Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PATRIOTIC EDUCATION OF PRESCHOOL AGE CHILDREN ON THE EXAMPLE OF HISTORICAL PERSONS USING THE PROJECT ACTIVITY TECHNOLOGY

Kostenko I.V. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Shadrinsk State Pedagogical University
The article presents analysis of the potential of use of project technology at the organization of patriotic education of preschool age children on the example of historical persons. In particular, examples of the possibility of using project activities for the realization of the patriotic education of preschoolers on the example of historical persons are given. The main forms of project activities at the realization of the patriotic education of preschoolers are considered. The effectiveness of the project activity at the organization of the patriotic education of preschoolers on the example of historical persons is revealed. In particular, the possibility of creating complex projects about historical persons and the organization of work with parents within the framework of the development of patriotic education is considered. The analysis of various types of projects and possibility of their use for patriotic education organization in pre-school educational organization are conducted. It is shown that an important component of project activities, as a means of organizing patriotic education using historical examples, is the development of creative abilities among preschoolers, since any project involves the generation of non-standard ideas and solutions as part of solving a project problem. Preschooler develops his creative abilities and learns to systematize information at an accessible level at the formation and implementation of non-standard ideas (for example, selecting information about a historical figure, structuring it at performing a specific project).
project activity
patriotic education
preschool age
historical persons
complex projects.

При организации патриотического воспитания дошкольников необходимо учитывать особенности дошкольного возраста и личности дошкольников, что предполагает подбор методов, средств и технологий патриотического воспитания, которые будут учитывать специфику личности и возраста дошкольников.

В то же время применяемые технологии в процессе реализации патриотического воспитания дошкольников должны создавать условия для максимального участия дошкольников в усвоении информации, условия для их роли в воспитательном процессе в качестве полноправного субъекта, а не объекта этого процесса. Немаловажным является и привлечение родителей в процесс патриотического воспитания дошкольников.

Ввиду этого представляется актуальным проанализировать потенциал проектной деятельности в процессе патриотического воспитания дошкольников на примере исторических личностей.

Цель исследования: анализ потенциала проектной деятельности в процессе патриотического воспитания дошкольников на примере исторических личностей.

Материал и методы исследования

Для достижения поставленной цели был проведен анализ моделей организации проектной деятельности в дошкольных образовательных организациях (ДОО), анализ литературных источников и деятельности ДОО, а также отдельных нормативных документов и регламентов ДОО.

Проектная деятельность, в основе которой находится «проблема» (противоречивая ситуация), отвечает условиям системного подхода и системного анализа [1]. Помимо этого, проектная деятельность включает в себя необходимый инструментарий для формирования мотивации к развитию и поиску новой информации у детей и к взаимодействию – у родителей, который лежит в основе познавательного интереса (алгоритм исследования).

Основу проектной деятельности в обучении заложил Д. Дьюи, предложивший в начале ХХ века «учение через деятельность» (training by means of making) [2].

Позднее проектная деятельность рассматривалась как метод подготовки обучающихся к реальной жизни и будущей профессиональной деятельности. В частности, эту особенность проектной деятельности исследовали такие ученые, как Б.Д. Парыгин, JI.А. Петровская, Г. Чанышева, М.И. Шалин.

Результаты исследования и их обсуждение

На современном этапе проектная технология отнесена к числу метакогнитивных технологий, то есть технологий, формирующих более высокий уровень познания и обобщения.

Использование проектной деятельности в настоящее время распространено достаточно широко. Но, несмотря на то, что проектная технология является способом работы, предполагающим творческое выражение педагога и обучающихся, существует объективная необходимость выделения особенностей использования проектной технологии для разных возрастных групп учащихся, а также для разных отраслей научных знаний – гуманитарных, естественнонаучных, технических.

Основным смыслом проекта для дошкольников является то, что, хотя исследование или деятельность и являются учебными, главной целью выступает развитие личности ребенка, а не выявление объективно нового результата [3].

Главным результатом проектной деятельности является интеллектуальный или материальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем требования возрастной психологии.

Задачи в рамках организации проектной деятельности как средства взаимодействия ДОО и семьи должны удовлетворять требованиям, исходя из которых возможно установить общие принципы проектирования совместных исследовательских задач дошкольников и их родителей в различных областях знания.

В [4, 5] указывается на то, что проектная деятельность ввиду ее специфики позволяет также формировать познавательный интерес у дошкольников за счет таких условий деятельности, как:

1) наличие задачи с неизвестным результатом (элемент интриги);

2) наличие алгоритма – ряда этапов, которые необходимо пройти последовательно, а алгоритм – мощный мотивирующий фактор, используемый, к примеру, в компьютерных играх;

3) наличие проблемы, которую необходимо решить;

4) наличие возможности сделать собственный вывод, умозаключение, личностно значимое для дошкольника.

В пользу применения проектной деятельности говорят методологические ориентиры построения образовательных программ ДОО, основными из которых являются следующие [5].

  1. Целью каждой образовательной программы необходимо ставить развитие ребенка, рассматриваемое как возможность самостоятельно решать качественно новые задачи в различных областях жизни, в том числе и в части знания отечественной истории, деятельности исторических личностей, их подвигов, нравственных ориентиров (именно проектная деятельность позволяет приобрести способность решать задачи).
  2. В качестве результатов освоения образовательной программы следует рассматривать физические, интеллектуальные, личностные качества ребенка, формирующиеся у него в процессе освоения программы.
  3. Методы решения задач патриотического воспитания ребенка должны учитывать законы его физического и психического развития (в данном случае проектная деятельность применима как вариативный вид деятельности, адаптируемый под различный возраст дошкольников и запросы родителей).
  4. Ставя целью образовательной программы ДОО патриотическое воспитание, следует ориентироваться не на сумму усвоенных детьми знаний, умений и навыков, а на интеллектуальное, личностное и физическое развитие ребенка, чему также способствует проектная деятельность.
  5. При разработке образовательной программы следует учитывать принципы преемственности между дошкольным и школьным образованием, в том числе и в контексте патриотического воспитания. Причем преемственность следует понимать как создание универсальных генетических предпосылок познавательной деятельности (одной из которых является проектная деятельность), а не как формирование элементов образовательного процесса.
  6. При реализации образовательной программы следует придерживаться принципа создания равных условий развития детей в дошкольном возрасте, так как все дошкольники должны получить обязательный минимум дошкольного образования. В рамках этого проектная деятельность в патриотическом воспитании позволяет избежать жесткого оценивания, «отставания» отдельных детей от коллектива.

Кроме того, в условиях новой парадигмы Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) содержание обучения, в том числе и в дошкольной образовательной организации (по требованиям ФГОС ДО), должно быть направлено на развитие личности всесторонне развитой, умеющей оперативно менять сферу деятельности, находить нестандартные решения проблем. В основе перечисленных умений лежат творческие способности, которые также развиваются средствами проектной деятельности.

Творческие способности в широком понимании представляют собой комплекс способностей, обусловливающих возможность человека находить нестандартные, множественные решения проблем и задач, а также генерировать принципиально новые идеи.

Применительно к дошкольному возрасту развитие творческих способностей предполагает, что ребенок сможет решать не только творческие, но и познавательные задачи, что станет основой успешного обучения в школе [6].

Наиболее благоприятные условия для развития творческих способностей предоставляют учебные занятия, предполагающие необходимость их проявления, в первую очередь это занятия разнообразной нестандартной деятельностью, которые создают возможность для ребенка проявлять инициативу, создавать творческие идеи, рассматривать различные варианты их воплощения.

Использование проектов при реализации патриотического воспитания позволяет создать у дошкольника наиболее комплексное представление о личностях в отечественной истории, их поступках, образе мысли, действии, роли в истории страны и одновременно показать свои творческие способности, которые могут проявиться в нестандартной подаче информации, особенностях оформления проекта и иных факторах деятельности дошкольника в ходе реализации проекта [7].

В рамках этого проект может быть посвящен, к примеру, отдельному деятелю в отечественной истории – полководцу, правителю и т.д. При этом проект позволяет представить историческую личность в различных контекстах – в процессе взросления и личностного становления, в ходе повседневной деятельности, в профессиональной деятельности (государственной, военной и т.д.).

На современном этапе можно выделить различные виды проектов исходя из содержания деятельности в рамках этих проектов – информационные, ролевые, творческие.

Наиболее распространенным среди них является информационный проект, который представляет собой один из видов проектной деятельности и направлен на повышение мотивации детей к изучению материала, наблюдениям, поиску новой информации, а также на формирование навыка коллективного поиска информации или ее представления. Например, дошкольники группой либо совместно с родителями могут выбрать историческую личность, описать ее, представить в формате презентации, доклада и т.д.

Информационный проект направлен на сбор общей и специализированной информации о каком-либо историческом деятеле с целью анализа этой информации, ее обобщения и представления для аудитории. Основным мотивационным фактором и условием, позволяющим положительно влиять на взаимодействие родителей, детей и педагогов ДОО, в данном случае является поисковый азарт.

Творческий проект как особый вид проектной деятельности предполагает наиболее свободный, нетривиальный и нетрадиционный подход к выполнению какого-либо задания и презентации результатов. Видами представления результатов творческого проекта могут быть поделки, театрализации, произведения изобразительного искусства, презентации, видеофильмы, посвященные историческим личностям.

Творческие проекты, в отличие от «классических», не имеют проработанной структуры деятельности и конкретного плана, однако предполагают более разнообразное распределение обязанностей участников в рамках проекта, что позволяет осуществлять образование команды из дошкольников, педагогов ДОО и родителей. Ролевой проект также представляет собой «частный случай» проекта. Разработка и осуществление ролевого проекта наиболее сложны.

Результаты исследования потенциала проектной деятельности в процессе организации патриотического воспитания дошкольников на примере исторических личностей можно представить следующим образом.

Для того чтобы проектная деятельность способствовала налаживанию процесса взаимодействия родителей, детей и педагогов ДОО, при ее реализации необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

1) подбирать исторические личности, которые знакомы многим;

2) подбирать выполнимые проектные задания и проблемные задачи (в случае, если участники сталкиваются с невыполнимыми заданиями, возрастает вероятность потери уверенности в себе, негативного отношения участников проекта друг к другу и совместной деятельности, а также к доле участия каждого из них; в конечном итоге это негативно сказывается на процессе организации взаимодействия родителей и педагогов ДОО в воспитательном процессе, также необходимо регулировать уровень сложности заданий, повышая его с каждым разом);

3) организовывать предметную среду для дошкольников в рамках реализации каждого проекта;

4) привлекать родителей к совместной работе с детьми в рамках проекта;

5) в рамках выполнения проекта использовать разные формы организации и виды деятельности;

6) исключить призы и выделение лучших в ходе выполнения проекта, с тем чтобы поддерживать отстающих, формировать дружный коллектив;

7) предоставлять участникам проектной деятельности право выбора проекта и формы организации занятий;

8) желательно подбирать задания для проектной деятельности с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию мотивации.

Заключение

Таким образом, проектная деятельность при организации патриотического воспитания дошкольников может выступать достаточно эффективным механизмом, который позволяет представить личность того или иного исторического деятеля перед дошкольником комплексно – в рамках становления его личности (детства, отрочества), профессиональной деятельности, совершенных поступков (например, военных подвигов). При таком комплексном изучении личности конкретного исторического деятеля дошкольники получают системное представление о его деятельности и характере.

При реализации проектной деятельности дошкольника, воспитателей и родителей в рамках патриотического воспитания в дошкольной образовательной организации будут созданы предпосылки для взаимодействия семьи и ДОО, что позволит сделать процесс патриотического воспитания более эффективным, а родители смогут получить опыт организации проектов со своими детьми.

Возможность развития у дошкольников творческих способностей в рамках проектной деятельности как средства организации патриотического воспитания на историческом примере является важным фактором, так как любой проект предполагает генерацию нестандартных идей и решений в рамках решения проектной задачи.

Таким образом, проектная деятельность в ДОО представляется достаточно интересным механизмом организации патриотического воспитания дошкольников на примере исторических личностей, так как при формировании и реализации нестандартных идей дошкольник развивает свои творческие способности, учится систематизировать информацию на доступном ему уровне (например, подбирая информацию об историческом деятеле, структурируя ее при выполнении конкретного проекта).