Воспитание и обучение студентов – две взаимосвязанные стороны единого образовательного процесса. Цель этих систем заключается в содействии становлению и развитию профессионально-компетентной личности врача, обладающего профессиональными и социально значимыми качествами для успешного выполнения врачебной деятельности. На практике трудно разделить эти сферы и определить их преобладающее влияние на развитие личности студента. Успешность воспитания в определенной степени зависит от того, созданы ли необходимые условия для саморазвития личности в ходе вузовского обучения, в какой степени сформирована установка каждого студента на самовоспитание и самообразование, готовность к будущей работе врача.
Цель исследования. Повысить качество обучения в медицинском вузе через систему «гражданин – врач – здоровое общество», что требует новых подходов в педагогическом и воспитательном процессе. Реформы здравоохранения и образования активно воплощаются по всем направлениям и ориентированы на повышение качества подготовки будущего врача, основаны на историческом опыте и гуманистических ценностях. Задача высшей медицинской школы заключается не только в том, чтобы дать студентам сумму знаний, но и в том, чтобы сформировать специалиста-профессионала, социально здоровую личность.
Материалы и методы исследования. Воспитательный процесс в вузах регламентируется рядом нормативных документов, среди которых Федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», постановление Правительства РФ «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» и др. В этих документах поставлена задача воспитания поколения специалистов, которая вытекает из потребностей настоящего и будущего развития российского общества [1].
Воспитательную работу невозможно жестко программировать и организовывать по тому или иному принципу и схеме, она должна быть направлена на решение определенных, конкретных задач. Трудность воспитательной работы заключается в том, что в ряде случаев не удается получить обратную связь: преподаватель – студент – преподаватель. Без обратной связи невозможна эффективная работа преподавателя вуза: студент не слышит преподавателя, не желает соблюдать учебную дисциплину, несмотря на все приемы, методы убеждения и попытки педагога вызвать у студента интерес к получению знаний и дисциплине.
Важным в процессе обучения на практических занятиях является использование таких воспитательных методов, как поощрение и наказание. Эти методы рассматриваются как средства стимулирования учебной деятельности студента. Поощрение – это стимулирование деятельности студента с помощью положительной оценки его отношения к учебе, познавательной деятельности, поведения. При адекватной оценке этот прием является действенным. Наказание применяется как способ торможения, предотвращения и регулирования безразличного отношения к учебе, негативных высказываний в отношении пациентов, студентов и нарушения дисциплины. Это могут быть замечание, порицание, выговор, приглашение на заседание кафедры, деканата. При этом необходимо отметить как важнейший фактор повышения качества воспитательной работы в вузе взаимосвязь преподавателей кафедр и деканатов, так как воспитание студентов является главной деятельностью вуза по подготовке студентов, готовых выполнять важнейшие профессиональные и социальные функции в своей практической деятельности врача. Применение поощрения и наказания должно быть оправданным, обоснованным и объективным [2].
Таким образом, целью воспитательной работы является формирование социальной зрелости и готовности к выполнению своих функций в обществе: гражданина, профессионала, личности [3].
Результаты исследования и их обсуждение. На кафедре инфекционных болезней и фтизиопульмонологии КубГМУ дисциплина «Фтизиатрия» согласно ФГОС 3+ поколения изучается на 6-м курсе лечебного и педиатрического факультетов и завершается промежуточной аттестацией в форме экзамена в 12-м семестре. При проведении практических занятий и лекций приоритетное направление образовательного процесса – формирование личной ответственности за выполняемую работу, интереса и уважения к больному человеку, бескорыстности, принципиальности, дисциплинированности [4].
В процессе обучения студентов педагогика предусматривает следующие виды педагогического общения: авторитарный, демократический, попустительский. При проведении практических занятий на кафедре инфекционных болезней и фтизиопульмонологии КубГМУ по дисциплине «Фтизиатрия» присутствует преимущественно демократический стиль педагогического общения. Он позволяет оценить степень подготовки каждого студента, что обеспечивает участие группы в обсуждении темы практического занятия. Преподаватель при этом выступает в роли консультанта, который искренне заинтересован в формировании у студентов профессиональных компетенций. Это развивает у обучающихся адекватную и обоснованную уверенность в себе, стимулирует стремление правильно сформулировать ответ на поставленный вопрос, повышает профессиональную общительность. Мы рассматриваем демократический стиль как наиболее приемлемый и эффективный, так как он вызывает интерес к работе, позитивную внутреннюю мотивацию к познавательной деятельности.
К сожалению, у педагога нередко возникает необходимость и целесообразность использования авторитарного типа общения со студентами. Это является эффективным стилем общения с некоторыми студентами – повышает уровень культуры, дисциплину, стремление получать знания и улучшать учебную дисциплину. В результате авторитарный стиль общения переходит в демократический. Считаем совершенно неприемлемым попустительский стиль педагогического общения в медицинском вузе, когда студенты фактически предоставлены сами себе, хотя преподаватель дал им задание, но при этом отсутствует в учебной комнате, не контролирует ход его выполнения, не проверяет, не оценивает и не обсуждает результаты ответов студентов. Преподаватель никак не реагирует на отсутствие учебной и поведенческой дисциплины у обучающихся. Некоторых студентов вполне устраивает такой стиль воспитательного и педагогического общения [5, 6].
При изучении дисциплины «Фтизиатрия» воспитательный и педагогический процессы строятся на принципах требований высшей медицинской школы. В процессе обучения делается акцент на фтизиатрическую настороженность, пути и способы выявления туберкулеза. Организация практических занятий состоит не столько в передаче студентам информации, сколько в стимуляции их познавательной деятельности, развитии клинического мышления, умения обобщать и интерпретировать информацию о пациенте в результате обследования, т.е. идут поиск новых и совершенствование традиционных форм преподавания, оптимизация и интенсификация учебного процесса, повышение объема и уровня организации самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя.
Одним из видов работы студентов мы рассматриваем деловую игру. Она достаточно реально имитирует существующую действительность, создает динамичные организационные модели, более интенсивно побуждает к решению намеченных задач [7]. Вариантом деловой игры является «мозговой штурм», целью которого служит получение максимально возможного количества идей от каждого студента группы с тем, чтобы решить заданную проблему. По окончании «штурма» выбирается лучшая профессионально обоснованная идея для ее реализации [8]. «Мозговой штурм» приносит успех в случае, если решается конкретная проблема, приближенная к реальной клинической ситуации. Анализируя проблемы «мозгового штурма», мы выявили некоторые отрицательные моменты: растягивание времени обсуждения, а также важный с нашей точки зрения нюанс: зажатость и страх участников быть раскритикованными другими. Первая проблема решается оперативным ограничением времени на обсуждение; вторая проблема гораздо сложнее, чаще всего она полностью не решается. В данной ситуации большая роль принадлежит педагогу, его умению грамотно расставить акценты, поддержать думающих студентов, даже если их вариант не совсем верен. Для такой группы студентов очень важно поощрение преподавателя.
Как вид деловой игры мы рассматриваем самостоятельную аудиторную работу студентов по подготовке ситуационных задач при изучении клинических форм туберкулеза органов дыхания, дифференциальной диагностики с заболеваниями нетуберкулезной этиологии, туберкулеза центральной нервной системы, туберкулеза периферических и брыжеечных лимфатических узлов. При проведении этого варианта деловой игры в студенческой группе формируются подгруппы из двух-трех человек во главе с лидером, которого выбирает сама подгруппа. Задача команды – разработать ситуацию по заданной проблеме. Студенты получают реальные материалы по результатам лучевой диагностики предполагаемого пациента и составляют ситуацию с учетом предлагаемого им анамнеза, данных физикального, лабораторного и инструментального исследований, анализа проводимого обследования до обращения к фтизиатру. Студенты подгруппы коллективно ставят перед собой задачи, анализируют их и предлагают идеи для выполнения заданной проблемы с использованием различных вариантов их реализации. Лидер подгруппы фиксирует эти идеи, выбирает более правильную, объективно обоснованную и докладывает всей группе. Другие подгруппы оценивают работу команды, задают вопросы, предлагают свои решения. Преподаватель после окончания деловой игры анализирует ее ход, отмечает положительные, удачные моменты, затем останавливается на ошибках участников, возможных последствиях в реальной ситуации и их устранении. Такая форма обучения в виде самостоятельной аудиторной работы открывает студентам свободу творчества, снимает закомплексованность.
В ходе проведения деловой игры перед преподавателем возникает ряд трудностей: важно настраивать студентов на активное мышление, убедить и заинтересовать в поиске правильного решения в конкретной клинической ситуации [9, с. 114].
Анализ процесса обучения с использованием деловой игры как формы самостоятельной аудиторной работы студентов показал, что в начале практических занятий присутствует напряженность, в конце – удовлетворенность, особенно если она подкреплена поощрением – позитивным отзывом преподавателя.
Неотъемлемой составляющей учебного процесса в медицинском вузе является самостоятельная внеаудиторная работа. Кроме традиционной подготовки к практическому занятию по заданной теме, определенной тематическими планами рабочей программы по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», студенты готовят реферативные сообщения или презентации. Студенту дано право выбора формы и темы сообщения. В этих условиях студентом выполняется информационно-поисковая деятельность. На практическом занятии студенты докладывают рефераты/презентации с последующим их обсуждением, подведением итогов. Такая форма работы дает определенный результат – самостоятельно повышать и пополнять свои знания, выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы. Качественно подготовленный реферат/презентация повышает самооценку студента, способствует успешной самореализации.
Другой вид самостоятельной внеаудиторной работы студентов, который используется на кафедре, – это разработка проектов с использованием информационных интернет-технологий. Студентам предлагается подготовить пошаговую диагностику туберкулеза органов дыхания в общей лечебной сети в условиях поликлиники и стационара. Кроме этого, рассматриваются следующие темы: диагностика выпота в плевральной полости, диагностика периферической лимфоаденопатии, диагностика поражений легких с двусторонней очаговой диссеминацией и др. Студенты в ходе работы над данными проектами должны не только доказать актуальность проблемы, но и разработать алгоритм действия, используя междисциплинарные знания, полученные при изучении предшествующих дисциплин, таких как лабораторная, инструментальная, морфологическая, лучевая диагностика патологии органов дыхания, принципы дифференциальной диагностики неспецифической патологии органов дыхания. При этом студенты – разработчики проекта должны аргументированно, конкретно доказать и обосновать предлагаемые действия. Каждый участник проекта должен понимать полезность и значимость выполняемого задания в будущей работе врача.
Нами проанализированы результаты использования современных технологий в образовательном и воспитательном процессе кафедры. Так, в 2014–2015 учебном году средний балл текущей успеваемости студентов по дисциплине «Фтизиатрия» специальность «Лечебное дело» составил 3,8; по специальности «Педиатрия» – 3,5. В 2015–2018 учебных годах при активном внедрении современных обучающих технологий эти показатели выросли и составили соответственно по специальности «Лечебное дело» – 4,4; по специальности «Педиатрия» – 4,5. В 2016–2017 учебном году и в 2017–2018 учебном году в соответствии с ФГОС 3+ поколения в 12-м семестре промежуточная аттестация знаний студентов лечебного и педиатрического факультетов выполнялась в виде экзамена по дисциплине «Фтизиатрия». Студенты, обучающиеся по специальности «Лечебное дело», имели следующие результаты: «отлично»: 45,1 – 48,2%; «хорошо»: 38,6 – 40,5%; «удовлетворительно»: 13,9 – 9,8%; «неудовлетворительно»: 2,4 – 1,5%. По специальности «Педиатрия»: «отлично»: 44,9 – 49,7%; «хорошо»: 37,9 – 39,5%; «удовлетворительно»: 14,7 – 9,5%; «неудовлетворительно»: 2,5 – 1,3% (соответственно по годам).
Заключение. В современных условиях система высшего медицинского образования уделяет большое внимание проблеме качества. Качество подготовки выпускника медицинского вуза зависит от многих факторов, в том числе от организации воспитательного и образовательного процессов на клинической кафедре, обеспечивающей уровень профессиональной компетентности будущего специалиста. Важнейшим условием при решении поставленной задачи является сочетание профессионализма преподавателей и мотивации обучаемого. Современные педагогические технологии эффективны при взаимодействии обеих сторон – преподавателя и студента. Использование в образовательном процессе технологии самостоятельной работы студентов в аудиторных и внеаудиторных условиях повышает компетенции в подготовке будущего врача.
Создание и развитие мотивации к обучению у студентов вырабатывает заинтересованное отношение к получению знаний. Активным в профессиональном обучении будет тот студент, который осознает потребность в знаниях, необходимых в работе врача. Профессиональное самосознание делает мотивы обучения устойчивыми, способствует развитию у студента умения ставить цели и добиваться их решения. Обучение в вузе предусматривает прежде всего развитие творческого мышления. Врачебное мышление (клиническое мышление) — это вид творчества, обеспечивающий возможность выявить причинно-следственные взаимоотношения развития и течения патологического процесса. Таким образом, клиническое мышление, основанное на теоретических знаниях, субъективных и объективных признаках заболевания, позволяет, применяя законы логики, понять особенности течения той или иной болезни у данного больного. В современных условиях целесообразна индивидуально-ориентированная организация учебного и воспитательного процессов, так как предоставляется возможность интенсификации и повышения качества подготовки будущих врачей в рамках реализации ФГОС в соответствии с запросами отдельной личности и возможностями образовательного учреждения.