Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE EDUCATION OF THE RISING GENERATION: HISTORY AND MODERN ERA

Neustroev N.D. 1 Savvin A.S. 1 Neustroev A.N. 1
1 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
Under the conditions of our country's transition to new socio-political and socio-economic relations, there are corresponding transformations in the field of education. In historical terms, it is noted that in the 90s of XX century the Soviet system of education was destroyed without its adequate replacement. It became unclear who and how to raise. It turned out to be wrong to claim that Russian education should be deideologized. Thanks to the priority educational policy in these difficult years in Yakutia, it was possible to maintain a stable development of education: the development of new types and types of educational organizations, each rural small school becomes the center of spiritual transformation of the village, the education of the younger generation. Currently, educational program «Erkeeyi-2» in the spirit of modern life ethnopedagogical theory and practice is developed. At the same time, it is fundamentally important that the concept of "Self-education" becomes particularly relevant, i.e. it is a new methodological conceptual approach to the educational process, where the teacher acts as a mentor, organizer, consultant, and the students themselves are engaged with options, according to the program of individual development trajectory. According to the new generation Federal Educational Standards the challenge before us is the education of the citizen of Russia, where it is assumed the combination of General and special federal and regional in the organization of activities of national schools.
transformation
education
history
development
ideology
politics
school
modern era
new
conceptual approach

Процесс воспитания понимается нами как в узком, так и в широком смысле. В данном случае мы подходим к проблеме воспитания с позиции развития общества в различные исторические периоды. Было время, когда считалось, что образование представляет собой единство обучения и воспитания, т.е. образование само по себе формирует личность. Однако утверждалось мнение о том, что можно быть образованным, но безнравственным. Обосновывалось и положение о социализации молодежи, т.е. воспитание самой жизнью и трудом. В общей сложности все это понимается нами как следствие социального заказа общества и государственной образовательно-воспитательной политики в различные исторические периоды. На современном этапе наша страна переживает сложный процесс перехода к новым общественно-политическим, социально-экономическим отношениям и гражданскому обществу с правовым государством. Следовательно, речь идет о воспитании нового человека, гражданина России на основе реальных жизненных ситуаций.

Цель исследования. В статье на основе историко-педагогического анализа обосновывается положение о том, что сама жизнь показывает приоритетность воспитания молодежи на основе современных жизненных реалий, где детям дается свобода выбора собственного личностного развития при помощи учителя-воспитателя и создания необходимых условий согласно требованиям ФГОС нового поколения.

Материал и методы исследования. Теоретическим и фактическим источником исследования является история развития российского образования в постсоветское время, где анализируются научные взгляды исследователей на проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения в условиях коренных общественно-политических и социально-экономических преобразований. Автором используются методы сравнительно-исторического анализа и системно-деятельностного подхода к проблеме исследования с целью получения логически завершенных результатов на основе реальных жизненных ситуаций общественного развития.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализируя развитие российского образования в историко-педагогическом аспекте, можно отметить ряд существенных положений.

Во-первых, воспитание понималось как идеология коммунистического воспитания молодежи с целью формирования личности в духе убежденности и верности социалистическим идеалам.

Во-вторых, при старой системе воспитания большое значение придавалось количеству мероприятий без учета личных интересов и способностей учащихся.

В-третьих, ребенок рассматривался только как объект воспитания, что привело к авторитарной школе.

В-четвертых, в перестроечный период «смутного времени 1990-х годов», т.е. в условиях кардинальных общественно-политических и социально-экономических преобразований, наша страна пережила глубокий духовно-нравственный кризис. Развитие российского общества на новый лад предполагало острую необходимость разработки социально-философской основы концепции воспитания подрастающего поколения в сложившейся политической, экономической и духовной обстановке [1, с. 20–22].                                                                                                          

В свое время экс-президент Российской академии образования, академик Н.Д. Никандров отметил следующее: «… в 1990-ые годы была практически разрушена система советского воспитания без адекватной ее замены, хотя эта система имела ряд существенных недостатков. Вспоминаются слова Н.И. Лобачевского о том, чему должно нам учиться, чтобы достигнуть своего назначения? … Его мнение: ничего не уничтожать и все совершенствовать» [2, с. 39–58]. Но в нашей педагогической практике на первых этапах реформирования образования заметное место занимали слова «перестроить», «разрушить». Однако наши трудности с воспитанием связаны с тем, что стало неясным, кого мы хотим воспитать в условиях переходного периода.

Утверждение, что образование не должно быть идеологизированным, оказалось неверным по сути и по результатам. Дело в том, что идеология понимается как набор объединяющих идей, принятый обществом и социальной группой. Идеи-ценности составляют в любом случае практическую цель и содержание воспитания, которые выражаются в российской национальной идее (православие, патриотизм, народность) [2, c. 39–58]. Таким образом, наша современная жизнь показала, что исторические ошибки прошлого обернулись нам большими трудностями и потерями в воспитании подрастающего поколения.

В Республике Саха (Якутия) на современном этапе ставится задача, что наша республика должна стать одним из лидеров по качеству образования и количеству образованных людей в Российской Федерации. В связи с этим модернизируется система образования по следующим направлениям: развитие новых типов и видов образовательно-воспитательных организаций; обеспечение школ педагогическими кадрами с высшим образованием; воспитание подрастающего поколения на прогрессивных традициях народного воспитания; каждая сельская малокомплектная школа становится центром духовного преобразования села.

Здоровый образ жизни становится одной из основных идеологий воспитания, определяющей духовное возрождение народа. У наших предков был непосредственный диалог с природой, что обеспечивало умение жить в условиях Севера. В сущности, это означает основу философии жизни и идеологию народа Саха.

Но мы должны привить молодежи чувство патриотизма как одну из идей воспитания. Речь идет о почтении к старшему поколению, так как личность воспитывается на опыте жизни и деятельности предыдущих поколений. Следует формировать у детей бережное отношение к историческому опыту своего народа, растить будущего хозяина своей земли и любящего родной край.

В республике развивается национально-региональная система образования на основе идей Концепции обновления и развития национальной школы. Достойный вклад вносят директивные документы в области образования, творческая деятельность образовательных организаций; подразделения Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова педагогического профиля, институт национальных школ Республики Саха (Якутия), Ассоциация народной педагогики и др. Созданы определенная теоретическая и практическая база, педагогические кадры, обеспечивающие развитие национально-региональной системы образования на основе этнопедагогической теории и практики народа Саха.

Общероссийская национальная идея обеспечивает единое образовательное пространство с учетом регионализации образования. Разнообразие региональных ситуаций в образовании стало фактом вариативности его содержания. Соблюдается реальная диалектика общего и особенного, федерального и регионального. Региональная политика в образовании своеобразна по решению, но сохраняет единство общероссийской гражданской идентичности.

Наша республика известна как самая северная в составе Российской Федерации. Ее отличительными особенностями являются сложные экономико-географические и природно-климатические условия. В суровых условиях Севера каждый народ создал свой неповторимый уклад жизни, язык, самобытную культуру и пронес все это через века. Этим люди внесли свой достойный вклад в мировую цивилизацию, накопили богатый своеобразный жизненный опыт, без чего жизнь в тайге и тундре была бы невозможной и сама тайга и тундра остались бы на тысячелетия безлюдными.

Анализируя инновационный педагогический опыт сельских школ Якутии в своей книге «Алмазная земля педагогики олонхо», А.М. Лобок отмечает следующее:

«– своеобразие якутского села состоит в том, что у жителей есть чувство собственного достоинства, где каждый наслег отличается своим историческим происхождением и культурным наследием;

– в суровых условиях народы Севера накопили богатый жизненный опыт, самобытные традиционные отрасли хозяйства;

– выпускники якутской школы воспитываются патриотами и хозяевами своей родной земли;

– непонятно, когда говорят о реорганизации и ликвидации малокомплектных сельских школ, считая их экономически невыгодными…» [3, с. 38–41].

«Самовоспитание, – писал В.А. Сухомлинский, – это не что-то вспомогательное в воспитании, а крепкий фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитает» [4, с. 239]. Иными словами, в данном случае теряется социальный смысл процесса становления человека как личности. Из этого следует, что в основе учебно-воспитательной работы школы лежит уважение к личности учащегося. Деятельность учителя-воспитателя направлена на индивидуализацию и понимание личности учащегося. «Должен поставить ученика как можно раньше на путь осознания своего предназначения и призвания, на путь строительства своей личности в течение всей жизни: человек сам разворачивает, строит себя» [5, с. 38].

Известно, что воспитание и есть педагогическое управление процессом развития личности. В нашем случае мы стремимся управлять не личностью, а процессом ее развития. Следовательно, в работе приоритет отдается приемам опосредованного педагогического воздействия. Ученик развивается в процессе обучения и социализации, которые происходят под влиянием всего миропорядка, через общественные институты, экономику, политику, средства массовой коммуникации, через семью, среду молодежного общения и т.д. В этом мире влияний есть часть, происходящая целенаправленно, под педагогическим управлением. Это и есть воспитание, которое призвано помочь личности найти в этом мире свое лицо, свое отношение к нему, людям и самому себе.

С этих позиций воспитание должно формировать у детей умение жить в сообществе родного народа, где его история, культура становятся условием развития ребенка в окружающем социуме, т.е. речь идет о социализации личности учащегося. В этом отношении академик РАО Н.Д. Никандров утверждает положение о том, что «…социализация, окружающая действительность оказывают во многих отношениях более сильное формирующее воздействие, нежели образование. Иными словами, школа жизни сильнее собственно школы – понимаемой, конечно, широко, – и, если их влияния разнонаправлены или просто не скоординированы, возникает целая система рисков для человека и общества…» [2, с. 197–198].

Как считал П.П. Блонский, говоря о гуманизации образования, «…будущая школа должна быть ярко гуманитарной школой, школой человечности в полном смысле этого слова... Ее основа – деятельность самого ребенка, постепенное саморазвитие его при помощи дающего материал для этого саморазвития учителя…» [6, с. 42]. Также он считал, что «…учитель – лишь сотрудник, помощник и руководитель ребенка в собственной работе ребенка» [6, с. 104]. Им была выдвинута идея об автономности личности и способности к самоопределению. Это означает, что такая личность воспитывается только в новой школе. П.П. Блонский в последней главе своей работы «Задачи и методы новой народной школы» в следующей формулировке: «Учитель, стань человеком!». В этой главе были описаны идеи, которые созвучны современным идеям ФГОС нового поколения: «В школе должно быть, возможно, больше простора для личного творчества учителя: точно регламентированная программа, учебник и вопросно-ответная форма обучения обезличивают учителя. Превратим же уроки в совместную жизнь учителя с детьми, пусть урок будет или совместной работой над новой задачей, или задушевной общей беседой ...» [6, с. 144].

В настоящее время востребованы исследования Г.Н. Волкова об этнопедагогике как науке о воспитании национального человека, этнокультурной личности; В.В. Кумарина о природосообразной педагогике классиков зарубежной и отечественной педагогики и реформе школы; А.М. Цирульникова об этнорегиональной проблематике сельской школы, педагогике кочевья, проблеме педагогических инноваций и др.

В частности, академик РАО Г.Н. Волков утверждает положение о том, что «этнопедагогика исключает воспитание людей без рода, без племени. Она может функционировать, естественно, только в условиях конструктивных межэтнических диалогов, учитывающих также своеобразие межконфессиональных и даже, может быть, межпрофессиональных диалогов, исключая при этом всякого рода духовно-нравственные, интеллектуальные и другие возможные конфликты» [7, c. 638].

Доктор педагогических наук, профессор В.В. Кумарин в своей книге «Педагогика природосообразности и реформа школы» пишет следующее: «За все годы существования СССР его школа никогда не занималась выявлением, раскрытием, взращиванием и реализацией врожденных способностей детей. …Спасение школы, всего народного образования, радикальное решение проблемы подготовки конкурентоспособных кадров для промышленности и сельского хозяйства – целиком в руках научной, природосообразной педагогики Я.А. Коменского, Джона Локка, И. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и А.С. Макаренко» [8, c. 4].

Член-корреспондент РАО А.М. Цирульников, рассматривая проблемы развития образования в свете этнорегиональных и социокультурных реалий национальных регионов, приходит к следующему выводу: «Унификация школ стала массовым явлением, которое имеет как прямые, так и обратные связи с унификацией социально-политической, хозяйственно-экономической и культурной жизни страны. Вместе с тем она находится в острейшем противоречии с реальностью, многообразием как индивидуальной, субъектной жизни людей, их культурных и образовательных запросов и интересов, так и объективным наличием разнообразных (природных, географических, территориальных, демографических, культурных, национальных и других) факторов и условий, определяющих специфику содержания и организации образования» [9, c. 32–33].

С этих позиций современных научно-педагогических взглядов на воспитание и образование Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) всегда находилось в активном инновационном движении. В частности, в настоящее время разработана воспитательная программа «Эркээйи-2», которая является кардинально обновленным вариантом ранней воспитательной программы «Эркээйи» в духе современных жизненных реалий. Она является результатом работы творческой группы авторов под руководством экс-министра, ныне депутата Государственного собрания (ИЛ ТҮМЭН) Республики Саха (Якутия), доктора педагогических наук Ф.В. Габышевой. Принципиальным отличием воспитательной программы «Эркээйи-2» становится то, что понятие «самовоспитание» становится особенно актуализированным. Иными словами, меняется методологический концептуальный подход к учебно-воспитательному процессу. Цель воспитательной программы «Эркээйи-2» – целенаправленное комплексное взаимодействие дошкольных учреждений, общеобразовательных организаций, центров дополнительного образования, среднего и высшего профессионального образования, семьи, детских общественных организаций, общественности, социума по организации жизни и деятельности воспитанников, создании всех необходимых условий, где каждый ребенок находит индивидуальную траекторию самовоспитания и саморазвития в соответствии со своими желаниями, интересами, возможностями, склонностями, способностями, талантами. Учитель-воспитатель, учитель специальной дисциплины меняются сами, овладевая функциональными обязанностями тьюторского сопровождения (организатор совместного поиска по пути познания, наставник, помощник, консультант, советник в жизненных планах и т.д.).

Заключение. Исходя из изложенного мы приходим к следующим основным выводам.

В период с конца 1980-х и до начала 1990-х годов советская система воспитания была расформирована и уничтожена без какой-либо аналогичной и эффективной замены. Деидеологизация российского образования является неверным утверждением по сути.

Здоровый образ жизни становится одной из основных идеологий воспитания, определяющей духовное возрождение народа. У наших предков был непосредственный диалог с природой, что обеспечивало умение жить в условиях Севера. В сущности, это означает основу философии жизни и идеологию народа Саха. Однако молодежь воспитывается на чувстве патриотизма как одной из идей воспитания.

Разнообразие региональных ситуаций в образовании стало фактом вариативности его содержания. Соблюдается реальная диалектика общего и особенного, федерального и регионального.

В суровых условиях Севера каждый народ нашей республики создал свой неповторимый уклад жизни, язык, самобытную культуру и внес этим самым достойный вклад в мировую цивилизацию. Народы накопили богатый своеобразный жизненный опыт, без чего жизнь в тайге и тундре была бы невозможной.

Чтобы новая образовательная парадигма действовала эффективно, нужна соответствующая философско-педагогическая концепция о природной сущности человека. Познавая самого себя в жизнедеятельности, человек утверждает самого себя.

Развитие самостоятельности учащихся достигается при уважительных отношениях между учителем-воспитателем и его учащимися, что составляет сущность гуманистического метода воспитания. Гуманизация воспитания обеспечивает свободное, самостоятельное и личностно ориентированное развитие личности учащегося в зависимости от его индивидуальной траектории развития.

Учащийся развивается в процессе воспитания, образования и социализации, которые происходят под влиянием всего миропорядка. Это и есть воспитание, которое призвано помочь личности ориентироваться в мире разнообразных жизненных ситуаций.

Принципиальным отличием обновленной воспитательной программы «Эркээйи-2» Республики Саха (Якутия) становится то, что понятие «воспитание» заменено словом «самовоспитание», т.е. кардинально   меняется методологический концептуальный подход к учебно-воспитательному процессу с позиции обеспечения свободного творческого саморазвития учащегося.