Проблема адаптации выпускников вуза на рынке труда в современных условиях развития общества приобретает особую актуальность. В обстановке стремительно изменяющегося мира это связано с новым качеством жизнедеятельности человека в целом. Высокая динамика и интенсивный ритм жизни требуют от человека, относящегося к экономически активной части населения, быть в перманентной готовности к социальным и профессиональным изменениям, оперативному реагированию на них, т.е. обладать личностной и профессиональной мобильностью, являющейся залогом конкурентоспособности на рынке труда. В связи с этим в модернизации российской системы образования, в частности системы высшего образования, обозначен курс на формирование и развитие у обучающихся качеств, позволяющих наращивать потенциал личностной и профессиональной мобильности, таких как инициативность, компетентность, адаптивность, коммуникабельность. Развивая у студентов данные качества в процессе обучения, вуз не только получает конкурентоспособного выпускника, но и повышает свой собственный уровень конкурентоспособности [1, 2].
Цель данного исследования – обоснование места учебной дисциплины «Адаптация на рынке труда» в системе вузовской подготовки конкурентоспособного специалиста на основе анализа тенденций развития современного профессионального высшего образования.
Материал и методы исследования. Материалом послужили эмпирические данные и теоретические положения отечественных исследователей по проблеме вузовской подготовки конкурентоспособных специалистов. Ее комплексное изучение осуществлялось на основе единства следующих методов: теоретических – анализ и систематизация научных исследований, посвященных вопросам подготовки студентов к успешной адаптации на рынке труда, обобщение результатов исследования, педагогическое моделирование; эмпирических – изучение нормативной документации, педагогическое проектирование, анализ деятельности обучающихся вуза.
Результаты исследования и их обсуждение. Сегодня необходимым качеством конкурентоспособности выпускника вуза на рынке труда является развитая у него личностная и профессиональная мобильность.
Под личностной мобильностью понимается «интегративное личностное качество, базирующееся на индивидуальных свойствах (активность, пластичность, гибкость, адаптивность, высокий энергоресурс) и проявляющееся в поведении и деятельности субъекта в форме целеустремленности, самостоятельности, открытости новому опыту, творчеству, мотивации к саморазвитию, быстроте принятия решений» [3, с. 85]. Применительно к человеку, находящемуся на пути профессионального самоопределения, это означает: быть позитивно настроенным по отношению к изменениям, инновациям; быть готовым к непрерывному образованию и самообразованию в течение всей жизни; уметь искать, собирать, интерпретировать и использовать информацию; адекватно оценивать свои ресурсы, эмоциональные состояния и управлять ими; владеть коммуникативными навыками; уметь и желать работать в команде; быть способным к принятию решений в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; а также планировать, отслеживать результаты своей профессиональной деятельности.
Профессиональную мобильность можно определить как «интегративное новообразование личности, основывающееся на оптимальном сочетании его смыслообразующих элементов – социальных и личностных ценностей, профессионального творчества, проективного мышления – и проявляющегося в готовности и способности к изменениям и новациям в профессиональной деятельности» [2, с. 1368]. Профессиональная мобильность выступает частным случаем общей жизненной стратегии личности [4]. Быть профессионально мобильным значит быть готовым к необходимой корректировке своего «профессионального маршрута», возникающей вследствие смены сферы деятельности в рамках одной «широкой» специальности; повышения статуса «на служебной лестнице», назначения на новую должность; смены одной профессии на другую, в той или иной степени «родственной» первоначальной или сходной с ней; кардинальной смены профессии или рода деятельности [5, с. 22, 23]. В этой связи в профессиональной педагогике активно обсуждается феномен «транспрофессионализма» как вызов современного рынка труда [6, 7]. Высшая школа при подготовке будущего специалиста должна учитывать стремительное развитие и изменчивость в мире профессий в сторону многофункциональности и многозадачности профессиональной деятельности, формировать востребованные универсальные, многомерные, гибкие компетенции (soft skills). Тем самым вуз будет способствовать формированию у будущего специалиста готовности к одновременному сосуществованию и сочетанию нескольких видов профессиональных квалификаций, приобретаемых по индивидуальным образовательным траекториям в основном и дополнительном профессиональном образовании на протяжении всей профессиональной жизни.
Итак, современному социальному институту профессионального образования в условиях необходимости постоянного реагирования на изменчивые требования рынка труда жизненно важно непрерывно совершенствовать используемые, а также вырабатывать новые образовательные технологии и методики, направленные на формирование и развитие у обучающихся важных для их профессиональной деятельности качеств. В этой связи выделяют две основные проблемы, стоящие перед вузом: развитие конкурентоориентированности студентов и формирование у них конкурентоспособности на рынке труда [8].
Конкурентоориентированность студента определяется как «особый тип экономического мышления, направленный на обеспечение постоянного саморазвития, продвижения и успеха в глобальном мире во всех его ситуациях, и овладение соответствующими технологиями и методами» [9, с. 400]. В процессе конкурентоориентирования студента участвуют вуз, предприятие-работодатель и родители (близкие родственники). Конкурентоориентированность личности предшествует формированию ее конкурентоспособности.
При этом система взаимодействия вузов и предприятий-работодателей в настоящее время в целом пока остается малоэффективной. В частности, об этом свидетельствуют результаты социологических опросов, отражающие несогласованность ряда взаимоожиданий выпускников вузов и работодателей. Среди самых масштабных – опрос, проведенный в 2015 году исследовательским центром одного из популярных порталов по поиску работы и подбору сотрудников (Superjob). В нем участвовали 2600 граждан Российской Федерации: 1000 менеджеров по персоналу и 1600 студентов / выпускников вузов в возрасте от 20 до 25 лет [10].
Явные расхождения взаимных ожиданий отмечаются, с одной стороны, в ориентации молодежи на необходимость наличия при трудоустройстве опыта работы и диплома статусного вуза в большей мере, чем это требует работодатель, и недооценке таких важных для работодателя качеств, как мотивированность, готовность учиться, наличие активной жизненной позиции, а также общий уровень образованности, культуры (рис. 1). С другой стороны, сами работодатели склонны недооценивать такие значимые для молодых людей факторы, как психологический климат и комфортные условия для работы, полагая, что выпускники вузов при трудоустройстве должны прежде всего быть ориентированы на имидж компании и заинтересованы в возможности корпоративного обучения (рис. 2).
Рис. 1. Соотношение ожиданий работодателей от выпускников вузов и представлений студентов / выпускников вузов об ожиданиях работодателя
Рис. 2. Соотношение ожиданий студентов / выпускников вузов от работодателя и представлений работодателей об ожиданиях студентов / выпускников вузов
Очевидно, что молодое поколение делает ставку на внешние показатели успешности в борьбе за собственное «выживание» на рынке труда (статус вуза, дающего профессиональное образование; наличие опыта работы; высокая заработная плата; стабильность компании; удобное расположение; адекватность начальства и т.п.), в то время как требуется акцентировать внимание на развитии внутренних, направленных на непрерывный личностный и профессиональный рост качеств – мотивацию к работе и готовность к постоянному развитию и обучению.
Таким образом, в своей образовательной парадигме современный вуз, реагирующий на социально-экономические тенденции времени, обязательно должен учитывать тот факт, что профессиональное образование будет способствовать становлению конкурентоспособной личности только в том случае, если процесс обучения будет осуществляться при тесном сотрудничестве с потенциальным работодателем. Развитие востребованных на рынке труда личностных качеств у студентов лежит через развитие их личностной и профессиональной мобильности в открытой для них будущей профессиональной среде.
Получив в 2016 году статус опорного вуза, Тюменский индустриальный университет (ТИУ) видит приоритетной задачей актуализировать и развить адаптационный потенциал в профессиональном самоопределении студентов, сделать их более конкурентоспособными. Сегодня в Программе развития ТИУ делается ставка на модульное образование с ориентацией на производственную практику. Отводящийся на нее объем часов к 2020 году планируется увеличить в 20 раз по сравнению с предыдущими годами. Модернизированная модель подготовки бакалавров предполагает построение и реализацию индивидуальных образовательных траекторий, осуществляемых посредством «вывода» студентов после 2-го курса в так называемый самообучающийся режим. На 3–4-м курсах обучение будет иметь практико-ориентированный и проектный характер, что положительно скажется на качестве подготовки специалистов, повышая их конкурентоспособность на рынке труда.
Студент в результате должен получить актуальный объем знаний, умений и навыков с учетом проблем производства на реальных площадках, определиться в профилизации выбранной профессии, выработать собственные предпочтения по месту работы, адаптироваться к новым для него условиям. Для предприятия – партнера ТИУ (потенциального работодателя) при реализации практико-модульного образования предоставляются следующие возможности: участвовать в создании компетентностной модели выпускника, формулируя и корректируя совместно с вузом необходимые компетенции, и тем самым сократить затраты на формирование нужных компетенций у вновь поступивших работников; отбирать себе самые перспективные кадры среди студентов еще на ранних этапах их обучения; целевым образом заказывать себе подготовку и переподготовку персонала.
Одним из первых шагов в сторону создания условий, благоприятствующих формированию и развитию у студентов ТИУ конкурентоспособных качеств, было введение в учебные планы подготовки бакалавров дисциплины «Адаптация на рынке труда». В последнее время в профессиональной педагогике активно обсуждаются необходимость подобного рода дисциплин [6, 11, 12] и опыт их реализации [13].
Являясь практико-ориентированной, учебная дисциплина «Адаптация на рынке труда» в качестве своей основной цели предполагает формирование у студентов представлений об инициативном поведении выпускников высших учебных заведений на современном рынке труда.
Для ее реализации были поставлены следующие задачи:
– укрепить уверенность будущих выпускников вуза в своих профессиональных и личностных возможностях;
– помочь им выявить у себя потенциальные возможности;
– сформировать позицию активного поведения на рынке труда и позитивное отношение к процессу трудоустройства;
– помочь построить план профессиональной карьеры и определить пути его реализации;
– сформировать навыки эффективного поиска работы;
– способствовать выработке навыков делового общения и самопрезентации.
Курс представляет собой интеграцию знаний из области психологии, экономики, правоведения, менеджмента, социологии в тесной связи с профессиональной вузовской подготовкой и требованиями современного рынка труда. Он включает в себя шесть разделов.
1. Основы трудовой профессиональной деятельности.
2. Рынок труда: общая характеристика.
3. Технология эффективного трудоустройства.
4. Адаптация на рабочем месте.
5. Карьера как стратегия трудовой жизни.
6. Организация собственного дела.
В рамках изучения данных разделов особое внимание уделяется практическим занятиям, направленным на укрепление личностной мобильности и развивающихся на ее основе профессиональной, а также социальной, академической мобильностей. Проводятся деловые игры, дискуссии и занятия с элементами тренинга с целью приобретения и совершенствования навыков самопрезентации, планирования карьеры и возможных «профессиональных маршрутов», а также диагностика профессиональной Я-концепции, при которой происходят «инвентаризация» сильных сторон и профессиональных навыков студентов, а также поиск компенсации слабых сторон, обнаруженных в личностной и профессиональной самохарактеристике.
Однако большее время в освоении дисциплины «Адаптация на рынке труда» в учебном плане отводится на самостоятельную внеаудиторную работу студентов, оценить которую позволяет разработанная одним из авторов рабочая тетрадь [14]. Пособие содержит разноуровневые задания (репродуктивные, реконструктивные и творческие), способствующие развитию умений и навыков: систематизации теоретических знаний; анализу ситуации на современном рынке труда, а также необходимых для успешной профессиональной деятельности компетенций; индивидуальной и коллективной исследовательской и проектной работы; рефлексии и самоанализа. В результате заполненная рабочая тетрадь представляет собой, с одной стороны, комплекс проанализированного и систематизированного самим студентом теоретического материала, помогающий ориентироваться в вопросах трудоустройства, с другой – его индивидуальный социально-психологический портрет, позволяющий на пути профессионального самоопределения чувствовать себя более уверенно.
Таким образом, обучение в рамках дисциплины «Адаптация на рынке труда» нацелено на развитие у студентов основных составляющих конкурентоспособности: мотивационной, личностной, квалификационной и деловой [15]. Его итогом должны стать:
– направленность молодых людей на профессиональное развитие и самореализацию в целом и на получение качественного рабочего места по профилю профессиональной подготовки в частности;
– способность выявлять и корректировать (по необходимости) свои социально-психологические качества, содействующие реализации конкурентного поведения на рынке труда (самооценка, стрессоустойчивость и конфликтоустойчивость, лидерство, способность к риску, адаптивность и др.);
– оценка качества усвоения профессиональных компетенций, соответствующих требованиям ФГОС ВО и работодателей, а также знание способов получения опыта и дополнительных навыков, необходимых для профессиональной деятельности;
– формирование гибких жизненных профессиональных стратегий и собственной профессиональной позиции;
– способность к продуктивному деловому общению при реализации индивидуальной модели профессионального становления, вхождения и адаптации на рынке труда.
Заключение. Введение учебной дисциплины «Адаптация на рынке труда» в вузовскую подготовку является необходимой мерой в рамках модернизации образования, направленной на развитие конкурентоориентированности студентов и формирование у них конкурентоспособности на рынке труда. Наряду с внедрением практико-ориентированного подхода к учебному процессу реализация дисциплины «Адаптация на рынке труда» позволяет сформировать у обучающихся более четкие представления о профессиональной среде, о своем месте в ней, о требованиях современного рынка труда, а значит, положительным образом влиять на их готовность к профессиональной деятельности, к выполнению трудовых функций в какой-либо конкретной сфере деятельности, отвечающих требованиям современного работодателя.