Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE PHENOMENON OF SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE VALUE SELF-DETERMINATION OF CHILDREN

Yakovleva N.F. 1
1 Federal public budgetary educational institution of higher education «Krasnoyarsk state pedagogical university named of Astaf’ev»
The problem of value development of children is analysed, during the analysis it is revealed that the phenomenon of social and pedagogical support in science was not considered separately that served as the basis for consideration of its essential characteristics. The article defines the content of the concept of "value self – determination", which is a dynamic process of development, selection, evaluation of the assimilation of values, the result of which is a stable set of moral traits that motivate and guide the child to self-expression and self-realization in the main spheres of life-work, family, communication. The content of the concept "support of value self-determination" as the activity of a social teacher to assist, assist, support in the process of development, selection, evaluation, assimilation of values, the result of which is a stable set of moral traits that motivate and guide the child to self – expression and self-realization in the main spheres of life-work, family, communication. The proposed tiered support model the value of self-determination, including support, support, support, support support. The basis for the allocation of levels of support for value self-determination is its focus on the gradual deployment of the child's ability to learn values with the help of a social teacher (first level), to the independent acquisition of value experience of moral activity (second level), and then to the formation of the subjective position in the self-formation of moral appearance, self-development of moral traits, forecasting and designing their future (third level).
value
value self-determination
support of value self-determination of children
levels of support of value self-determination of children

Проблема ценностей всегда присутствовала в воспитании новых поколений в форме требующих ответа вопросов о том, какие ценности можно рассматривать в качестве идеалов воспитания, как помочь ребенку понять их смысл, оценить, выбрать и т.д. По существу, процесс воспитания можно рассматривать как педагогически организованную поддержку развития способности ребенка уверенно ориентироваться в мире ценностей, находить личностные смыслы, определять собственную позицию и выбирать ценности, которыми он как осознанно, так и бессознательно будет руководствоваться в своей жизни. На ценностное развитие детей ориентированы современные федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования, личностные результаты которого включают традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества и др. [1, с. 4]. Социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации является обобщенной трудовой функцией социального педагога, утвержденной Профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания». Реализация данной функции предусматривает планирование и организацию социально и личностно значимой деятельности с целью расширения социокультурного опыта детей [2, с. 8].

Целью данной работы являются теоретическое обоснование и выделение сущностных характеристик категории «поддержка ценностного самоопределения детей», разработка ее уровневой структуры.

Материалами исследования послужили научные работы отечественных исследователей по проблеме ценностного развития детей.

Методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ, структурно-функциональный анализ, синтез, обобщение.

Результаты исследования и их обсуждение. В основе ценностного самоопределения личности лежат различные уровни и формы взаимодействия внешнего и внутреннего мира личности, специфические формы осознания настоящего и будущего, представления о  сущности своего «Я» [3, с. 111]. С понятием ценностного самоопределения человека тесно связаны его ценностные ориентации, определяемые как «смыслообразующая, иерархически организованная и динамически изменчивая мировоззренческая система эмоциональных и интеллектуальных позиций человека как субъекта по отношению к миру объектов и к другим субъектам» [4, с. 17]. В таком понимании ценностные ориентации выступают как ценностная форма различных отношений личности, как критерий оценки, выбора и интериоризации ценностей, выделения и обоснования собственной жизненной позиции относительно общекультурных ценностей, в соответствии с которыми ставятся цели, проектируются жизненные планы, строятся взаимоотношения с людьми, выбирается профессия, достигается социальный статус [5, с. 47], [6, с. 4].

С авторских позиций ценностное самоопределение – это динамичный процесс освоения, выбора, оценки усвоения ценностей, результатом которого является устойчивая совокупность духовно-нравственных черт, мотивирующих и направляющих ребенка на самовыражение и самореализацию в основных сферах жизнедеятельности – труде, семье, общении. Исходя из этого определения ценностные ориентации можно рассматривать в качестве первого этапа ценностного самоопределения.

Развитие процесса ценностного самоопределения обеспечивают механизмы освоения, оценки, выбора, идентификации, интернализации. Освоение как механизм ценностного самоопределения обеспечивает понимание смысла и содержания ценнности, ее функций и связи с объектами и явлениями действительности. Понимаемая и знаемая ценность подвергается оценке, выполняющей функцию сравнения нормативного и желаемого, значимого и незначимого, возможного и невозможного. Освоение и оценка позволяют осуществить выбор ценности. Именно механизм выбора обеспечивает избирательность и уникальность ценностного отбора из возможных альтернатив, соединяя внешний и внутренний планы жизнедеятельности личности. Механизм идентификации выполняет рефлексивную функцию, связанную с процессом выявления личностью собственной тождественности с ценностями. Завершается процесс ценностного самоопределения интернализацией, связывающей человека с ценностью. Механизм интернализации включает ценность в систему личностно значимых ценностных ориентаций и в дальнейшем выполняет регулятивную функцию, мотивируя и направляя поведение и поступки.

Ценностное самоопределение проявляется как осмысленное знание о сущности ценностей, эмоциональное к ним отношение, устойчивое проявление ценностного отношения в поведении и поступках. Для оценивания результатов ценностного самоопределения по проявленности духовно-нравственных черт в действиях и поступках ребенка была поставлена задача выделения духовно-нравственных черт, по проявлениям которых можно судить о ценностном самоопределении ребенка. Для этого была разработана анкета «Духовно-нравственные черты современных школьников», в которой предлагалось оценить свое отношение к 60 чертам как к ценности по 10-балльной шкале от 1 (черта не имеет личностно значимой ценности) до 10 (высокая личностно значимая ценность) [7]. По разработанной анкете был осуществлен опрос педагогов и родителей (1763 человека) и обучающихся образовательных организаций различных типов (580 человек). Наиболее высокие рейтинговые оценки в обеих группах получили семь духовно-нравственных черт, в числе которых гражданственность, гуманность, духовность, ответственность, социальная активность, мужество, самоуважение [8].

Выделение показателей проявления каждой черты осуществлялось в соответствии с пониманием ее сущности как проекции ценности, являющейся единством понимания ее смысла (когнитивный компонент), отношения (эмоционально-оценочный компонент) и проявления в поступке и поведении (поведенческий компонент). Так, например, когнитивными показателями черты «гуманность» являются осмысление понятий «добро» и «зло», «нравственность» и «безнравственность», наличие представлений о моральных и нравственных нормах поведения, о нормах коллективной жизни и др. Эмоционально-оценочными показателями гуманности выступают уважение к человеку,  ценностное отношение к своей и чужой жизни, сострадание, эмпатия и др. Поведенческими показателями черты «гуманность» являются добрые дела, стремление прийти на помощь и др. [9].

Анализ дефиниции «социально-педагогическая поддержка» начнем с изучения сопряженных с ней понятий, в числе которых «социально-педагогическая помощь», «социально-педагогическое содействие», «сотрудничество», «социально-педагогическое сопровождение», которые будут рассматриваться с точки зрения развития субъектности детей в ценностном самоопределении.

Социально-педагогическая помощь означает экстренные и неотложные действия социального педагога в трудноразрешимых жизненных ситуациях, связанных с угрозой для здоровья или жизни ребенка, с целью минимизации и/или устранения угроз жестокого обращения, препятствий в его социальном, физическом и психологическом развитии. Социально-педагогическая помощь направлена на ликвидацию или смягчение актуальной проблемы детей посредством своевременных, адекватных ситуации профессиональных действий социального педагога, способствующих минимизации или устранению рисков и  помогающих ребенку по-новому воспринимать, переживать и оценивать трудную или опасную для его жизни ситуацию. Таким образом, социально-педагогическая помощь представляет собой оперативные действия по защите детей и решению актуальных проблем их развития и саморазвития, она реализуется социальным педагогом посредством привлечения других субъектов социализации. С позиций ценностного самоопределения помощь способствует осмыслению и пересмотру ценностей, однако при этом субъектность детей в решении своих проблем может и не развиваться, поскольку их ресурс используется недостаточно либо не используется вовсе [10].

Теоретическое осмысление понятия «социально-педагогическое содействие» показывает, что оно включает как социально-педагогическую помощь, так и создание специальных условий, стимулирующих активность самих детей в преодолении своих проблем. По мнению С.А. Расчетиной, включенность ребенка в трудноразрешимую ситуацию актуализирует механизмы смыслообразования и выбора ценностей: «Возникают вопросы: что сильнее: жизненные обстоятельства или жизненные ресурсы человека, победит ли человек обстоятельства или победят обстоятельства, сломившие его потребность достойно жить? Каким способом он будет решать возникшую проблему? В таких ситуациях поведение человека всегда соотнесено с теми ценностями, которые являются значимыми для него» [11, с. 384]. Иными словами, конкретная жизненная ситуация осмысливается с позиций оценки и выбора ценностей.

Условиями, обеспечивающими усвоение ребенком духовно-нравственных ценностей, С.С. Салиш полагает специально организованное образовательно-воспитательное пространство, в котором реализуется взаимодействие ребенка с педагогом в деятельности по поиску смысла жизни, приобретению  навыков духовно-нравственного взаимодействия, развитию потребности в таком взаимодействии [12, с. 45]. Социально-педагогическое содействие ценностному самоопределению детей предполагает актуализацию их интереса и развитие стремления к познанию смыслов бытия, к саморазвитию и самостоятельности в освоении нравственных правил и норм. Содержание социально-педагогического содействия ценностному самоопределению детей зависит от особенностей и возраста детей, актуального жизненного опыта, уникальности организации жизнедеятельности образовательной организации, специфики задач, решаемых в рамках учебно-воспитательного процесса, и др. Таким образом, социально-педагогическое содействие ориентировано на создание организационных и содержательных условий, актуализирующих стремление ребенка к самостоятельности в решении жизненных проблем, освоении нравственных ценностей и норм, культурных  традиций.

Перейдем к анализу категории «поддержка», которая часто рассматривается как синоним педагогической помощи и содействия ребенку в преодолении конкретных проблем. Авторство данного термина принадлежит О. Газману, определившему ее как помощь ребенку в становлении индивидуальности. В последующих исследованиях в зависимости от того, что именно «поддерживается» в растущем человеке, ее рассматривали как:

  • помощь детям в успешной социализации и выборе профессии (Н.Б. Крылова);
  • помощь в индивидуальном продвижении в учении (Е.А. Александрова);
  • деятельность, подкрепляющую ребенка в ситуации обнаружения им своей слабости и помогающую преодолеть ее за счет индивидуальных способностей и возможностей (Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин).

С.А. Расчетина рассматривает поддержку как процесс индивидуального взаимодействия «взрослый – ребенок» и определяет как изначально запрограммированные природой отношения взрослого и ребенка, целью которых являются бережное отношение к внутреннему миру ребенка, создание условий безопасности, в рамках которой актуализируются рефлексивные процессы осознания себя личностью и индивидуальностью. В случае «проблемной индивидуальности» детей как особой совокупности оценочных суждений, искаженных ценностных ориентаций, эмоциональных состояний, поведенческих реакций, поступков и иного возникает необходимость в социально-педагогической поддержке, целью которой является гармонизация отношений ребенка и социума. Заметим, что именно с детьми проблемной индивидуальности (сиротами, девиантами, акцентуантами, правонарушителями  и др.) чаще всего и работает социальный педагог. Качество социально-педагогической поддержки зависит от готовности «поддерживающего» субъекта, то есть социального педагога, отвечать на сензитивные потребности ребенка и восходить к ценностям детской жизни [11].

Как видно из сказанного, категория поддержки также сопряжена с термином «сотрудничество», являющимся центральным понятием в одноименной педагогике, основанной педагогами-новаторами Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковским, С.Н. Лысенковой, С. Соловейчиком, В.Ф. Шаталовым и др. Сотрудничество подразумевает совместную деятельность учителей и учеников, опережающую помощь в интеллектуальном и нравственном развитии, уважение и принятие личности ребенка при сохранении его индивидуальности.

Иными словами, сотрудничество, в отличие от содействия, направлено на развитие субъектной позиции, формирование социального опыта детей в самостоятельном решении собственных проблем в совместной с педагогами деятельности. Сотрудничество реализуется в процессе социально-педагогического сопровождения. Применительно к процессу ценностного самоопределения социально-педагогическое сотрудничество детей и взрослых является оптимальной формой их взаимодействия, поскольку определяется ценностно-смысловыми характеристиками образовательного процесса, ценностными ориентациями детей и учителей, способствуя их взаимообмену и взаимообогащению.

Таким образом, все три процесса – социально-педагогическая помощь, социально-педагогическое содействие, социально-педагогическое сопровождение – понимаются нами как различные иерархические уровни одного и того же процесса – социально-педагогической поддержки. Такой подход позволяет предложить уровневую модель социально-педагогической поддержки ценностного самоопределения детей. В качестве основания выделения уровней поддержки предлагается ее направленность на постепенное развертывание способности ребенка от освоения ценностей с помощью социального педагога (первый уровень) к самостоятельному приобретению ценностного опыта нравственной деятельности (второй уровень) и к становлению субъектной позиции в самоформировании нравственного облика, саморазвитии нравственных черт, прогнозировании и проектировании своего будущего (третий уровень).

В такой логике социально-педагогическая поддержка ценностного самоопределения детей выступает как деятельность социального педагога по оказанию помощи, содействия, сопровождения в процессе освоения, выбора, оценки, усвоения ценностей, результатом которого является устойчивая совокупность духовно-нравственных черт, мотивирующих и направляющих ребенка на самовыражение и самореализацию в основных сферах жизнедеятельности – труде, семье, общении.

Поддержка-помощь – социально-педагогическая поддержка первого уровня, представляющая собой оперативные  действия социального педагога по оказанию адресной, оперативной помощи детям в освоении нравственных ценностей и норм, совершении нравственного выбора, приобретении опыта нравственной деятельности, прогнозирования и проектирования своего будущего.

Поддержка-содействие как социально-педагогическая поддержка второго уровня – взаимодействие социального педагога и детей, ориентированное на активизацию его стремления и самостоятельности в освоении нравственных ценностей и норм, совершении нравственного выбора, приобретении опыта нравственной деятельности, прогнозирования и проектирования своего будущего.

Поддержка-сопровождение как социально-педагогическая поддержка третьего уровня – сотрудничество детей и педагогов, направленное на становление субъектности ребенка в освоении нравственных ценностей и норм, совершении нравственного выбора, приобретении опыта нравственной деятельности, прогнозировании и проектировании своего будущего.

Выводы. Проведенное исследование показало, что социально-педагогическая поддержка ценностного самоопределения детей как самостоятельный феномен в науке отдельно не рассматривалась, что явилось основанием для определения ее сущностных характеристик. В предложенной уровневой модели социально-педагогическая поддержка раскрывается через педагогические действия, связанные с педагогической помощью, содействием, сопровождением в процессе освоения, выбора, оценки, усвоения ценностей, результатом которого является формирование устойчивой совокупности нравственных черт, мотивирующих и направляющих ребенка на самовыражение и самореализацию в основных сферах жизнедеятельности – труде, семье, общении.