Проблема смысла жизни человека является одной из сущностных характеристик европейской цивилизации (Аристотель, А. Камю, А. Шопенгауэр, Эпикур, К. Ясперс и др.), весьма значима для отечественной культуры (Н.А. Бердяев, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Л.Н. Толстой, Е.Н. Трубецкой и др.). Такие качества личности, как понимание значимости смысла жизни в процессе самореализации, умение открывать смыслы, преодолевая сомнения, трудности (Т.А. Попова, В.Э. Чудновский, С.В. Штукарева и др.) [1; 2], характеризуют человека как развивающегося, думающего, способного решать нравственные дилеммы, самостоятельно выстраивать свой жизненный путь.
Однако усиливающаяся динамика развития общества, его интенсивная технократизация, очевидный распад родовых отношений в условиях милитаристских катаклизмов в XX веке привели к девальвации гуманистической идеологемы, разочарованию человека в себе, окружающих, жизни. К. Хорни убедительно представила характеристики невротичной личности как субъекта 2-й половины XX века [3].
Цель - обоснование нового научного направления «Педагогика смысложизненных ориентаций».
Материал и методы исследования. На основе теоретических методов изучения научной литературы, сравнения, аналогии было проведено междисциплинарное исследование на предмет детекции центральной онтологической проблемы человека XXI века. Было определено, что философия постмодернизма, заявившая о себе в западноевропейском мире уже к середине XX века, изначально задала пессимистический вектор жизнеустройства (Д. Медоуз, Р. Панвиц, М. Эпштейн и др.) [4; 5], направляя сознание человека на потребительство, гедонизм, глобальную неопределенность, иронию, сарказм и проч.
Специалисты медицинской научной сферы (клинической психологии, психиатрии, психотерапии) первыми выявили синдром экзистенциальной фрустрации как состояния человека, выражающегося в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемого объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи [6]. Главные характеристики фрустрации - апатия и скука, что в большинстве порождает ноогенный невроз. В. Франкл подчеркивал, что «ноогенные неврозы возникают не из-за конфликтов между влечениями и сознанием, а из-за конфликтов между различными ценностями; иными словами, они являются результатом нравственных конфликтов или, говоря более обобщенно, духовных проблем» [7].
При ноогенном неврозе утрачиваются стимулы к жизни, способности к адекватным, социально и культурно одобряемым способам утверждения своей самости. В. Франкл и его ученики подчеркивали необходимость обретения смысла жизни для полноценного существования, выделив стратегии его поиска через ценности творчества (человек дарит миру свою уникальность), переживания (человек отыскивает смыслы в мире посредством переживаний, встреч) и отношения (человек выражает свои чувства по отношению к тяжелым жизненным обстоятельствам). Боль, вина, смерть – любые тяжелые испытания вносят страдания в личную жизнь, что человек не в силах изменить, однако есть возможность изменить отношение к происходящему (А. Баттиани, Д. Гутманн и др.) [8].
В условиях экзистенциальной фрустрации, ноогенного невроза у большинства людей возникают аддикции как своего рода психологические защиты, но во многом связанные с различного рода нарушениями социокультурных норм, порождающими отклоняющееся поведение. В поисках смысла человек может сориентироваться на асоциальные вариации защитных механизмов, например эрзац-смыслы (стать фанатом спортивной команды и совершать вояжи, следуя за ней по разным городам вместо самостоятельного занятия спортом, или стремиться к материальному благополучию, участвуя то в скандальных телешоу, то в лотерейных розыгрышах, надеясь на случайный выигрыш вместо настойчивого труда, и проч.).
Все вышесказанное подтверждает мнение о том, что значительная часть неврозов, аддикций обусловлена социальными и гуманитарными причинами. Очевидно, что в силу возрастных особенностей наиболее незащищенными в подобных ситуациях оказываются дети, подростки, юношество.
В последние годы расширяется сам перечень аддикций в молодежной среде: дрункорексия как ограничение потребления пищи перед употреблением алкоголя [9], компьютерная и интернет-зависимость [10], онлайн-гемблинг, когда игра с целью выигрыша денег или иных материальных ценностей, в которой выигрыш полностью или в значительной степени зависит не от навыка играющих, а от случая, осуществляется в условиях интернет-пространства, и проч. Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева отмечают: «...человек "уходит" от реальности, которая его не устраивает. Неудовлетворяющая реальность - это в каком-то смысле всегда внутренняя реальность, так как и в случаях, когда речь идет о внешней "средовой" реальности, последняя воспринимается, осознается или производит эффект на подсознание, приводя к возникновению того или иного вызывающего дискомфорт внутреннего психического состояния, от которого у человека возникает желание избавиться» [5; 6].
Советский период жизни российского общества во многом содействовал формированию у подрастающего поколения оптимистичного мировоззрения, нравственной устойчивости, гуманистической направленности, чему способствовала и отечественная педагогика. (Особенно ярко это выразилось на теоретико-практическом уровне в конце 60-х - 80-х годах XX века, когда формировались такие направления, как гуманистическая педагогика В.А. Сухомлинского, педагогика сотрудничества – И.П. Иванов, В.А. Караковский, А.Н. Тубельский и др.) Наряду с этим важным ресурсом в сохранении психологического здоровья подрастающего поколения, общества в целом стала интенсивно развивающаяся психологическая служба образовательных учреждений (1990, И.В. Дубровина и др.). Однако кардинально изменившееся устройство российского государства на политическом, экономическом, социальном уровнях в постсоветский период, тотальная либерализация деятельности образовательных учреждений, их автономизация привели отечественное образование к воспитательной дисфункции, как следствие – к усилению пессимистических настроений в молодежной среде. Это напрямую связано с ростом деструктивных устремлений, апатии личности школьника, студента, что изначально провоцирует смысложизненную неопределенность, экзистенциальный вакуум, отчуждение от референтных взрослых, поиск гедонистических суррогатов для компенсации чувства разочарования в себе, окружающих, обществе. Можно утверждать, что у подрастающего поколения «стало чрезмерно много свободы», с которой непонятно было что делать.
Следует подчеркнуть и опасность утраты в отечественной системе образования таких феноменов, как воспитательная система, психологическая служба. Благодаря им в свое время обеспечивалась возможность успешной социализации несовершеннолетних, содействия им в сбалансированности внутреннего и внешнего, индивидуального и коллективного. В свою очередь, в начале XXI века на территории российских образовательных организаций систематически происходят террористические акты, суицидальные попытки, совершаемые самими обучающимися (Керчь, Москва, Пермь, Улан-Удэ, Шадринск и проч.). К сожалению, данные акты в профессионально-информационном поле российской образовательной системы обсуждаются преимущественно на юридическом, правоохранительном уровнях без актуализации экзистенциальной проблематики подростков, юношества. Игнорирование вопроса значимости смысла жизни – весьма опасная тенденция постсоветского общества, подчеркивал В.Э. Чудновский. Для изучения складывающегося у человека смысла жизни он выделил характеристики этого феномена, суть которого состоит в следующем: «возникая в результате сложного взаимодействия внешних и внутренних факторов, он вместе с тем эмансипируется от того и другого и начинает действовать как "буферный механизм", как система сдержек и противовесов, не допускающая одностороннего подчинения внешнему и вместе с тем препятствующая превращению человека в раба собственных потребностей, влечений своих непосредственных сиюминутных интересов» [1].
Таким образом, в настоящее время возникает насущная потребность в реновации отечественного педагогического знания, ориентированного на воспитание психологически здоровой, нравственно зрелой, социально активной личности (чему во многом препятствуют социокультурные реалии). Научное направление «Педагогика смысложизненных ориентаций» разработано как инновационный проект, отвечающий вызовам современности.
Философская основа Педагогики смысложизненных ориентаций – синтез диалектического материализма (К. Маркс и др.), светского гуманизма (В.А. Кувакин, В.Ф. Цанн-кай-си и др.) и позитивного экзистенциализма (Н. Аббаньяно, В. Франкл и др.).
Нами была выявлена следующая педагогическая закономерность: чем более явно в обществе проявляют себя проблемы постиндустриализма, его постмодернистской философии, в том числе вопрос утраты человеком смысла жизни, тем более масштабно смысложизненноориентационная проблематика должна быть представлена в методологии педагогики.
На основе данной закономерности был сформулирован педагогический закон о реализации педагогического направления – Педагогики смысложизненных ориентаций – в качестве образовательного (теоретико-технологического) ресурса, содействующего подрастающему поколению в формировании гуманистического мировоззрения и нивелирования, игнорирования ценностей постмодернизма.
Феномен «смысложизненные ориентации учащихся» нами рассмотрен как педагогический личностный конструкт с определением структуры (ценности, цели, ориентации), содержания каждого компонента, функций; объяснен расширяющийся функциональный спектр общей педагогики. Содержание каждого элемента: ценности духовные (абсолютные) (Жизнь, Здоровье, Свобода, Добро, Истина, Труд, Красота, Ответственность, Толерантность) и эмпирические - феноменологически переживаемые на уровне типизированных социокультурных смыслообразов (Внутренний мир человека, Семья, Профессия, Общество - Отечество, Досуг, Природа); цели – это будущее, переживаемое личностью на основе уверенности самостоятельно осуществлять жизненный выбор с ориентацией на смыслообразы; ориентации – обусловленный знаниями процесс самостоятельной деятельности учащихся (самовоспитания, самообучения, саморазвития в условиях воспитания, обучения, развития) по достижению целей, освоению социоэкзистенциальных ролей на уровне Я-концептов: Я-сын (дочь), Я-ученик (ученица), Я-друг (подруга), Я-студент, Я-гражданин и проч. Формирование смысложизненных ориентаций учащихся объединяет самостоятельную деятельность ученика/студента и деятельность педагога, педагогического коллектива, семьи.
Определено, что Педагогика смысложизненных ориентаций, учитывая базовые основы народной российской педагогики, опираясь на фундамент гуманистической педагогики (Я.А. Коменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.), способна функционировать в контексте только гуманистической педагогической парадигмы, ее этико-рационально-экзистенциальном аспекте (И.В. Ульянова).
На уровне конкретно-научного методологического уровня в Педагогике смысложизненных ориентаций актуализирован интегративный подход, включающий личностно ориентированный, деятельностный, культурологический, средовой, компетентностный, смысложизненноориентационный (О.В. Свинарева, И.В. Ульянова). Педагогике смысложизненных ориентаций присущи в совокупности следующие принципы:
- универсальность (как возможность всеобщности использования смысложизненноориентационной проблематики на уровне содержания образования, его форм, методов, средств и проч.);
- диффузность (как возможность имманентного распространения самого концепта, смысложизненной идеологемы на всех уровнях: от диффузно-рассеянного до абсолютного (по Н.А. Менчинской), что обусловлено возрастом, социокультурным статусом личности);
- тринитарность (как единство рационального, эмоционального и интуиционального типов мышления (О.Н. Опрятная и др.);
- коррекционно-профилактическая направленность образовательного процесса (как синтез системной и планомерной пропедевтики отклоняющегося поведения учащихся и реальной возможности корректировать средствами воспитания их социокультурные дисфункции).
В гуманистические принципы воспитания мета- и микроуровней (В.А. Сластенин и др.) нами интегрированы мезопринципы: онтологический, здоровьеберегающий, гендерно-психологический, этико-эстетический, профориентационный, профилактический; они стали основой для разработки соответствующих функциональных направлений педагогической деятельности. Необходимо подчеркнуть, что впервые в педагогике профилактическое направление реализуется в образовательной организации системно, комплексно, планомерно (например, в школе – с 1 по 11 классы, в вузах – с 1 по 4(5) курсы). Это позволяет значительно снизить показатели в сфере правонарушений учащихся. Универсальность данной концепции заключается в том, что ее можно реализовывать в образовательных организациях любого уровня, типа, она эффективна и в семейном воспитании.
Технологические положения Педагогики смысложизненных ориентаций наиболее эффективно реализуются в условиях воспитательной системы формирования смысложизненных ориентаций личности. Воспитательная система интерпретируется нами как:
1) сегмент социокультурного пространства общества, отражающий его противоречия и одновременно стабилизирующий и гуманизирующий социум;
2) целостный педагогический процесс, в котором взаимообусловлены воспитание и обучение, в устойчивой взаимосвязи представлены компоненты: субъекты, отношения, содержание образования, его средства, цель и концепция как идеологическое ядро системы, технология и программа реализации.
Экспликация технологических аспектов сопряжена со всеми элементами воспитательной системы, где субъектами определены все люди, окружающие учащихся и напрямую и косвенно включенные в педагогическое взаимодействие; все реализуемые взаимодействия ориентированы на конструктивные, гуманистические отношения, где превалируют эмпатия, понимание, поддержка, диалог, рефлексия, самоанализ, готовность и умение разрешать конфликты, самовоспитание, демократически-творческий стиль педагогической деятельности; содержание образования отражает гуманистические тенденции культуры, общества, ориентировано на симбиоз воспитания и обучения, сотрудничество школы, вуза с семьей, социальными партнерами; к средствам образования отнесены идеальные и материальные, включая дидактические. Актуальные социокультурные средства смысложизненноориентационной технологии: семья, наука, искусство, прикладные философия и психология, право, общение, юмор, творческий труд, спорт, природа, личностный опыт субъектов образовательного процесса. Образовательные средства (формы) школы: урок, тренинг, внеучебные мероприятия, школьные кружки, секции, клубы по интересам, занятия в учреждениях дополнительного образования.
Наряду с этим к средствам образования отнесен феномен «школьное смысложизненноориентационное пространство» как четырехмерный континуум пространства и времени, развивающийся на основе диалектических противоречий; он объединяет сферы: глобальное образовательное (социокультурное) и локальное образовательное пространства, внешнюю образовательную среду самого учреждения, внутреннюю среду личности. Локальное образовательное пространство и внешняя образовательная среда образуют «школьное педагогическое пространство», в котором условно выделяются три типа сред:
1) предметно-психо-физическая;
2) деятельностно-творческая;
3) духовно-нравственная.
Ведущим видами деятельности личности определены: деятельность учащихся как совокупность ведущих видов (общения – приоритетно, учения, игры, труда) и специальных: рефлексивной (самоанализа, исповеди, благодарения), творческой (аналитической, художественной, прикладной), педагогической, организаторской, деятельности в ситуациях выбора и целеполагания.
Для Педагогики смысложизненных ориентаций разработан оригинальный диагностический инструментарий, синтезирующий социально-педагогический и психологический дискурсы. Диагностические критерии:
1) социально-педагогический: а) соответствие воспитательной системы социальному заказу общества и востребованность школы социумом; б) уровни воспитанности и обученности учащихся;
2) общепедагогический: а) объективный; б) субъектный уровни организации смысложизненноориентационного образовательного пространства;
3) психологический: а) объективный; б) субъективный.
В заключение следует подчеркнуть: современное российское общество, его образовательная система остро нуждаются в преодолении очевидных деструктивных тенденций социокультурного характера. Во многом это связано с амбивалентностью нравственных взглядов граждан, навязанных идеологией постиндустриального общества, культивирующего философию постмодернизма с ее релятивизмом, нигилизмом, технократизмом.
Выводы. Центральная психолого-педагогическая проблема человека европейской цивилизации в XXI веке - риск утраты смысла жизни, что становится главным прецедентом в процессе реконструкции самого педагогического знания. В данных условиях Педагогика смысложизненных ориентаций как самостоятельное научное направление приобретает субстанциональность, способна оказать значительное позитивное влияние на стабилизацию как внутреннего мира субъектов образовательного процесса, так и российского социума в целом.