Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ANALYSIS OF THE NATURE AND STRUCTURE OF THE CONCEPT OF «LEGACY» MEGASPORTS EVENTS

Gureeva E.A. 1
1 Plekhanov Russian University of Economics
Megasports events such as the FIFA world Cup, the Olympic Games and the world University games are held in the world with a certain periodicity. Over the past five years, Russia has managed to host all of the world's largest sports events such as the FIFA world Cup 2018 in Russia, the Olympic and Paralympic games in Sochi 2014, and the Universidad in Kazan 2013, but the effect of these events is widely discussed in the scientific and public community. An inseparable element that accompanies all major sporting events is their heritage, with different authors invest in its interpretation of different values. The aim of the study is to identify the essence and content of the concept of «legacy». On the basis of a comparative analysis of scientific works of Russian and foreign authors, the structure of the legacy of megasports events was revealed, including such sectors as social, economic, infrastructure, environmental and sports legacy. Based on the revealed structure of the legacy, the analysis of the legacy created as a result of the Olympic winter games "Sochi-2014" was carried out. The results show that legacy is a system that can have a significant impact on the host region. However, practical experience shows that often the impact is in the negative direction and the legacy not only does not create the conditions for development, but also hinders it.
megasports events
sport
efficiency
legacy
economics
fifa world cup
the Olympic games

В мире с определенной периодичностью проводятся крупномасштабные спортивные мероприятия, такие как Чемпионат мира по футболу FIFA, Олимпийские игры, Всемирные универсиады – мероприятия огромного масштаба, не только объединяющие под своей эгидой разные народы, этнические и социальные группы, но и преследующие и другие важные цели, такие как развитие принимающего города. За последние пять лет России удалось принять все самые крупномасштабные события мира спорта, такие как Чемпионат мира по футболу «Россия-2018», Олимпийские и Паралимпийские игры «Сочи-2014» и Универсиада «Казань-2013», эффект от их проведения широко обсуждается в научных и общественных сообществах. Неразрывным элементом, сопровождающим все крупные спортивные события, является их наследие, при этом различные авторы вкладывают в его трактовку неодинаковые значения.

Впервые концепция Олимпийского наследия возникла в 1990-х гг. перед подготовкой к Олимпийским играм в Атланте в 1996 г., когда была опубликована монография под названием «The Olympic Legacy: Building on What Was Achieved», где был употреблен термин «Олимпийское наследие» [1].

На сегодняшний день важность наследия конкретно рассматривается в Правиле 2.14 Олимпийской хартии и подчеркнута Рекомендациями 1, 2 и 4 Олимпийской Повестки Дня 2020 (Olympic Agenda 2020), стратегической карты Международного олимпийского комитета (МОК). Несмотря на работу, проделанную МОК, восприятие термина «наследие Олимпийских игр» остается достаточно сложным.

Целями данной работы являются выявление сущности и содержания наследия спортивных мероприятий, а также проведение анализа наследия, созданного в результате проведения Олимпийских и Паралимпийских игр «Сочи-2014».

Материалы и методы исследования

На основе сравнительного анализа проведем исследования различных подходов к определению сущности и структуры наследия спортивных мероприятий.

Термин «наследие» имеет разные значения для разных людей, языков и культур, и, поскольку наследие было введено в Олимпийскую хартию в 2003 г., несколько определений сосуществовали в рамках Олимпийского движения. Следующее определение наследия задумано как инструмент выравнивания в рамках Олимпийского движения: «Олимпийское наследие является результатом стратегической концепции. Оно охватывает все ощутимые и неосязаемые долгосрочные выгоды, инициированные или ускоренные проведением Олимпийских игр / спортивных мероприятий для людей, городов / территорий и Олимпийского движения» [2].

Несмотря на то что подход к наследию в основном применим к Олимпийским играм, МОК, занимая более активную позицию, ставит своей целью показать пример и повлиять на другие организации, которые управляют международными спортивными событиями.

МОК выделяет четыре цели Стратегического подхода на основе наследия [3]:

  • внедрение наследия через жизненный цикл Олимпийских игр;
  • документирование, анализ и обсуждение наследия Олимпийских игр;
  • поощрение празднования Олимпийского наследия;
  • построение стратегических партнерств.

Существуют также разные подходы к определению непосредственных элементов наследия. В таблице представлена сравнительная характеристика структуры наследия, из которой становится очевидным, что неотъемлемыми элементами структуры наследия являются спорт и экономика. Следует отметить, что в последние годы в качестве одного из основных элементов наследия спортивных мероприятий выделяются экология и соблюдение «зеленых стандартов» [4]. Для дальнейшего выявления типичных секторов наследия спортивных мероприятий рассмотрим их более подробно.

Сравнительная характеристика структуры наследия

Структура наследия по Ричарду Кэшману[5]

Структура наследия МОК

Экономика

Спортивное

Инфраструктура

Социальное

Информация и образование

Экологическое

Общественная жизнь, политика и культура

Городское

Спорт

Экономическое

Символика, память и история

 

 

Х. Прус (Holger Preuss) среди значимых составных частей наследия спортивных событий также выделяет эмоциональный аспект и связи [6].

Социальное наследие

Культура и образование всегда были неотъемлемой частью Олимпийских игр. Действительно, основополагающие принципы олимпизма охватывают образование, уважение этических принципов, человеческое достоинство, взаимопонимание, дух дружбы, солидарности и честной игры, отвергая все формы расовой, религиозной, политической и гендерной дискриминации.

Олимпийские игры предоставляют уникальную возможность продвигать эти области и вдохновлять изменение поведения и отношения в принимающем городе и за его пределами, что может обеспечить прочное культурное, социальное и политическое наследие.

К нематериальному социальному наследию могут относиться следующие аспекты.

Культурная программа Олимпийских игр включает церемонии открытия и закрытия, медальные церемонии и культурную олимпиаду. Программа предоставляет посетителям возможность познакомиться с культурой города-организатора, его обычаями и историей. Это позволяет жителям продемонстрировать культуру своего региона всему миру, что в свою очередь повышает чувство национальной гордости и принадлежности к обществу.

Образование также является неотъемлемой частью олимпизма, и Игры обеспечивают идеальную платформу для обучения олимпийским ценностям совершенства, дружбы и уважения.

Олимпийские игры также могут привести к созданию новой культуры волонтерства. Активное участие волонтеров в жизнедеятельности города имеет особое значение, так как может положительно повлиять на некоторые стороны общественной жизни, например изменить представления жителей об инвалидах и находящихся в неблагоприятном положении членах сообщества.

Организация Олимпийских игр также может способствовать формированию новых рабочих подходов, основанных на участии и сотрудничестве. В рамках подготовки к проведению Игр создаются новые правительственные, экономические и социальные альянсы, которые могут не только сотрудничать в рамках улучшения качества производимых товаров и услуг, но и генерировать предложения по улучшению административных процессов.

Таким образом, рассмотрение развернутой трактовки социального сектора олимпийского наследия позволило выявить, что данное понятие включает в себя такие секторы наследия, как информация и образование; общественная жизнь; политика, культура и символика; память и история, выделяемые Ричардом Кэшманом.

Городское наследие

Делая принимающий город более привлекательным местом для проживания и посещения, Игры могут помочь достичь долгосрочных целей, чтобы создать более высокое качество жизни для жителей и повысить привлекательность города. Городское наследие наблюдается в следующих аспектах:

– благоустройство и обновление городских районов;

– транспортная инфраструктура.

Транспортная инфраструктура является одним из ключевых факторов для принимающего города, так как Игры требуют надежных, быстрых и безопасных транспортных сетей, способных справиться с большим количеством людей, посещающих их. Таким образом, проведение Игр может стать катализатором развития новой транспортной инфраструктуры при поддержке государственных органов, обеспечивающих столь необходимые новые сети.

Кроме того, каждая из категорий наследия может быть представлена в материальной или нематериальной форме. Так, материальное олимпийское наследие может включать следующие составляющие: спортивные объекты, транспортная инфраструктура, городское благоустройство. Нематериальное наследие, хотя и не столь заметное, однако имеет не меньшее значение и может включать следующие аспекты: чувство национальной гордости, новые и улучшенные навыки рабочей силы, возрождение национальной культуры, повышение экологической осведомленности и сознания [7].

Результаты исследования и их обсуждение

Проведя сравнительный анализ разных подходов к определению и структуре олимпийского наследия, можно выделить следующие структурные элементы наследия: экономика, культура и образование, спортивная и городская инфраструктура, экология.

Рассмотрим динамику основных показателей, отражающих результативность использования наследия, на примере XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр, прошедших в Сочи в 2014 г.

Основными показателями, характеризующими развитие спорта, являются доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, а также число спортивных сооружений.

Проведя анализ соответствующих данных, можно отметить, что за период 2008–2017 гг. интерес к занятиям спортом среди населения Краснодарского края стремительно вырос с 15,9% до 47,9% , при этом среднее значение данного показателя по РФ составляет 36,8%.

Учитывая положительную динамику развития физической культуры и спорта в регионе, а также факт участия региона в Чемпионате мира по футболу в 2018 г., можно прогнозировать дальнейшее развитие показателей и поддержание интереса населения к занятиям физической культурой.

Помимо спортивных объектов, принявших спортивные соревнования Олимпийских игр в 2014 г., следует отметить и рост количества иных спортивных сооружений. Темп прироста количества спортивных сооружений за данный период составил 110,9%. Наибольший темп прироста наблюдается в количестве плоскостных сооружений и составляет 150,8% за исследуемый период. Основной скачок приходится на 2009 г., когда количество спортивных сооружений увеличилось с 487 до 700, что является результатом проведения мероприятий в рамках подготовки к Олимпийским играм [8].

Как было отмечено ранее, задача организаторов – обеспечение стабильного экономического роста и создание условий для региональной и национальной экономики. Рассмотрим динамику за период с 2006 по 2017 гг.

За исследуемый период наблюдается стремительный рост по каждому из основных макроэкономических показателей Краснодарского края. Так, показатель валового регионального продукта (ВРП) вырос более чем в 4 раза: с 648,2 млрд руб. до 2015,9 млрд руб. а показатель основных фондов в экономике – более чем в 5 раз: с 1386 млрд руб. до 5482 млрд руб.

Особо следует отметить создание в городе Сочи безбарьерной среды.

В Краснодарском крае наблюдается также положительная тенденция в развитии внутреннего туризма, сохранившаяся после 2014 г. Темп прироста численности граждан РФ, размещенных в коллективных средствах размещения, в 2016 г. составил 35%, темп прироста за период – 132,91%. Однако после проведения Олимпийских игр наблюдалась отрицательная тенденция в посещениях Краснодарского края иностранными гражданами (темп прироста численности иностранных граждан, размещенных в КСР, составил –45% в 2016 г.). Тем не менее наблюдается положительный темп прироста в объеме оказанных туристических услуг, темп прироста за весь период составляет 223,14%.

Рассмотрение показателей, характеризующих состояние экологии в регионе, свидетельствует о том, что количество загрязняющих веществ в атмосфере от стационарных источников не только не сократилось, но увеличилось за период проведения Олимпийских игр в 2014 г. на 74%. В то же время расходы на охрану окружающей среды в городе Сочи значительно возросли за период с 2008 по 2017 гг., а именно более чем на 15 000, что связано с реализацией природоохранительных проектов, включающих в том числе создание территорий национальных парков и восстановление популяций животных, что еще раз доказывает необходимость рассмотрения результатов экологической ситуации в комплексе [9].

За период с 2010 по 2016 гг. не произошло значительных положительных изменений количества объектов культуры. Напротив, в 2014 г. снизилось количество посещений концертных организаций, а наибольшее количество мероприятий было проведено в «предолимпийский» период до 2014 г.

Заключение

Таким образом, рассмотрев основные показатели, отражающие олимпийское наследие Сочи, можно сделать вывод, что наблюдается положительная динамика развития показателей по направлениям «Спорт» и «Экономика». По направлению «Экономика» отмечается рост основных макроэкономических показателей, включая валовый региональный продукт. Отрицательная тенденция присутствует только лишь в количестве иностранных туристов, однако в целом за счет увеличения потока российских туристов тенденция в количестве оказанных услуг положительная.

Относительно направления «Экология» для формирования выводов необходимо проведение комплексного анализа с целью определения уровня компенсации увеличения выбросов в атмосферу с учетом роста расходов на окружающую среду, проведения оценки эффективности мероприятий.

Тенденция направления «Культура и образование» неоднозначна, так как в рассматриваемых показателях не наблюдалось заметного роста. Однако это может быть связано с тем, что большинство мероприятий по данному направлению было завершено в предолимпийский период.

Однако, помимо проведения мероприятий на этапе подготовки и проведения крупномасштабного спортивного мероприятия, исключительное значение имеет дальнейшее использование материальных объектов наследия. Приоритетным является недопущение простаивания спортивных комплексов, требуется их рациональное использование с целью увеличения туристического потока для обеспечения загрузки инфраструктурных объектов и гостиничных мощностей.

Кроме того, объекты наследия могут не только оказывать экономическое влияние на регион, но также становиться центром для экологического и социального развития общества. Поэтому деятельность объекта наследия должна быть устойчива в экономическом, экологическом и социальном аспектах.

Таким образом, наследие представляет собой систему, способную оказывать значительное влияние на принимающий регион. Однако практический опыт показывает, что зачастую влияние происходит в отрицательном направлении, и наследие не только не создает условий для развития, но и препятствует ему. Наиболее значительные убытки принесли Олимпийские игры в Монреале в 1976 г. и в Афинах в 2004 г. При подготовке Олимпийских игр в Монреале более 1 млрд долларов было потрачено на строительство спортивных объектов и Олимпийской деревни. Для покрытия долгов канадское правительство даже ввело специальный налог на табак, тем не менее полностью рассчитаться с долгами удалось только в 2006 г. [10]

Полученные результаты исследования могут служить основой для повышения эффективности мероприятий в рамках подготовки к проведению спортивных мега-мероприятий для улучшения влияния на принимающий город или регион, а также в процессе планирования мероприятий не только мега-, но и меньшего масштаба для достижения целей устойчивого развития региона.