Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE PROBLEM OF CADETS’ READINESS FORMATION FOR ACTIVITY IN EXTREME SITUATIONS AT SPECIAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Karapuzikov A.A. 1
1 Ural Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia
Globalization of society is followed not only positive but also negative processes destructively influencing the mankind and the world. This circumstance makes review the question of person’s readiness formation for the activities in extreme conditions. This aspect specifies the relevance of the issue which is one of the most significant for the cadets training in special higher educational institutions. Based on the analysis and synthesis of modern theoretical approaches the author of the article attempts to determine the concepts «readiness» and «extremeness», «extreme situation» and «emergency situation» in researches methodology. In the context of essential criteria of an extreme situation which is represented in this article and considered different theoretical items, the concept «readiness for cadets’ activities in extreme situations» was proved. The author comes to a conclusion that the systematic approach will allow to research more fully and consistently a problem of readiness for activities formation in extreme situations for cadets of special higher educational institution.
readiness
extremity
readiness for activity
emergency situation
extreme situation
system approach

Для современного мира характерны глобальные процессы, направленные не только во благо человека и мира, но и на реализацию злокачественной деструкции – кризисов, военных и социотехнических катастроф и другое, что, собственно, и обусловливает актуальность исследования экстремальных ситуаций. Работа в данных условиях сопряжена с высоким риском у людей и поэтому характеризуется максимальным уровнем экстремальности.

Анализируя деятельность сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России) по различным направлениям, заметим, что в настоящее время количество ситуаций, которые характеризуются как экстремальные, многократно возросло. По этой причине выпускники специальных вузов должны быть готовы к осуществлению результативной и целесообразной деятельности в любых, в том числе и в экстремальных, ситуациях.

Цель исследования - теоретическое обоснование категориального аппарата проблемы формирования готовности к деятельности в экстремальных ситуациях у курсантов в образовательном процессе специального вуза.

Материалы и методы исследования

В данной работе мы применили следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; сравнительный метод; обобщение; теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Формирование готовности к деятельности в экстремальных условиях у курсантов осуществляется в период их обучения в образовательных учреждениях. Поэтому требования к подготовке будущих специалистов возрастают, и заявленная проблема формирования готовности к деятельности в экстремальных ситуациях у курсантов специального вуза становится неотъемлемой частью педагогических и психологических исследований. Их анализ показывает, что общие теоретические аспекты готовности человека к деятельности отражены в трудах В.М. Бехтерева, Н.Д. Виноградова, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского и других; различные подходы к ее формированию представлены в исследованиях Б.Г. Ананьева, Б.М. Бим-Бада, А.А. Вербицкого, В.М. Видгофа, A.B. Кирьяковой, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, А.В. Мудрика, Б.Д. Парыгина, П.И. Пидкастистого, В.А. Сластенина и других.

Условия личной защищенности человека и безопасности общества в целом, которые отражают готовность человека к деятельности в условиях экстремальных ситуаций, рассматривали в своих работах А.В. Абрамов, А.А. Бодров, К.М. Гуревич, А.А. Деркач, В.Н. Дружинин, C.B. Кобылянский, Б.В. Кулагин, М.Ш. Магомед-Эминов, Н.В. Макаренко, А.В. Махнач, В.Л. Марищук, Н.В. Нижегородцева, А.Т. Ростунов, Б.М. Теплов, Н.П. Фетискин, К. Ясперс и другие.

Термин «экстремальность» происходит от латинского слова extremum – «край», «конец». Он заимствован в педагогическую науку из медицинских и биологических исследований, где отождествляется с травматической ситуацией. Поэтому слово «экстремальность» ассоциируется с катастрофой, войной, терроризмом, насилием, землетрясением и другими трагическими явлениями.

Для того чтобы найти оптимальный подход к эффективному анализу проблемы готовности к деятельности в экстремальных ситуациях у курсантов специального вуза, необходимо определиться с понятием «экстремальная ситуация».

По мнению Ю.С. Шойгу, «экстремальная ситуация – внезапно возникшая ситуация, угрожающая или субъективно воспринимаемая человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию» [1].

Ю.А. Штюрмер рассматривает экстремальную ситуацию как «обстоятельства, в которые попадает человек. Они предъявляют к нему требования, выходящие за пределы функционального диапазона и приспособительных возможностей человека» [2, с. 87].

Представляют интерес исследования П.С. Карако, Д.Д. Зербино, которые считают, что понятие «экстремальная ситуация» должно быть рассмотрено в контексте сущностных компонентов [3], содержание которых представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Компоненты дефиниции «экстремальная ситуация»

На наш взгляд, представленное описание экстремальной ситуации является более полным, содержательным и адекватно отражающим сущность исследуемого понятия.

Анализируя компоненты и различные трактовки понятия «экстремальная ситуация», мы полагаем, что непосредственно вузовское образование должно быть направлено на развитие тех качеств личности будущего специалиста, которые будут результативными в процессе формирования готовности к деятельности в экстремальных ситуациях.

Отметим, что вместо термина «экстремальная ситуация» применяется также термин «чрезвычайная ситуация», используемый в Федеральном законе РФ в следующей редакции: «это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей» [4].

Согласно З.И. Кекелидзе, чрезвычайные ситуации – это события, выходящие за рамки простого житейского опыта человека или общественного опыта окружающей его микросоциальной среды; при этом, если рассматривать психологическую составляющую, могут вызвать стресс у любого индивида вне зависимости от его прежнего опыта или социального положения [5].

Опираясь на рассмотренные выше определения, считаем, что непосредственно при решении заявленной нами проблемы более корректным видится применение именно дефиниции «экстремальная ситуация», так как она представлена не только как чрезвычайное, но и как опасное событие (или их совокупность), которое находится в постоянной взаимосвязи с деятельностью людей, их пребыванием и существованием.

Сложность и многоаспектность проблемы формирования готовности к деятельности в экстремальных ситуациях у курсантов в образовательном процессе специального вуза позволили отнести к категориальному аппарату нашего исследования дефиницию «готовность».

Явление, которое описывается дефиницией «готовность», было для исследователей центром внимания не один раз. Однако распространение данного термина в науке относится к 1950–1960-м годам и связано с работой Б.Г. Ананьева «Проблема человека как субъекта деятельности» [6]. Но, собственно, до сих пор понятие «готовность» не имеет единой и однозначной трактовки, что осложняет рассмотрение проблемы готовности к деятельности в экстремальных ситуациях у курсантов специального вуза.

Изучение различных аспектов проблемы готовности представлено в трудах таких ученых, как М.И. Дьяченко, К.М. Дурай-Новакова, И.А. Зимняя, Л.А. Кандыбович, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков, Н.В. Уварина, Л.С. Узун и др.

Исследователи-психологи К.К. Платонов, П.А. Рудик, Д.Н. Узнадзе считают, что готовность должна быть представлена в виде концентрации или мгновенной мобилизации сил личности, направленной в нужные моменты на осуществление определенных действий.

Д.Н. Узнадзе сравнивает готовность с установкой, которая обладает «предрасположенностью субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека» [7].

Другие ученые – М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Д.И. Фельдшейн – предлагают рассматривать «готовность» в виде системы, имеющей сложную многоплановую, многоуровневую структуру, совокупность качеств и свойств которой обеспечивает субъекту успешное осуществление своей деятельности.

Понятие «готовность» М.А. Викулина трактует по-иному – в данном случае объектом изучения являются как общие вопросы формирования готовности к деятельности, так и частные [8, с. 205].

Отметим интересную трактовку Г.Н. Жукова, который полагает, что понятие «готовность» находится непосредственно во взаимосвязи и взаимозависимости с понятием «подготовка». Однако они не являются синонимами, хотя взаимообусловлены и представлены как качество готовности специалиста, которое определяется пройденной им подготовкой. При этом «подготовка» должна быть показана в качестве динамического процесса, у которого конечная цель выступает как «формирование такого интегративного качества личности, каким выступает готовность». Следовательно, по мнению Г.Н. Жукова, результатом профессиональной подготовки выступает «готовность» [9, с. 14].

Наиболее полно, на наш взгляд, это понятие раскрыл Э.Э. Кугно, который «готовность» понимает как «активно-действенное состояние личности, отражающее понимание содержания стоящей задачи и условия предстоящего ее выполнения» [10, с. 196].

Анализ литературных источников и документов показал, что многие исследователи считают, что «готовность к деятельности» необходимо представлять в виде структуры или схемы взаимодополняемых компонентов.

Например, В.Н. Пушкин и Л.С. Нерсесян представляют «готовность к деятельности» в виде следующих элементов: «первый – психическая направленность личности, второй – интегральный психофизиологический компонент, третий компонент реализуется в виде структуры действий» [11].

Психолог Ю.М. Забродин в своих исследованиях приводит виды готовности, которые направлены на взаимодействие и взаимодополнение друг друга [12]. Рассмотрим их содержание на рисунке 2.

Рис. 2. Виды готовности (по Ю.М. Забродину)

На основании приведенных выше исследований мы, опираясь на точку зрения Г.Г. Девятовой, приходим к выводу, что «готовность личности к какому-либо виду деятельности – это особое состояние в виде процесса или результата овладения личностью определенным уровнем знаний, отношений и конкретных умений» [13, с. 16].

Обобщая представленные сведения, посвященные вопросам формирования готовности к деятельности в экстремальных ситуациях у курсантов специального вуза, подчеркнем, что разные виды негативных факторов характеризуются рядом особенностей, которые создают различные проблемы для спасателей, работающих в условиях экстремальных ситуаций. Анализ исследований показал, что непосредственно для выполнения профессиональных обязанностей в таких условиях курсанты специальных вузов должны уметь рационально мыслить и быть готовыми к оправданному риску. В первую очередь данный аспект связан с тем, что сотрудникам МЧС России необходимо принимать решения в достаточно ограниченное время, зная, что от их наиболее оптимального выбора зависит жизнь человека.

Также отметим, что важную роль в формирований готовности к деятельности в экстремальных условиях играет саморазвитие курсантов специального вуза, которое, по мнению Н.В. Увариной, «предполагает наличие его внутренних сил, в качестве которых выступают противоречия между потребностями и возможностями личности, с одной стороны, и внешними условиями и требованиями – с другой» [14, с. 37].

Можно утверждать, что в современной педагогической науке разработаны и применяются технологические приемы, педагогические формы и методы организации готовности к деятельности в экстремальных ситуациях у курсантов специального вуза. В этих работах и исследованиях заявленная нами проблема решается в направлении развития физиологической, нравственно-эмоциональной и индивидуальной готовности. Считаем, что данные элементы необходимо рассматривать в совокупности, чтобы определить у курсантов специального вуза высокий уровень таких качеств, как самостоятельность, коммуникабельность, умение работать в группе людей, способность к совершению поступков в экстремальных ситуациях.

Опираясь на данное умозаключение, в основу формирования готовности к деятельности в экстремальных условиях у курсантов специального вуза нами положен системный подход, который позволяет рассмотреть проблему в виде множества компонентов, которые находятся в совокупности отношений и связей между ними.

Исходя из этого системный подход в нашем исследовании представляется как способ по реализации наших действий, охватывающий любой род деятельности, при этом способный выявлять закономерности и взаимосвязи для более рационального их использования.

Анализируя работы В.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга, В.Ю. Садовского, А.И. Уемова, Э. Г. Юдина и иных, мы сформулировали основные принципы системного подхода согласно проблеме формирования готовности к деятельности в экстремальных ситуациях у курсантов специального вуза.

1. Целостность. Данный принцип позволяет рассматривать готовность к деятельности в экстремальных условиях одновременно как систему, единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней, то есть готовности.

2. Иерархичность строения подразумевает наличие множества компонентов, которые расположены на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. В этом случае готовность к деятельности в экстремальных условиях выступает как единое целое.

3. Структуризация – позволяет анализировать компоненты готовности к деятельности в экстремальных условиях и их связь в условиях специального вуза.

4. Принцип множественности дает возможность применять различные модели для описания системы в целом либо ее отдельных элементов, в нашем исследовании – для описания модели формирования готовности к деятельности в экстремальных условиях у курсантов специального вуза.

5. Системность – это общий признак объекта, которому присущи все признаки системы.

Исходя из анализа теоретических и эмпирических исследований «готовность к деятельности в экстремальных ситуациях у курсантов специального вуза» в рамках нашего исследования понимается как сложное образование, имеющее динамическую структуру и включающее активное применение средств и способов, мобилизацию полученного опыта, а также устойчивые качества и свойства личности курсанта специального вуза для реализации определенной цели.

Заключение. Таким образом, осуществление анализа дефиниций «готовность», «экстремальность», «экстремальная ситуация» и «чрезвычайная ситуация» в методологии исследований, а также уточнение с позиции системного подхода понятия «готовность к деятельности в экстремальных ситуациях у курсантов специального вуза» позволяют проектировать специфические методики, которые обеспечивают высокий уровень готовности к деятельности в экстремальных ситуациях и способствуют более успешному выполнению курсантами специального вуза возложенных обязанностей, грамотному применению полученного ранее опыта и индивидуальных возможностей, применению наиболее эффективных способов саморегуляции и быстрому реагированию на различного рода ситуативные изменения.