие напитки несколько раз в месяц и чаще. Одной из характерных черт алкоголизации современного поколения является то, что юноши не пытаются скрывать употребление пива и курение от взрослых. Все это говорит о формировании злокачественного стиля алкоголизации у значительного числа обучающихся системы профессионального образования, чему в немалой степени способствует доступность алкогольных напитков в торговой сети.
Заключение
Таким образом, проведенное исследование убедительно подтверждает данные, полученные Е.С. Скворцовой, согласно которым алкоголизация учащихся системы профессионального образования носит достаточно массовый характер [14]. Усугубляет проблему рост употребления подростками пива на фоне признания его безалкогольным напитком. Особая опасность алкоголизации подростков заключается прежде всего в «наращивании» питейного стажа и опыта подростков, отсутствии у них трезвеннических установок и крайне недостаточным уровне профилактической противоалкогольной работы, проводимой среди молодежи в образовательных учреждениях и в средствах массовой информации.
Объявленная руководством страны ценность патриотического воспитания нашей молодежи обязательно должна быть подкреплена реальными действиями, одно из них – помощь в освобождении подростка от пагубных страстей, которые делают личность носителем отклоняющегося поведения и более того – передачи питейных традиций следующему поколению. Формирование здорового образа жизни в противовес прогрессирующей деструктивной направленности в подростковой среде заключается в поиске новых адекватных путей формирования у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью, а также в построении на различных уровнях образовательной среды системы профилактики девиантных форм поведения обучающихся.