Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ABOUT REALIZATION OF MODEL OF NETWORK INTERACTION OF PREPARATION OF PEDAGOGICAL SHOTS IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION

Artemenko N.A. 1
1 Novorossiysk branch of the Krasnodar university Ministry of Internal Affairs of Russia
Article is devoted to a problem of the organization of network interaction of the educational organizations among themselves and with subjects of the external environment for increase in efficiency of use of cumulative potential of a system of professional education. The main stages of work on the project on creation of model of network interaction of preparation of pedagogical shots in the system of continuous pedagogical education on the basis of the Novorossiysk social teacher training college are described. Activity of the teaching building of college was aimed at formation at participants of skills which will allow to become it competitive in labor market, in education market and to increase the level of professional adaptation of experts in the territory of the municipal unit of Novorossiysk. The project was conceived and realized during realization in the Novorossiysk social teacher training college of the Program of design and innovative and skilled and experimental activity. The program ensured systematic and purposeful collaboration with social partners of college (the educational organizations) in training of qualified personnel and development of a system of vocational guidance. In article the main directions of implementation of the project are designated: the organization and ensuring preprofile preparation of psychology and pedagogical orientation, practical training of students of a pedagogical profile, ensuring quality control of training of specialists, material support of perspective graduates of a pedagogical profile, interaction with the organizations of higher education, additional professional education; main stages of realization: preparatory stage, stage of introduction of model, stage of generalization and broadcast of experience.
model of network interaction
preparation of pedagogical shots
innovative model
assessment of opportunities of the educational organization
educational technologies
continuous pedagogical education
design activity

Современная экономическая ситуация в нашей стране такова, что усовершенствование технологий производства требует высококвалифицированных специалистов.

Система непрерывного педагогического образования, региональная в том числе, строится с учетом приоритетов развития общего образования России и направлена на обеспечение высоких образовательных результатов. Подготовка высококвалифицированных специалистов является главнейшей задачей любой системы образования.

Однако, как показывает опыт, система образования в последние годы не всегда отвечает требованиям экономической ситуации. [1]. В связи со сказанным одним из возможных решений модернизации региональной системы непрерывного образования является внедрение сетевых проектов для обеспечения доступности хорошего образования [2]. Решение данной задачи предполагает и совершенствование сетевого взаимодействия разных типов образовательных учреждений. Надо отметить, что «появление разнообразных моделей взаимодействия общеобразовательных учреждений, типов кооперации свидетельствует о необходимости сотрудничества различных сфер образования, развития такого сотрудничества, наполнения его новым содержанием, а также новых моделей и механизмов управления этими процессами» [3, с. 35].

Педагогическое образование, являясь сегодня приоритетным направлением сферы российского образования, обеспечивает формирование компетентного педагога, который способен решать профессиональные задачи самостоятельно и творчески и понимает значимость своей профессии. Создание инновационной модели подготовки педагогических кадров в системе непрерывного педагогического образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог» и федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования позволит подготовить адаптированного и конкурентоспособного специалиста в области педагогического образования [4].

Цель исследования. В данной статье представлено описание процесса реализации инновационной модели сетевого взаимодействия подготовки педагогических кадров на территории муниципального образования г. Новороссийска.

В данной работе охарактеризована специфика реализации модели сетевого взаимодействия образовательных организаций, а также раскрыто содержание сетевого взаимодействия (направленность на формирование сетевого образовательного пространства, наличие структуры, наличие администраторов, которые координируют деятельность субъектов сети).

Материал и методы исследования. В Новороссийском социально-педагогическом колледже (далее - НСПК) накоплен определенный опыт социального партнерства, но необходимость создания новой модели сетевого взаимодействия колледжа с социальными партнерами была продиктована следующими причинами:

  • расширением форм участия работодателей в процедурах оценки качества профессионального образования;
  • недостаточной престижностью педагогических специальностей среднего профессионального образования;
  • формированием профессионально значимых качеств, общих и профессиональных компетенций у студентов и выпускников колледжа;
  • подготовкой профессионально адаптированных выпускников к предстоящей профессиональной деятельности;
  • реализацией эффективной модели профориентационной работы колледжа на разных уровнях общего образования.

Таким образом, возникает потребность в инновационной модели сетевого взаимодействия подготовки педагогических кадров в системе непрерывного педагогического образования, результатом деятельности которой станет педагог как конечный продукт профессионального заказа потребителя, готовый к инновационным процессам в образовании.

Результаты исследования и их обсуждение. В соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Государственной программой Краснодарского края «Развитие образования», Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью государственной политики в области образования является расширение вариативности предлагаемых образовательных услуг с ориентацией на наиболее полное удовлетворение запросов граждан и обеспечение рынка труда востребованными высококвалифицированными специалистами.

В колледже с 2012 года реализовывалась Программа проектно-инновационной и опытно-экспериментальной деятельности «Реализация модели сетевого взаимодействия колледжа с социальными партнерами», которая позволила обеспечить систематическую и целенаправленную совместную работу с социальными партнерами (образовательными организациями) по подготовке квалифицированных кадров и развитию системы профессиональной ориентации.

В период 2012-2014 гг. модель взаимодействия с социальными партнерами представляла собой следующее: коллектив НСПК осуществлял обучение по основным образовательным программам среднего профессионального обучения, занимался профориентационной и научно-практической деятельностью, ориентируясь на требования работодателей (муниципальных организаций дошкольного образования, среднего общего образования, дополнительного образования). Кроме того, колледж предоставлял услуги для студентов по дополнительному профессиональному образованию. На основании договоров и соглашений о взаимодействии выпускники колледжа трудоустраивались в образовательные организации. Таким образом, основными партнерами колледжа являлись в основном образовательные организации г. Новороссийска

Необходимо отметить, что за период реализации программы произошли существенные изменения нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности: был принят и вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 года № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае»; федеральные государственные образовательные стандарты   среднего профессионального образования, начального общего образования, дошкольного образования, основного общего образования, профессиональный стандарт «Педагог», утверждён Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

Это вызвало необходимость изменить подходы к подготовке педагогических кадров [5], внедрять новые образовательные технологии, в том числе проектные и технологии дистанционного обучения, обновлять средства обучения с целью подготовки педагога, способного быстро адаптироваться в новых условиях образовательной среды. Инструментом качественной подготовки специалиста педагогического профиля является создание и реализация инновационной модели сетевого взаимодействия.

Подготовка (как и переподготовка) педагогических кадров требует использования в процессе обучения технологий личностно ориентированной проектной деятельности (дебаты, метод проектов, кейс-стади, технологии развития критического мышления и т.д.). Данные технологии ориентированы на личностные потребности участников образовательного процесса. Грамотное использование указанных технологий позволяет каждому обучающемуся выстраивать индивидуальную образовательную траекторию (далее – ИОТ).

Создание сетевых методических объединений работников образовательных организаций всех уровней, внедрение в образовательный процесс ИОТ, а в систему повышения квалификации педагогов персонифицированной системы на основе индивидуального профессионального маршрута развития личности предоставляет возможность готовить специалистов, способных успешно функционировать в ситуации постоянного изменения содержания, средств, форм, методов и технологий образования, что, несомненно, говорит о более высокой эффективности работы всех образовательных организаций.

Реализация модели позволила позиционировать колледж как конкурентоспособное образовательное учреждение, осуществляющее подготовку выпускников, востребованных на рынке труда города и региона, способных осуществлять профессиональную деятельность в условиях модернизации образования.

В 2015 году коллектив авторов (Е.В. Самарина, А.Н. Дидович, Е.В. Гришко, Е.А. Задорожная, Н.А. Артеменко, А.С. Петракова, С.А. Кульчинская) приступил к работе над проектом по созданию модели сетевого взаимодействия подготовки педагогических кадров в системе непрерывного педагогического образования. Реализация модели, по мнению авторов, должна была позволить повысить конкурентоспособность и уровень профессиональной адаптации специалистов на территории муниципального образования г. Новороссийска.

Рабочей группой была сформулирована проблема проекта: каковы должны быть структура, формы, содержание и механизмы реализации инновационной модели сетевого взаимодействия в условиях непрерывного педагогического образования для обеспечения качества подготовки педагогических кадров, соответствующего актуальным потребностям отрасли образования и общества?

Сформулированная проблема определила основную идею проекта: обоснование и реализация инновационной модели сетевого взаимодействия будут способствовать повышению качества подготовки специалиста педагогического профиля и его профессиональной адаптации к функционированию в условиях постоянного обновления содержания образования всех уровней через создание сетевых методических объединений, применение технологий проектного обучения, организацию ИОТ обучающихся, привлечение в систему образования лучших выпускников общеобразовательных организаций и закрепление в школах выпускников колледжа.

Направления реализации следующие:

  1. Организация и обеспечение предпрофильной подготовки психолого-педагогической направленности по согласованию с Управлением образования г. Новороссийска на базе дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных учреждений в ходе реализации совместных с Центром развития образования г. Новороссийска тематических программ.
  2. Практическое   обучение студентов педагогического профиля с учетом современных и   перспективных   требований   к   молодым работникам сферы образования, предъявляемых со стороны работодателей.
  3. Обеспечение контроля качества подготовки специалистов. Для этих целей Колледж привлекает ведущих работодателей, социальных партнеров, являющихся потребителями кадров, к участию в работе государственных экзаменационных комиссий при проведении государственной итоговой аттестации выпускников.
  4. Материальная поддержка перспективных выпускников педагогического профиля. В рамках муниципальной программы «Развитие образования в городе Новороссийске» управлением образования производятся ежемесячные стимулирующие выплаты в размере 2000 рублей студентам колледжа, заключившим договоры, которые по окончании колледжа будут приняты на педагогические должности в образовательные учреждения города Новороссийска.
  5. Взаимодействие с организациями высшего профессионального образования. С целью обеспечения непрерывности процесса подготовки педагогических кадров колледжем организована целевая подготовка выпускников педагогических специальностей на базе Кубанского государственного университета и Армавирской государственной педагогической академии. Еще одно направление сотрудничества с профессорско-преподавательским составом Новороссийского филиала Кубанского государственного университета осуществляется в области экспертной оценки программ и методической продукции колледжа.
  6. Дополнительное профессиональное образование. Подготовка квалифицированных кадров невозможна без систематического повышения квалификации педагогов колледжа, а также работников социальных партнеров сетевого взаимодействия: дошкольных образовательных организаций, образовательных организаций дополнительного образования.
  7. Институт наставничества. Результаты анализа уровня адаптации выпускников на первом рабочем месте в образовательных организациях определили важным направлением взаимодействия внедрение института наставничества в образовательных организациях всех уровней с целью сопровождения профессионального становления молодых педагогов.
  8. Реализация данных направлений предполагается через инновационные формы сетевого взаимодействия – работу сетевых методических объединений. Сетевое методическое объединение – это виртуальное объединение педагогов образовательных организаций – участников сетевого взаимодействия, целью деятельности которого является оказание научно-методической помощи молодым специалистам педагогического профиля при решении профессиональных задач.

Механизм реализации проекта включал в себя три этапа.

Этап 1. Подготовительный - определение необходимости создания сетевого взаимодействия подготовки педагогических кадров в системе непрерывного образования.

Этап 2. Внедрение модели сетевого взаимодействия подготовки педагогических кадров на территории МО «Город Новороссийск» (2015-2017 гг.) - предпрофильная подготовка психолого-педагогической направленности, среднее профессиональное педагогическое образование, трехуровневая подготовка   педагогических кадров в образовательных организациях высшего образования, дополнительное профессиональное педагогическое образование, институт наставничества в образовательных организациях всех уровней, открытие ресурсного центра на базе ГБПОУ КК «Новороссийский социально-педагогический колледж».

Этап 3. Обобщение и трансляция опыта по внедрению инновационной модели сетевого взаимодействия подготовки педагогических кадров в системе непрерывного образования (2017-2018 гг.).

Итак, результатом реализации проекта стало:

- внедрение в работу колледжа системы сопровождения профессионального самоопределения воспитанников ДОУ и учащихся общеобразовательных школ г. Новороссийска (на базе ресурсного центра педагогического образования «Призвание» ежемесячно проводятся профориентационные мероприятия - экскурсии в мастерские и лаборатории колледжа);

- создание педагогического класса для учащихся 9-11 классов школ г. Новороссийска (преподаватели колледжа ориентируют учащихся на продолжение обучения по профилю подготовки «Образование и педагогические науки». В 2016 году выбрали педагогический колледж 87% человек из числа обучавшихся, 61% поступивших на педагогические специальности обучались в педклассе; в 2017 году 89% и 60% соответственно; в 2018 году – 86% и 64%);

- получение лицензии на реализацию программ основного общего образования в колледже с 1 сентября 2016 года позволило открыть 9 профильный педагогический класс;

- привлечение преподавателей высших учебных заведений к проведению учебных занятий и профориентационных мероприятий (с целью ориентации студентов на продолжение обучения в высшей школе по профилю подготовки «Образование и педагогические науки»);

- организация курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по профилю подготовки «Образование и педагогические науки»;

- организация института наставничества (методическое и психолого-педагогическое сопровождение начинающих педагогов. Разработана и проходит апробацию программа «Сопровождение выпускников ГБПОУ КК НСПК «Первое рабочее место». Мониторинг трудоустройства выпускников показал, что в 2016 году в профессию пришли 63%, в 2017 – 66%, в 2018 – 67%).

Выводы. Работа в рамках проекта позволила сделать вывод о том, что реализация предложенной модели способствует повышению качества подготовки специалистов педагогического профиля в условиях постоянного обновления содержания образования всех уровней через создание сетевых методических объединений, применение технологий проектного обучения, организацию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, привлечение в систему образования лучших выпускников общеобразовательных организаций и закрепление в школах выпускников колледжа.