Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SCIENTIFIC APPROACHES TO QUALITY MANAGEMENT OF PROFESSIONAL TRAINING OF CADETS OF MILITARY SCHOOLS OF NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Bashlykov A.M. 1
1 Saratov military the red banner order of Zhukov Institute of the national guard of the Russian Federation
Of the currently existing scientific approaches in pedagogical science to the quality governance of professional training of cadets of military educational institutions of higher education of the national guard of the Russian Federation (hereinafter military Universities of the Russian Federation), we have identified the most relevant of them: system, activity, frame and competence. On the part of the system approach, military Universities of the Russian Federation are considered as a pedagogical system of a relatively closed type, being at the same time integral and characterized hierarchically, clearly built internal structure of its components, built according to certain rules. Application of the activity approach is connected with the organization of governance of quality of professional training of cadets, the way of external influence on formation in them of internal motives to be ready on completion of process of professional training to carry out the professional activity. Frame, a relatively new, not previously used in the field of quality governance of professional training of cadets of military Universities of the Russian Federation, the scientific approach is used to determine the ways (ways) to achieve a high degree of efficiency of quality governance of professional training of cadets of military Universities of the Russian Federation. Thanks to the competence-based approach, the results of professional training of future officers of the Russian Federation, determining their readiness to carry out their professional activities, will be achieved.
scientific approach
quality control
professional training
national guard.

В настоящее время ведется активный анализ современных научных подходов к исследованию проблемы управления качеством профессиональной подготовки курсантов военных вузов ВНГ РФ, который сводится к поиску и реализации на практике наиболее перспективных из них.

Понятие «подход» в педагогической науке имеет очень широкое значение, но для нашего исследования наибольший интерес представляет определение, данное М.А. Галагузовой и Ю.Н. Галагузовой, которое подчеркивает, что «…подход – это особая форма познавательной и практической деятельности; это рассмотрение педагогических явлений под определенным углом зрения; это основание, которое выбирается неизменным в анализе и проектировании любого явления; это стратегия исследования изучаемого процесса; это базовая ценностная ориентация, определяющая позицию педагога; это метод структуризации исследуемого объекта…..» [1, с. 12].

Цель исследования – изучить и выявить актуальность современных научных подходов к управлению качеством профессиональной подготовки курсантов военных вузов ВНГ РФ.

Материал и методы исследования. В современной педагогической практике широкое применение нашли следующие научные подходы: системный (системно-структурный, системно-целостный), личностный (личностно ориентированный), субъектный (субъект-субъектный, субъектно-деятельностный), комплексный, аксиологический, компетентностный, функциональный, ситуационный, синергетический и другие. Заметим, что это лишь немногие из всех существующих на сегодняшний день подходов к научным исследованиям.

При решении проблем нашего исследования мы будем опираться на такие из них, как: системный, деятельностный, компетентностный и не применяемый ранее в области управления качеством профессиональной подготовки курсантов военных вузов ВНГ РФ фреймовый.

Рассмотрим их более подробно.

Для понимания актуальности системного подхода считаем необходимым детально проанализировать его применение в педагогике.

Наиболее полноценно данный подход представлен в работах советского ученого В.Г. Афанасьева [2] и современного исследователя А.Р. Камалеевой [3].

В.Г. Афанасьев дал характеристику основных свойств системы:

– существование в любой системе элементов, компонентов или частей;

– наличие связей между элементами (компонентами) системы, при этом в случае изменения одного из них происходит непосредственное изменение другого. Данное свойство определяет структуру системы;

– существование общих характеристик (качеств) у элементов (компонентов), которыми каждый из них в отдельности обладать не сможет;

– реализация элементами (компонентами) системы собственных функций в соответствии с заданными целями;

– обязательное наличие связей системы с внешней средой, другими системами (в том числе и субсистемами и суперсистемами, то есть с системами более низкого (высокого) уровня [2].

А.Р. Камалеева отмечала, что педагогическая версия системного подхода развивалась в двух направлениях: педагогическом (в рамках педагогической науки) и философском (в рамках общенаучного подхода). Направление работы по развитию системного подхода в педагогике она видела в необходимости формирования его методологии как самостоятельной области научного знания для применения его в конкретных педагогических исследованиях. Как считает исследователь, факт наличия собственной методологии дает нам право говорить о существовании педагогической системы [3], которая среди множества существующих в настоящее время видов систем является наиболее близкой для нас и по своим характеристикам обладает динамическими, социальными, открытыми, реальными, сложными, вероятностными, самоуправляемыми и при соблюдении условий динамичности и целеустремленности – развивающими свойствами.

В педагогике развитие идей теории деятельности тесно связано с научными достижениями Л.С. Выготского [4], С.Л. Рубинштейна [5], А.Н. Леонтьева [6].

Так, Л.С. Выготский использовал понятие «деятельность» для исследования структуры сознания, при этом он был убежден, что ключевой проблемой психологии является проблема произвольного действия, которая целенаправленно влияет на всю систему сознания человека [4].

В свою очередь С.Л. Рубинштейн под деятельностью понимал целенаправленное, сознательное изменение себя субъектом, способ преобразования всего окружающего вокруг себя. Он показал, что в первую очередь через внутренние побуждения действуют на человека внешние причины, то есть сама его деятельность [5].

Суть позиции А.Н. Леонтьева можно выразить сказанными им словами: «Те специфические процессы, которые осуществляют то или иное жизненное, т.е. активное, отношение субъекта к действительности, мы будем называть в отличие от других процессов процессами деятельности» [6, с. 99].

Фреймовый подход к управлению качеством профессиональной подготовки курсантов военных вузов ВНГ РФ является относительно новым, недостаточно изученным.

Слово «фрейм» в переводе с английского языка имеет несколько значений: «каркас, скелет, рама, кадр, оправа, структура» [7, с. 165]. Впервые технология фреймового представления знаний была применена известным американским ученым Мэрвином Минским при исследовании проблем представления знаний в системах искусственного интеллекта.

Неоценимый вклад во внедрение фреймового подхода в образовательный процесс внесла Р.В. Гурина. Согласно ее точке зрения сущность фреймового подхода заключается в смысловой компрессии учебного материала, а его использование позволяет значительно повысить качество и скорость обучения учащихся. Добиться поставленной цели своего исследования ей удалось способом введения фреймовых схем-опор, представляющих собой спекулятивную форму оригинальных стереотипных ситуаций в символах (жесткий каркас), элементами которого являются пустые окна (слоты), способные неоднократно обновляться поступающей информацией [8].

Отметим, что проведенные ею исследования подтвердили эффективность применения фреймового подхода в обучении.

В военной педагогике активно используется похожая педагогическая технология, получившая название «технология обучения на основе графических методов сжатия информации», разработанная выдающимся учителем-новатором XX века В.Ф. Шаталовым, который применил «метод опорных сигналов» в «опорном конспекте». Основа использования данного метода заключается в том, что преподаватель для сжатия информации использует конспект, размещенный на одной тетрадной странице, содержащий в себе материал нескольких занятий, закодированный в образной, но легко доступной форме. Он, начиная занятие, разворачивает его в полный текст, а обучаемый самостоятельно, держа аналогичный конспект перед собой, воспринимая рассказ преподавателя и используя рекомендуемый ему учебник, мысленно аналогичным образом разворачивает его, а затем сворачивает в опорный сигнал. Отличительной особенностью данного метода является то, что обучаемый не запоминает учебный материал, а использует соответствующие функции мозга для размышления над ним [9].

Мы придерживаемся той точки зрения, что между опорным конспектом и фреймовой опорой существуют определенные сходства, они:

– имеют наглядность и приводят к образному мышлению;

– активизируют работу образной памяти в мыслительной деятельности;

– способствуют сжатию информации и учебных материалов.

Но отметим и отличия, которые заключаются в том, что если опорный конспект разрабатывается отдельно к каждому занятию, то фреймовых схем-опор можно составить несколько на весь изучаемый курс, так как они имеют универсальный обобщающий характер, что позволяет сделать их количество минимальным.

Идеи компетентностного подхода, рассмотренные нами в трудах В.Л. Акапьева, Н.В. Немыкиной, Н.И. Немыкина [10], И.Е. Барышниковой [11], О.В. Козлова [12], В.Ю. Исака [13] и других ученых, представляют основу современной системы высшего образования в Российской Федерации.

Так, В.Л. Акапьев, Н.В. Немыкина и Н.И. Немыкин, ведя речь об общей педагогической компетенции, отмечают важность развития компетентностного подхода в современном образовании в нашей страны, рассматривая его как реальные возможности универсальных учебных действий обучающихся [8].

Нам ближе точка зрения И.Е. Барышниковой, сформировавшей модель профессиональной компетентности и включившей в нее следующие компоненты: эмоционально-волевой, мотивоционно-ценностный, когнитивный, коммуникативный, креативно-деятельностный.

Завершить рассмотрение компетентностного подхода нам хотелось бы на примере позиции О.В. Козлова, актуализировавшего применение компетентностного подхода к исследованию процесса профессиональной подготовки курсантов военных вузов ВНГ РФ. Автор «интегрирует в своем смысловом и содержательном поле указанные выше подходы, предъявляя особые требования к организации образовательного процесса в части его содержания, форм и применяемых средств для получения результата» [9, с. 302].

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ работ В.Г. Афанасьева и А.Р. Камалеевой показал, что большинство систем складывается исходя из двух основных положений, которые определяются как целостность и как множество элементов с отношениями между ними. Каждая система включает в себя элементы более высокого уровня либо наоборот – более низкого. Система, где существует приоритетный элемент, по отношению к другим называется централизованной.

Таким образом, мы можем отметить, что в любой системе в обязательном порядке должны присутствовать следующие составляющие: структурные элементы, наличие определенных связей, отношений и системности между ними, целенаправленность, функциональность, приспособляемость, управляемость и закономерность исторического развития.

Нам хотелось бы обратить внимание на зависимость характера связи педагогической системы и внешнего мира, исходя из которой она может называться открытой или закрытой. Открытой она считается при условии обмена (ввода, вывода) материалами, энергией, информацией и другими компонентами системы, а закрытой тогда, когда соответствующего обмена не происходит. При этом под вводом понимают все поступающие компоненты в систему из внешней среды, а под выводом – отдаваемый в нее после переработки новый материал.

Основываясь на результатах вышесказанного, отметим, что педагогическая система военных вузов ВНГ РФ представляет собой систему относительно закрытого типа, являясь при этом целостной и характеризующейся иерархически, четко выстроенной, построенной по определенным правилам внутренней структурой ее компонентов.

Детально проанализировав основополагающие работы С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, посвященные теории деятельности, мы можем сделать вывод, что уровень управления качеством профессиональной подготовки курсантов военных вузов ВНГ РФ будет связан со спецификой повседневной деятельности курсантов. Ведь курсант как субъект самостоятельно управляет своей деятельностью, которая обратным образом, но уже с внешней стороны, оказывает соответствующее воздействие.

Таким образом, можно сделать вывод, что способом внешнего воздействия в курсантах формируются внутренние побуждения стать наиболее подготовленными к осуществлению своей будущей профессиональной деятельности.

Мы считаем, что исследования, проведенные Мэрвином Минским, послужили точкой опоры для развития педагогической технологии фреймового представления знаний, которая представляет собой процесс, вызванный необходимостью интенсификации образовательного процесса. Анализ результатов исследований Р.В. Гуриной подтверждает актуальность применения фреймового подхода в образовательном процессе и указывает на то, что:

– фреймирование – это высокоэффективный способ сжатия информации;

– фреймовый подход за счет структурирования учебного материала позволяет упорядочивать и систематизировать его;

– использование фреймов способствует более эффективному усвоению учебного материала.

Также считаем нужным отметить, что фреймирование в настоящее время составляет основу применения информационных технологий в обучении, в то время как современные учебники представляют лишь картину общего текста, на изучение которого уходит значительное количество времени.

Таким образом, можно указать на актуальность использования фреймового подхода, заключающуюся в поиске способов (путей) достижения эффективной степени управления качеством профессиональной подготовки курсантов военных вузов ВНГ РФ.

Рассуждая о важности применения компетентностного подхода в области высшего профессионального образования, мы видим, что с его помощью многие ученые формируют в обучаемых знания, умения, навыки (В.Л. Акапьева, Н.В. Немыкина, Н.И. Немыкина и И.Е. Барышникова), то есть иными словами – ключевые компетенции.

Но, обращаясь к точке зрения О.В. Козлова, мы добавим, что истинным назначением компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих офицеров ВНГ РФ будет являться достижение их готовности к осуществлению своей профессиональной деятельности, то есть результата профессиональной подготовки.

При этом, как справедливо отмечает В.Ю. Исак, достижение этого результата заключается не в сумме полученных знаний, а в развитии самостоятельного их поиска, получении опыта за счет овладения ключевыми компетенциями, позволяющими решать жизненные и профессиональные проблемы [10].

Выводы

На основе проведенного анализа рассмотренных современных научных подходов, лежащих в основе изучения управления качеством профессиональной подготовки курсантов военных вузов ВНГ РФ, можно сделать вывод о том, что каждый из них по-своему актуален для нашего исследования.

  1. Системный подход способствует поддержанию целостности взаимодействующих между собой компонентов педагогической системы военного вуза ВНГ РФ.
  2. Деятельностный подход связан с организацией управления качеством профессиональной подготовки курсантов способом внешнего воздействия на формирование в них внутренних побуждений быть готовыми по завершении процесса профессиональной подготовки осуществлять свою профессиональную деятельность.
  3. Фреймовый подход направлен на формирование способов и путей достижения высокой степени эффективности управления качеством профессиональной подготовки курсантов военных вузов ВНГ РФ.
  4. Компетентностный подход способствует достижению результата профессиональной подготовки, который будет определять готовность будущих офицеров ВНГ РФ к осуществлению своей профессиональной деятельности.