Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ON THE CONSISTENCY OF REGULATORY REQUIREMENTS PRESCHOOL EDUCATION

Veretennikova V.B. 1
1 FSAEI HE Kazan (Volga Region) University. Institute of Psychology and Education
1236 KB
The article presents an analysis of the currently existing professional standard “Teacher” in Russia as a link between employers' requirements for the quality of professional activities of a teacher of a pre-school educational organization and its basic (core) competencies in this area, which are given in the federal state educational standard of secondary vocational education. Education (GEF SPO). The concept of the basic competences of the teacher, which determine the socially necessary level of his professional training, the general cultural basis of his further education, self-education and professional development is revealed. It is shown that in terms of the implementation of the federal state educational standard of preschool education, the professional standard significantly increases the requirements for the level of training of workers of preschool educational organizations related to providing the necessary psychological and pedagogical support to the family in its activities on education and upbringing of a preschool child. It is substantiated that the competences of a preschool educational organization, formulated in the GEF SPE, do not fully ensure the fulfillment of labor functions and actions presented in the professional standard, in part: individualization of preschool education; building partnerships with parents of preschoolers to solve actual educational problems.
professional standard
federal state educational standard
secondary vocational education
preschool education
basic competences.

Согласно Приказу Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 2013 года (№ 544-н) установлен профессиональный стандарт «Педагог» [1], который применяется работодателями с 2015 года и регламентирует педагогическую деятельность воспитателя в системе дошкольного образования.

Профессиональный стандарт способствует профессиональному развитию педагогических работников, устанавливая единые требования к их умениям, знаниям, компетенциям, а также содействует практико-ориентированной подготовке будущих педагогов дошкольных организаций в системе среднего профессионального образования.

Требования профессионального стандарта ориентированы на долгосрочную перспективу творческого становления педагога дошкольной организации, задачей которого является не только проектирование и реализация педагогической деятельности, направленные на уникальность каждого ребенка, но и обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение психолого-педагогической грамотности родителей дошкольников. Однако решение этой проблемы требует согласованности требований профессионального стандарта и федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, поскольку представленные в нем компетенции не в полном объеме обеспечивают выполнение трудовых функций и действий педагога дошкольной образовательной организации.

Цель статьи − проанализировать согласованность требований профессионального и федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, а также представить группы базовых (основных) компетенций педагогов в системе дошкольного образования.

Материалы и методы исследования

Ведущим методологическим подходом при определении согласованности требований профессионального и федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования являлся квалиметрический подход, который еще недостаточно активно используется в педагогических исследованиях. Однако экспертные методы, которые лежат в основе педагогической квалиметрии, позволяют обрабатывать значительные массивы нечисловой и слабо формализованной информации, характерной для педагогических исследований [2]. С экспертизой такой информации связана и оценка согласованности указанных выше нормативных документов.

В нашем случае проведение педагогической экспертизы стандартов осуществлялось методом групповых экспертных оценок (ГЭО). Цель педагогической экспертизы – выявить, насколько полно компетенции, приведенные в ФГОС СПО, будут обеспечивать выполнение трудовых функций и действий педагога дошкольной образовательной организации, представленных в профессиональном стандарте.

В качестве экспертов выступали квалифицированные педагоги Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 284 г. Ижевска, всего 8 человек.

Педагогическая экспертиза согласованности требований профессионального и образовательного стандартов

Проведение педагогической экспертизы предусматривает четыре этапа [2]: подготовительный, организационный, основной и заключительный.

На подготовительном этапе педагогический совет дошкольной образовательной организации устанавливает перед администрацией и педагогами цель экспертизы, утверждает сроки ее проведения, создает рабочую группу из представителей педагогического коллектива. В экспертную группу вошли: заведующий ДОО, заместитель заведующего по учебно-методической работе, старший воспитатель и педагог-психолог. Из состава рабочей группы была выделена технологическая группа, состоящая из старшего воспитателя и педагога-психолога, которые решали вопросы размножения, рассылки, сбора и обработки анкет.

Организационный этап предусматривал оценку численности и создание экспертной группы, а также разработку анкет для опроса кандидатов в эксперты [3].

Для отбора экспертов использовались методы анкетных данных и взаимных рекомендаций. Первый предполагает использование анкетных данных кандидатов в эксперты. Фрагмент разработанной нами анкеты А-1 представлен в таблице 1. В пояснительной записке к анкете кандидатам в эксперты предлагалось высказать свое отношение к перечню анкетных вопросов посредством их ранжирования по пятибалльной шкале (ранг 5 – наиболее важный критерий, ранг 1 – наименее значимый).

Таблица 1

Анкетные данные кандидата в эксперты

Анкетные вопросы

Ранг вопроса анкеты

Ответ

1.

Знание требований ФГОС ДО

   

2.

Педагогический стаж

   

3.

Базовое высшее образование, специальность

   

4.

Квалификация педагога (категория, звание)

   

4.

Участие в педагогических экспертизах

   

5.

Количество публикаций

   

6.

Почетные звания, награды

   

 

Метод взаимных рекомендаций аналогичен методу голосования. В пояснительной записке к анкете А-2 (таблица 2) ставится вопрос: «Кого бы Вы выбрали в качестве эксперта из предложенного списка?». Если Вы рекомендуете кандидата в эксперты, поставьте против его фамилии знак «+», не рекомендуете – «-», затрудняетесь в ответе – «0».

Таблица 2

Анкета кандидата в эксперты

№ КЭ

Ф.И.О.

Место работы, педагогический стаж

Мнение эксперта

1.

     

2.

     

3….

     

 

В группу экспертов вошли кандидаты с наибольшими значениями комплексного коэффициента компетентности.

Оценка согласованности стандартов осуществлялась на основном этапе экспертизы. Экспертам предлагалось ответить на вопросы анкеты, фрагмент которой представлен в таблице 3.

Таблица 3

Анкета для определения соответствия требований профессионального стандарта «Педагог» компетенциям, представленным в федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование».

Уважаемый ________________________________

Просим Вас выразить свое мнение, насколько полно компетенции, приведенные в ФГОС СПО, будут обеспечивать выполнение трудовых функций и действий педагога дошкольной организации, представленных в профессиональном стандарте. Ваше мнение выразите в таблице. В колонке 1 приведено описание трудовых функций и действий, а также необходимых умений и знаний педагога. Укажите в колонке 2 код компетенций ФГОС СПО, обеспечивающих выполнение этих функций и действий, а также формирование указанных знаний и умений. В колонке 3 приведите содержание данных компетенций. Если, по вашему мнению, такие компетенции отсутствуют, проставьте в колонках 2 и 3 знак «-». Если Вы считаете, что перечень компетенций ФГОС СПО следует дополнить, то сделайте это в колонке 4 «Примечание». Здесь же укажите Ваши замечания и предложения.

Профессиональный стандарт

ФГОС СПО

Примечание

Трудовые функции

Код компетенции

Содержание компетенций

Общепедагогическая функция Обучение

1.

2.

3.

4.

Трудовые действия

 

 

 

1. Разработка и реализация программ в рамках основной общеобразовательной программы

 

 

 

2. Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО

 

 

 

3. Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания комфортной и безопасной образовательной среды

 

 

 

 

На заключительном этапе проводились обработка и анализ полученных результатов. Часть их них представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Соответствие компетенций ФГОС СПО требованиям профессионального стандарта (фрагмент)

Как видно из рисунка 1, профессиональный стандарт существенно повышает требования к подготовке специалистов среднего звена в части: психологической подготовки; индивидуализации дошкольного образования; специфики дошкольного образования и особенностей организации образовательного процесса на основе нормативных документов по вопросам образования детей дошкольного возраста (ФГОС ДО и т.п.); основ поликультурного образования для создания этнокультурной ситуации развития детей; выстраивания партнерского взаимодействия с родителями для решения образовательных задач.

Вместе с тем компетентность специалистов среднего звена не в полном объеме ориентирована на выполнение рекомендованных в профессиональном стандарте трудовых функций и действий, а также на осуществление некоторых принципов и задач ФГОС ДО, приведенных на рисунке 2.

Рис. 2. Единицы профессионального стандарта «Педагог» и ФГОС ДО, на реализацию которых не в полной мере ориентированы ФГОС СПО (фрагмент)

Как видно из рисунка 2, необходима такая организация образовательного процесса, при которой создаются условия для:

· проектирования и реализации совместно с родителями индивидуальной образовательной программы ребенка;

· создания этнокультурной ситуации развития ребенка, учитывающей поликультурное образование: знакомство с многообразием культур в России и мире; национальными и этническими меньшинствами; подготовку к возможным трудностям при адаптации к ситуации существования множества народных культур и т.п. [3].

При этом для ее реализации сконцентрирован ряд общих и профессиональных компетенций ФГОС СПО [4], связанных с осуществлением педагогической деятельности по проектированию и реализации основной общеобразовательной программы и предполагающих способность:

· строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм (ОК11);

· осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий (ОК 9);

· ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса (ОК 7);

· планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие (ПК 1.1);

· организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста (ПК 2.2);

· систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности педагога (ПК5.3) и др.

Вместе с тем очевидно, что в соответствии с ФГОС ДО профессиональный стандарт является связующим звеном между требованиями работодателей к качеству педагогической деятельности педагога и имеющимися у него в этой сфере базовыми (основными) компетенциями, уровень сформированности которых определяется в том числе и потенциалом конкретных образовательных организаций, совершающих подготовку специалистов для системы дошкольного образования. Разный уровень сформированности компетенций может быть обусловлен и тенденцией их «угасания» с течением времени. Следовательно, дошкольным образовательным организациям необходимо содействовать профессиональному развитию, самоподготовке своих педагогов в целях выполнения ими требований профессионального стандарта, освоения новых педагогических технологий, обновления профессиональных знаний и умений.

Взаимосвязь действующих стандартов в системе дошкольного образования

На рисунке 3 отображена связь требований нормативных документов, структурных и функциональных блоков образовательной системы и связанных с ними блоков (групп) базовых компетенций субъектов образовательного процесса в системе дошкольного образования [3]: проектировочных, общекультурных, прогностических, организаторских, мотивационных, конструктивных и коммуникативных.

Рис. 3. Взаимосвязь требований нормативных документов, определяющих компетенции педагога дошкольной организации

Наличие у педагога дошкольной организации данных компетенций обеспечивает создание социальной ситуации развития детей, является одним из условий реализации их основной общеобразовательной программы.

Исходя из этого, на рисунке 4 представлено соответствие трудовых функций, обозначенных в профессиональном стандарте «Педагог», акцентированным нами блокам базовых (основных) компетенций [3].

Рис. 4. Соответствие трудовых функций педагога дошкольной организации и блоков его компетенций (фрагмент)

Видно, что выделение данных блоков не случайно, а обусловлено трудовыми функциями и действиями педагога.

Н.В. Бордовская и С.И. Розум отмечают, что базовые и специальные компетенции взаимосвязаны. Они лишь в совокупности отражают целостную систему требований к педагогу в его педагогической деятельности. Овладение ими авторы связывают с процессом профессионального становления и установлением индивидуального стиля педагогической деятельности и целостного образа личности педагога [5]. В связи с этим базовые компетенции отражают специфику требований к педагогу в осуществляемой им педагогической деятельности, а специальные – отражают специфику профессиональных требований к будущему педагогу.

Сформированность базовых компетенций педагога предоставляет: психологически обеспечить успех педагогической деятельности, осознать внутреннюю организацию ее субъектов, условий, средств достижения цели; обеспечить условия, выбор средств для эффективной организации и самоорганизации педагогической деятельности, самообразования [3; 6].

Заключение

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что представленные в ФГОС СПО компетенции не в полной мере обеспечивают выполнение трудовых функций и действий педагога дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО. Таким образом, актуальным становится вопрос развития базовых (основных) компетенций педагога внутри дошкольной образовательной организации. Развитие базовых компетенций, которые рассматриваются как совокупность профессиональных знаний, умений, навыков, способностей педагога, позволит ему безупречно выполнять трудовые функции и действия по осуществлению образовательной программы в дошкольной образовательной организации, в том числе и по оказанию педагогической поддержки родителям дошкольников, организации социального партнерства семьи и дошкольной образовательной организации [3]. При этом базовые (основные) компетенции определяются как общекультурная и педагогическая основа дальнейшего образования педагога, база последующих форм его профессионального роста и самосовершенствования.