Процесс воспитания понимается нами как в узком, так и в широком смысле. В данном случае мы подходим к проблеме воспитания с позиции развития общества в различные исторические периоды. Было время, когда считалось, что образование представляет собой единство обучения и воспитания, т.е. образование само по себе формирует личность. Однако утверждалось мнение о том, что можно быть образованным, но безнравственным. Обосновывалось и положение о социализации молодежи, т.е. воспитание самой жизнью и трудом. В общей сложности все это понимается нами как следствие социального заказа общества и государственной образовательно-воспитательной политики в различные исторические периоды. На современном этапе наша страна переживает сложный процесс перехода к новым общественно-политическим, социально-экономическим отношениям и гражданскому обществу с правовым государством. Следовательно, речь идет о воспитании нового человека, гражданина России на основе реальных жизненных ситуаций.
Цель исследования. В статье на основе историко-педагогического анализа обосновывается положение о том, что сама жизнь показывает приоритетность воспитания молодежи на основе современных жизненных реалий, где детям дается свобода выбора собственного личностного развития при помощи учителя-воспитателя и создания необходимых условий согласно требованиям ФГОС нового поколения.
Материал и методы исследования. Теоретическим и фактическим источником исследования является история развития российского образования в постсоветское время, где анализируются научные взгляды исследователей на проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения в условиях коренных общественно-политических и социально-экономических преобразований. Автором используются методы сравнительно-исторического анализа и системно-деятельностного подхода к проблеме исследования с целью получения логически завершенных результатов на основе реальных жизненных ситуаций общественного развития.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализируя развитие российского образования в историко-педагогическом аспекте, можно отметить ряд существенных положений.
Во-первых, воспитание понималось как идеология коммунистического воспитания молодежи с целью формирования личности в духе убежденности и верности социалистическим идеалам.
Во-вторых, при старой системе воспитания большое значение придавалось количеству мероприятий без учета личных интересов и способностей учащихся.
В-третьих, ребенок рассматривался только как объект воспитания, что привело к авторитарной школе.
В-четвертых, в перестроечный период «смутного времени 1990-х годов», т.е. в условиях кардинальных общественно-политических и социально-экономических преобразований, наша страна пережила глубокий духовно-нравственный кризис. Развитие российского общества на новый лад предполагало острую необходимость разработки социально-философской основы концепции воспитания подрастающего поколения в сложившейся политической, экономической и духовной обстановке [1, с. 20–22].
В свое время экс-президент Российской академии образования, академик Н.Д. Никандров отметил следующее: «… в 1990-ые годы была практически разрушена система советского воспитания без адекватной ее замены, хотя эта система имела ряд существенных недостатков. Вспоминаются слова Н.И. Лобачевского о том, чему должно нам учиться, чтобы достигнуть своего назначения? … Его мнение: ничего не уничтожать и все совершенствовать» [2, с. 39–58]. Но в нашей педагогической практике на первых этапах реформирования образования заметное место занимали слова «перестроить», «разрушить». Однако наши трудности с воспитанием связаны с тем, что стало неясным, кого мы хотим воспитать в условиях переходного периода.
Утверждение, что образование не должно быть идеологизированным, оказалось неверным по сути и по результатам. Дело в том, что идеология понимается как набор объединяющих идей, принятый обществом и социальной группой. Идеи-ценности составляют в любом случае практическую цель и содержание воспитания, которые выражаются в российской национальной идее (православие, патриотизм, народность) [2, c. 39–58]. Таким образом, наша современная жизнь показала, что исторические ошибки прошлого обернулись нам большими трудностями и потерями в воспитании подрастающего поколения.
В Республике Саха (Якутия) на современном этапе ставится задача, что наша республика должна стать одним из лидеров по качеству образования и количеству образованных людей в Российской Федерации. В связи с этим модернизируется система образования по следующим направлениям: развитие новых типов и видов образовательно-воспитательных организаций; обеспечение школ педагогическими кадрами с высшим образованием; воспитание подрастающего поколения на прогрессивных традициях народного воспитания; каждая сельская малокомплектная школа становится центром духовного преобразования села.
Здоровый образ жизни становится одной из основных идеологий воспитания, определяющей духовное возрождение народа. У наших предков был непосредственный диалог с природой, что обеспечивало умение жить в условиях Севера. В сущности, это означает основу философии жизни и идеологию народа Саха.
Но мы должны привить молодежи чувство патриотизма как одну из идей воспитания. Речь идет о почтении к старшему поколению, так как личность воспитывается на опыте жизни и деятельности предыдущих поколений. Следует формировать у детей бережное отношение к историческому опыту своего народа, растить будущего хозяина своей земли и любящего родной край.
В республике развивается национально-региональная система образования на основе идей Концепции обновления и развития национальной школы. Достойный вклад вносят директивные документы в области образования, творческая деятельность образовательных организаций; подразделения Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова педагогического профиля, институт национальных школ Республики Саха (Якутия), Ассоциация народной педагогики и др. Созданы определенная теоретическая и практическая база, педагогические кадры, обеспечивающие развитие национально-региональной системы образования на основе этнопедагогической теории и практики народа Саха.
Общероссийская национальная идея обеспечивает единое образовательное пространство с учетом регионализации образования. Разнообразие региональных ситуаций в образовании стало фактом вариативности его содержания. Соблюдается реальная диалектика общего и особенного, федерального и регионального. Региональная политика в образовании своеобразна по решению, но сохраняет единство общероссийской гражданской идентичности.
Наша республика известна как самая северная в составе Российской Федерации. Ее отличительными особенностями являются сложные экономико-географические и природно-климатические условия. В суровых условиях Севера каждый народ создал свой неповторимый уклад жизни, язык, самобытную культуру и пронес все это через века. Этим люди внесли свой достойный вклад в мировую цивилизацию, накопили богатый своеобразный жизненный опыт, без чего жизнь в тайге и тундре была бы невозможной и сама тайга и тундра остались бы на тысячелетия безлюдными.
Анализируя инновационный педагогический опыт сельских школ Якутии в своей книге «Алмазная земля педагогики олонхо», А.М. Лобок отмечает следующее:
«– своеобразие якутского села состоит в том, что у жителей есть чувство собственного достоинства, где каждый наслег отличается своим историческим происхождением и культурным наследием;
– в суровых условиях народы Севера накопили богатый жизненный опыт, самобытные традиционные отрасли хозяйства;
– выпускники якутской школы воспитываются патриотами и хозяевами своей родной земли;
– непонятно, когда говорят о реорганизации и ликвидации малокомплектных сельских школ, считая их экономически невыгодными…» [3, с. 38–41].
«Самовоспитание, – писал В.А. Сухомлинский, – это не что-то вспомогательное в воспитании, а крепкий фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитает» [4, с. 239]. Иными словами, в данном случае теряется социальный смысл процесса становления человека как личности. Из этого следует, что в основе учебно-воспитательной работы школы лежит уважение к личности учащегося. Деятельность учителя-воспитателя направлена на индивидуализацию и понимание личности учащегося. «Должен поставить ученика как можно раньше на путь осознания своего предназначения и призвания, на путь строительства своей личности в течение всей жизни: человек сам разворачивает, строит себя» [5, с. 38].
Известно, что воспитание и есть педагогическое управление процессом развития личности. В нашем случае мы стремимся управлять не личностью, а процессом ее развития. Следовательно, в работе приоритет отдается приемам опосредованного педагогического воздействия. Ученик развивается в процессе обучения и социализации, которые происходят под влиянием всего миропорядка, через общественные институты, экономику, политику, средства массовой коммуникации, через семью, среду молодежного общения и т.д. В этом мире влияний есть часть, происходящая целенаправленно, под педагогическим управлением. Это и есть воспитание, которое призвано помочь личности найти в этом мире свое лицо, свое отношение к нему, людям и самому себе.
С этих позиций воспитание должно формировать у детей умение жить в сообществе родного народа, где его история, культура становятся условием развития ребенка в окружающем социуме, т.е. речь идет о социализации личности учащегося. В этом отношении академик РАО Н.Д. Никандров утверждает положение о том, что «…социализация, окружающая действительность оказывают во многих отношениях более сильное формирующее воздействие, нежели образование. Иными словами, школа жизни сильнее собственно школы – понимаемой, конечно, широко, – и, если их влияния разнонаправлены или просто не скоординированы, возникает целая система рисков для человека и общества…» [2, с. 197–198].
Как считал П.П. Блонский, говоря о гуманизации образования, «…будущая школа должна быть ярко гуманитарной школой, школой человечности в полном смысле этого слова... Ее основа – деятельность самого ребенка, постепенное саморазвитие его при помощи дающего материал для этого саморазвития учителя…» [6, с. 42]. Также он считал, что «…учитель – лишь сотрудник, помощник и руководитель ребенка в собственной работе ребенка» [6, с. 104]. Им была выдвинута идея об автономности личности и способности к самоопределению. Это означает, что такая личность воспитывается только в новой школе. П.П. Блонский в последней главе своей работы «Задачи и методы новой народной школы» в следующей формулировке: «Учитель, стань человеком!». В этой главе были описаны идеи, которые созвучны современным идеям ФГОС нового поколения: «В школе должно быть, возможно, больше простора для личного творчества учителя: точно регламентированная программа, учебник и вопросно-ответная форма обучения обезличивают учителя. Превратим же уроки в совместную жизнь учителя с детьми, пусть урок будет или совместной работой над новой задачей, или задушевной общей беседой ...» [6, с. 144].
В настоящее время востребованы исследования Г.Н. Волкова об этнопедагогике как науке о воспитании национального человека, этнокультурной личности; В.В. Кумарина о природосообразной педагогике классиков зарубежной и отечественной педагогики и реформе школы; А.М. Цирульникова об этнорегиональной проблематике сельской школы, педагогике кочевья, проблеме педагогических инноваций и др.
В частности, академик РАО Г.Н. Волков утверждает положение о том, что «этнопедагогика исключает воспитание людей без рода, без племени. Она может функционировать, естественно, только в условиях конструктивных межэтнических диалогов, учитывающих также своеобразие межконфессиональных и даже, может быть, межпрофессиональных диалогов, исключая при этом всякого рода духовно-нравственные, интеллектуальные и другие возможные конфликты» [7, c. 638].
Доктор педагогических наук, профессор В.В. Кумарин в своей книге «Педагогика природосообразности и реформа школы» пишет следующее: «За все годы существования СССР его школа никогда не занималась выявлением, раскрытием, взращиванием и реализацией врожденных способностей детей. …Спасение школы, всего народного образования, радикальное решение проблемы подготовки конкурентоспособных кадров для промышленности и сельского хозяйства – целиком в руках научной, природосообразной педагогики Я.А. Коменского, Джона Локка, И. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и А.С. Макаренко» [8, c. 4].
Член-корреспондент РАО А.М. Цирульников, рассматривая проблемы развития образования в свете этнорегиональных и социокультурных реалий национальных регионов, приходит к следующему выводу: «Унификация школ стала массовым явлением, которое имеет как прямые, так и обратные связи с унификацией социально-политической, хозяйственно-экономической и культурной жизни страны. Вместе с тем она находится в острейшем противоречии с реальностью, многообразием как индивидуальной, субъектной жизни людей, их культурных и образовательных запросов и интересов, так и объективным наличием разнообразных (природных, географических, территориальных, демографических, культурных, национальных и других) факторов и условий, определяющих специфику содержания и организации образования» [9, c. 32–33].
С этих позиций современных научно-педагогических взглядов на воспитание и образование Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) всегда находилось в активном инновационном движении. В частности, в настоящее время разработана воспитательная программа «Эркээйи-2», которая является кардинально обновленным вариантом ранней воспитательной программы «Эркээйи» в духе современных жизненных реалий. Она является результатом работы творческой группы авторов под руководством экс-министра, ныне депутата Государственного собрания (ИЛ ТҮМЭН) Республики Саха (Якутия), доктора педагогических наук Ф.В. Габышевой. Принципиальным отличием воспитательной программы «Эркээйи-2» становится то, что понятие «самовоспитание» становится особенно актуализированным. Иными словами, меняется методологический концептуальный подход к учебно-воспитательному процессу. Цель воспитательной программы «Эркээйи-2» – целенаправленное комплексное взаимодействие дошкольных учреждений, общеобразовательных организаций, центров дополнительного образования, среднего и высшего профессионального образования, семьи, детских общественных организаций, общественности, социума по организации жизни и деятельности воспитанников, создании всех необходимых условий, где каждый ребенок находит индивидуальную траекторию самовоспитания и саморазвития в соответствии со своими желаниями, интересами, возможностями, склонностями, способностями, талантами. Учитель-воспитатель, учитель специальной дисциплины меняются сами, овладевая функциональными обязанностями тьюторского сопровождения (организатор совместного поиска по пути познания, наставник, помощник, консультант, советник в жизненных планах и т.д.).
Заключение. Исходя из изложенного мы приходим к следующим основным выводам.
В период с конца 1980-х и до начала 1990-х годов советская система воспитания была расформирована и уничтожена без какой-либо аналогичной и эффективной замены. Деидеологизация российского образования является неверным утверждением по сути.
Здоровый образ жизни становится одной из основных идеологий воспитания, определяющей духовное возрождение народа. У наших предков был непосредственный диалог с природой, что обеспечивало умение жить в условиях Севера. В сущности, это означает основу философии жизни и идеологию народа Саха. Однако молодежь воспитывается на чувстве патриотизма как одной из идей воспитания.
Разнообразие региональных ситуаций в образовании стало фактом вариативности его содержания. Соблюдается реальная диалектика общего и особенного, федерального и регионального.
В суровых условиях Севера каждый народ нашей республики создал свой неповторимый уклад жизни, язык, самобытную культуру и внес этим самым достойный вклад в мировую цивилизацию. Народы накопили богатый своеобразный жизненный опыт, без чего жизнь в тайге и тундре была бы невозможной.
Чтобы новая образовательная парадигма действовала эффективно, нужна соответствующая философско-педагогическая концепция о природной сущности человека. Познавая самого себя в жизнедеятельности, человек утверждает самого себя.
Развитие самостоятельности учащихся достигается при уважительных отношениях между учителем-воспитателем и его учащимися, что составляет сущность гуманистического метода воспитания. Гуманизация воспитания обеспечивает свободное, самостоятельное и личностно ориентированное развитие личности учащегося в зависимости от его индивидуальной траектории развития.
Учащийся развивается в процессе воспитания, образования и социализации, которые происходят под влиянием всего миропорядка. Это и есть воспитание, которое призвано помочь личности ориентироваться в мире разнообразных жизненных ситуаций.
Принципиальным отличием обновленной воспитательной программы «Эркээйи-2» Республики Саха (Якутия) становится то, что понятие «воспитание» заменено словом «самовоспитание», т.е. кардинально меняется методологический концептуальный подход к учебно-воспитательному процессу с позиции обеспечения свободного творческого саморазвития учащегося.