История стандартизации высшего профессионального образования, в частности, педагогического, насчитывает почти 20 лет. За это время мы прошли 4 волны стандартизации (2000, 2005, 2010, 2015-2016) и подошли к стандартам ФГОС 3++, учитывающим профессиональные стандарты [1].
Общая тенденция эволюции стандартов понятна: образовательным организациям передается максимальная самостоятельность в обмен на конкуренцию, контроль, отстаивание своего права на существование перед учредителем, студентами, абитуриентами, другими вузами.
Единицей измерения качества образования являлась и будет являться не квадратный метр, не средняя зарплата, не количественные показатели контингента, а основная профессиональная образовательная программа (ОПОП). Именно ОПОП и является тем, за что конкурируют вузы, что оценивают абитуриенты и студенты, что находится под пристальным вниманием учредителя и Рособрнадзора.
Кто же формирует ОПОП и что она определяет? Формируют ОПОП кафедры, задача ОПОП – описать/определить портрет выпускника конкретного профиля. ФГОС 3++ полностью делегирует вузам право в формировании портрета выпускника. А есть ли у нас портрет выпускника? Представляем ли мы, кого готовим и выпускаем? Исходя из компетентностного подхода - портрет выпускника есть сумма компетенций, которые подразделяются по группам: общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК), профессиональные (ПК) [1; 2].
Цель исследования – определить, каким же видится портрет выпускника, конкретизировать содержание компетенций, формируемых у выпускника педагогического вуза с учетом его профиля.
Материал и методы исследования
Материалом исследования послужили ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), основная профессиональная образовательная программа Иностранные языки (английский и немецкий языки) ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко» [3].
В качестве методов исследования выбраны наблюдение, эксперимент, сравнение, моделирование, анализ и синтез теоретической литературы, нормативной документации.
Результаты исследования и их обсуждение были представлены на заседании ученого совета Глазовского государственного педагогического института имени В.Г. Короленко 27 июня 2018 года протокол № 11.
Выпускник – бакалавр педагогического образования.
Вне зависимости от профиля образовательной программы мы должны сформировать у нашего студента общекультурные/универсальные и общепрофессиональные компетенции.
У выпускника вуза должны быть также сформированы профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам деятельности, на которые ориентирована образовательная программа.
Обратите внимание на широту такого специалиста. Способны ли мы его сформировать? Достаточно ли компетенций из ФГОС, чтобы отличить, например, учителя иностранного языка от учителя физкультуры? А это отличие нужно будет доказывать экспертам при аккредитации.
Существующий ФГОС делегирует вузам право на выбор видов деятельности и введение дополнительных компетенций. Воспользовались ли мы им?
Общекультурные и общепрофессиональные компетенции формируются, как правило, в рамках базовой части Блока «Дисциплины (модули)». Профессиональные компетенции призваны определить, чем выпускник одной образовательной программы отличается от выпускника других образовательных программ. Профессиональные компетенции определяют профильность/направленность программы. Следовательно, все дисциплины вариативной части и практики формируют портрет выпускника.
ФГОС 3+ дает вузам право дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы бакалавриата на конкретные области знания и виды деятельности [2]. Обратим внимание, что от того, насколько мы четко сформируем портрет выпускника, зависит, сможем ли аргументированно доказать экспертам, сформирован он или нет.
Компетенции, заложенные во ФГОС, сформулированы универсально. Ориентируясь на них, проверить, как сформировались компетенции для конкретного профиля или конкретного студента, мы не можем. Например, ПК-1 «Готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету, в соответствии с требованиями образовательных стандартов» будет значительно отличаться для различных профилей. Следовательно, нужна конкретизация модели выпускника по конкретному профилю. Эта конкретизация должна реализоваться через перечень конкретных знаний и умений. Далее важно определить комплексное действие, диагностирующее сформированность компетенции. На следующем этапе следует разделить сформированный перечень знаний, умений, владений на перечни, формируемые в теоретических дисциплинах и практиках, в процессе аудиторной и внеаудиторной работы.
Рассмотрим вышеизложенное на примере компетенции ОК-1: способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения. Далее необходимо адаптировать компетенцию к конкретному профилю. Рассмотрим конкретизацию данной компетенции на примере профиля «Иностранные языки (английский и немецкий языки)».
Выпускник по профилю «Иностранные языки (английский и немецкий языки)» обладает сформированным научным мировоззрением:
1.1. Энциклопедист/эрудит, интересуется широким кругом научных достижений, главным образом в области лингвистики, филологии, педагогики, психологии, периодически знакомится с научными и научно-популярными изданиями.
1.2. Оперирует научными фактами, способен к диалогу по широкому кругу научной проблематики.
1.3. Скептически относится к ненаучному объяснению явлений и процессов.
1.4. На основе овладения информацией об основах философии и вопросах философии, отражающих специфику профиля, осознанно признает приоритет гуманистической философии.
1.5. Руководствуется основными положениями гуманистической философии при освоении профессиональной деятельности с учетом профиля обучения.
1.6. Ориентируется в освоении профессиональной деятельности на научную картину мира, с учетом профиля обучения:
1.6.1. по философии – языковая картина мира (Хайдеггера, Вайсгербера, Сепира-Уорфа, Апресяна);
1.6.2. по истории – история ФРГ, Великобритании, США, исторические и языковые контакты носителей родного и изучаемого языков;
1.6.3. по социологии – социальный строй ФРГ, Великобритании, США, социальные взаимодействия родной страны со странами изучаемых языков;
1.6.4. по политологии – общественный и политический строй стран изучаемых языков и родной страны;
1.6.5. по праву – правовая система стран изучаемых языков и родной страны. Следующий шаг – разложить адаптированную к конкретному профилю компетенцию на знания, умения, навыки/владения, определить формы и базу формирования (аудиторная/внеаудиторная, вуз/база практики). Разработать диагностику сформированности ЗУН и комплексное действие, диагностирующее сформированность компетенции.
Рассмотрим подробнее на примере конкретизации ОК-1 для образовательной программы «Иностранные языки (английский и немецкий языки)» через ее составляющую 1.2. Оперирует научными фактами, способен к диалогу по широкому кругу научной проблематики.
Определим, какие знания, умения и навыки необходимы для формирования рассматриваемой нами составляющей ОК-1:
- Умеет классифицировать события и факты, анализировать изученный материал, оценивать происходящие события на основе представления о картине мира, сформированной культурой родного и изучаемого языков, историей, географией, отстаивать собственную точку зрения с опорой на научные факты.
- Владеет поиском научной информации, опытом публичного выступления.
Каким же образом мы сможем диагностировать определенные в предшествующем шаге знания, умения и навыки? Для этого выделим ряд форм контрольных мероприятий, которые возможно провести как на базе вуза, так и вовне. В нашем случае это следующие диагностические формы:
- Фонд оценочных средств, включающий контрольные работы, тесты, экзамены, зачеты, проектные работы.
- Организация «Коммуникативных боев».
- Участие в «Коммуникативных боях».
На завершающем этапе нужно определить комплексное действие, диагностирующее сформированность составляющей компетенции. На наш взгляд, возможными формами могут выступать:
- организация научных дебатов;
- проведение студентом дискуссии на тему, связанную с существующей и альтернативной научной картинами мира.
Говоря о доказательстве сформированности компетенций, обратим внимание, что проверить их возможно только по результатам деятельности. Поскольку компетенция – это знания, умения и навыки, помноженные на опыт, значительное место в проверке сформированности компетенции следует отводить практике. В нашем случае - это в первую очередь педагогическая практика.
Стратегия развития образования до 2020 года [4], национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [5], ФГОС 3++ [1] позволяют сделать вывод о необходимости перехода всех педагогических вузов к непрерывной педагогической практике, как форме деятельности, которая наиболее полно способствует профессиональному становлению студентов.
Целью непрерывной педагогической практики является развитие профессиональной компетентности будущих учителей в процессе решения учебно-профессиональных задач, в том числе в условиях работы в учреждениях системы образования. Как часть учебного процесса в педагогических вузах, непрерывная педагогическая практика является не только средством овладения профессиональными умениями и навыками, но и научными методами преподавания и педагогическим опытом, как средство развития педагогического мышления, применения теоретических знаний в практической деятельности.
Таким образом, непрерывная педагогическая практика является неотъемлемой частью становления профессиональной компетентности студента - будущего педагога. Вместе с тем при организации практики встречается значительное количество трудностей, к которым относятся значительный отрыв педагогической практики от содержания теоретических курсов, отсутствие целенаправленного руководства практикой со стороны преподавателей вузов, перенесение центра тяжести руководства на работников школ (имеется лишь общий вузовский наставник, заведующий педагогической практикой, который координирует действия школьных учителей - руководителей практики - и является связующим звеном между школой и вузом).
Педагогическое сообщество осознает важность практической подготовки будущего учителя, неслучайно в последнее время пристальное внимание отводится модулю «Основы вожатской деятельности».
По результатам Всероссийского совещания по развитию образования, которое состоялось 30 мая 2017 в Минобрнауки России [6], принято решение по включению программы образовательного модуля «Основы вожатской деятельности» в основные профессиональные образовательные программы высшего образования по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки [7].
Программа была рассмотрена и рекомендована к внедрению на совместном заседании Координационного совета в сфере образования «Образование и педагогические науки» и федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки, которое состоялось 20 июня 2017 г. [8].
Программа модуля «Основы вожатской деятельности» включает в себя изучение семи тематических блоков:
1) психолого-педагогическое сопровождение деятельности;
2) история вожатского дела;
3) нормативно-правовые основы работы вожатого;
4) информационно-медийное сопровождение деятельности;
5) основы безопасности жизнедеятельности;
6) организация массовых мероприятий;
7) профессиональная этика и культура вожатого [7].
В связи с расширением задач подготовки вожатских кадров в модуль «Основы вожатской деятельности» внесены следующие изменения:
- расставлены акценты, что деятельность вожатого включает в себя не только лагерь, а школу и общественные объединения;
- добавлены материалы о деятельности и роли РДШ в создании воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления;
- более детально прописана деятельность вожатого с детьми с ОВЗ.
В программу модуля включена педагогическая практика студентов в качестве вожатого в лагере.
Государственная итоговая аттестация подводит черту в процессе обучения студента в стенах вуза и становится в определенной степени «лакмусовой» бумажкой работы профессорско-преподавательского состава в формировании портрета выпускника вуза. Совершенно очевидно, что в рамках ГИА становится невозможной прежняя проверка содержания усвоенного и изученного материала, что приводит к мысли об изменении формата ГИА: необходимо включать такие задания, которые бы проверяли сформированность компетенций, а значит, не только знания, умения, владения, но и личный опыт выпускника. Не секрет, что опыт можно приобрести только на практике. Следовательно, что и на ГИА должны быть предусмотрены задания, где студент может продемонстрировать собственный опыт. В нашем вузе уже имеется опыт включения в ГИА такого формата заданий. Студенты профилей «Начальное образование и Математика», «Начальное образование и Русский язык» приняли участие в Комплексном экзамене готовности (КЭГ).
КЭГ к профессиональной деятельности – комплексное испытание, направленное на определение соответствия реальных достигаемых образовательных результатов социальным и личностным ожиданиям о степени готовности к профессиональной деятельности. КЭГ проводится с привлечением представителей региональных органов управления образованием и представителей организаций-работодателей.
Комплексный экзамен включал следующие компоненты: 1) тестирование по педагогике и методике начального образования, 2) представление портфолио аттестуемого, 3) защита курсового проекта по дисциплинам предметной области будущей педагогической деятельности.
Задачи проведения комплексного экзамена: 1) определение соответствия уровня мотивационной готовности к профессиональной деятельности требованиям ФГОС ВО и работодателей; 2) оценка уровня сформированности образовательных результатов в области педагогики, методики, определяющих профессиональные способности выпускника; 3) оценка уровня сформированности образовательных результатов по предметам будущей педагогической деятельности; 4) оценка индивидуальных достижений в разнообразных видах деятельности.
Заключение. Вышеизложенное подводит нас к мысли о необходимости формирования портрета выпускника каждой ОПОП, повышения качества организации педагогической практики, актуализации содержания практик и ГИА.