Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROBLEMS OF INCLUSIVE EDUCATION AND WAYS OF THEIR PERMISSION

Mitrokhina S.V. 1 Romanov V.A. 1 Zhiganova O.M. 1
1 Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
Inclusive education still acts now for a domestic education system as a certain innovation. The problem is that this type of education in many regions is implemented as simple transfer of "special" students to usual educational institutions. In them special conditions and where, unfortunately, due attention is not paid to these questions are, as a rule, not created. Such purely mechanical approach to an inklyuziya, according to us, is inefficient. Moreover, we consider it dangerous to students with the limited opportunities of health (LOH). The changes happening in society formed and continue to form the attitude towards physically disabled people. Society begins to understand that such people cannot be isolated from the habitat that it is the same ordinary people having some restrictions of opportunities on the health. Such people have the right to lead full life, to use all benefits of society including actively developing information technologies. Taking it into account, scientists-teachers consider that design of model of inclusive education is directed to minimization and elimination of various difficulties and didactic barriers in the information and education environment. Inclusion of the information educational environment as an additional component of training influences the organization of activity of students in the course of inclusive education.
inclusive education
internet technologies
informational and educational environment
methodological conditions
limited health opportunities
design of an inclusive education model.

Организация инклюзивного обучения в условиях российской системы образования остается инновацией. Активное развитие информационных технологий оказывает серьезное влияние на всю систему образования, в том числе и на инклюзивное образование. Социально-деятельностный подход при реализации системы образования предполагает предоставление равных стартовых возможностей для получения высшего образования всем категориям обучающихся. И современная информационно-образовательная среда позволяет устранять различные барьеры в процессе обучения студентов с особыми образовательными потребностями [1]. При проектировании модели инклюзивного обучения системообразующим элементом выступает методический компонент, который напрямую связан с успешной практической реализацией модели в образовательном процессе.

Целью статьи является описание феномена и проблем инклюзивного образования, представленных в структуре процесса педагогического образования, а также путей, факторов, условий их разрешения, от которых зависит успех индивидуальных и групповых форм обучения в онлайн и офлайн режимах.

Материал и методы исследования. В ходе исследования были проанализированы положения об инклюзивном образовании, закрепленные в Конституции РФ, Федеральных законах «Об образовании в Российской Федерации» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года, работы С.В. Алехиной, Е.В. Ковалева, Н.Н. Назаровой, Н.Я. Семаго и иных, раскрывающие содержание понятия «инклюзивное образование». Основными теоретическими методами исследования выступали сравнительный и структурный анализ, классификация и систематизация, многоуровневое моделирование.

Результаты исследования и их обсуждение. Современное российское образование претерпевает серьезные изменения, обусловленные как внешними условиями, так и внутренними, переменами внутри страны и системы образования. Инклюзивное образование как динамическая система характеризуется большим набором компонентов методической системы. При проектировании методической системы инклюзивного образования мы опираемся на современные методологические исследования в этой области М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, Т.П. Дмитриевой и др. [2].

Разработка методологических основ инклюзивного обучения студентов в информационно-образовательной среде является одной из важных задач системы образования. Для организации инклюзивного обучения в вузе необходимо соблюдать следующие условия: безбарьерная среда; набор образовательных программ, учитывающих особенности данной группы студентов; тьюторское сопровождение; технологии дистанционного обучения; комплекс современных методов обучения; подготовка педагогических кадров. Среди этих условий особого внимания заслуживают те, которые помогают выстроить индивидуальные образовательные траектории в соответствии с запросами и индивидуальными особенностями обучающихся [3–5].

В условиях инклюзии особое значение приобретает образовательная среда, носящая коррекционно-развивающий характер. Формирование у педагога умений грамотно решать профессиональные задачи неразрывным образом связано с желанием проектировать и осуществлять собственное профессиональное развитие. Это условие не противоречит той специфике инклюзивного образования, тому пониманию этого социально-педагогического феномена, который ориентирован на формирование в сознании людей и обществе особой культуры отношений к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования должна, по нашему мнению, рассматриваться как процесс формирования у них не только способности, но и готовности решать профессионально-педагогические задачи в контексте организации совместного обучения студентов, относящихся к различным группам здоровья. Результатом этой подготовки будет выступать формирование у педагогов готовности и способностей, таких как: понимать и принимать философию инклюзивного образования, знать психолого-педагогические особенности и закономерности в возрастном и личностном развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в условиях инклюзивной некой образовательной среды, и уметь выявлять эти особенности и закономерности; уметь выбирать оптимальные способы организации инклюзивного образования; осуществлять профессиональное самообразование по вопросам совместного обучения разных категорий студентов [5].

Опираясь на исследования С.В. Григорьева, В.В. Гриншкуна, В.А. Козырева, В.В. Рубцова и иных педагогов и психологов, мы под информационной образовательной средой будем понимать совокупность условий, которые направлены на формирование познавательной активности учащихся средствами информационных и коммуникационных технологий в процессе учебного информационного взаимодействия преподавателя со студентами при наполнении компонентов среды предметным содержанием. Деятельность с информационным ресурсом каждой предметной области осуществляется с помощью средств информационных и коммуникационных технологий. Следует отметить, что важными условиями среды являются информационное взаимодействие между пользователями с помощью интерактивных ИКТ, взаимодействующих с пользователем как с субъектом информационного общения и личностью; интерактивное информационное взаимодействие между пользователем и объектами предметной среды, отображающей закономерности и особенности соответствующей предметной области [6, 7].

Совокупность аппаратных средств и систем, компьютерных информационных сетей и каналов является неотъемлемым компонентом информационной образовательной среды для инклюзивного обучения. Данное обстоятельство позволяет нам выделить факторы, определяющие успешность функционирования информационной образовательной среды. Такими факторами являются:

– информационное взаимодействие субъектов учебного процесса между собой, с экранными средствами;

– учебные сюжеты по дисциплинам, протекающие и развивающиеся на основе использования распределенного информационного образовательного ресурса;

– развитие творческого потенциала обучающихся, обеспечивающееся определенным психолого-педагогическим воздействием;

– формирование системы знаний и компетенций по каждой дисциплине;

– реализация компетентностного подхода в соответствии с ФГОС ВО [1, 6].

Опыт работы в вузе убеждает нас в том, что организация деятельности студентов в процессе инклюзивного обучения во многом будет определяться существующей в вузе информационной образовательной средой как ключевым компонентом образовательного процесса. Эффективность инклюзивного обучения в информационно-образовательной среде вуза будет во многом зависеть от правильно организованного педагогического взаимодействия (педагог – средство обучения – студент, студент – интерактивное средство обучения, студент – интерактивное средство обучения – студент) опосредованного информационными и коммуникационными технологиями [7, 8].

Специфика инклюзивного обучения заключается в более широком использовании информационно-коммуникационных средств при изучении учебного материала, которые имитируют отдельные функции преподавателя. Особенностью такого обучения является наличие обратной связи, заключающейся в возможности получения информации консультативного характера, позволяющей корректировать учебную деятельность самим обучающимся. Студент может самостоятельно выбрать необходимую ему информацию из памяти интерактивного средства обучения или на основе автоматической проверки выполненных заданий получить консультирующую информацию по допущенным ошибкам и алгоритмам их исправления. Таким образом, организованное обучение способствует формированию способностей к самоконтролю и самооценке.

Современная информационно-образовательная среда позволяет использовать распределенный информационный ресурс (например, образовательные сайты, облачные технологии). Информационное взаимодействие студента с особыми образовательными потребностями (с обратной связью) может осуществляться сразу с несколькими партнерами в вузовском образовательном пространстве или в различных режимах работы в Интернете. При этом личностное развитие и предпрофессиональная подготовка обучающихся обеспечиваются включением студента в различные виды деятельности (исследовательскую, познавательную, самостоятельную, коммуникативную и творческую) с помощью ИКТ и с привлечением к организации этой деятельности работодателей в самых разных качествах [7].

Совместная активная субъект-субъектная деятельность преподавателя и студентов в процессе разработанной системы инклюзивного обучения предполагает создание таких педагогических ситуаций, при которых все участники образовательного процесса активно включаются в учебно-познавательную деятельность, учатся принимать решения на различных этапах организованного взаимодействия, обсуждать решение поставленной задачи, проводить исследования, учитывать позиции всех субъектов учебного процесса, учатся партнерскому общению, которое включает признание и принятие ценностей других людей, их мнения, интересов. Работа студентов направляется при этом не столько на усвоение знаний, сколько на формирование и развитие творческого профессионального мышления, навыков и умений ставить и решать профессиональные задачи с использованием ресурсов различных изучаемых предметов, выбирать оптимальное решение в условиях коммуникации и социального взаимодействия.

Таким образом, инклюзивное обучение в информационно-образовательной среде выступает в качестве активного диалогического взаимодействия всех субъектов, в процессе которого новое знание является результатом взаимных действий, взаимного творчества, при этом субъект-объектное и субъект-субъектное взаимодействие способствует личностному и профессиональному росту каждого субъекта образовательного процесса.

Проектируемая информационно-образовательная среда, как показывает опыт работы, не предполагает исключительно использование в образовательном процессе информационных технологий. Реализация системы инклюзивного обучения способна учитывать развитие навыков группового взаимодействия, которое происходит с помощью организации деятельности в диадах, малых группах с динамическим, меняющимся составом; согласование индивидуальных и групповых форм обучения в онлайн и офлайн режимах.

В числе основных форм обучения используются: интерактивная лекция, интерактивные консультации, интерактивные аудиторные и внеаудиторные групповые формы образовательного взаимодействия (веб-квесты, конференции, сетевые проекты и т.д.), интерактивные практикумы, интерактивные мероприятия по контролю уровня развития компетенций (тесты, проекты и др.).

При проведении интерактивных лекций в информационно-образовательной среде педагог, излагая содержание учебного материала группе обучающихся, обязательно организует их эффективное взаимодействие со следующими компонентами этой среды: ценностно-целевым, информационно-знаниевым, технологическим и результативным. Для формирования у обучающихся рефлексивных умений на занятиях лекционного типа используются методы и приемы активного обучения, такие как исследование, проблемная ситуация, моделирование ситуации, сравнительный анализ с обращением к личному опыту студентов и т.д. Интерактивные лекции сопровождаются формами экспресс-контроля (тестового) [8].

Практические занятия являются интерактивными и проводятся в малых группах меняющегося состава. Групповое взаимодействие данной категории студентов позволяет им развивать личностные качества и навыки межличностного общения, социализироваться, учиться обосновывать свою точку зрения, договариваться, распределять и выполнять разные роли в соответствии с поставленными задачами. Важной характеристикой внеаудиторных форм обучения является самостоятельная работа обучающегося с разными объектами образовательной среды. Вместе с тем предусмотрены такие задания для самостоятельной работы, которые включают обязательное взаимодействие с другими обучающимися.

Процесс организации деятельности обучающихся на базе информационно-коммуникационных технологий предполагает сочетание аудиторной и внеаудиторной работы и обеспечивает новый формат учебного взаимодействия на диалогической основе, позволяет выстраивать индивидуальный образовательный маршрут, т.е. индивидуализировать обучение с учетом возможностей и способностей каждого обучающегося [2, 5].

Применение современных активных технологий, форм и методов обучения в процессе организации образовательного процесса способствует повышению мотивации студентов, развитию их творческой и познавательной активности, расширению кругозора и активному использованию полученных знаний в процессе коммуникации. При этом происходит перенос акцента на субъект-субъектные отношения в обучении. Обучающийся становится полноправным субъектом совместной образовательной деятельности в сотрудничестве с педагогом, в то же время выступая и самообразующимся субъектом.

Учебное взаимодействие в информационной образовательной среде в процессе инклюзивного обучения ориентировано на:

– выполнение разнообразных видов самостоятельной деятельности с использованием ИКТ, в том числе имитационной деятельности;

– поиск информации, ее передачу, обработку (текстовой, аудиовизуальной и др.), транслирование;

– воздействие одновременно на несколько объектов, установление связей между ними;

– использование информационного ресурса образовательного назначения для сбора, накопления, обработки и передачи информации;

– организацию интегративного информационного взаимодействия, которое направлено на использование потенциала информационной образовательной среды и реализацию идей открытого образования.

Современные методические инструменты мониторинга и контроля результатов обучения, которые обеспечивают оперативную обратную связь, позволяют осуществлять контроль, самоконтроль, самонаблюдение в ходе образовательной деятельности обучающихся в режиме реального времени и оказывать необходимую помощь и коррекцию образовательного процесса.

Особое внимание при разработке системы инклюзивного обучения в рамках реализации субъект-субъектных связей уделяется планированию в обучающем и контрольном процессах элементов самоконтроля, повышению уровня самоконтроля обучающегося, в результате которого он становится самообразующимся субъектом. Эту способность необходимо развивать и совершенствовать в ходе учебного процесса. При этом надо опираться на уже имеющийся уровень самоконтроля. Рост уровня самоконтроля позволяет студенту с ОВЗ самостоятельно развиваться в овладении предметами, учебной деятельности, оценивать, контролировать результаты овладения знаниями, умениями и навыками и прогнозировать свои учебные достижения. Функционально самоконтроль обеспечивается в непрерывно взаимодействующих механизмах внешней (функция контроля) и внутренней (функция самоконтроля) обратной связи. Для развития навыков самоконтроля учитываются такие составляющие, как:

– частота активного участия обучающегося в той или иной учебной деятельности;

– включение в обучающий и контрольно-оценочный процесс занятий с применением компьютера (в аудитории, внеаудиторных занятий);

– использование тестовых инструментов контроля;

– проведение различных видов рефлексивного онлайн-анкетирования («Что я умею?», «Чему я научился?»);

– поддержание устойчивой внутренней мотивации обучающихся к учебной деятельности и самообразованию [2, 4].

Обязательной завершающей процедурой самоконтроля, как и контроля, является самокоррекция, осуществляемая студентами. Самокоррекцию в рамках нашего исследования мы рассматриваем как интеллектуальное умение, завершающее действие контроля, которое позволяет самому обучающемуся осознавать свои ошибки и непосредственно их исправлять, что повышает уровень реализации студентами своей учебно-контрольной деятельности.

Заключение. Целью реализации инклюзивного образования в современной информационно-образовательной среде является подготовка студентов с особыми образовательными потребностями к профессиональной деятельности и социальному взаимодействию. Выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов способствует творческому развитию, самоактуализации и самореализации студентов с особыми образовательными потребностями. Реализация модели инклюзивного обучения позволяет подготовить молодых людей, мотивированных в профессию, имеющих не только определенную сумму знаний, но и успешно владеющих современными информационными ресурсами, способных профессионально развиваться и совершенствоваться.