Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

EDUCATIONAL CONDITIONS OF EDUCATIONAL SUPPORT OF SELF-ACTUALIZATION OF PERSONALITY IN INCLUSIVE EDUCATION

Ivanova V.M. 1 Yudina O.I. 1
1 Orenburg State University
The relevance of the study is due to participation in the life of the wider community, a positive perception of individual diversity, the realization of the idea of inclusive education, as well as the development of pedagogical science that responds to the needs of all those who want to get an education. Inclusive education provides equal opportunities for all to achieve success in various types of activities, to show independence and initiative. In the article, self-actualization is defined as the process of actualizing the possibilities laid down from the nature of man. Educational support contributes to the formation of personality, the choice and design of areas of its development, awareness and setting its own goals of self-actualization. The pedagogical conditions of educational support of self-actualization of the person in inclusive education, based on philosophy, on the main provisions of general and correctional pedagogy are considered. The pedagogical conditions are: to increase the motivation to achieve success in the educational activities of the individual in the process of realizing their development potential; enhance cognitive activity through the inclusion of the individual in the search activity; actualization of the value-semantic relationship to the process and the result of its activities; that the basis of pedagogical interaction lies tolerance as the quality of the individual. The basics of organizing educational support for self-actualization of the individual in inclusive education are described, including: assisting in the awareness of personally meaningful meanings of educational activities; personal orientation in achieving success in educational activities; transfer of failure as a result of activity into the motive for achieving success.
educational support
self-actualization of personality
pedagogical conditions
inclusive education

В современную эпоху человечество столкнулось с глобальными проблемами, от решения которых зависят сохранение цивилизации и социальный прогресс человечества. Для решения этих глобальных проблем требуются объединенные усилия всех народов и государств. Эти проблемы возникли как объективный фактор развития инклюзивного общества. При столкновении с дилеммами разнообразия и идентичности в глобальной среде в педагогической науке обозначилась проблема подготовки сердец и умов всех людей и народов к жизни в этой среде. Возникла необходимость сблизить две глобальные идеи современной науки – идеи самоактуализации и идеи инклюзивного образования – и пересечь их в общей точке – философии независимой жизни. Эффект сближения и слияния идей – укрепление нравственного здоровья общества.   

Фундаментальным условием здорового развития личности служит потребность в постоянном самосовершенствовании, в самопознании, личностном росте, интеграции в социально значимую деятельность, приводящая к новому способу жизни – самоактуализации в постоянно меняющейся общественной жизни [1, 2]. Понимание значимости человека как наивысшей ценности возрастает в современном обществе все больше, каждый человек ценен, каждый может думать и чувствовать, быть услышанным, получить поддержку. Происходит прогрессивный процесс создания общества равных возможностей для всех граждан, благодаря которому люди с особенностями могут полноценно участвовать в жизни своих локальных сообществ и избежать эксплуатации. Это важнейшее условие вовлечения их в социально одобряемую деятельность, которая предоставляет право заниматься этой деятельностью, проявляя социальную активность, направленную на добровольную, сознательную, творческую деятельность, которая способствует развитию общества и самой личности. Главная задача современного образования – раскрыть потенциал каждого обучающегося, воспитать личность, готовую к жизни в конкурентном, высокотехнологическом мире. Образование, будучи дальнодействующим фактором, закладывает фундамент и генерирует развитие и рост производительных сил общества. В современную эпоху необходимы равные возможности для всех обучающихся без исключения. Для установления и развития социальных связей необходимо ценить и уважать различия; ценность различий – в их многообразии. Многообразие как потенциальное богатство становится мощным ресурсом социально-экономического развития, а сотрудничество определяется  как создание совершенно новой, креативной образовательной среды развития и самоактуализации всех детей без исключения. Тем самым самоактуализация позволяет повысить качество жизни, существенно снизить риск негативных последствий трудных жизненных ситуаций (в частности, связанных с ограниченными возможностями здоровья). Инклюзивное образование – это прогрессивные формы организации образовательного процесса, соответствующие современному мировому уровню. В этом контексте инклюзивное образование становится важнейшим каналом для внедрения практик и ценностей социальной инклюзии, потому что в систему образования человек попадает почти сразу после рождения. В условиях нарастающего значения непрерывного образования он должен не только соответствовать времени, но и постоянно развивать и совершенствовать знания, умения и навыки. Модернизация российского образования побуждает педагогическую науку раскрывать потенциал инклюзивного образования и условия его реализации с целью развития потребности личности в самопознании и самоактуализации. Решение данной проблемы заключается в необходимости определить комплекс педагогических условий образовательной поддержки самоактуализации личности в инклюзивном образовании.

Совершенно определенно выявились противоречия, затрудняющие самоактуализацию личности в инклюзивном образовании, между необходимостью создания равных возможностей для самоактуализации личности в инклюзивном образовании и недостаточной готовностью системы образования решить данную проблему; большими возможностями образовательной деятельности в более полном раскрытии потенциала личности в инклюзивном образовании и отсутствием методического сопровождения этого процесса; возникновением потребности личности в самоактуализации в инклюзивном образовании и неструктурированным (фрагментарным) оказанием поддержки в удовлетворении данной потребности [3, 4].

Цель исследования: определить педагогические условия образовательной поддержки самоактуализации личности в инклюзивном образовании.

Материал и методы исследования. Образовательная поддержка самоактуализации личности в инклюзивном образовании будет эффективной, если: повышается мотивация на достижение успеха в образовательной деятельности личности в процессе осознания своего потенциала развития; происходит усиление познавательной активности через включение личности в поисковую деятельность; актуализируется ценностно-смысловое отношение к процессу и результату своей деятельности; в основе педагогического взаимодействия лежит толерантность как качество личности.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, систематизация, эксперимент.

Результаты исследования и их обсуждение. Основополагающими положениями в концепции самоактуализации личности являются вера в собственные силы, в свой жизненный опыт и выявление своего потенциала личностного роста. Априори – успешна та деятельность, которая мотивирована внутренними, сугубо личными мотивами. Поэтому одним из ведущих условий образовательной поддержки процесса самоактуализации личности в инклюзивном образовании является мотивация на достижение успеха через осознание своего потенциала развития, веру в собственные силу и возможности. Мотивация определяет поведение и деятельность личности и проявляется в ее активности. В процессе самоактуализации необходимы согласованность, гармоничность между внутренней сущностью человека и действиями, которые он предпринимает как деятель. Мотив является двигателем действий человека, направленных на удовлетворение разного рода потребностей, в нашем исследовании – потребности в достижениях. Эта потребность характеризует стремление человека превзойти имеющиеся результаты развития, найти новые способы действий с целью повышения результативности. Соответственно мотивация достижения успеха есть стремление, направленность личности на достижение высоких результатов в деятельности, особенно в той деятельности, что предоставляет возможность для самоактуализации. Мотивация достижения успеха представляет собой комплекс мотивов: внешних, исходящих от педагога, родителей, и внутренних, основанных на потребностях личности, которые впоследствии и станут мощной и настоящей движущей силой раскрытия личности в самоактуализации.

Таким образом, важными моментами самоактуализации являются степень осознания мотивов, обретение смысла. Это оказывает влияние на управление мотивами в деятельности и на уровень результативности поиска новых знаний, способов достижения более высоких результатов. Осознание личностью своего потенциала возникает при смещении с акцента с вопроса «Что делать?» на вопрос «Как делать?». Повышением мотивации самоактуализации личности является предоставление самостоятельности в проектировании индивидуальных образовательных маршрутов. Это позволяет личности выбирать темп образовательной деятельности, учитывая индивидуальные возможности. Стремление достичь успеха ставит личность перед необходимостью определить действия, которые приведут к положительному результату. И для того, чтобы его достичь, необходимо четко сформулировать цель (определение цели – это уже предполагаемый результат), пошагово определить комплекс действий и подтвердить в новых условиях, корректируя выбранный путь достижения успеха. Личность, ориентированная на достижение успеха, проделывая вышеперечисленные действия, параллельно приобретает еще аналитические умения и навыки оценивания, прогнозирования, проектирования своих действий, что впоследствии положительно сказывается на результатах ее деятельности. К тому же формируются осознание и принятие ответственности за собственные действия, осознание того факта, что успех достигнут за счет своего труда, настойчивости. Это вселяет в человека уверенность в собственных силах, тем самым способствуя самоактуализации личности в инклюзивном образовании. Предоставление личности возможности самостоятельно спроектировать индивидуальную образовательную траекторию обеспечит раскрытие ее потенциала развития и укрепит веру в собственные силы. В инклюзивном образовании в процессе самоактуализации необходимо опираться на внутренние мотивы личности, проявляющиеся в стремлении к знаниям и их постоянном поиске, пополнении. Педагогу необходимо усиливать эти стремления и направлять целеустремленность личности на результат деятельности. Важно учитывать особенности развития и формирования личности в проектировании образовательной поддержки самоактуализации, потому как высокий уровень мотивации и поиск могут порой привести к неуспеху. Это в свою очередь позволит педагогу перевести неуспех на уровень мотива – добиться успеха, для того чтобы личность, потерпевшая неуспех, еще с большой настойчивостью стремилась достигнуть успеха, и как показывает практика, добилась более высоких результатов. Таким образом, образовательная поддержка самоактуализации личности в инклюзивном образовании включает в себя действия педагога, направленные на оказание помощи в осознании личностно значимых смыслов образовательной деятельности; ориентацию личности на достижение успеха в образовательной деятельности; переведение неуспеха как результата деятельности в мотив достижения успеха [5].  

Следующим педагогическим условием образовательной поддержки самоактуализации личности в инклюзивном образовании является усиление познавательной активности через включение личности в поисковую деятельность. Для самоактуализации личности в инклюзивном образовании важны не только мотивы на достижение успеха, но и познавательные мотивы. Познавательный мотив в своей основе содержит потребность в знаниях, побуждая личность к поисковой деятельности, выбору способов познавательной активности. Здесь важно осуществить сдвиг мотива на цель. Этот вид мотива предполагает постановку целей и управление деятельностью, он проявляется в направленности деятельности, что является значимым для процесса самоактуализации личности в инклюзивном образовании. Уверенность в собственных силах способствует повышению степени познавательных мотивов и, как следствие, познавательной активности. Поисковая деятельность повышает познавательную активность, через которую реализуются стремления личности к самоактуализации в инклюзивном образовании. Поиск сопряжен с трудностями. Преодолевая их, личность движется к успешному разрешению возникшей сложности, раскрывая свой потенциал [5]. Реализация поисковой деятельности осуществляется через активные формы образовательной деятельности – это различного рода индивидуальные, коллективные проекты с четким определением функций для каждого участника. Результаты выполнения таких проектов рассматриваются с разных позиций: это и качество содержания проекта, и вклад каждого участника, и оформление отдельных частей проектов, и креативный вариант решения поставленной проблемы. Проведение конкурсов на лучший проект обеспечивает возможность участия в конференциях, форумах, публикаций результатов исследования и участие в конкурсах различных уровней на лучшую исследовательскую работу. Погружение личности в реальные ситуации через кейс-технологии способствует актуализации имеющихся знаний и поиску недостающих, развитию аналитических умений. Поиск рационального варианта решения требует от личности проявления гибкости, креативности, стимулирует на достижение успеха, что способствует не только проявлению познавательной активности, но и раскрытию потенциала личности в инклюзивном образовании. Активной и эффективной формой является творческая мастерская, которая стимулирует процесс самоактуализации в образовательной деятельности; способствует развитию познавательной мотивации, познавательной активности; вовлекает в поисковую деятельность; предоставляет возможность конструировать личностно значимые знания; помогает вырабатывать умения и навыки физической и интеллектуальной деятельности; обеспечивает право на сотрудничество и право на ошибку. Образовательная поддержка самоактуализации личности в инклюзивном образовании лежит в основе эффективного педагогического взаимодействия, способствует возникновению личностно значимого знания, расширяющего границы смыслотворчества, что необходимо для актуализации потенциальных возможностей личности.

В качестве следующего педагогического условия самоактуализации личности в инклюзивном образовании выделяется ценностно-смысловое отношение к процессу и результату своей деятельности. Ценность имеет основополагающее значение для личности, поскольку это своего рода цель, идеал, образ желаемого. Личность выстраивает определенную иерархию ценностей исходя из своего мировоззрения и опыта; ценности выступают мерилом, критерием в жизнедеятельности. В понимании ценностно-смыслового отношения, с одной стороны, лежат идеи Л.И. Столовича, М.С. Кагана, считающих, что основа ценности – смысл в концентрированном виде, а с другой – утверждение А.Н. Леонтьева: ценность – это есть значение и личностный смысл, где значение подчеркивает значимость и важность чего-либо, а личностный смысл определяется самой личностью исходя из ее собственного мировоззрения и опыта. Эти две составляющие ценности находятся в тесной взаимосвязи, создавая некую целостность, которая определяет направленность своей деятельности, корректировку иерархии мотивов, максимальное использование имеющихся возможностей для раскрытия своего потенциала.

О.Г. Дробницкий считает, что через ценность выражается отношение личности к действительности, она выступает ориентиром в жизнедеятельности. Ценности, преломляясь во внутреннем мире личности, получают эмоциональную окраску и выходят на уровень отношений. В свою очередь отношение представляет собой осознанную, эмоционально окрашенную связь, выражающуюся в действиях и поведении. Таким образом, ценностно-смысловое отношение формируется на основе оценочного, эмоционально окрашенного суждения, осознания значимости действий, в результате чего личность определяет направленность своего поведения и деятельности. Ценностно-смысловое отношение представляет собой осознание значимости, переживаний и выбор дальнейших действий. В процессе самоактуализации ценностно-смысловое отношение личности к своей деятельности предполагает, что личность осознает значимость собственной деятельности для раскрытия своего потенциала. Ценностно-смысловое отношение личности к процессу и результату своей деятельности предполагает ответственность за осуществление своей деятельности, ее оценивание, отбор и определение наиболее оптимального комплекса своих действий, которые должны привести к результату. А по завершении деятельности определяются степень соответствия полученного результата поставленной цели; эффективность комплекса своих действий; оптимальность процесса осуществления выбранных действий [3].

Выводы. Представленные педагогические условия образовательной поддержки в самоактуализации личности в инклюзивном образовании выступают в тесной взаимосвязи, дополняя и усиливая друг друга. Так, педагогическое условие усиления познавательной активности через включение личности в поисковую деятельность в образовательной деятельности невозможно без ценностно-смыслового отношения к процессу и результату своей деятельности, которое в свою очередь необходимо усилить за счет мотивации на достижение успеха в образовательной деятельности осознания своего потенциала развития.

Реализация образовательной поддержки в инклюзивном образовании невозможна без еще одного условия – толерантности как качества личности педагога, лежащей в основе педагогического взаимодействия. Толерантность отвечает за принятие личности такой, какая она есть, со всей ее уникальностью и особенностями развития. Внедрение идеи инклюзивного образования сталкивается с рядом проблем, одной из которых выступает неготовность педагогов организовывать педагогическое взаимодействие в инклюзивном образовании.   Толерантность педагога является одним из основных элементов успешной педагогической деятельности. В основе педагогической толерантности лежат ценности человека и нравственные ориентиры поведения и деятельности. Педагогическая толерантность проявляется в заинтересованном отношении к другому, в желании понять и принять мироощущение другого, не похожее на собственное. Как личностное качество педагога толерантность выражается в построении взаимодействия на основе познания, признания, понимания, доверительности и принятия личности. Итогом образовательной поддержки, способствующей самоактуализации личности в инклюзивном образовании, является: включение в активную образовательную деятельность; оценивание своих действий и определение своей позиции по достижению поставленной цели деятельности; достижение успеха в образовательной деятельности; выстраивание индивидуального образовательного маршрута.

Таким образом, образовательная поддержка самоактуализации личности в инклюзивном образовании представляет сложный процесс, осуществляющийся на основе выделенных педагогических условий, обеспечивающих успешность самоактуализации личности. Роль педагога в такой поддержке кардинально изменяется: он теперь не транслятор информации, а консультант, советчик, тьютор, коуч, организатор взаимодействия. Задача педагога – оказать помощь в свободном достойном выборе правильных решений и оперативно определить степень ответственности и самоконтроля обучающихся в их действиях; стимулировать совместную работу и достичь продуктивного взаимодействия. Высокие познавательные потребности формируются в образовательной деятельности через стремление к самоактуализации. Педагог, акцентируя внимание на процессе самоактуализации в образовательной деятельности, повышает эффективность этой деятельности. В результате для каждого обучающегося расширяются горизонты познаний. Образовательная деятельность – это самый доступный и естественный путь самоактуализации личности в инклюзивном образовании. Благодаря владению внутренними механизмами саморазвития возможно наиболее полное раскрытие всей глубины продуктивного и личностного самоосуществления.