Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ORGANIZATION OF TRAINING FIRE SAFETY IN PRESCHOOLS

Kuznetsova E.A. 1 Gordienko G.N. 1 Kozelkova E.N. 1 Vasikova A.F. 1
1 FGBOU VO " Nizhnevartovsk State University",
Fires cause enormous material damage and in some cases result in loss of life. Today, the problem of fire safety of pre-school organizations is particularly relevant in the context of the General depreciation of the main funds (structures, buildings, utilities and equipment), insufficient funding of activities that are aimed at increasing fire safety, as well as the weakening of control by managers. The article discusses the activities carried out on fire safety in preschool organizations, the functional responsibilities of workers to ensure fire safety, as well as the analysis of normative documentation of preschool institutions. On the basis of the analysis, an experiment was organized to identify the level of knowledge of educators about the rules of fire safety, a training program was developed. According to the data obtained, the positive dynamics of the level of formation of knowledge of educators about the rules of fire safety. Among the respondents, 72 % of the participants showed a high level of knowledge about the organization of fire safety, which is 56% higher than the ascertaining experiment. The number of respondents with an average level, on the contrary, decreased by 56%, so the control experiment revealed 7 educators with this level, which is 28%.
training
fire safety
preschool organization
level of knowledge
fire
educator

Обеспечение безопасности граждан и защита общества в целом являются одной из наиболее важных функций государства [1]. В России на конец 2017 г. действовало 37,3 тыс. дошкольных образовательных организаций, в которых проходят обучение 6600,1 тыс. воспитанников [2]. Согласно докладу Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре за 12 месяцев 2017 г. на территории г. Нижневартовска произошло 270 пожаров, на которых погибли 17 человек и 1 ребенок получил травмы различной степени тяжести [3].

На сегодняшний день проблема обеспечения пожарной безопасности дошкольных организаций особенно актуальна в контексте общего износа главных фондов (сооружений, зданий, бытовых коммуникаций и оборудования), недостаточного денежного финансирования мероприятий, которые направлены на увеличение пожарной безопасности, а также ослабления контроля со стороны руководителей. Ситуацию также может усугублять недостаточный общий показатель информированности кадрового состава и дошкольников о противопожарных действиях в возникающих чрезвычайных ситуациях. От уровня подготовленности сотрудников образовательных организаций будут зависеть их готовность к выполнению задач по тушению пожаров, спасению людей, материальных ценностей, а также профилактическая работа [4].

Цель исследования заключается в изучении организации обучения пожарной безопасности в дошкольном учреждении и выявлении уровня знаний воспитателей.

Материал и методы исследования. Материалом для изучения организации обучения пожарной безопасности детского сада № 38 г. Нижневартовска стали нормативно-правовые акты дошкольного учреждения: инструкции в рамках пожарной безопасности, перечень локальных актов по пожарной безопасности, план мероприятий по противопожарной безопасности, план проведения тренировок по действиям в чрезвычайной ситуации, план мероприятий по подготовке и проведению новогодних праздников. При исследовании были использованы следующие методы: анализ, синтез, анкетирование воспитателей дошкольного учреждения; методы математической и статистической обработки полученных эмпирических данных; метод проектирования и моделирования.

Результаты исследования и их обсуждение. Согласно К.В. Карелину «пожарная безопасность выступает в качестве степени защиты от развития и возникновения пожара, воздействия на имущество и людей опасных пожарных факторов» [5]. Как считают С.В. Соколов и Н.Н. Брушлинский, пожарную безопасность следует рассматривать с точки зрения состояния объекта защиты, характеризующегося непревышением значений пожарных рисков, которые связаны с данным объектом [6]. Следует подчеркнуть, что согласно закону [7] пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, она обеспечивается действиями по созданию такой безопасности, в том числе по выполнению соответствующих требований. Рассмотрим эти действия в выбранном нами объекте исследования.

Дата создания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска Детский сад № 38 «Домовенок» – 03.12.2004 г. [8]. Учредителями детского сада являются Департамент образования администрации города Нижневартовска и Департамент муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города Нижневартовска. Нормативный срок обучения 5 лет. Территория детского сада огорожена забором высотой 2,5 м с тремя рассредоточенными калитками, а также воротами, ширина которых составляет 4,5 м, для автомобильного въезда. Здания дошкольного учреждения перед началом года должны быть приняты соответствующими комиссиями, в состав которых включаются представители государственного пожарного надзора. В детском саду «Домовенок» используется четвертый вид системы оповещения. Это оповещение о пожаре предусматривает применение предупредительных речевых сообщений, подающихся в установленной очередности, и световых указателей, которые своим миганием указывают направление движения, а также места расположения эвакуационных выходов. Изначально оповещается обслуживающий персонал, а затем и все остальные люди, оказавшиеся в опасной зоне. Оповещение этого типа предусматривает наличие обратной связи между диспетчером и зоной, в которой производится оповещение.

Основной пожарный инвентарь размещается на пожарных щитах в детском саду, это:

– ломы (для вскрытия дверей, окон и других конструкций);

– багры пожарные, крюки с деревянной рукояткой (для разборки и растаскивания горящих конструкций);

– комплекты, используемые при резке электропроводов (диэлектрические коврики и боты, ножницы);

– вилы, лопаты (штыковые и совковые);

– емкости для воды и ящики для песка пожарные (для хранения средств тушения);

– ведра и ручные насосы (для транспортировки воды).

Предусматривается оснащение зданий детсадов системой противопожарного внутренними водопроводами, объем которых 5000 м3 с точки зрения орошения 1 стволом с производительностью 2,5 литра, объемом 25 000 м3 — двумя струями, каждая из которых 2,5 литра.

Ручные огнетушители в детском саду размещаются на вертикальных конструкциях высотой 1,5 м от пола до нижнего торца огнетушителя, либо же предусматривается их установление в пожарные шкафы с кранами, в тумбы или на пожарные стенды.

В дошкольном образовательном учреждении также выполняются основные задачи по охране жизни и укреплению здоровья детей [9]. С воспитанниками и сотрудниками проводятся тренировочные эвакуации в соответствии с планом работы пожарной безопасности. В детском саду № 38 проводятся различные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, основанные на следующих документах: Положение о пожарной безопасности, Должностные обязанности, Приказы по пожарной безопасности, Инструктажи по пожарной безопасности, Инструкции по пожарной безопасности, Положение о добровольной пожарной дружине, Пожарно-технический минимум, планы мероприятий.

На основании вышеперечисленных документов разрабатываются мероприятия, направленные на организацию действий сотрудников по обеспечению пожарной безопасности в детском саду: определяются должностные обязанности ответственного за пожарную безопасность; утверждается порядок организации обучения и проверки знаний работников по пожарной безопасности; регламентируются порядок эвакуации и обязанности работников при пожаре; определяется порядок действий персонала и дежурного администратора в случае возникновения пожара; обозначаются мероприятия по пожарной безопасности на год с указанием сроков исполнения и ответственных лиц; фиксируется наличие первичных средств пожаротушения (огнетушителей); регулируются отношения между дошкольным учреждением и обслуживающей организацией; подтверждаются работоспособность системы оповещения о пожаре, наличие и исправность первичных средств пожаротушения, исправность электропроводки в помещениях детского сада; устанавливается годовая цикличность мероприятий, проводимых и контролируемых ответственным за пожарную безопасность в дошкольном учреждении; подтверждается прохождение обучения пожарно-техническому минимуму сотрудников дошкольного учреждения и ответственного за пожарную безопасность.

Анализ нормативной документации дошкольного учреждения показал, что в образовательной организации четко определены функциональные обязанности всего персонала. Они не противоречат Конституции РФ, Трудовому кодексу РФ и другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ [10].

Ответственным за обеспечение и организацию пожарной безопасности является заведующий, он в свою очередь назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности, также в детском саду определены ответственные в каждом кабинете и группе. Для каждого работника определены его функции по обеспечению противопожарной безопасности и последовательность действий в случае возникновения пожара.

К работе в детском саду допускаются лица только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются заведующей детским садом. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности. Ответственный за пожарную безопасность должен постоянно контролировать состояние противопожарного инвентаря, огнетушителей и доступность двух эвакуационных выходов непосредственно наружу.

Для изучения организации обучения пожарной безопасности в дошкольной организации было организован эксперимент. Для первого констатирующего эксперимента была разработана анкета и проведено определение уровня знаний о правилах пожарной безопасности для воспитателей дошкольной организации. Анкета состояла из 16 вопросов с вариантами ответов, вопросы анкеты основывались на нормативных документах по организации пожарной безопасности дошкольных организаций. Результаты оценивались по балльной системе: 1 балл за правильный ответ, 0 баллов – за неправильный. На основе полученных результатов определялся уровень знаний воспитателей правил организации пожарной безопасности:

– 90–100% правильных ответов от общего количества вопросов (15–16 баллов) – высокий уровень;

– 51–89% (9–14 баллов) – средний уровень;

– ниже 50% (8 баллов и меньше) – низкий уровень.

В исследовании приняли участие 25 воспитателей.

Согласно полученным результатам исследования было выявлено, что 4 (16%) воспитателя показали высокий уровень знаний об организации пожарной безопасности, 21 (84%) воспитатель показал средний уровень, низкий уровень не был выявлен (рис. 1).

Рис. 1. Уровень знаний воспитателей о правилах организации пожарной безопасности

Опираясь на результаты исследования, мы составили диаграмму с результатами анкеты по вопросам (рис. 2).

Рис. 2. Результаты исследования согласно вопросам анкеты

Обобщая полученные данные, мы определили основные вопросы, которые вызвали затруднения у воспитателей: это количество и объем огнетушителей, размещаемых в общественных зданиях и сооружениях на каждом этаже; места, где запрещается размещать мебель, оборудование и другие предметы; порядок установки новогодней елки; факторы пожара, воздействующие на людей и имущество; действия, необходимые при обнаружении пожара или признаков горения в здании, помещении; частота повторного противопожарного инструктажа; запрещенные действия при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей в помещениях; как часто должна происходить передача информации в подразделение пожарной охраны о количестве людей, находящихся на объекте.

В связи с вышесказанным выявлена необходимость в разработке программы и проведении занятий по теме «Организация пожарной безопасности в дошкольной организации» среди работников детского сада № 38. Программа обучения мерам пожарной безопасности работников детского сада «Домовенок» составлена в целях защиты жизни, здоровья работников и воспитанников, муниципального имущества от пожаров. Результаты констатирующего и контрольного эксперимента по выявлению уровня знаний воспитателей о правилах организации пожарной безопасности представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Индивидуальные результаты контрольного исследования

По результатам исследования выявлено, что в целом во всей экспериментальной группе у всех испытуемых повысился уровень знаний. При анализе данных, полученных на контрольном эксперименте, выявлено, что 72% опрошенных имеют высокий уровень знаний об организации пожарной безопасности, что на 56% выше по сравнению с констатирующим экспериментом. Количество респондентов со средним уровнем, наоборот, уменьшилось на 56%. Так, на контрольном эксперименте выявлены 7 воспитателей с данным уровнем, что составляет 28%. Так же как и в констатирующем эксперименте, в ходе контрольного эксперимента воспитателей с низким уровнем знаний организации пожарной безопасности не выявлено.

Выводы. Таким образом, установлено, что благодаря нормативной документации в образовательной организации четко определены функциональные обязанности всего персонала. Ответственным за обеспечение и организацию пожарной безопасности является заведующий, он в свою очередь назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности; также в детском саду определены ответственные в каждом кабинете и группе. Для каждого работника определены его функции по обеспечению противопожарной безопасности и последовательность действий в случае возникновения пожара. Согласно полученным данным выявлена положительная динамика уровня сформированности знаний о правилах организации противопожарной безопасности. Так, 72% опрошенных имеют высокий уровень знаний об организации пожарной безопасности, что на 56% выше по сравнению с констатирующим экспериментом. Количество респондентов со средним уровнем, наоборот, уменьшилось на 56% – на контрольном эксперименте выявлены 7 воспитателей с данным уровнем, что составляет 28%. Так же как и в констатирующем эксперименте, в ходе контрольного эксперимента воспитателей с низким уровнем знаний об организации пожарной безопасности не выявлено.