Актуальность темы. На современном этапе развития физической культуры и спорта подготовка специалистов этой области не мыслима без качественных изменений структуры, содержания организационных форм подготовительного процесса.
Концептуальный подход к совершенствованию процесса подготовки предусматривает коренные изменения в системе высшего профессионального образования. Этот подход нашел свое отражение в изменении федерального государственного образовательного стандарта, а также учебных планов и основных образовательных программ, учитывая переход на двухуровневую ступень образования.
Это позволило нам поставить перед собой задачу совершенствования подготовки будущих специалистов в их дальнейшей профессиональной деятельности [1-3].
Опираясь на мнение многих авторов в сфере профессиональной подготовки будущих учителей в педагогических высших учебных заведениях, можно считать, что профессиональная подготовка педагога физической культуры направлена на формирование личности, а также на развитие общей и профессиональной культуры будущего специалиста, что станет основой его профессионального роста [1, с. 37].
На сегодняшний день значение физической культуры и спорта усиливается во всех областях социальной жизни, включая систему образования. Инициативное и сознательное отношение обучающихся к образовательному процессу, стремление их к интегрированному восприятию различных аспектов его, определяют успешность результирующих показателей и способствуют творческому подходу к решению насущных задач [2; 3].
Такой подход способствует расширению выбора средств, улучшающих социально-психологические, функционально-морфологические и личностные качества будущего педагога. Что же касается будущего учителя физической культуры и спорта, в основе деятельности которого является стремление к соревновательной активности, эти качества приведут к стремлению физического самосовершенствования, укреплению уверенности в своих силах и повышению профессиональной подготовленности [3; 4].
Целью данного исследования является определение критериев и уровней сформированности готовности будущих педагогов физической культуры и спорта к соревновательной деятельности в процессе профессиональной подготовки.
Материал и методы исследования. Поставленная цель была выполнена нами с использованием таких методов, как:
- теоретический, включал в себя анализ научно-методической литературы и специальных источников по предмету исследования, а также передовой опыт отечественных и зарубежных авторов;
- эмпирический, в который входило наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы со студентами и преподавателями общеобразовательных школ города Йошкар-Олы.
Результаты исследования и их обсуждение. Исследовательская работа проводилась нами на территории ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». Вся работа, включающая в себя экспериментальное исследование, проводилась со студентами-бакалаврами факультета физической культуры, спорта и туризма очной формы обучения.
В системе спорта высших достижений определение «соревновательной деятельности» признается одним из центральных. Расшифровка этого определения базируется на общей теории и методике данной деятельности, а именно в ее структуре и видах, которые равным образом рассматриваются неоднозначно.
Демонстрация возможностей спортсмена в разных видах спорта, качества технических приемов, двигательных действий, психологической устойчивости и тактических приемов, как индивидуальных, так и командных, с помощью конкурентной борьбы и полученных результатов - и является сущностью соревновательной деятельности.
Кроме того, в соревновательной деятельности, особенно протекающей в течение нескольких соревновательных дней, особую роль играет качество восстановительного периода, что значительно улучшит конечный результат [4; 5].
Соревновательная деятельность напрямую связана с определенной последовательностью решения вопросов подготовки участников. В частности, большое внимание уделяется качественному отбору в секцию избранного вида спорта, определению средств и методов и тщательному текущему, оперативному и заключительному контролю.
Спортивный результат является оценкой правильности выполнения всех выше перечисленных этапов и будет способствовать достижению высокого уровня воспитанника в участии предполагаемых состязаний [4; 5].
Качество профессиональной подготовки будущих специалистов в области физической культуры и спорта оценивается по результатам соревновательной деятельности, позволяющим дифференцированно подходить к индивидуальным достижениям и составлять их рейтинг.
Профессиональная готовность к педагогической деятельности состоит из совокупности специальных требований, которыми должен обладать будущий учитель физической культуры и спорта [4, с. 66].
«Готовность» является результатом коррелирующих связей между теоретической концепцией и интерпретацией таких категорий, как «феномен и компоненты» [4; 5].
На состояние готовности влияют три основных компонента: педагогический, медико-биологический и психологический. Еще до недавнего времени считалось, что соотношение данных компонентов должно быть как 3:2:1. Однако наши исследования показали, что такое соотношение нередко приводит к стагнации, а иногда к деградации показателей профессиональной подготовленности будущих педагогов в области физической культуры.
На наш взгляд, это связано с недостаточным вниманием к психологическому компоненту, особенно в аспекте мотивационной составляющей и повышении уверенности в оптимальном результате проделанной работы.
Значительное увлечение медико-биологическим компонентом не всегда приводило к решению искомых задач. Это связано с тем, что обращалось внимание на прямое действие медикаментов и игнорировалось при этом косвенное и даже патологическое, что чаще всего оценивалось как применение допинга.
Профессионально-педагогическая подготовка формируется на основе интеграции знаний, умений, профессионально значимых личностных качеств будущего специалиста.
Интеграция перечисленных компонентов в соотношении 3:2:3 способствует наиболее значимым результатам в процессе быстрой адаптации к профессиональной деятельности, постоянного профессионального роста и непрерывного профессионального развития [6; 7].
По мнению Сластенина В.А. [7, с. 345], готовность к педагогической деятельности состоит из психологической, научно-теоретической, практической, психофизической и физической готовности, которые являются основой профессиональной деятельности будущих учителей физической культуры и способствуют улучшению результатов в соревновательной деятельности.
Эти же положения нашли свое подтверждение в диссертационном исследовании Белявской И.Б. [8, с. 53]. Автор, таким образом, определяет значимые показатели для будущих специалистов в своей готовности к педагогической деятельности. Будущий педагог в своей трудовой деятельности должен быть мотивирован на постоянное повышение уровня своих знаний, навыков и умений и быть заинтересованным в предстоящей профессии.
Немаловажным критерием, по мнению Белявской И.Б. [8, с. 61], является уровень понимания своей серьезности в результате педагогической деятельности, так как будущий педагог по физической культуре несет ответственность за достижения цели своих подопечных учеников не только в росте физических и общих показателей, но и в результатах соревновательной деятельности.
Многие ведущие ученые (П.Ф. Каптерев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.В. Кузьмина и другие) в своих работах уделяют особое внимание такому аспекту, как личностные качества будущего специалиста. Личность преподавателя, точнее его авторитет перед учениками, играет роль в достижении цели и задач обучения (образовательная, воспитательная, оздоровительная) и играет роль в воспитании учащихся. Все это проявляется в профессиональной компетентности педагога [8; 9].
Рассматривая понятие «готовность к педагогической деятельности» будущих специалистов в процессе их профессионального роста, подразумеваем наличие знаний не только в теоретической и практической подготовке, но и в организаторских способностях, а также в психологической устойчивости к выполнению определенных действий, а также иметь положительную мотивацию для реализации поставленных задач в педагогическом процессе. Данная взаимосвязь будет способствовать успешному процессу подготовки к дальнейшему самостоятельному выполнению профессиональной деятельности [8; 9].
По качеству сформированности готовности будущих учителей физической культуры к соревновательной деятельности можно выделить следующие критерии:
- Информационно-познавательный критерий предусматривает умение анализировать данные по истории физической культуры и спорта, соревновательной деятельности, о методах подготовки будущих учителей физической культуры, роли педагогических знаний в работе учебных заведений. Умения использовать в своей предстоящей педагогической деятельности формы, методы, принципы и закономерности, применяемые отечественными и зарубежными исследователями.
- Мотивационно-ценностный критерий предусматривает целеустремленность будущих педагогов к повышению профессионального роста за счет интенсивности самообразования, умения преодолевать трудности на пути повышения результатов в соревновательной деятельности. Могут быть использованы с целью мотивации как материальные, так и моральные стимулы, что способствует повышению психологической готовности к личностному росту и устойчивости в конкурентной борьбе. Овладение новыми профессиональными качествами, преодоление педагогических стереотипов явится благодатной почвой для появления внутренней самоудовлетворенности и послужит значительной устойчивости и готовности к преодолению спортивных неудач.
- Оценочный критерий готовности будущих педагогов физической культуры к соревновательной деятельности формируется по мере повышения качественного анализа полученных результатов, разбора ошибок и достижений спортсменов в процессе проведения состязаний и использования полученных выводов с целью положительного прогноза возможных достижений. Умение контролировать процесс соревновательной деятельности, а также своевременно проводить коррекцию методов и приемов подготовки способствует качественной корреляции прилагаемых физических, психологических, морально-волевых усилий и полученных результатов.
- Операционный критерий предусматривает умение оперативно реагировать на актуальную информацию, новые методы планирования и организации самостоятельной активности, правильность выполнения приемов и методов, направленных на достижение поставленных целей в области соревновательной деятельности, своевременно выявлять недостатки тех или иных методов и их коррекцию, что способствует оптимизации соревновательной и профессионально-педагогической деятельности будущих учителей и качественному внедрению результатов соревновательной деятельности в свою профессионально-педагогическую деятельность.
- Деятельностный критерий характеризуется комплексом умений и навыков будущих педагогов физической культуры самостоятельно планировать мероприятия по поиску новых способов и методов организации и реализации спортивной деятельности, современных форм взаимодействия с учениками, вариативному подходу к методам самосовершенствования и самообразования в данной области и улучшению корреляции внедрения новых форм с полученными результатами деятельности.
- Данные критерии и их показатели являются основой комплексной оценки сформированности готовности будущих педагогов к соревновательной деятельности, что позволяет будущим педагогам физической культуры качественно контролировать свою деятельность. Наши разработки представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии и их показатели готовности будущих учителей к соревновательной деятельности
Критерии |
Показатели |
Информационно-познавательный |
- педагогические знания о методах, формах, принципах и закономерностях, применяемых отечественными и зарубежными исследователями; - базовые знания, необходимые для организации соревновательной деятельности учащихся |
Мотивационно-ценностный |
- овладение новыми профессиональными качествами; - сформированность мотивов участия в соревновании |
Оценочный |
- качественный анализ полученных результатов в соревновательной деятельности; - умение контролировать процесс соревновательной деятельности |
Операциональный |
- оперативно реагировать на актуальную информацию; - наличие навыков планирования и организации соревновательной деятельности |
Деятельностный |
- вариативный подход к методам самосовершенствования и самообразования; - поиск новых способов и методов организации и реализации спортивной деятельности |
Вышеизложенные показатели и их критерии используются для оценки степени подготовки специалистов в физической культуре к соревновательной деятельности и позволяют составить их рейтинг, для которого необходимо определить их уровень (низкий, средний, и высокий).
Уровни подготовки будущих учителей физической культуры к соревновательной деятельности и их показатели представлены в таблице 2.
Таблица 2
Степень подготовки будущих учителей физической культуры к соревновательной деятельности
Уровни |
Показатели |
Низкий |
- недостаточное воспроизведение информации в соответствии с заданием; - пропуски студентов на занятиях по спортивным играм; - отсутствие навыков работы с обработкой показателей соревновательной деятельности; - отсутствие знания выполняемых практических действий; - цель работы не достигается; - низкая ответственность за выполненную работу |
Средний |
- неполное формирование навыков соревновательной деятельности; - недостаточный интерес к поиску и обработке информации; - недостаточное использование элементов анализа на основе знаний о соревновательной деятельности |
Высокий |
- свободно и осмысленно владеть умениями, знаниями и навыками использования технологий проведения мероприятий в области соревнований в будущем; - свободно преодолевать и нестандартно применять знания в предстоящих ситуациях; - свободно ориентироваться в специализированной и научно-методической литературе; - свободно применять творческие умения к выполнению заданий |
Заключение. Таким образом, выявленные нами динамические изменения критериев и уровней сформированности готовности соответствуют структуре профессионально-педагогической деятельности специалистов и могут быть использованы для оценки готовности будущих учителей к соревновательной деятельности.