Одним из направлений развития психолого-педагогической науки является выявление зависимости между степенью сформированности эмоциональных качеств личности педагога, в частности эмоционального интеллекта (ЭИ), и уровнем развития его профессиональных качеств [1]. В настоящее время в исследовании эмоционального интеллекта наиболее известными являются модели Д. Гоулмана и Р. Бар-Она. В них понятие эмоционального интеллекта связано со способностью человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих, с тем чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей. В связи с тем, что эмоциональный интеллект, так же как и компетентность, определяется через понятие способности, эмоциональная компетентность (ЭК) педагога, входящая в состав эмоциональной составляющей личностного компонента профессиональной компетентности педагога, связывается с его эмоциональным интеллектом и основывается на нем [2, 3].
Действительно, отсутствие навыка управления эмоциями у педагога приводит к негативным моментам в профессиональной и учебной деятельности для обеих сторон образовательного процесса. Это ведет к возникновению следующих проблем как у педагогов, так и у обучающихся: появление высокого уровня стресса на фоне низкой стрессоустойчивости; эмоциональное истощение и даже профессиональное выгорание; создание ситуации повышенной конфликтности между участниками образовательного процесса, которая проявляется в деструктивных формах поведения обучающихся; фиксируются низкие показатели их качественной и абсолютной успеваемости, а также низкий уровень развития коммуникативных и организационных навыков и как следствие всего этого постепенно формируется отсутствие интереса к учебе и работе [4, 5].
Необходимо также отметить, что основным залогом эффективности образовательной деятельности школы является умение администрации школы сформировать сплоченный педагогический коллектив, где, с одной стороны, каждый педагог способен к таким проявлениям, как самоосознание чувств, самоконтроль, самооценка, профессиональная активность и гибкость, заинтересованность новым опытом, открытость новым формам и методам обучения и воспитания, мотивация к достижению новых профессиональных высот, позитивность и оптимизм, а с другой – демонстрирует такие качества, как открытость, коммуникабельность, эмпатия, проявляет искреннее уважение к людям, альтруизм, умеет рассматривать ситуации, учитывая интересы противоположной стороны, способен адекватно оценивать и прогнозировать межличностные отношения, а также умеет работать в команде. Наличие данных качеств каждого члена коллектива во многом определяется уровнем сформированности у него эмоционального интеллекта [6].
Поэтому проблема развития эмоционального интеллекта учителей, руководящего состава и обучающихся является одной из важнейших задач современного образовательного учреждения. Решение данной проблемы видится в создании эмоционально комфортной среды образовательного учреждения, в которой находят гармоничное развитие и удовлетворение интересы и потребности всех субъектов учебно-воспитательного процесса.
Целью исследования является создание эмоционально комфортной среды образовательного учреждения, которая представляет собой пространство коммуникативно-организационного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме, и способов взаимодействия между всеми субъектами с данной образовательной средой и другими ее субъектами, обеспечивающих формирование и развитие эмоционального интеллекта обучающихся, их психофизиологическое здоровье, способствующих оптимальной включенности их в образовательную деятельность, успешной самореализации.
Задачи, решаемые в ходе исследования:
– на подготовительном этапе исследования: изучить литературу по теме исследования и провести диагностику участников целевых групп, проанализировать ее результаты;
– на основном этапе исследования: разработать и провести мероприятия, направленные на реализацию цели исследования (тренинги для всех участников целевых групп, ведение портфолио обучающимися и разработку и осуществление программ саморазвития педагогов, а также включение в программу повышения квалификации отдельного модуля по формированию и развитию эмоциональной компетентности, проведение семинаров для управленческого персонала образовательного учреждения, цикл встреч с родителями);
– на заключительном этапе исследования: провести повторную диагностику всех участников целевых групп. Результаты и выводы оформить в виде методических рекомендаций по организации работы образовательного учреждения по формированию эмоционально комфортной среды образовательного учреждения по всем направлениям его деятельности.
Материалы и методы исследования
Экспериментальная работа по проведению исследования осуществлялась на базе общеобразовательной школы № 1 п. Ставрово Владимирской области в рамках образовательного проекта «Развитие эмоционального интеллекта педагога школы как залог эффективного вовлечения обучающихся в образовательный процесс».
К целевым группам эксперимента были отнесены учителя-предметники гуманитарного и естественнонаучного цикла, обучающиеся (начальная общая школа (4-й класс), основная общая школа (8-й класс), старшая общая школа (10-й класс)), администрация школы и родители целевых групп обучающихся.
Решение данной задачи осуществляется в рамках комплексного подхода в несколько этапов. Подготовительный этап – организационная диагностика. Основной этап – проведение мероприятий по реализации задач эксперимента. Заключительный этап – оценка эффективности и коррекция экспериментальной работы.
Гипотеза исследования: создание эмоционально комфортной среды учебного учреждения позволит повысить уровень индивидуальных достижений учащихся, степень социальной удовлетворенности образовательным процессом со стороны обучающихся, учителей и их родителей.
Методами, применявшимися в ходе подготовительного этапа эксперимента, были изучение теоретической литературы по теме исследования, тестирование, наблюдение и опрос.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе реализации этапа организационной диагностики (подготовительного этапа) было проведено изучение мнений обучающихся о педагогах школы. Его цель – выявление и оценка обучающимися профессиональных и личностных качеств педагогов, участвующих в эксперименте, определение уровня взаимопонимания между обучающимися и учителями. В опросе приняли участие 50 школьников и 12 педагогов.
Для изучения мнений обучающихся был выбран метод семантического дифференциала (СД) Ч. Осгуда [7]. Сам метод состоит в том, что испытуемый оценивает отношение к некоторому объекту (понятию, изображению) с помощью набора градуированных шкал. Данная процедура психологического исследования оценивается по 7-балльной шкале по семи идентичным показателям. Е.Э. Смирнова адаптировала его для изучения восприятия обучающимися и педагогами как собственного «Я», так и восприятия ими противоположной стороны с высоким уровнем достоверности полученной информации. В случае нашего исследования педагоги также выступают в роли партнеров по межличностному взаимодействию, что важно для объективности оценки степени взаимопонимания участников в процессе обучения и воспитания.
В ходе опроса школьникам было предложено оценить степень выраженности профессиональных и личностных качеств педагогов по шкале от 7 до 1 (качество сильно выражено, качество выражено крайне слабо или совсем не выражено).
Набор профессиональных и личностных качеств педагогов, которые должны были оценить обучающиеся, определяли на основе предварительного анкетирования обучающихся. В ходе данного опроса школьникам было предложено описать ассоциации, которые вызывает слово «учитель», а также сформировать собственный набор качеств педагога-профессионала и педагога как личности. В результате анализа и обобщения полученной информации были сформированы опросные листы для проведения анкетирования. Они содержали качества профессионального и личностного характера (всего 25). К первому набору характеристик, представляющих профессиональный уровень и мастерство педагога, относились такие, как применение инновационных методов обучения, широкий кругозор, высокий уровень теоретических знаний и т.п. Ко второму – качества, характеризующие личностные особенности учителя (например, понимающий, доброжелательный, коммуникабельный, общительный и т.п.).
Анализ полученных результатов показал, что обучающиеся оценили всех педагогов, участвующих в эксперименте, положительно. В среднем степень выраженности качеств учителей находится в диапазоне от 5,2 до 6,8 при максимальной оценке в 7 баллов. Данные результаты показывают: все оцениваемые качества педагогов довольно ярко выражены; между педагогами и обучающимися сложились благоприятные отношения, сформировалась комфортная эмоциональная среда; со стороны обучающихся имеется установка на толерантность, позитивное отношение к учителям, их профессиональным и личностным особенностям.
Качества, которые были наиболее высоко оценены обучающимися, – это высокий профессионализм (6,6 балла), опрятность (6,5 балла), уважительность (6,5 балла), аккуратность (6,4 балла), высокий уровень практических умений (6,6 балла), высокий уровень теоретических знаний (6,5 балла).
К качествам с наиболее низкими оценками относятся: применение инновационных методов обучения (3,2 балла); чувство юмора (3,1 балла); отзывчивость (2,9 балла); реализация индивидуального подхода к обучающимся (2,9 балла); креативность (3,2 балла).
Интерпретируя результаты группы качеств, которые получили невысокую оценку обучающихся, можно отметить, что педагоги недостаточно умеют чувствовать эмоциональное состояние обучающихся (реализация индивидуального подхода к обучающемуся), плохо умеют справляться с собственными эмоциями (чувство юмора), а также достаточно слабо умеют воздействовать на эмоциональное состояние обучающихся (креативность, отзывчивость).
На данном этапе исследования было также проведено диагностирование уровня развития эмоционального интеллекта (ЭИ) у обучающихся.
Для наблюдения были выбраны обучающиеся трех возрастных категорий – 25 человек из 4-го класса (10 мальчиков и 15 девочек), 25 человек из 8-го класса (13 мальчиков и 12 девочек) и 25 человек из 10-го класса (10 юношей и 15 девушек). Для осуществления диагностики была использована методика Н. Холла (тест EQ) [8], которая определяет, как человек использует эмоции для регуляции своей жизни, а также определяет умение учитывать разные стороны проявления эмоционального интеллекта (например, отношение к себе и к другим, отношение к жизни, способность к коммуникации и т.д.).
Методика проведения теста такова. Опросник состоит из 30 утверждений, разбитых на 5 групп, каждая из которых содержит высказывания, позволяющие испытуемому оценить уровень развития и сформированности у него качеств эмоционального интеллекта. Данные шкалы носят условные названия: «Эмоциональная осведомленность» (ЭО), «Управление своими эмоциями» (УСЭ), «Самомотивация» (С), «Эмпатия» (Э), «Управление эмоциями других людей» (УЭДЛ).
Испытуемый оценивает свое отношение к утверждениям в диапазоне от –3 до +3. По каждой шкале высчитывается сумма баллов с учетом знака ответа (+ или –). Чем больше сумма баллов со знаком +, тем более развита данная эмоциональная составляющая. Полученные данные обрабатываются на основании тестового ключа.
Интерпретация результатов возможна как на парциальном уровне развития эмоционального интеллекта (отдельно для каждой из 5 составляющих), так и на интегративном (по всем шкалам).
Результаты исследования были сведены в таблицы (табл. 1, 2, 3), которые сравнивались с нормами значений ЭИ, представленными в опроснике Н. Холла.
Таблица 1
Уровень развития ЭИ у школьников 4-го класса
Интегративное значение ЭИ (нормы значений по Н. Холлу) |
Девочки |
Мальчики |
||
Абсолютный |
% |
Абсолютный |
% |
|
Низкий (менее 39 баллов) |
1 |
7 |
4 |
40 |
Средний (40–69 баллов) |
12 |
80 |
6 |
60 |
Высокий (70 и более баллов) |
2 |
13 |
- |
- |
При определении интегрального показателя уровня развития ЭИ было выявлено, что низким уровнем обладают 4 мальчика (40%) и 1 (7%) девочка из 4-го класса и 2 мальчика (15%) из 8-го класса.
Развитие ЭИ на среднем уровне продемонстрировали большинство испытуемых: 18 человек из 4-го класса (72% от общего числа), 21 школьник из 8-го класса (84% от общего числа) и 22 школьника 10-го класса (88% от общего числа).
Таблица 2
Уровень развития ЭИ у школьников 8-го класса
Интегративное значение ЭИ (нормы значений по Н. Холлу) |
Девочки |
Мальчики |
||
Абсолютный |
% |
Абсолютный |
% |
|
Низкий (менее 39 баллов) |
– |
– |
2 |
15 |
Средний (40–69 баллов) |
10 |
83 |
11 |
85 |
Высокий (70 и более баллов) |
2 |
17 |
– |
– |
Таблица 3
Уровень развития ЭИ у школьников 10-го класса
Интегративное значение ЭИ (нормы значений по Н. Холлу) |
Девочки |
Мальчики |
||
Абсолютный |
% |
Абсолютный |
% |
|
Низкий (менее 39 баллов) |
– |
– |
–- |
– |
Средний (40–69 баллов) |
13 |
87 |
9 |
90 |
Высокий (70 и более баллов) |
2 |
13 |
1 |
10 |
Высокий уровень развития эмоционального интеллекта был выявлен только у 6 девочек (по две школьницы из каждой возрастной категории), а также у 1 обучающегося из 10-го класса.
Также исследование показало различие по уровню сформированности ЭИ по каждой из оцениваемых шкал.
Шкала ЭО – осознание и понимание своих эмоций – имела более высокие показатели у школьников 10-го класса – 62% от общего числа участников возрастной категории показали результат 14 баллов и более. В других возрастных категориях указанное необходимое количество баллов набрали не более 45% учащихся.
Понимание других и умение сопереживать (шкалы Э и УЭДЛ) более развиты оказались у девочек всех возрастных групп по сравнению с мальчиками (64% от общего числа испытуемых школьниц и 32% от общего числа школьников).
По шкалам Си УСЭ высокие результаты развития эмоционального интеллекта выявлены в основном у участников старшей возрастной категории – школьников 10-го класса. Причем у мальчиков этот показатель оказался выше, чем у девочек (52% и 36% соответственно).
Выводы
В результате реализации первого этапа экспериментальной работы выявлено следующее.
- У целевой группы «Педагоги» имеется проблема недостаточного развития эмоциональной компетентности, что отражается на общем уровне профессиональной компетентности, сказывается на эффективности работы и в конечном итоге – на качестве подготовки обучающихся. Также это затрудняет профессиональный рост и отрицательно сказывается на удовлетворенности от собственного профессионализма.
- Исследование эмоционального интеллекта обучающихся показало прямую зависимость уровня его развития от возраста испытуемых.
- Развитие эмоционального интеллекта девочек опережает развитие эмоционального интеллекта мальчиков одной и той же возрастной категории.
- У девочек более развиты такие составляющие эмоционального интеллекта, как эмпатия и способность к пониманию эмоций других людей.
- У мальчиков выявлены более высокие способности к пониманию и управлению своими эмоциями.
- Полученные результаты стали основой для разработки плана действий на основном этапе эксперимента, определения стратегии и необходимых мероприятий, направленных на эффективное решение проблемы оптимизации профессиональной деятельности педагога, а также создания условий для развития эмоционального интеллекта обучающихся.