Проблема ценностей всегда присутствовала в воспитании новых поколений в форме требующих ответа вопросов о том, какие ценности можно рассматривать в качестве идеалов воспитания, как помочь ребенку понять их смысл, оценить, выбрать и т.д. По существу, процесс воспитания можно рассматривать как педагогически организованную поддержку развития способности ребенка уверенно ориентироваться в мире ценностей, находить личностные смыслы, определять собственную позицию и выбирать ценности, которыми он как осознанно, так и бессознательно будет руководствоваться в своей жизни. На ценностное развитие детей ориентированы современные федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования, личностные результаты которого включают традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества и др. [1, с. 4]. Социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации является обобщенной трудовой функцией социального педагога, утвержденной Профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания». Реализация данной функции предусматривает планирование и организацию социально и личностно значимой деятельности с целью расширения социокультурного опыта детей [2, с. 8].
Целью данной работы являются теоретическое обоснование и выделение сущностных характеристик категории «поддержка ценностного самоопределения детей», разработка ее уровневой структуры.
Материалами исследования послужили научные работы отечественных исследователей по проблеме ценностного развития детей.
Методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ, структурно-функциональный анализ, синтез, обобщение.
Результаты исследования и их обсуждение. В основе ценностного самоопределения личности лежат различные уровни и формы взаимодействия внешнего и внутреннего мира личности, специфические формы осознания настоящего и будущего, представления о сущности своего «Я» [3, с. 111]. С понятием ценностного самоопределения человека тесно связаны его ценностные ориентации, определяемые как «смыслообразующая, иерархически организованная и динамически изменчивая мировоззренческая система эмоциональных и интеллектуальных позиций человека как субъекта по отношению к миру объектов и к другим субъектам» [4, с. 17]. В таком понимании ценностные ориентации выступают как ценностная форма различных отношений личности, как критерий оценки, выбора и интериоризации ценностей, выделения и обоснования собственной жизненной позиции относительно общекультурных ценностей, в соответствии с которыми ставятся цели, проектируются жизненные планы, строятся взаимоотношения с людьми, выбирается профессия, достигается социальный статус [5, с. 47], [6, с. 4].
С авторских позиций ценностное самоопределение – это динамичный процесс освоения, выбора, оценки усвоения ценностей, результатом которого является устойчивая совокупность духовно-нравственных черт, мотивирующих и направляющих ребенка на самовыражение и самореализацию в основных сферах жизнедеятельности – труде, семье, общении. Исходя из этого определения ценностные ориентации можно рассматривать в качестве первого этапа ценностного самоопределения.
Развитие процесса ценностного самоопределения обеспечивают механизмы освоения, оценки, выбора, идентификации, интернализации. Освоение как механизм ценностного самоопределения обеспечивает понимание смысла и содержания ценнности, ее функций и связи с объектами и явлениями действительности. Понимаемая и знаемая ценность подвергается оценке, выполняющей функцию сравнения нормативного и желаемого, значимого и незначимого, возможного и невозможного. Освоение и оценка позволяют осуществить выбор ценности. Именно механизм выбора обеспечивает избирательность и уникальность ценностного отбора из возможных альтернатив, соединяя внешний и внутренний планы жизнедеятельности личности. Механизм идентификации выполняет рефлексивную функцию, связанную с процессом выявления личностью собственной тождественности с ценностями. Завершается процесс ценностного самоопределения интернализацией, связывающей человека с ценностью. Механизм интернализации включает ценность в систему личностно значимых ценностных ориентаций и в дальнейшем выполняет регулятивную функцию, мотивируя и направляя поведение и поступки.
Ценностное самоопределение проявляется как осмысленное знание о сущности ценностей, эмоциональное к ним отношение, устойчивое проявление ценностного отношения в поведении и поступках. Для оценивания результатов ценностного самоопределения по проявленности духовно-нравственных черт в действиях и поступках ребенка была поставлена задача выделения духовно-нравственных черт, по проявлениям которых можно судить о ценностном самоопределении ребенка. Для этого была разработана анкета «Духовно-нравственные черты современных школьников», в которой предлагалось оценить свое отношение к 60 чертам как к ценности по 10-балльной шкале от 1 (черта не имеет личностно значимой ценности) до 10 (высокая личностно значимая ценность) [7]. По разработанной анкете был осуществлен опрос педагогов и родителей (1763 человека) и обучающихся образовательных организаций различных типов (580 человек). Наиболее высокие рейтинговые оценки в обеих группах получили семь духовно-нравственных черт, в числе которых гражданственность, гуманность, духовность, ответственность, социальная активность, мужество, самоуважение [8].
Выделение показателей проявления каждой черты осуществлялось в соответствии с пониманием ее сущности как проекции ценности, являющейся единством понимания ее смысла (когнитивный компонент), отношения (эмоционально-оценочный компонент) и проявления в поступке и поведении (поведенческий компонент). Так, например, когнитивными показателями черты «гуманность» являются осмысление понятий «добро» и «зло», «нравственность» и «безнравственность», наличие представлений о моральных и нравственных нормах поведения, о нормах коллективной жизни и др. Эмоционально-оценочными показателями гуманности выступают уважение к человеку, ценностное отношение к своей и чужой жизни, сострадание, эмпатия и др. Поведенческими показателями черты «гуманность» являются добрые дела, стремление прийти на помощь и др. [9].
Анализ дефиниции «социально-педагогическая поддержка» начнем с изучения сопряженных с ней понятий, в числе которых «социально-педагогическая помощь», «социально-педагогическое содействие», «сотрудничество», «социально-педагогическое сопровождение», которые будут рассматриваться с точки зрения развития субъектности детей в ценностном самоопределении.
Социально-педагогическая помощь означает экстренные и неотложные действия социального педагога в трудноразрешимых жизненных ситуациях, связанных с угрозой для здоровья или жизни ребенка, с целью минимизации и/или устранения угроз жестокого обращения, препятствий в его социальном, физическом и психологическом развитии. Социально-педагогическая помощь направлена на ликвидацию или смягчение актуальной проблемы детей посредством своевременных, адекватных ситуации профессиональных действий социального педагога, способствующих минимизации или устранению рисков и помогающих ребенку по-новому воспринимать, переживать и оценивать трудную или опасную для его жизни ситуацию. Таким образом, социально-педагогическая помощь представляет собой оперативные действия по защите детей и решению актуальных проблем их развития и саморазвития, она реализуется социальным педагогом посредством привлечения других субъектов социализации. С позиций ценностного самоопределения помощь способствует осмыслению и пересмотру ценностей, однако при этом субъектность детей в решении своих проблем может и не развиваться, поскольку их ресурс используется недостаточно либо не используется вовсе [10].
Теоретическое осмысление понятия «социально-педагогическое содействие» показывает, что оно включает как социально-педагогическую помощь, так и создание специальных условий, стимулирующих активность самих детей в преодолении своих проблем. По мнению С.А. Расчетиной, включенность ребенка в трудноразрешимую ситуацию актуализирует механизмы смыслообразования и выбора ценностей: «Возникают вопросы: что сильнее: жизненные обстоятельства или жизненные ресурсы человека, победит ли человек обстоятельства или победят обстоятельства, сломившие его потребность достойно жить? Каким способом он будет решать возникшую проблему? В таких ситуациях поведение человека всегда соотнесено с теми ценностями, которые являются значимыми для него» [11, с. 384]. Иными словами, конкретная жизненная ситуация осмысливается с позиций оценки и выбора ценностей.
Условиями, обеспечивающими усвоение ребенком духовно-нравственных ценностей, С.С. Салиш полагает специально организованное образовательно-воспитательное пространство, в котором реализуется взаимодействие ребенка с педагогом в деятельности по поиску смысла жизни, приобретению навыков духовно-нравственного взаимодействия, развитию потребности в таком взаимодействии [12, с. 45]. Социально-педагогическое содействие ценностному самоопределению детей предполагает актуализацию их интереса и развитие стремления к познанию смыслов бытия, к саморазвитию и самостоятельности в освоении нравственных правил и норм. Содержание социально-педагогического содействия ценностному самоопределению детей зависит от особенностей и возраста детей, актуального жизненного опыта, уникальности организации жизнедеятельности образовательной организации, специфики задач, решаемых в рамках учебно-воспитательного процесса, и др. Таким образом, социально-педагогическое содействие ориентировано на создание организационных и содержательных условий, актуализирующих стремление ребенка к самостоятельности в решении жизненных проблем, освоении нравственных ценностей и норм, культурных традиций.
Перейдем к анализу категории «поддержка», которая часто рассматривается как синоним педагогической помощи и содействия ребенку в преодолении конкретных проблем. Авторство данного термина принадлежит О. Газману, определившему ее как помощь ребенку в становлении индивидуальности. В последующих исследованиях в зависимости от того, что именно «поддерживается» в растущем человеке, ее рассматривали как:
- помощь детям в успешной социализации и выборе профессии (Н.Б. Крылова);
- помощь в индивидуальном продвижении в учении (Е.А. Александрова);
- деятельность, подкрепляющую ребенка в ситуации обнаружения им своей слабости и помогающую преодолеть ее за счет индивидуальных способностей и возможностей (Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин).
С.А. Расчетина рассматривает поддержку как процесс индивидуального взаимодействия «взрослый – ребенок» и определяет как изначально запрограммированные природой отношения взрослого и ребенка, целью которых являются бережное отношение к внутреннему миру ребенка, создание условий безопасности, в рамках которой актуализируются рефлексивные процессы осознания себя личностью и индивидуальностью. В случае «проблемной индивидуальности» детей как особой совокупности оценочных суждений, искаженных ценностных ориентаций, эмоциональных состояний, поведенческих реакций, поступков и иного возникает необходимость в социально-педагогической поддержке, целью которой является гармонизация отношений ребенка и социума. Заметим, что именно с детьми проблемной индивидуальности (сиротами, девиантами, акцентуантами, правонарушителями и др.) чаще всего и работает социальный педагог. Качество социально-педагогической поддержки зависит от готовности «поддерживающего» субъекта, то есть социального педагога, отвечать на сензитивные потребности ребенка и восходить к ценностям детской жизни [11].
Как видно из сказанного, категория поддержки также сопряжена с термином «сотрудничество», являющимся центральным понятием в одноименной педагогике, основанной педагогами-новаторами Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковским, С.Н. Лысенковой, С. Соловейчиком, В.Ф. Шаталовым и др. Сотрудничество подразумевает совместную деятельность учителей и учеников, опережающую помощь в интеллектуальном и нравственном развитии, уважение и принятие личности ребенка при сохранении его индивидуальности.
Иными словами, сотрудничество, в отличие от содействия, направлено на развитие субъектной позиции, формирование социального опыта детей в самостоятельном решении собственных проблем в совместной с педагогами деятельности. Сотрудничество реализуется в процессе социально-педагогического сопровождения. Применительно к процессу ценностного самоопределения социально-педагогическое сотрудничество детей и взрослых является оптимальной формой их взаимодействия, поскольку определяется ценностно-смысловыми характеристиками образовательного процесса, ценностными ориентациями детей и учителей, способствуя их взаимообмену и взаимообогащению.
Таким образом, все три процесса – социально-педагогическая помощь, социально-педагогическое содействие, социально-педагогическое сопровождение – понимаются нами как различные иерархические уровни одного и того же процесса – социально-педагогической поддержки. Такой подход позволяет предложить уровневую модель социально-педагогической поддержки ценностного самоопределения детей. В качестве основания выделения уровней поддержки предлагается ее направленность на постепенное развертывание способности ребенка от освоения ценностей с помощью социального педагога (первый уровень) к самостоятельному приобретению ценностного опыта нравственной деятельности (второй уровень) и к становлению субъектной позиции в самоформировании нравственного облика, саморазвитии нравственных черт, прогнозировании и проектировании своего будущего (третий уровень).
В такой логике социально-педагогическая поддержка ценностного самоопределения детей выступает как деятельность социального педагога по оказанию помощи, содействия, сопровождения в процессе освоения, выбора, оценки, усвоения ценностей, результатом которого является устойчивая совокупность духовно-нравственных черт, мотивирующих и направляющих ребенка на самовыражение и самореализацию в основных сферах жизнедеятельности – труде, семье, общении.
Поддержка-помощь – социально-педагогическая поддержка первого уровня, представляющая собой оперативные действия социального педагога по оказанию адресной, оперативной помощи детям в освоении нравственных ценностей и норм, совершении нравственного выбора, приобретении опыта нравственной деятельности, прогнозирования и проектирования своего будущего.
Поддержка-содействие как социально-педагогическая поддержка второго уровня – взаимодействие социального педагога и детей, ориентированное на активизацию его стремления и самостоятельности в освоении нравственных ценностей и норм, совершении нравственного выбора, приобретении опыта нравственной деятельности, прогнозирования и проектирования своего будущего.
Поддержка-сопровождение как социально-педагогическая поддержка третьего уровня – сотрудничество детей и педагогов, направленное на становление субъектности ребенка в освоении нравственных ценностей и норм, совершении нравственного выбора, приобретении опыта нравственной деятельности, прогнозировании и проектировании своего будущего.
Выводы. Проведенное исследование показало, что социально-педагогическая поддержка ценностного самоопределения детей как самостоятельный феномен в науке отдельно не рассматривалась, что явилось основанием для определения ее сущностных характеристик. В предложенной уровневой модели социально-педагогическая поддержка раскрывается через педагогические действия, связанные с педагогической помощью, содействием, сопровождением в процессе освоения, выбора, оценки, усвоения ценностей, результатом которого является формирование устойчивой совокупности нравственных черт, мотивирующих и направляющих ребенка на самовыражение и самореализацию в основных сферах жизнедеятельности – труде, семье, общении.