В настоящее время гуманистический подход занял прочное место в педагогической науке. Он основывается на гуманистическом понимании поведения и сущности человека, предложенном американскими психологами-гуманистами Карлом Роджерсом и Абрахамом Маслоу. Из психологии гуманистические идеи проникли сначала в зарубежное, а затем и в отечественное образование. Исследователи-педагоги убедительно показали, что гуманистический подход в образовании невозможен, если педагогический процесс не является личностно ориентированным, центрированным на ученике, характеризующимся субъект-субъектными отношениями педагога и обучающихся. Значимый вклад в разработку отечественной гуманистической педагогики внесли такие ученые, как Ш.К. Амонашвили, В.И. Слободчиков, А.Н. Алексеев, И.С. Якиманская и др.
Несмотря на то что теоретические положения гуманистического подхода довольно хорошо разработаны, остается ряд нерешенных вопросов практического характера, связанных с методическим обеспечением образовательного процесса. Цель данной статьи – определить средства и способы реализации гуманистического подхода к обучению иностранному языку в техническом вузе.
Материал и методы исследования
Современная отечественная педагогика провозглашает гуманизацию одним из ведущих принципов среднего и высшего образования. Сущность гуманистического подхода в психолого-педагогических науках раскрывается через понятие «личность». Например, Ю.Ю. Гуляев перечисляет следующие аспекты гуманистической психологии: «Именно принятие и понимание личности такой, какая она есть, принятие ее свободы, потребности самореализовываться, самостоятельно действовать - составляет основу гуманистической психологии» [1, c. 7].
Влияние гуманистических идей на педагогику настолько велико, что позволяет говорить о становлении нового методологического подхода в образовании. В.Т. Кудрявцев считает, что зарубежные гуманистические идеи совместно с отечественной теорией развивающего обучения «с логической неизбежностью ведут к изменению сложившейся философии образования. Они перенацеливают ее на идею личностного роста» [2, c. 58].
Постоянный личностный рост – это не только естественная потребность любого человека, но и условие успешной профессиональной самореализации молодого специалиста. Большой объем информационных потоков, быстроменяющаяся конъюнктура рынка труда, мобильность рабочей силы предъявляют новые требования к личностным качествам выпускников вузов. Гуманистический подход при обучении студентов может внести значимый вклад в подготовку инновационных кадров.
Для реализации гуманистического подхода в образовательном пространстве технического вуза преподавателю необходимо иметь четкое представление о сущности гуманистической педагогики, а также владеть средствами ее практического применения.
Сравнительный анализ традиционного и гуманистического подходов в образовании позволил нам выделить их отличительные характеристики. Результаты анализа занесены в обобщающую таблицу 1.
Таблица 1
Особенности традиционного и гуманистического подходов в образовании
№ п.п. |
Критерий сравнения |
Традиционная педагогика |
Гуманистическая педагогика |
1 |
Цели обучения |
Внешние, количественные – приобретение знаний, навыков, умений. |
Внутренние, качественные – личностный рост обучающихся. |
2 |
Способ достижения цели обучающимися |
Пассивный – усвоение заданного извне материала. |
Активный – самообразование и саморазвитие. |
3 |
Организация процесса обучения педагогом |
Использование методов, приемов, технологий, принципов обучения; выполнение учебной программы. |
Создание условий для полноценного развития личности обучающегося; предоставление возможности выбора индивидуальной траектории обучения. |
4 |
Характер взаимоотношений педагога и обучающихся |
Официальные отношения в рамках социальной иерархии. |
Личностные отношения на основе понимания, принятия и эмпатии. |
5 |
Характер контроля |
Оценочно-отметочная система. |
Безоценочное обучение. Само- и взаимооценка. |
Следует отметить, что указанные особенности традиционного подхода не являются априори недостатками образовательного процесса, так же как и характеристики гуманистического подхода не могут быть идеальными универсалиями, дающими однозначный положительный эффект в разных педагогических условиях.
Например, С. Маклеод критикует гуманистическую теорию за игнорирование научных законов детерминизма и преувеличение роли такого фактора развития личности, как стремление к позитивной самореализации. Кроме того, С. Маклеод считает, что гуманистический подход К. Роджерса и А. Маслоу этноцентрирован, то есть применим, прежде всего, в условиях западной культуры [3].
Считаем целесообразным вкратце прокомментировать последнее замечание С. Маклеода. Во-первых, гуманистический подход, как и любой другой, не может быть механистически перенесен из одной национально-культурной среды в другую. Требуется тщательное выявление и последующий учет релевантных локальных факторов. Во-вторых, педагоги вузов сами обучались и обучали студентов на протяжении многих лет в рамках традиционной образовательной парадигмы и поэтому могут быть не готовы начать использовать новые подходы при обучении студентов. Кроме того, сами студенты по этой же причине могут не принимать некоторых аспектов гуманистического подхода. Например, если обучающийся привык учиться исходя из внешних учебных мотивов (оценка, удовлетворение требований родителей и педагогов, сдача экзамена, отсутствие наказания и др.), то для него более очевидной и приемлемой будет традиционная учебная цель, выраженная в количественных показателях объема и уровня освоенности материала.
Для выявления типа учебной мотивации изучения английского языка (АЯ) в 2018 году нами было проведено анкетирование 29 студентов Национального исследовательского университета «Московский институт электронной техники» (НИУ «МИЭТ»). Анкета состояла из шести вопросов с двумя возможными вариантами ответов, из которых необходимо было выбрать один. При этом один из ответов соответствовал внешней учебной мотивации, а другой – внутренней. Результаты анкетирования представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты анкетирования студентов НИУ «МИЭТ»
№ п.п. |
Вопросы анкеты |
1-й вариант ответа (отражает внешние мотивы) |
2-й вариант ответа (отражает внутренние мотивы) |
||
1 |
Кроме того, что АЯ входит в сферу моих профессиональных интересов, он является: |
средством устной (письменной) коммуникации с существующими (потенциальными) партнерами по общению |
37,9% |
средством моего личностного роста и развития |
62,1% |
2 |
Мне лучше удается продвинуться с изучением АЯ, если: |
используются эффективные приемы (методы, средства) |
20,7% |
создана комфортная обстановка (условия, настроение) |
79,3% |
3 |
Наибольшее удовлетворение у меня вызывает: |
выполнение заданного объема упражнений по предмету |
31% |
выполнение того задания, которое я не мог выполнить прежде |
69% |
4 |
Для меня эффективнее в качестве стимула: |
высокий балл за выполненное задание |
41,4% |
похвала (друзей, преподавателя, родителей...) |
58,6% |
5 |
Меня не устраивает плохая оценка за задание прежде всего потому, что: |
потребуется дополнительное время на пересдачу задания |
44,8% |
досадно, что не смог справиться с заданием так, как хотелось бы |
55,2% |
6 |
Если мне не хватает времени на выполнение задания, я, скорее всего: |
воспользуюсь готовым ответом (из Интернета, попрошу у друга ...), но сдам вовремя |
41,4% |
не сдам его вовремя, но сделаю сам позднее |
58,6% |
Анкетирование показало, что внутренние учебные мотивы респондентов превалируют над внешними. Большинство студентов, принявших участие в опросе, считают английский язык прежде всего средством личностного развития, а при выполнении заданий на первое место ставят психологический комфорт и возможность самореализации, а не стремление соответствовать внешним требованиям. Хотя психология еще не ответила на вопрос о том, способен ли преподаватель влиять на эти глубинные процессы, однако выявление учебных мотивов студентов позволит определить, «какие способы воздействия на их мотивационную сферу дают положительные результаты» [4, c. 8].
Результаты анкетирования могут быть интерпретированы в качестве предпосылки успешного внедрения элементов гуманистического подхода в практику преподавания иностранного языка в техническом вузе.
Результаты исследования и их обсуждение
В Национальном исследовательском университете «Московский институт электронной техники» на всех технических направлениях подготовки в бакалавриате в качестве иностранного языка изучается английский язык в течение первых трех семестров (по 48 аудиторных часа в семестр). Для поступления в университет студентам не требуется сдавать ЕГЭ по иностранному языку, следовательно, студенты первого курса приступают к изучению английского языка с различным входным уровнем английского языка. С одной стороны, это создает большие сложности при организации обучения студентов с разным уровнем обученности в одной группе. С другой стороны, это – еще один аргумент в пользу предоставления студентам возможностей освоения дисциплины в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией. В данном случае методическое обеспечение должно предусматривать выбор содержания заданий, формы их выполнения, уровня сложности.
Для осуществления такой комплексной методической задачи без привлечения современных информационно-коммуникационных технологий не обойтись. В настоящее время существует множество компьютерных программ, позволяющих самостоятельно повышать любой компонент лингвистической компетенции (языковые и речевые навыки и умения) с любого уровня. Преподаватель иностранного языка может интегрировать информационные ресурсы в учебный процесс, предоставляя студентам возможность найти в Интернете материал (тексты по теме, грамматические и лексические упражнения, видеоролики и т.д.) в соответствии со своим уровнем владения языком и интересами.
При выполнении студентами разноуровневых заданий встает вопрос о том, как оценивать их выполнение. Гуманистический подход отказывается от оценки как фактора, оказывающего деструктивное влияние на личность. Кроме того, гуманистическая психология рекомендует оценивать не абсолютный результат обучающегося, а его продвижение относительно предыдущих результатов.
Очевидно, что принцип безотметочного обучения не может быть реализован в условиях вузовского образования. Даже если преподаватель не будет применять отметки в течение семестра, он будет вынужден выставить оценки студентам по пятибалльной системе в соответствии с требованиями промежуточной или итоговой аттестации.
Один из возможных путей решения проблемы оценивания индивидуальных заданий – применение гибкой системы оценивания, охватывающей как задания разного уровня сложности, так и разный объем заданий. В качестве такого инструмента индивидуализации процесса обучения может использоваться накопительная балльно-рейтинговая система оценивания результатов обучения, принятая в вузах нашей страны. В НИУ «МИЭТ» балльно-рейтинговая система предполагает накопление студентами в течение семестра максимум 100 баллов (из них 30 баллов отводятся на итоговое контрольное мероприятие). Зачет ставится при достижении уровня в 50 баллов. Преподаватель сам определяет характер и количество контрольных мероприятий, их распределенность в течение семестра, а также выделенное на них количество баллов. Обычно график контрольных мероприятий одинаков для всех студентов и предполагает выполнение ими одних и тех же заданий.
Для выстраивания индивидуальной образовательной траектории по иностранному языку каждому студенту в начале семестра должен выдаваться индивидуальный учебный план в виде таблицы с занесенными заданиями и их «стоимостью» в виде баллов. Такой индивидуальный план состоит из двух разделов: обязательной части (базового минимума) и вариативной части (заданий по выбору). Заданиям присваивается количество баллов в зависимости от степени сложности. Студент может выбрать более сложные задания, и для получения запланированного результата ему понадобится меньшее количество заданий, чем студенту, который выбирает задания меньшей степени сложности. Кроме того, преподаватель может предусмотреть отдельную графу, в которой студент оценит свои старания и прогресс в течение семестра. В балльно-рейтинговую систему оценивания также хорошо вписываются творческие проекты и задания, которые может определить для себя сам студент в зависимости от интересов.
Таким образом, гибкая система вариативных заданий и балльно-рейтинговая система оценивания результатов обучения иностранному языку могут способствовать реализации таких положений гуманистического подхода, как предоставление свободы выбора индивидуальной траектории обучения, оценивание своего личностного роста, возможность самообразования и саморазвития. К недостаткам такой организации процесса обучения и способу оценивания его результатов стоит отнести отсутствие конкретных методических рекомендаций и материалов, увеличение количества выполняемых заданий студентами группы, а значит и времени, затрачиваемого преподавателем на их проверку. Кроме того, осуществление обучения по индивидуальной траектории без оснащения аудиторий компьютерами возможно только за счет выполнения студентами домашней самостоятельной работы.
На современном этапе развития педагогической науки, характеризующемся многополярностью суждений и плюрализмом мнений, профессионализм преподавателя вуза состоит в том, чтобы выбрать из многообразия теорий здравые идеи и корректно их применить. Как пишет Н.И. Сперанская, «органическое сочетание знания индивидуального и социального, гуманитарного и естественно-научного, технологического и творческого, консервативного и новаторского обеспечивает дальнейшее развитие современного образования» [5, c. 301].
Выводы
Гуманистический подход в педагогике выдвигает идею личностного роста в качестве приоритетной цели. Постоянный личностный рост является условием успешной профессиональной самореализации молодого специалиста. Иноязычное образование в техническом вузе может внести свой вклад в подготовку инновационных кадров путем реализации гуманистического подхода.
Положения гуманистического подхода могут быть осуществлены при обучении студентов технического вуза иностранному языку с помощью следующих средств и способов.
- Гибкая система вариативных заданий создает основу индивидуальной образовательной траектории, обеспечивая студентам свободу выбора объема и уровня сложности заданий по иностранному языку, а также формы их выполнения.
- Балльно-рейтинговая система является средством оценивания результатов обучения иностранному языку и предполагает дифференцированную оценку лингвистической компетенции студентов, а также возможность самооценки личностного роста.
- Ресурсы сети Интернет, интегрированные в учебный процесс, создают предпосылки для самообразования и саморазвития студентов.
На данный момент задача внедрения всех положений гуманистического подхода в полном объеме в практику высшего образования представляется невыполнимой и, более того, нецелесообразной. Речь может идти о реализации таких гуманистических принципов, которые психологически комфортны для преподавателя и студентов, обеспечены методической поддержкой, органично вписываются в образовательную среду вуза и приносят реальные, а не декларативные учебные и личностные результаты.