Обеспечение безопасности граждан и защита общества в целом являются одной из наиболее важных функций государства [1]. В России на конец 2017 г. действовало 37,3 тыс. дошкольных образовательных организаций, в которых проходят обучение 6600,1 тыс. воспитанников [2]. Согласно докладу Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре за 12 месяцев 2017 г. на территории г. Нижневартовска произошло 270 пожаров, на которых погибли 17 человек и 1 ребенок получил травмы различной степени тяжести [3].
На сегодняшний день проблема обеспечения пожарной безопасности дошкольных организаций особенно актуальна в контексте общего износа главных фондов (сооружений, зданий, бытовых коммуникаций и оборудования), недостаточного денежного финансирования мероприятий, которые направлены на увеличение пожарной безопасности, а также ослабления контроля со стороны руководителей. Ситуацию также может усугублять недостаточный общий показатель информированности кадрового состава и дошкольников о противопожарных действиях в возникающих чрезвычайных ситуациях. От уровня подготовленности сотрудников образовательных организаций будут зависеть их готовность к выполнению задач по тушению пожаров, спасению людей, материальных ценностей, а также профилактическая работа [4].
Цель исследования заключается в изучении организации обучения пожарной безопасности в дошкольном учреждении и выявлении уровня знаний воспитателей.
Материал и методы исследования. Материалом для изучения организации обучения пожарной безопасности детского сада № 38 г. Нижневартовска стали нормативно-правовые акты дошкольного учреждения: инструкции в рамках пожарной безопасности, перечень локальных актов по пожарной безопасности, план мероприятий по противопожарной безопасности, план проведения тренировок по действиям в чрезвычайной ситуации, план мероприятий по подготовке и проведению новогодних праздников. При исследовании были использованы следующие методы: анализ, синтез, анкетирование воспитателей дошкольного учреждения; методы математической и статистической обработки полученных эмпирических данных; метод проектирования и моделирования.
Результаты исследования и их обсуждение. Согласно К.В. Карелину «пожарная безопасность выступает в качестве степени защиты от развития и возникновения пожара, воздействия на имущество и людей опасных пожарных факторов» [5]. Как считают С.В. Соколов и Н.Н. Брушлинский, пожарную безопасность следует рассматривать с точки зрения состояния объекта защиты, характеризующегося непревышением значений пожарных рисков, которые связаны с данным объектом [6]. Следует подчеркнуть, что согласно закону [7] пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, она обеспечивается действиями по созданию такой безопасности, в том числе по выполнению соответствующих требований. Рассмотрим эти действия в выбранном нами объекте исследования.
Дата создания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска Детский сад № 38 «Домовенок» – 03.12.2004 г. [8]. Учредителями детского сада являются Департамент образования администрации города Нижневартовска и Департамент муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города Нижневартовска. Нормативный срок обучения 5 лет. Территория детского сада огорожена забором высотой 2,5 м с тремя рассредоточенными калитками, а также воротами, ширина которых составляет 4,5 м, для автомобильного въезда. Здания дошкольного учреждения перед началом года должны быть приняты соответствующими комиссиями, в состав которых включаются представители государственного пожарного надзора. В детском саду «Домовенок» используется четвертый вид системы оповещения. Это оповещение о пожаре предусматривает применение предупредительных речевых сообщений, подающихся в установленной очередности, и световых указателей, которые своим миганием указывают направление движения, а также места расположения эвакуационных выходов. Изначально оповещается обслуживающий персонал, а затем и все остальные люди, оказавшиеся в опасной зоне. Оповещение этого типа предусматривает наличие обратной связи между диспетчером и зоной, в которой производится оповещение.
Основной пожарный инвентарь размещается на пожарных щитах в детском саду, это:
– ломы (для вскрытия дверей, окон и других конструкций);
– багры пожарные, крюки с деревянной рукояткой (для разборки и растаскивания горящих конструкций);
– комплекты, используемые при резке электропроводов (диэлектрические коврики и боты, ножницы);
– вилы, лопаты (штыковые и совковые);
– емкости для воды и ящики для песка пожарные (для хранения средств тушения);
– ведра и ручные насосы (для транспортировки воды).
Предусматривается оснащение зданий детсадов системой противопожарного внутренними водопроводами, объем которых 5000 м3 с точки зрения орошения 1 стволом с производительностью 2,5 литра, объемом 25 000 м3 — двумя струями, каждая из которых 2,5 литра.
Ручные огнетушители в детском саду размещаются на вертикальных конструкциях высотой 1,5 м от пола до нижнего торца огнетушителя, либо же предусматривается их установление в пожарные шкафы с кранами, в тумбы или на пожарные стенды.
В дошкольном образовательном учреждении также выполняются основные задачи по охране жизни и укреплению здоровья детей [9]. С воспитанниками и сотрудниками проводятся тренировочные эвакуации в соответствии с планом работы пожарной безопасности. В детском саду № 38 проводятся различные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, основанные на следующих документах: Положение о пожарной безопасности, Должностные обязанности, Приказы по пожарной безопасности, Инструктажи по пожарной безопасности, Инструкции по пожарной безопасности, Положение о добровольной пожарной дружине, Пожарно-технический минимум, планы мероприятий.
На основании вышеперечисленных документов разрабатываются мероприятия, направленные на организацию действий сотрудников по обеспечению пожарной безопасности в детском саду: определяются должностные обязанности ответственного за пожарную безопасность; утверждается порядок организации обучения и проверки знаний работников по пожарной безопасности; регламентируются порядок эвакуации и обязанности работников при пожаре; определяется порядок действий персонала и дежурного администратора в случае возникновения пожара; обозначаются мероприятия по пожарной безопасности на год с указанием сроков исполнения и ответственных лиц; фиксируется наличие первичных средств пожаротушения (огнетушителей); регулируются отношения между дошкольным учреждением и обслуживающей организацией; подтверждаются работоспособность системы оповещения о пожаре, наличие и исправность первичных средств пожаротушения, исправность электропроводки в помещениях детского сада; устанавливается годовая цикличность мероприятий, проводимых и контролируемых ответственным за пожарную безопасность в дошкольном учреждении; подтверждается прохождение обучения пожарно-техническому минимуму сотрудников дошкольного учреждения и ответственного за пожарную безопасность.
Анализ нормативной документации дошкольного учреждения показал, что в образовательной организации четко определены функциональные обязанности всего персонала. Они не противоречат Конституции РФ, Трудовому кодексу РФ и другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ [10].
Ответственным за обеспечение и организацию пожарной безопасности является заведующий, он в свою очередь назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности, также в детском саду определены ответственные в каждом кабинете и группе. Для каждого работника определены его функции по обеспечению противопожарной безопасности и последовательность действий в случае возникновения пожара.
К работе в детском саду допускаются лица только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются заведующей детским садом. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности. Ответственный за пожарную безопасность должен постоянно контролировать состояние противопожарного инвентаря, огнетушителей и доступность двух эвакуационных выходов непосредственно наружу.
Для изучения организации обучения пожарной безопасности в дошкольной организации было организован эксперимент. Для первого констатирующего эксперимента была разработана анкета и проведено определение уровня знаний о правилах пожарной безопасности для воспитателей дошкольной организации. Анкета состояла из 16 вопросов с вариантами ответов, вопросы анкеты основывались на нормативных документах по организации пожарной безопасности дошкольных организаций. Результаты оценивались по балльной системе: 1 балл за правильный ответ, 0 баллов – за неправильный. На основе полученных результатов определялся уровень знаний воспитателей правил организации пожарной безопасности:
– 90–100% правильных ответов от общего количества вопросов (15–16 баллов) – высокий уровень;
– 51–89% (9–14 баллов) – средний уровень;
– ниже 50% (8 баллов и меньше) – низкий уровень.
В исследовании приняли участие 25 воспитателей.
Согласно полученным результатам исследования было выявлено, что 4 (16%) воспитателя показали высокий уровень знаний об организации пожарной безопасности, 21 (84%) воспитатель показал средний уровень, низкий уровень не был выявлен (рис. 1).
Рис. 1. Уровень знаний воспитателей о правилах организации пожарной безопасности
Опираясь на результаты исследования, мы составили диаграмму с результатами анкеты по вопросам (рис. 2).
Рис. 2. Результаты исследования согласно вопросам анкеты
Обобщая полученные данные, мы определили основные вопросы, которые вызвали затруднения у воспитателей: это количество и объем огнетушителей, размещаемых в общественных зданиях и сооружениях на каждом этаже; места, где запрещается размещать мебель, оборудование и другие предметы; порядок установки новогодней елки; факторы пожара, воздействующие на людей и имущество; действия, необходимые при обнаружении пожара или признаков горения в здании, помещении; частота повторного противопожарного инструктажа; запрещенные действия при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей в помещениях; как часто должна происходить передача информации в подразделение пожарной охраны о количестве людей, находящихся на объекте.
В связи с вышесказанным выявлена необходимость в разработке программы и проведении занятий по теме «Организация пожарной безопасности в дошкольной организации» среди работников детского сада № 38. Программа обучения мерам пожарной безопасности работников детского сада «Домовенок» составлена в целях защиты жизни, здоровья работников и воспитанников, муниципального имущества от пожаров. Результаты констатирующего и контрольного эксперимента по выявлению уровня знаний воспитателей о правилах организации пожарной безопасности представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Индивидуальные результаты контрольного исследования
По результатам исследования выявлено, что в целом во всей экспериментальной группе у всех испытуемых повысился уровень знаний. При анализе данных, полученных на контрольном эксперименте, выявлено, что 72% опрошенных имеют высокий уровень знаний об организации пожарной безопасности, что на 56% выше по сравнению с констатирующим экспериментом. Количество респондентов со средним уровнем, наоборот, уменьшилось на 56%. Так, на контрольном эксперименте выявлены 7 воспитателей с данным уровнем, что составляет 28%. Так же как и в констатирующем эксперименте, в ходе контрольного эксперимента воспитателей с низким уровнем знаний организации пожарной безопасности не выявлено.
Выводы. Таким образом, установлено, что благодаря нормативной документации в образовательной организации четко определены функциональные обязанности всего персонала. Ответственным за обеспечение и организацию пожарной безопасности является заведующий, он в свою очередь назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности; также в детском саду определены ответственные в каждом кабинете и группе. Для каждого работника определены его функции по обеспечению противопожарной безопасности и последовательность действий в случае возникновения пожара. Согласно полученным данным выявлена положительная динамика уровня сформированности знаний о правилах организации противопожарной безопасности. Так, 72% опрошенных имеют высокий уровень знаний об организации пожарной безопасности, что на 56% выше по сравнению с констатирующим экспериментом. Количество респондентов со средним уровнем, наоборот, уменьшилось на 56% – на контрольном эксперименте выявлены 7 воспитателей с данным уровнем, что составляет 28%. Так же как и в констатирующем эксперименте, в ходе контрольного эксперимента воспитателей с низким уровнем знаний об организации пожарной безопасности не выявлено.