В современную эпоху человечество столкнулось с глобальными проблемами, от решения которых зависят сохранение цивилизации и социальный прогресс человечества. Для решения этих глобальных проблем требуются объединенные усилия всех народов и государств. Эти проблемы возникли как объективный фактор развития инклюзивного общества. При столкновении с дилеммами разнообразия и идентичности в глобальной среде в педагогической науке обозначилась проблема подготовки сердец и умов всех людей и народов к жизни в этой среде. Возникла необходимость сблизить две глобальные идеи современной науки – идеи самоактуализации и идеи инклюзивного образования – и пересечь их в общей точке – философии независимой жизни. Эффект сближения и слияния идей – укрепление нравственного здоровья общества.
Фундаментальным условием здорового развития личности служит потребность в постоянном самосовершенствовании, в самопознании, личностном росте, интеграции в социально значимую деятельность, приводящая к новому способу жизни – самоактуализации в постоянно меняющейся общественной жизни [1, 2]. Понимание значимости человека как наивысшей ценности возрастает в современном обществе все больше, каждый человек ценен, каждый может думать и чувствовать, быть услышанным, получить поддержку. Происходит прогрессивный процесс создания общества равных возможностей для всех граждан, благодаря которому люди с особенностями могут полноценно участвовать в жизни своих локальных сообществ и избежать эксплуатации. Это важнейшее условие вовлечения их в социально одобряемую деятельность, которая предоставляет право заниматься этой деятельностью, проявляя социальную активность, направленную на добровольную, сознательную, творческую деятельность, которая способствует развитию общества и самой личности. Главная задача современного образования – раскрыть потенциал каждого обучающегося, воспитать личность, готовую к жизни в конкурентном, высокотехнологическом мире. Образование, будучи дальнодействующим фактором, закладывает фундамент и генерирует развитие и рост производительных сил общества. В современную эпоху необходимы равные возможности для всех обучающихся без исключения. Для установления и развития социальных связей необходимо ценить и уважать различия; ценность различий – в их многообразии. Многообразие как потенциальное богатство становится мощным ресурсом социально-экономического развития, а сотрудничество определяется как создание совершенно новой, креативной образовательной среды развития и самоактуализации всех детей без исключения. Тем самым самоактуализация позволяет повысить качество жизни, существенно снизить риск негативных последствий трудных жизненных ситуаций (в частности, связанных с ограниченными возможностями здоровья). Инклюзивное образование – это прогрессивные формы организации образовательного процесса, соответствующие современному мировому уровню. В этом контексте инклюзивное образование становится важнейшим каналом для внедрения практик и ценностей социальной инклюзии, потому что в систему образования человек попадает почти сразу после рождения. В условиях нарастающего значения непрерывного образования он должен не только соответствовать времени, но и постоянно развивать и совершенствовать знания, умения и навыки. Модернизация российского образования побуждает педагогическую науку раскрывать потенциал инклюзивного образования и условия его реализации с целью развития потребности личности в самопознании и самоактуализации. Решение данной проблемы заключается в необходимости определить комплекс педагогических условий образовательной поддержки самоактуализации личности в инклюзивном образовании.
Совершенно определенно выявились противоречия, затрудняющие самоактуализацию личности в инклюзивном образовании, между необходимостью создания равных возможностей для самоактуализации личности в инклюзивном образовании и недостаточной готовностью системы образования решить данную проблему; большими возможностями образовательной деятельности в более полном раскрытии потенциала личности в инклюзивном образовании и отсутствием методического сопровождения этого процесса; возникновением потребности личности в самоактуализации в инклюзивном образовании и неструктурированным (фрагментарным) оказанием поддержки в удовлетворении данной потребности [3, 4].
Цель исследования: определить педагогические условия образовательной поддержки самоактуализации личности в инклюзивном образовании.
Материал и методы исследования. Образовательная поддержка самоактуализации личности в инклюзивном образовании будет эффективной, если: повышается мотивация на достижение успеха в образовательной деятельности личности в процессе осознания своего потенциала развития; происходит усиление познавательной активности через включение личности в поисковую деятельность; актуализируется ценностно-смысловое отношение к процессу и результату своей деятельности; в основе педагогического взаимодействия лежит толерантность как качество личности.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, систематизация, эксперимент.
Результаты исследования и их обсуждение. Основополагающими положениями в концепции самоактуализации личности являются вера в собственные силы, в свой жизненный опыт и выявление своего потенциала личностного роста. Априори – успешна та деятельность, которая мотивирована внутренними, сугубо личными мотивами. Поэтому одним из ведущих условий образовательной поддержки процесса самоактуализации личности в инклюзивном образовании является мотивация на достижение успеха через осознание своего потенциала развития, веру в собственные силу и возможности. Мотивация определяет поведение и деятельность личности и проявляется в ее активности. В процессе самоактуализации необходимы согласованность, гармоничность между внутренней сущностью человека и действиями, которые он предпринимает как деятель. Мотив является двигателем действий человека, направленных на удовлетворение разного рода потребностей, в нашем исследовании – потребности в достижениях. Эта потребность характеризует стремление человека превзойти имеющиеся результаты развития, найти новые способы действий с целью повышения результативности. Соответственно мотивация достижения успеха есть стремление, направленность личности на достижение высоких результатов в деятельности, особенно в той деятельности, что предоставляет возможность для самоактуализации. Мотивация достижения успеха представляет собой комплекс мотивов: внешних, исходящих от педагога, родителей, и внутренних, основанных на потребностях личности, которые впоследствии и станут мощной и настоящей движущей силой раскрытия личности в самоактуализации.
Таким образом, важными моментами самоактуализации являются степень осознания мотивов, обретение смысла. Это оказывает влияние на управление мотивами в деятельности и на уровень результативности поиска новых знаний, способов достижения более высоких результатов. Осознание личностью своего потенциала возникает при смещении с акцента с вопроса «Что делать?» на вопрос «Как делать?». Повышением мотивации самоактуализации личности является предоставление самостоятельности в проектировании индивидуальных образовательных маршрутов. Это позволяет личности выбирать темп образовательной деятельности, учитывая индивидуальные возможности. Стремление достичь успеха ставит личность перед необходимостью определить действия, которые приведут к положительному результату. И для того, чтобы его достичь, необходимо четко сформулировать цель (определение цели – это уже предполагаемый результат), пошагово определить комплекс действий и подтвердить в новых условиях, корректируя выбранный путь достижения успеха. Личность, ориентированная на достижение успеха, проделывая вышеперечисленные действия, параллельно приобретает еще аналитические умения и навыки оценивания, прогнозирования, проектирования своих действий, что впоследствии положительно сказывается на результатах ее деятельности. К тому же формируются осознание и принятие ответственности за собственные действия, осознание того факта, что успех достигнут за счет своего труда, настойчивости. Это вселяет в человека уверенность в собственных силах, тем самым способствуя самоактуализации личности в инклюзивном образовании. Предоставление личности возможности самостоятельно спроектировать индивидуальную образовательную траекторию обеспечит раскрытие ее потенциала развития и укрепит веру в собственные силы. В инклюзивном образовании в процессе самоактуализации необходимо опираться на внутренние мотивы личности, проявляющиеся в стремлении к знаниям и их постоянном поиске, пополнении. Педагогу необходимо усиливать эти стремления и направлять целеустремленность личности на результат деятельности. Важно учитывать особенности развития и формирования личности в проектировании образовательной поддержки самоактуализации, потому как высокий уровень мотивации и поиск могут порой привести к неуспеху. Это в свою очередь позволит педагогу перевести неуспех на уровень мотива – добиться успеха, для того чтобы личность, потерпевшая неуспех, еще с большой настойчивостью стремилась достигнуть успеха, и как показывает практика, добилась более высоких результатов. Таким образом, образовательная поддержка самоактуализации личности в инклюзивном образовании включает в себя действия педагога, направленные на оказание помощи в осознании личностно значимых смыслов образовательной деятельности; ориентацию личности на достижение успеха в образовательной деятельности; переведение неуспеха как результата деятельности в мотив достижения успеха [5].
Следующим педагогическим условием образовательной поддержки самоактуализации личности в инклюзивном образовании является усиление познавательной активности через включение личности в поисковую деятельность. Для самоактуализации личности в инклюзивном образовании важны не только мотивы на достижение успеха, но и познавательные мотивы. Познавательный мотив в своей основе содержит потребность в знаниях, побуждая личность к поисковой деятельности, выбору способов познавательной активности. Здесь важно осуществить сдвиг мотива на цель. Этот вид мотива предполагает постановку целей и управление деятельностью, он проявляется в направленности деятельности, что является значимым для процесса самоактуализации личности в инклюзивном образовании. Уверенность в собственных силах способствует повышению степени познавательных мотивов и, как следствие, познавательной активности. Поисковая деятельность повышает познавательную активность, через которую реализуются стремления личности к самоактуализации в инклюзивном образовании. Поиск сопряжен с трудностями. Преодолевая их, личность движется к успешному разрешению возникшей сложности, раскрывая свой потенциал [5]. Реализация поисковой деятельности осуществляется через активные формы образовательной деятельности – это различного рода индивидуальные, коллективные проекты с четким определением функций для каждого участника. Результаты выполнения таких проектов рассматриваются с разных позиций: это и качество содержания проекта, и вклад каждого участника, и оформление отдельных частей проектов, и креативный вариант решения поставленной проблемы. Проведение конкурсов на лучший проект обеспечивает возможность участия в конференциях, форумах, публикаций результатов исследования и участие в конкурсах различных уровней на лучшую исследовательскую работу. Погружение личности в реальные ситуации через кейс-технологии способствует актуализации имеющихся знаний и поиску недостающих, развитию аналитических умений. Поиск рационального варианта решения требует от личности проявления гибкости, креативности, стимулирует на достижение успеха, что способствует не только проявлению познавательной активности, но и раскрытию потенциала личности в инклюзивном образовании. Активной и эффективной формой является творческая мастерская, которая стимулирует процесс самоактуализации в образовательной деятельности; способствует развитию познавательной мотивации, познавательной активности; вовлекает в поисковую деятельность; предоставляет возможность конструировать личностно значимые знания; помогает вырабатывать умения и навыки физической и интеллектуальной деятельности; обеспечивает право на сотрудничество и право на ошибку. Образовательная поддержка самоактуализации личности в инклюзивном образовании лежит в основе эффективного педагогического взаимодействия, способствует возникновению личностно значимого знания, расширяющего границы смыслотворчества, что необходимо для актуализации потенциальных возможностей личности.
В качестве следующего педагогического условия самоактуализации личности в инклюзивном образовании выделяется ценностно-смысловое отношение к процессу и результату своей деятельности. Ценность имеет основополагающее значение для личности, поскольку это своего рода цель, идеал, образ желаемого. Личность выстраивает определенную иерархию ценностей исходя из своего мировоззрения и опыта; ценности выступают мерилом, критерием в жизнедеятельности. В понимании ценностно-смыслового отношения, с одной стороны, лежат идеи Л.И. Столовича, М.С. Кагана, считающих, что основа ценности – смысл в концентрированном виде, а с другой – утверждение А.Н. Леонтьева: ценность – это есть значение и личностный смысл, где значение подчеркивает значимость и важность чего-либо, а личностный смысл определяется самой личностью исходя из ее собственного мировоззрения и опыта. Эти две составляющие ценности находятся в тесной взаимосвязи, создавая некую целостность, которая определяет направленность своей деятельности, корректировку иерархии мотивов, максимальное использование имеющихся возможностей для раскрытия своего потенциала.
О.Г. Дробницкий считает, что через ценность выражается отношение личности к действительности, она выступает ориентиром в жизнедеятельности. Ценности, преломляясь во внутреннем мире личности, получают эмоциональную окраску и выходят на уровень отношений. В свою очередь отношение представляет собой осознанную, эмоционально окрашенную связь, выражающуюся в действиях и поведении. Таким образом, ценностно-смысловое отношение формируется на основе оценочного, эмоционально окрашенного суждения, осознания значимости действий, в результате чего личность определяет направленность своего поведения и деятельности. Ценностно-смысловое отношение представляет собой осознание значимости, переживаний и выбор дальнейших действий. В процессе самоактуализации ценностно-смысловое отношение личности к своей деятельности предполагает, что личность осознает значимость собственной деятельности для раскрытия своего потенциала. Ценностно-смысловое отношение личности к процессу и результату своей деятельности предполагает ответственность за осуществление своей деятельности, ее оценивание, отбор и определение наиболее оптимального комплекса своих действий, которые должны привести к результату. А по завершении деятельности определяются степень соответствия полученного результата поставленной цели; эффективность комплекса своих действий; оптимальность процесса осуществления выбранных действий [3].
Выводы. Представленные педагогические условия образовательной поддержки в самоактуализации личности в инклюзивном образовании выступают в тесной взаимосвязи, дополняя и усиливая друг друга. Так, педагогическое условие усиления познавательной активности через включение личности в поисковую деятельность в образовательной деятельности невозможно без ценностно-смыслового отношения к процессу и результату своей деятельности, которое в свою очередь необходимо усилить за счет мотивации на достижение успеха в образовательной деятельности осознания своего потенциала развития.
Реализация образовательной поддержки в инклюзивном образовании невозможна без еще одного условия – толерантности как качества личности педагога, лежащей в основе педагогического взаимодействия. Толерантность отвечает за принятие личности такой, какая она есть, со всей ее уникальностью и особенностями развития. Внедрение идеи инклюзивного образования сталкивается с рядом проблем, одной из которых выступает неготовность педагогов организовывать педагогическое взаимодействие в инклюзивном образовании. Толерантность педагога является одним из основных элементов успешной педагогической деятельности. В основе педагогической толерантности лежат ценности человека и нравственные ориентиры поведения и деятельности. Педагогическая толерантность проявляется в заинтересованном отношении к другому, в желании понять и принять мироощущение другого, не похожее на собственное. Как личностное качество педагога толерантность выражается в построении взаимодействия на основе познания, признания, понимания, доверительности и принятия личности. Итогом образовательной поддержки, способствующей самоактуализации личности в инклюзивном образовании, является: включение в активную образовательную деятельность; оценивание своих действий и определение своей позиции по достижению поставленной цели деятельности; достижение успеха в образовательной деятельности; выстраивание индивидуального образовательного маршрута.
Таким образом, образовательная поддержка самоактуализации личности в инклюзивном образовании представляет сложный процесс, осуществляющийся на основе выделенных педагогических условий, обеспечивающих успешность самоактуализации личности. Роль педагога в такой поддержке кардинально изменяется: он теперь не транслятор информации, а консультант, советчик, тьютор, коуч, организатор взаимодействия. Задача педагога – оказать помощь в свободном достойном выборе правильных решений и оперативно определить степень ответственности и самоконтроля обучающихся в их действиях; стимулировать совместную работу и достичь продуктивного взаимодействия. Высокие познавательные потребности формируются в образовательной деятельности через стремление к самоактуализации. Педагог, акцентируя внимание на процессе самоактуализации в образовательной деятельности, повышает эффективность этой деятельности. В результате для каждого обучающегося расширяются горизонты познаний. Образовательная деятельность – это самый доступный и естественный путь самоактуализации личности в инклюзивном образовании. Благодаря владению внутренними механизмами саморазвития возможно наиболее полное раскрытие всей глубины продуктивного и личностного самоосуществления.