Анализ разных аспектов высшего образования, систематизация его целевых ориентиров, а также содержательных характеристик и структуры образовательной среды позволяют сформировать целостное понимание актуальных тенденций и перспектив развития высшего образования и тем самым разрабатывать эффективные образовательные стратегии [1, с. 4].
Изучение корпуса современных публикаций и исследований отечественных педагогов, психологов, философов, социологов позволяет констатировать довольно жесткую критическую оценку классических и традиционных образовательных парадигм, концепций, моделей. В свою очередь отмеченный критический подход актуализирует поиск новых подходов, наиболее адекватных современной социокультурной ситуации. Исчерпанность и архаичность ресурсов централизованной парадигмы функционирования высшей школы привели к необходимости разработки и реализации эффективных стратегий адаптации системы высшего образования к новой внешней среде, обеспечения ее интеграции с современным рынком образовательных услуг, приспособления к задачам и целевым ориентирам многоукладной экономики [2, с. 5].
Признавая необходимость укрепления гуманитарного потенциала современных образовательных учреждений, исследователи сходятся во мнении о том, что сфера образования призвана не только способствовать диверсификации и углублению сложившихся общественно-производственных отношений, но и формировать образцы и модели будущей жизни и деятельности людей в обществе, основанном на принципах демократии и социально ориентированной экономики, а также готовить специалистов, способных к оперативному и эффективному освоению нововведений в сфере профессиональной деятельности.
Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать концептуальное устройство регионального общества и проследить его связь с университетским образовательным пространством и культурой, обобщить основные характеристики регионального вуза как интеллектуального и культурного ресурса региона, а также оценить гуманитарный потенциал региональных вузов в условиях модернизации высшего образования.
Материал и методы исследования. Представленное исследование основано на структурировании научных исследований и проектов, классифицирующих и дифференцирующих актуальные модели регионального университета в контексте гуманитаризации современного высшего образования. Комплексное изучение объекта исследования осуществляется на основе анализа, сопоставления, сравнения существующих подходов к решаемой проблеме.
Результаты исследования и их обсуждение
Реформирование системы высшего образования в России ставит своей целью обеспечение соответствия между сложившимися традициями в отечественной высшей школе и актуальными тенденциями, связанными с глобализационными процессами, цивилизационным прогрессом, социальными трансформациями, интеграцией государства в мировое образовательное пространство.
Ориентируясь на запросы и потребности личности, общества и государства в целом, современная парадигма высшего образования в качестве основных концептуальных положений выдвигает: 1) фундаментализм; 2) когнитивную целостность; 3) методологизм;
4) гуманитаризацию [3].
Рассмотрим более подробно выделенные нами основания.
Фундаментализм предполагает, помимо признания абсолютных оснований научных знаний, ориентацию на актуальные достижения мировой научной мысли, «перекодирование» языка науки как системы понятий, знаков, символов на язык когнитивистики как междисциплинарного направления.
В контексте современной парадигмы высшего образования одним из условий обеспечения когнитивной целостности является интеграция в содержание дидактического процесса актуальных фундаментальных подходов и стратегий, интенсификация гуманитарного знания в системе подготовки будущих специалистов.
Принцип методологизма обусловлен необходимостью разработки новых методологических оснований когнитивной деятельности. В условиях перехода от образовательной парадигмы, основанной на усвоении различных эмпирических и теоретических знаний, к парадигме, где приоритетной становится многовекторная и многокомпонентная познавательная деятельность, целью современной образовательной модели становится развитие познавательной и исследовательской самостоятельности обучающихся, развитие научного мышления, не сводимого к техническим способам нахождения нового знания.
В структуре современного высшего образования одним из ключевых компонентов становится его гуманитаризация, которая предполагает модификацию как содержания высшего образования, так и дидактического процесса в целом.
Идея гуманитаризации предполагает:
– полисубъектность и индивидуально-творческий характер дидактического процесса, что предполагает реализацию содержания обучения через анализ и синтез предшествующего опыта обучающихся и через удовлетворение личностно значимых образовательных потребностей обучающихся;
– разработку педагогического инструментария для конструирования индивидуальной образовательной траектории, что предполагает целенаправленное проектирование дифференцированной образовательной программы, обеспечивающей реализацию интеллектуального, эмоционального и духовного потенциала личности обучающегося [3].
В нашем исследовании мы опирались на подход Т.М. Елкановой и Н.М. Чеджемовой, которые предлагают рассматривать гуманитаризацию образования как систему мер, направленных на обогащение образовательного пространства культурологически значимым содержанием, и определяют ее как целенаправленный педагогический процесс, обеспечивающий формирование целостного личностного отношения к действительности, при котором освоенные профессиональные компетенции специалиста актуализируются на основании нравственно-ценностных и моральных критериев [4, с. 67].
Проектирование гуманитарной образовательной среды в вузе включает в себя не только насыщение учебных планов гуманитарными дисциплинами, но и развитие гуманистических качеств обучающихся в рамках учебного процесса и внеучебной деятельности за счет приобщения их к гуманистическим ценностям и к достижениям мировой и национальной культуры. Гуманитаризация высшего образования ставит своей целью преодоление последствий одномерного развития личности, обусловленного узкопрофессиональной специализацией [5].
В ХХI веке регионы во многом определяют динамику развития экономики, а также задают направление федеральной, социальной, культурной и образовательной политики. «В сфере образования на региональном уровне формируются новые тенденции, которые отражают, с одной стороны, закономерности мирового педагогического процесса и содержательные характеристики отечественного образования, с другой – региональные особенности, обусловленные историческими, демографическими, экономическими, этнокультурными факторами» [6].
Особую роль в формировании гуманитарной образовательной среды играют региональные вузы.
В рамках нашего исследования региональный вуз анализируется как научный и образовательный кластер, определяющий вектор социально-экономического развития региона, как ресурс, позволяющий аккумулировать и реализовать интеллектуальный, научный и культурный потенциал региона [2, с. 5].
Анализируя вызовы, стоящие перед современными региональными вузами, А.В. Белоцерковский приходит к выводу, что региональное образование равным образом правомерно рассматривать не только как индикатор конкурентоспособности региона на национальном уровне, но и как параметр, позволяющий определить конкурентоспособность страны на международном уровне, и классифицировать качественные и количественные характеристики, отражающие уровень образованности ее населения: «…стране, мощь которой определяется регионами, крайне необходимы и первоклассные региональные университеты». При этом следует иметь в виду, что по сравнению с центральными вузами региональные вузы, имеющие перспективу трансформироваться в опорные образовательные структуры, располагают в гораздо большей степени ограниченным ресурсным потенциалом и, соответственно, подвержены более значительному давлению в связи с наблюдающимися социокультурными трансформациями [7].
Очевидно, что на фоне модернизации и инновации современной парадигмы высшего образования по сравнению с ведущими федеральными научно-исследовательскими институтами и с пользующимися международным признанием столичными вузами, которые имеют возможность динамично развиваться за счет стабильной государственной поддержки, региональным вузам гораздо сложнее соответствовать международным стандартам качества образования в связи с меньшим объемом материальных и кадровых ресурсов, отсутствием соответствующего имиджа, ограниченной ресурсной поддержкой со стороны федеральной власти, преимущественной опорой на региональные потребности.
Однако вместе с этим анализ корпуса публикаций и исследований, отражающих ключевые тенденции и перспективы развития регионального образования, позволяет выделить ряд факторов, сочетание которых может способствовать повышению эффективности деятельности региональных университетов. Во-первых, региональные вузы, как правило, свободны от влияния так называемого эффекта масштаба. Отстраняясь от политики «вынужденного и неоправданного расширения», они имеют возможность осуществления более жесткого контроля над качеством образования прежде всего за счет тесной связи с проблемами и достижениями локального значения. В свою очередь это позволяет реализовать модель обучения, основанную на более эффективном и продуктивном взаимодействии преподавателей с обучающимися. Во-вторых, у многих региональных университетов есть возможность привлекать абитуриентов за счет культурной самобытности региона. В-третьих, в силу необходимости тесного взаимодействия с конечным потребителем региональным вузам проще реагировать на изменения и колебания в динамике потребностей предприятий, государственных органов и локальных сообществ.
Однако перед университетом сегодня стоит не только задача трансляции и контроля знаний выпускников [8]. Очевидно, что гуманитарные концепции не ограничиваются лишь университетским пространством как особой структурой коммуникации. В свою очередь эту тенденцию можно рассматривать как один из факторов, обусловивших кризис гуманитарного образования. В связи с этим в ряде современных зарубежных проектов и исследований прогнозируется появление в ближайшем будущем новых моделей университетов, таких как «локальные», «элитные», «нишевые», «массовые», «непрерывного образования». Некоторые из них рассматриваются в качестве перспективных стратегий для российских регионов.
Чтобы выдерживать конкуренцию и расширять свой потенциал, необходимый для поступательного развития регионального сообщества, региональным вузам приходится сталкиваться с рядом вызовов, таких как:
– проблема трудоустройства выпускников вследствие сокращения производств в различных отраслях экономики;
– снижение качества подготовки абитуриентов;
– отток квалифицированных преподавателей в более престижные и авторитетные образовательные центры;
– изолированность от глобальных процессов;
– ограниченность финансовых ресурсов;
– информационная революция [9].
Рассмотрим особенности регионального образования на примере Удмуртской Республики. Основное направление развития системы образования в этом регионе задается следующими параметрами:
– многонациональный состав. Удмуртия представляет собой многонациональную республику, где проживают представители более ста семидесяти национальностей и этнических групп. Тенденции развития региональной культуры Удмуртской Республики имеют очевидные корреляционные связи с национальной культурой Российской Федерации;
– многоотраслевая структура экономики;
– приоритетное положение агропромышленного и сельскохозяйственного секторов экономики;
– образовательная политика, основанная на концептуальных положениях национальной и региональной стратегий развития образования;
– большое количество абитуриентов из сельской местности, поступающих в вузы Республики.
Учитывая взаимосвязь образовательного и культурного пространств, одним из основных условий прогрессивного развития регионального образования можно считать коэволюционное сочетание уникальных характеристик региона, обусловленных принадлежностью к региональному социокультурному пространству, с общими чертами национальной системы образования. Для современного состояния регионального образовательного пространства Удмуртской Республики характерным является переход от унифицированных форм к вариативным образовательным системам, учитывающим тенденции модернизации российского образования и отвечающим образовательным потребностям общества, этноса, личности.
Подготовку специалистов высшей квалификации в Республике осуществляют 5 государственных и 2 негосударственных вуза, филиалы 12 государственных и 7 негосударственных вузов. Одним из классических примеров региональных университетов является Удмуртский государственный университет (УдГУ).
Если обратиться к статистическим данным, то Удмуртский государственный университет является самым крупным высшим учебным заведением в Удмуртской Республике. Сегодня УдГУ объединяет 13 институтов и факультетов, общая численность профессорско-преподавательского состава составляет 950 преподавателей. В УдГУ реализуется более 80 направлений подготовки, на которых обучаются 25 000 студентов.
С 1931 г. на территории Удмуртской Республики высшее образование реализовывалось в Удмуртском государственном педагогическом институте. Удмуртский государственный университет был образован на базе Удмуртского государственного педагогического института на основании приказа № 323 Минвуза СССР, который был принят 19 апреля 1971 г., и на основании постановления № 150 Совета Министров СССР, которое вступило в силу 5 марта 1971 г. С появлением этого института началась история высшего образования в Удмуртской Республике. С момента своего становления УдГУ развивается как центр классического образования, в задачи которого входит реализация фундаментальных и прикладных естественнонаучных, социально-гуманитарных и инженерно-технологических направлений подготовки специалистов. В условиях постиндустриальной культуры УдГУ расширяет свое образовательное пространство как многопрофильная и многовекторная образовательная и исследовательская структура, определяющая ключевую стратегию социально-экономического развития региона [10, с. 7].
Среди «сильных» сторон (преимуществ) УдГУ можно отметить:
– наличие сложной многокомпонентной системы подготовки кадров, включающей образовательные программы для абитуриентов, а также стратегии формального, неформального и информального образования;
– реализацию широкого спектра направлений подготовки специалистов, бакалавров и магистров, соответствующего актуальным потребностям регионального рынка труда (более 190 образовательных программ);
– широкий диапазон научных школ и направлений, увеличение объемов субсидирования научно-исследовательской деятельности;
– наличие уникальных учебных и научных центров, мастерских, лабораторий, оснащенных современными техническими средствами и оборудованием, необходимыми для реализации актуальных научно-исследовательских проектов;
– укрепление имиджа университета как регионального центра образования, науки и культуры.
К «слабым» сторонам (недостаткам) и угрозам со стороны внешней среды следует отнести:
– ограниченные объемы субсидий для реализации стратегических направлений деятельности вуза;
– снижение на региональном рынке труда спроса на специалистов с реализуемым университетом «классическим образованием»;
– недостаточно эффективную демографическую политику в регионе и невысокие показатели, отражающие приток абитуриентов в Республике;
– жесткую конкуренцию на региональном рынке образовательных услуг;
– недостаточную обеспеченность образовательными и научными ресурсами для привлечения абитуриентов с высоким уровнем подготовки.
Опыт Удмуртского государственного университета, как и большинства региональных университетов, позволяет заключить, что основу актуальной парадигмы регионального высшего образования составляют богатые социокультурные традиции. Региональное образование можно рассматривать как ключевой и структурообразующий элемент региональной политики, как кластер, аккумулирующий научный, технический, социальный и культурный потенциал региона. При этом региональные университеты призваны не только решать задачу подготовки высококвалифицированных востребованных специалистов и обеспечивать их дальнейшее трудоустройство. С одной стороны, университеты по-прежнему рассматриваются как «центры подготовки» и «кузницы кадров», призванные обеспечивать определяемый государством перечень научных и образовательных товаров и услуг. С другой стороны, университеты постепенно трансформируются в своего рода центры гуманитарной помощи, призванные стимулировать социальный, культурный, гуманитарный, научный, производственный, образовательный и культурный потенциал региона, прежде всего за счет обеспечения соответствующего качества и своевременности предоставления образовательных услуг.
Выводы
Актуализация региональных аспектов экономического и социального развития в последнее десятилетие обусловила переоценку, переосмысление и расширение совокупности критериев регионального развития, создание региональных концепций, позволяющих эффективно реализовывать гуманитарные и социально-экономические целевые ориентиры региона. Региональная система высшего образования проектируется как неотъемлемый компонент национальной системы образования, за которым закрепляется широкий спектр функций, затрагивающих основные сферы общественной жизни.
Таким образом, созданию гуманитарной среды в региональном вузе способствует следующая совокупность факторов:
– активное участие университета в формировании и реформировании социально-культурного пространства региона посредством осуществления экспертной и консультационной деятельности, разработки стратегий развития региона, вовлеченности в политическое и экономическое пространство региона, создания новых направлений деятельности;
– поддержка многообразия в региональной культуре с целью объединения этнически разнородных элементов и обеспечения в рамках определенной территории эффективного межэтнического и межкультурного взаимодействия;
– поддержка и стимулирование научной, культурной и социальной активности в регионе;
– формирование и продвижение научных сообществ в регионе;
– формирование университетской культуры и создание единого образовательного пространства как составляющего элемента региональной культуры.
Работа выполнена при финансовой поддержке УдГУ в рамках конкурса грантов "Научный потенциал". Проект №2018-03-13.